Анализ деятельности за период с 2008 по 2011 год.
статья по психологии на тему
Анализ психолого-педагогической деятельности, внесение коррективов в план работы проводится психологом школы ежегодно. Вся документация педагога-психолога утвержденная директором школы и ведется в соответствии с рекомендуемыми Департаментом образования администрации Владимирской области формами учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения, «Советом практической психологии в системе образования области в 2006 и 2007 году», /Письмо департамента образования «Об основных подходах к организации деятельности психологических служб образовательных учреждений» 28.04.2007№ ДО-1600-04-07. Информационный бюллетень Департамента образования и ВИПКРО №2 -2008г./
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_deyatelnosti_pedagoga.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности педагога-психолога
Емелиной Ольги Анистиславовны
за период с 2008 по 2011 год.
Меленковской МБОУ «СОШ № 1имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки
2011уч.г.
Анализ деятельности педагога-психолога Меленковской МБОУ«СОШ № 1имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки
Емелиной Ольги Анистиславовны
за период с 2008 по 2011 год.
1.Реализация единой системы непрерывного образования.
Анализ психолого-педагогической деятельности, внесение коррективов в план работы проводится психологом школы ежегодно. Вся документация педагога-психолога утвержденная директором школы и ведется в соответствии с рекомендуемыми Департаментом образования администрации Владимирской области формами учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения, «Советом практической психологии в системе образования области в 2006 и 2007 году», /Письмо департамента образования «Об основных подходах к организации деятельности психологических служб образовательных учреждений» 28.04.2007№ ДО-1600-04-07. Информационный бюллетень Департамента образования и ВИПКРО №2 -2008г./
В своей работе использую стандартизованные, рекомендованные департаментом образования лицензированные методики, программы, технологии.
В процессе работы в период с 2008 по 2011 год по теме эксперимента «Реализация инновационных подходов саморазвития и самосовершенствования личности ребёнка в общеобразовательной школе», направленного на совершенствование образовательного процесса в школе были сформированы и адаптированы методические рекомендации по ведению психолого-педагогической диагностики в общеобразовательных классах.
В ходе включения в экспериментальную работу школы, целью работы педагога-психолога являлось содействие в создании условий для личностного, интеллектуального, социального развития подрастающего поколения, охране психического здоровья всех участников образовательного процесса.
Были разработаны и апробированы программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
-программа «Школа будущего первоклассника» (программа развития интеллектуальной и личностной сферы будущих первоклассников), апробированная в трех школах города, утверждена на МО психологов в 2008 г;
-программа формирования у детей эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья «Уроки добра» (1-4 класс) автор-составитель С.А.Семенак,СПб-2007. в дополнение программы используются материалы «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 30 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004.» Н.П. Слободяник.
автор-составитель О.В.Хухлаева;
-программа групповой работы по проблемам школьной тревожности для учащихся «Тропинка к своему Я», Издательство «Генезис»,2005.;
-программа по социально-психологической профилактике поведенческих факторов риска у учащихся «Я-подросток» автор-составитель А.И.Захаров., СПб-2004.;
- программа формирования готовности к выбору будущей профессии «Профессиональное самоопределение», автор - составитель Емелина О.А. в дополнении программы использованы программы В.Д.Симоненко, А.Н.Бобровская, 2007.
2. Наличие системы психологического просвещения, с целью повышения психологической культуры субъектов образовательного процесса.
Организационно-методическая и исследовательская деятельность педагога-психолога, ее реализация, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения соответствуют целям и задачам образовательного учреждения.
Работа педагога-психолога строится по профилю модели – «организатора и куратора».
За указанный отчетный период работа велась по следующим шести направлениям:
1. диагностическая работа;
2. развивающая и коррекционная работа;
3. просветительская работа;
4. консультационная работа;
5. экспертная работа;
6. организационно-методическая.
Цель: психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся.
Специфика: психолого-педагогическое сопровождение долгосрочных целей и задач школы согласно годовым отчетам в период с 2008-2009 по 2010-2011 год прослеживается системность психолого-педагогической работы, которая ведется по перечисленным выше направлениям деятельности со всеми участниками образовательного процесса, в полной мере выполнения мероприятий плана. Документация ведется согласно инструктивному письму «О методических рекомендациях по сопровождению образовательного процесса Владимирской области» Департамента образования администрации Владимирской области от 22.03.2010 года.
Организационно-методическая работа за период с 2008- по 2011 год:
• участие и выступление на районной конференции школ, содействующих укреплению
здоровья «Инновационные подходы саморазвития и самосовершенствования личности»;
• участие в работе школьной медико-психолого-педагогической комиссии;
• участие в районном семинаре (24.12.2008г.) «Роль учреждений образования в
организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков»;
• участие и показ открытого занятия на городском семинаре (08.04.2009г.) для
заместителей директоров по УВР «Профессиональное самоопределение - деловая игра «ПРОФСОЮЗ»;
• участие в областном семинаре на базе ВИПКРО (15.12.2009г.), работа в рабочей группе «Социально-педагогическое сопровождение семей и учащихся группы риска»;
• участие в работе семинара «Технологии воспитания и обучения детей с проблемами» на базе ОГОУ «Ляховский детский дом» (02.11.2010г.)
В рамках экспертной работы педагог-психолог является постоянным участником педсоветов, педсовещаний, заседаний медико-психолого-педагогической комиссии (наблюдение, диагностика, консультации, привлекается к принятию решений, требующих вмешательства психолога в заседаниях «Совета профилактики»).
В течение указанного периода в работе сложилась система психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей с применением традиционных и активных форм, методов, через семинары, факультативы, деловые и психологические игры, тренинги, практические, развивающие, коррекционно-развивающие занятия.
С 2008 года периодически проводится мониторинг «Трудности адаптации» с участием учащихся 5,10-х классов. В 2010 году количество учеников принявших участие в мониторинге (137 человек - 60 девочек, 77 мальчиков) по сравнению с 2008 годом возросло на 12%. Полученные результаты озвучивались на общешкольном родительском собрании и были необходимы для дальнейшей работы классных руководителей при планировании мероприятий в доверенном им классе.
В декабре 2010 года был проведен мониторинг «Удовлетворенность качеством ОУ» в общеобразовательных классах с 3 по 11 класс, в котором приняли участие 342 школьника с целью изучения отношения родителей к задачам и качествам услуг которые школа решает и предоставляет. Результаты мониторинга представлены в отдел образования.
Консультационная работа проводилась по запросам учителей, родителей, учащихся или администрации, по плану в индивидуальном и групповом порядке. 2010 году было проведено 237 индивидуальных консультаций, что по сравнению с 2008 годом возросло на 60%, данный вид деятельности необходимо продолжать популяризировать среди учеников, их родителей и учителей.
Развивающая и коррекционная работа проводилась в таких вариантах:
• учащиеся 5-х классов в течение года по 1 часу в неделю занимались в кружке «Новичок в школе» с целью формирования эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья и социально-психологической профилактики поведенческих факторов риска;
• занятия в кружке «Уроки добра» с психологом проходили с учащимися 3-4-х классов в течение года по 1 часу в неделю, направленных на формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы;
• занятия «Я подросток» проходили с учащимися 7-х классов в течении года по 1 часу в неделю, направленные на социально-психологическую профилактику поведенческих факторов риска;
Данная работа была направлена и на формирование мотивации к учению, и на повышение уровня адаптации учащихся. Работа по адаптации будущих пятиклассников при переходе из школы первой ступени в школу второй ступени начинается в октябре учебного года. Работа по адаптации учащихся 1, 5,10 классов продолжается до декабря и итоговая работа представляется на МО классных руководителей.
•во всех начальных классах, а так же в классах среднего и старшего звена были проведены интеллектуальные развивающие игры (интеллектуальный марафон) с использованием ИКТ.
Ежегодное проведение мероприятия «Неделя психологии в школе», проводится по принципу:
- Цикличность и переемственность (каждый день является логическим продолжением дня предыдущего; каждый день несет свою смысловую нагрузку)
- Проведение сквозных акций (каких-либо действий, переходящих изо дня в день)
- События Недели психологии должны охватывать всю школу
- Неделя психологии должна быть целостной и законченной.
В рамках просветительской работы проводились, родительские собрания характерной тематики связанной с основными этапами (возрастные особенности) психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
•Выступление на общешкольном собрании на тему «Проблемы обучения и воспитания» с использованием ИКТ, «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Вопросы адаптации», «Права и обязанности родителей»;
•Выступление на классных родительских собраниях с использованием ИКТ:
для родителей «Будущих первоклассников», «Развитие психических процессов детей 6-7 лет. Готовим ребенка к школе»;
для родителей 7-8 классов - «Особенности подросткового периода»;
для родителей 4-х классов - «Готовимся к переходу в 5-ый класс» с просмотром видеофильма;
для родителей 5-6 классов «Развитие познавательных способностей. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка»;
для родителей 9-х классов - «Сдача ГИА, помощь родителей, родительская поддержка».
11 класс - «Сдача ЕГЭ, помощь родителей, родительская поддержка».
Ежеквартально обновляется информация для родителей и педагогов на психологических стендах, школьном сайте.
3. Деятельность по сохранению здоровья учащихся и педагогов.
Педагогом-психологом выполняется санитарно-гигиенический режим, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей и применение в практической деятельности здоровьесберегающих технологий.
Обеспечение социальной адаптации с психологической стороны - это:
-диагностика детей с девиантным (отклоняющимся) поведением, нарушением когнитивных функций: внимания, памяти, мышления, других видов школьной неуспешности;
- психологическая помощь детям с синдромами психологической дезадаптации.
Социальная адаптация школьника с точки зрения педагога означает правильный выбор педагогической технологии или тактики по отношению к ребенку, имеющему психологические или физиологические проблемы.
Выбор удачных тактик по отношению к дезадаптивному ребенку подразумевает совместную деятельность классного руководителя, социального педагога, медицинского работника, психологов и педагогов в рамках школы.
Основной формой их взаимодействия является консилиум. Главные цели консилиума:
-выявление детей, требующих особого внимания с точки зрения здоровья, трудностей в обучении, поведении и т.д.;
-поиск возможностей для оказания помощи таким детям.
Среди условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровье детей, исключительное значение имеет также возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Здесь большое значение имеет:
- во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;
- во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей в рамках программы ориентирован на сохранение и укрепление их здоровья. Позволяет по-новому оценить принципы отбора содержания и методов образования. Прежде всего, это принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития и саморазвития детей.
4.Сравнительный анализ результатов психодиагностических исследований.
Психологическая диагностика /метод экспертных оценок, М.Р. Битянова «Диагностика дошкольной зрелости» Методический комплекс Ясюковой (I, II, III) Методика Н.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации», схема О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чиркова «Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе» (для учителей и родителей), тест тревожности Темл, Дорки, Амен. Групповой интеллектуальный тест (ад. М.К. Акимовой и др.) Изучение мотивации М.И. Калинина, Н.В.Лукьянова «Анкета для оценки уровня школьной мотивации», методик «Изучения внимания школьника» Диагностика удовлетворенности участников образовательным процессом «Анкеты для учащихся 9-11 лет» (авт. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) «Психологический климат» Фидлер, анкеты для учащихся
(авт. М.И.Лукьянова, Н.В. Калинина) и др./ носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, проводящаяся в переходные периоды обучения в связи с общешкольными мониторингами образовательной среды, а также внеплановая диагностика по запросу администрации, педагогов, родителей или самих учащихся.
По результатам диагностики даются рекомендации всем участникам образования, а так же проводится психолого-педагогическая коррекция, развивающие занятия, консультации и т.д. Диагностика развития вербального интеллекта ТИП проводится в 5 - 6 классах. Результаты показывают, что развитие вербального интеллекта в течение 2008-2010 года (от 62% до 70%) в общеобразовательных классах находится на среднем уровне, что соответствует возрастной норме. Высокий уровень природного интеллекта наблюдается только у 22% учащихся школы (одаренные дети). Данные показатели обусловлены оттоком отличников и хорошистов после поступления учащихся 4 классов в среднюю школу и наблюдается у вновь прибывших школьников в 10-е классы.
Диагностика вербального интеллекта (ШТУР2) проводится в 7, 8, 9 классах, по результатам которого проводится анализ результативности.
Анализ качественной стороны субтеста 3,4,5 («Аналогия», «Классификация», «Обобщение») выявил наиболее и наименее усвоенные области содержания теста:
•успешное выполнение заданий относящихся к общественно-гуманитарной области (литература, русский, история) составляет - 49%;
•успешное выполнение заданий относящихся к естественнонаучной области (биология, география) составляет -46%;
•успешное выполнение заданий относящихся к физико-математической области составляет -36%.
Самый отработанный тип логических связей, который наблюдается в течение периода
2008- 2010г.- «функциональные отношения».
Наиболее трудным типом логических связей для учащихся является порядок следования.
При качественном анализе полученных результатов можно сделать вывод о типичных ошибках при установлении логических связей. Так учащиеся стремятся подбирать к предъявленному понятию такие логические связи, которые отражают его свойства и функции, только в некоторых ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или глубокие связи с заданным. Этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных предметных объектов и явлений в общеобразовательных классах. Необходимости изучения и применения проектной деятельности по технологии Е.В.Козина, где исследовательская деятельность учащихся помогает устанавливать связи между предметами и явлениями.
Таким образом качественный анализ группового результата позволяет говорить о успешности учащихся в освоении понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По результатам диагностики были проведены индивидуальные консультации с учащимися и классные часы. В классах проводились родительские собрания, на которых родители получили информацию об индивидуальных способностях их детей, получили рекомендации о перспективах дальнейшего развития, а так же составляются психолого-педагогические характеристики классов.
В 8 - 9-ых классах проходит диагностика по профориентационному направлению, которая
проводится в рамках предпрофильной подготовки учащихся. Диагностика проводится по
блоку тестов: карта интересов Голомштока, тест Голланда, опросник ДДО.
Девятиклассники в начале года определяются с профилем дальнейшего обучения, а затем
путем получения дополнительных ЗУНов на элективных курсах, как правило
подтверждают в 10-м классе и продолжают обучение по тому профилю, с которым
определились.
Оценку интеллекта по программе «Методика Л.А.Ясюкова 3-6:классы СПб» прошли
ученики 4, 5 и 6-х классов. Следует отметить, что учащиеся показывают в основном средний уровень интеллектуального развития.
Кроме этого проводилась индивидуальная диагностика учащихся по запросам родителей и
педагогов с различными целями (трудности в общении, трудности в обучении, прием в
первый класс, проблемы с поведением и др.).
Согласно годовому планированию проводятся обследования классных коллективов:
по тестам на интеллектуальную лабильность, оценка темперамента, диагностика готовности перехода на 2 ступень обучения, социометрия.
Результаты диагностики обсуждались с классными руководителями, которым даются соответствующие рекомендации по полученным результатам.
- Адаптированностъ к условиям школы (ДОУи ОУ) на разных этапах обучения
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать процесс адаптации менее «болезненным» для учащихся.
Цель сопровождения - обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации.
Задачи:
Адаптация первоклассников:
1 .Помочь ребёнку занять позицию школьника.
2.Способствовать формированию учебной мотивации и позитивного отношения к школе.
3.Осуществлять профилактику психоэмоциональных нарушений с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
4. Подготовить родителей к новым условиям становления школьника.
Адаптация пятиклассников, десятиклассников:
1. Помочь принять позицию ученика основной, старшей ступени обучения.
2. Способствовать сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к школе.
3. Познакомить учителей с индивидуальными особенностями учащихся.
4. Познакомить родителей с условиями процесса адаптации пятиклассников, десятиклассников.
В первых, пятых и десятых классах проводится диагностика мотивации к учению и уровня адаптированности к школе (использовалась анкета Спилбергера, схема Чиркова, Филипса). Результаты диагностики обсуждаются на педсоветах.
При изучении социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к школе, учителями выделяются три адаптационные зоны: зона адаптации - в которую входят в основном от (70% до 80%) учащихся класса; зона неполной адаптации - составляет (10% до 15%) и зона дезадаптации (10% - 5%). При изучении анкет заполненных родителями: в зону адаптации входят от (80 до 100%) класса, в зоне неполной адаптации выделены от (20% до 0%). В основном все семьи принимают участие в анкетировании. Во время изучения социально-психологической адаптации детей 1-х классов к школе, родителями заполняются «Анкеты для родителей учащихся первых классов».
В ходе анализа анкет можно сделать вывод, о том, что не все родители каждый день интересуются успехами и неудачами детей в школе, адаптационный период не у всех детей подходит к логическому завершению(3-5месяцев адаптации), но эмоциональное состояние детей в целом можно считать положительным.
Учащиеся 1 -х классов в ходе обследования показавшие результаты ниже среднего и низкий уровень адаптированности входят в категорию детей «группа риска».
У учащихся 5-х классов результат ниже среднего и низкий уровень характерен для детей вновь прибывших и имеющих предрасположенность к поведенческим реакциям. Анализ причин: педагогическая и социальная запущенность детей.
Коррекция: Особое внимание уделялось учащимся попавшим в зону неполной адаптации и дезадаптации. Учителями младших классов была проведена коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие тонкой моторики руки, умственной деятельности. Как в 1-х, так и 5-х классах был применен индивидуальный подход к сохранению учебной активности и работоспособности данных учеников в течение всего урока. Распределена учебная нагрузка, проведены коррекционно-развивающие занятия в 1-х классах по программе «Помоги мне» (авторы А. Миклаева, П. Румянцева «Школьный психолог» № 31 (2004г.), в 5-х классах по программе «Учимся общаться» (автор-составитель И.В. Кондратьева) и затем проводится повторная диагностика.
В ходе повторной диагностики наблюдается стабильный положительный результат.
Уровень (школьной) тревожности.
Высокий уровень тревожности (Филипс) показали дети, находившиеся в группе «неполной адаптации» и «дезадаптации». Дети «группы риска» не всегда справляется с учебной нагрузкой, у них низкая работоспособность на уроке, быстрая утомляемость. Такие учащиеся в течение всего года находятся под индивидуальным наблюдением учителя.
Согласно полученным результатам тестирования:
•учителями начальных классов: была проведена коррекционная работа, направленная на снижение тревожности детей; беседы с родителями о важности соблюдения режима дня учащегося и т.д;
•педагогом - психологом: индивидуальные консультации для родителей, коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска»;
•занятия с учащимися 1-4 классов по программе формирования у детей эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья «Уроки добра» С.А.Семенак, СПб-2007.
К концу года уровень тревожности у учащихся снижается по всем показателям. В течение нескольких лет практиковалось индивидуальное психологическое сопровождение детей с очень низким уровнем тревожности. Составлялся план индивидуального развития ребенка.
Высокий уровень тревожности в основном наблюдается у детей, находившиеся в «группе риска», которые не всегда справляются с учебной нагрузкой, у них низкая работоспособность на уроке и, как следствие быстрая утомляемость,гиперактивность. Такие учащиеся в течение всего года находятся под индивидуальным наблюдением учителя.
При качественном анализе результатов диагностики, к концу года уровень тревожности во всех классах снижается по всем показателям.
Коррекция:
•использование программы по социально - психологической профилактике поведенческих факторов риска у учащихся 5-9 классов «Тропинка к своему Я»,автор О.В.Хухлаева, Москва 2008.
•исследование уровня тревожности у девятиклассников проводится с использованием методики: тест «Оценка уровня тревожности у старшеклассников» Спилбергера Ч. (адаптация Ханша Ю.Л.). В течение нескольких лет наблюдая за изменениями результатов диагностики, можно сказать о положительной динамике, как по показателям ситуативной тревожности, так и личностной.
Коррекция:
•индивидуальное психологическое сопровождение детей с низким уровнем тревожности.
•использование программы по социально - психологической профилактике поведенческих факторов риска у учащихся 5-9 классов «Путь к здоровью», созданной на основе материала «Здоровье: психологическое сопровождение образовательной программы», М.2003 Симонятова Т. П., Паршутин И. А.
•с учащимися 9 -11 классов проводились тематические классные часы по различным темам (подготовка к экзаменам, развитие памяти, приемы запоминания, навыки общения). Просветительская информация «Готовимся к экзаменам» была размещена на стендах и доступна всем учащимся в любое удобное для них время. Кроме этого педагоги прослушали лекции « Социально-психологическая адаптация учащихся».
Мотивация (потребность в познании и «учебных достижениях).
Изучение школьной мотивации, потребности в познании и в учебных достижениях проводится с использованием методик: М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации», изучение мотивации М.И. Калинина, Н.В.Лукьянова «Анкета для оценки уровня школьной мотивации», опросник личностной социализации М.А. Панфиловой.
Низкий уровень школьной мотивации наблюдается у учащихся, имеющих низкие показатели ЗУН, трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и состоящих на внутришкольном учете. Данные учащиеся находятся под индивидуальным наблюдением классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога.
Эмоциональное состояние (позитивный фон настроения).
Диагностика эмоционального состояния учащихся проводится с 2008 года с использованием методик «Изучение сплоченности класса (ЦОЕ) B.C. Ивашкина», «Групповой сплоченности», социометрия. По результатам диагностики групповая сплоченность высокая по всем классам.
Психологический климат в коллективе.
Диагностика психологического климата: «Методика оценки уровня психологического климата коллектива» (А.Н.Лутошин); анкета «Психологический климат в коллективе» автор Р.Х.Шакуров; анкета «Администрация школы (ДОУ) глазами учителей»; методика А.Ф.Фидлера; методика «Климат» Б.Д.Парыгина.
В коллективе педагогов преобладает благоприятная психологическая атмосфера, где
средний степень удовлетворенности - 83%.
Общий показатель по школе «психологический климат в классных коллективах» - выше среднего.
Согласно социометрическому обследованию у каждого ребенка в классах наблюдаются
дружеские отношения хотя бы с одним одноклассником.
5. Оказание коррекционной помощи.
Коррекционно-развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом или отдельными учащимися по ведущим направлениям деятельности указанным выше. Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде факультативов, клубов, коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента. Со школьниками, нуждающимися в специальной коррекционной поддержке, проводится внеплановая работа по результатам диагностики, по запросу педагогов, родителей, самого учащегося.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение курса(профессиональный успех), направленного на формирование профессиональных намерений, интересов, способностей учащихся с опорой на весь комплекс полученных на предыдущих этапах работы знаний об учащемся. Для каждого школьника разрабатывается система индивидуальных рекомендаций по самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию необходимых личностных качеств (технология саморазвития Г.К.Селевко). Для одних школьников это специальные психотренировки по развитию памяти и внимания, для других - рекомендации по формированию некоторых двигательных навыков, для третьих - углубленное изучение определенных школьных дисциплин. Как сказано выше, коррекционная помощь оказывается всем участникам образовательного процесса после анализа результатов диагностики или индивидуального обращения.
6.Практическая консультационная деятельность.
Психологическое консультирование ведется активно. С учащимися консультации проводятся по результатам диагностики, по оказанию помощи личности в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных ситуациях, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости.
Консультирование педагогов и родителей ведется по проблемам обучения, воспитания и психологического развития детей.
Групповая и индивидуальная консультационная работа проводится по запросам учителей, родителей, учащихся или администрации, по плану в индивидуальном и групповом порядке. За период с 2008 года по 2010-2011 учебный год было проведено 541 индивидуальных консультаций (2008-2009 г. - 108, 2009-2010 г. - 180, 2010-2011 г. - 253), данный вид деятельности необходимо продолжать популяризировать среди учеников, их родителей и учителей. Составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики учащихся, карты в которых отслеживается динамика положительных изменений в поведении, личностных характеристиках, а так же действия в конфликтных ситуациях.
7. Сотрудничество и взаимодействие в системе семейно-общественного воспитания
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, поскольку разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса духовно-нравственной и социокультурной сфер современного общества. Для преодоления кризисных явлений в семейном воспитании необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-психолого-педагогической поддержки семьи. Социально-психологическая служба школы введена с 2005года.
В процессе работы выделены три направления системы работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи, которые структурируют деятельность по решению данной проблемы.
1.Содержательное направление включает разработку содержания, форм и методов работы с семьей.
2.Социально-педагогическое направление предполагает реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей.
3.Программно-структурное направление, которое предполагает организационную и содержательную разработку последовательных этапов в работе по психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания (этап просвещения родителей и этап организации совместной деятельности с семьей).
Целью является формирование системы партнерских отношений, направленных на повышение эффективности семейного воспитания и оптимальных условий для личного развития учащихся.
Для осуществления оценки эффективности сопровождения разработаны критерии факта и
критерии качества:
а) взаимодействие с родителями (законными представителями), специалистами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность воспитанника, учащегося;
б) взаимодействие с социально-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психологическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтом повышения квалификации;
в) сотрудничество со специалистами ОУ; взаимодействие с другими структурами, службами системы образования; межведомственное взаимодействие (схемы взаимодействия, совместные планы работы, программы, проекты.).
8.Участие педагога-психолога в психологических экспертизах.
Активная деятельность педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений, программ, конкурсных комиссиях, выпускных экзаменах, в аттестации педагогических кадров (зависит от уровня квалификации педагога-психолога). Участие педагогов-психологов в управленческой деятельности, педагогических советах. 3доровьесберегающие технологии в образовании и их психологическая поддержка; методы диагностики уровня благополучия социально-психологического климата в педагогическом коллективе /01.04.2011№915/
9.Повышение своего профессионального уровня.
1.Повышение профессиональной квалификации проходит на базе ВИПКРО г. Владимир, в чем свидетельствуют удостоверения о курсах повышения квалификации:
•2006-2007 учебный год окончила курсы повышения квалификации педагогов-
психологов в объеме 108 учебных часов, с выполнением курсовой работы на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся» (удостоверение №6001 дата выдачи- 18.05.2007г)
•2008 -2009 учебный год окончила краткосрочные тематические курсы по теме: «Психология творчества» в объеме 24 часа, с участие в работе круглого стола в составление индивидуальной траектории развития одаренного ребенка (дата выдачи удостоверения - 30.04.2009 г.)
•2010 год прошла краткосрочное обучение по программе «Этика (5-8класс)» в объеме 36 часов с выполнением зачетной работы «Толерантное воспитание в семье».
•2010 год принимала участие в семинаре - тренинге «Подготовка к самостоятельной жизни» в объеме 24часа.
•2010 год принимала участие в научно-практическом семинаре «Профессиональная и личностная компетентность психолога образования»
•2010 год принимала участие в научно-практическом семинаре «Профессиональная и личностная компетентность психолога образования»
•2011 прошла краткосрочное обучение на курсах по теме «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития и обучения детей» в объеме 24часа, сертификат №0656, принимала участие в разработке практических рекомендаций для педагогов.
•2011 год принимала участие в заседании Совета службы практической психологии в системе образования на тему «Основные подходы к созданию условий, обеспечивающих психологический комфорт в образовательных учреждениях»
2. Имею профессиональное портфолио.
3. Распространяю свой опыт работы через:
•выступления на заседаниях МО.
•участие в районных конференциях, съездах:
•участие и выступление на районном заседании психологов, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение - здоровое будущее»;
•организация круглых столов (творческие группы), семинаров:
- участие в районном семинаре (24.12.2008г.) «Роль учреждений образования в организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков»;
-участие в районном семинаре на базе ОГОУ «Ляховский детский дом» (15.12.2009г.), тренерская работа в рабочей группе «Социально-педагогическое сопровождение патронатных семей»;
-участие и показ открытого занятия на городском семинаре (08.04.2009г.) для заместителей директоров по УВР «Школа содействующая здоровью, от замысла до внедрения»;
-участие в проектной деятельности педагогов.
10.Деятелъность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы.
Кабинет педагога психолога в данной школе существует, но несоответствует требованию «Положение о кабинете психолога». Пополнение методическими материалами веду ежегодно.
11.Положителъные отзывы.
Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители удовлетворены взаимодействием о работе с педагогом-психологом:
Диплом 3 место (психологическая игрушка) 2005г. Диплом 2место (Новое в работе психолога) 2007г. Отдел образования Меленковского района
Почетная грамота Отдела образования Меленковского района за успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности по итогам 2006-07 учебного года (Приказ № 54 от 29.08.2007г.).
Благодарность за сотрудничество с ОГУСО «Меленковский СРЦН» 2011г. В декабре 2008-2009 года было проведено анонимное анкетирование учащихся и родителей на предмет удовлетворенности работы психолога (93%) - учащихся и (87%)- родителей удовлетворены совместной работой и готовы к дальнейшему сотрудничеству
Почетная грамота Департамент образования администрации Владимирской области (Приказ №520 от 12.05.2011г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы школы за 20101-2011 учебный год
В отчете показана деятельность ОУ за прошедший учебный год по направлению воспитательной работы....
Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Анализ методической работы за 1 полугодие 2011-2012 учебного года в Центре дополнинельного образования...
Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...
Анализ работы районного методического объединения 2010-2011
Анализ работы РМО учителей иностранного языка: цели, задачи, содержание работы, кадры,диагностические работы, результаты деятельности, проблемы МО, задачи на следующий год....
Анализ работы районного методического объединения 2010-2011
Анализ работы РМО учителей иностранного языка: цели, задачи, содержание работы, кадры,диагностические работы, результаты деятельности, проблемы МО, задачи на следующий год....
Анализ работы школы за 2008-2009 уч. год
Анализ работы...