Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.
материал по психологии по теме
В данной работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Профориентология является одним из важных видов деятельности педагогов и психологов в общеобразовательном образовательном учреждении. Така как, одним из двигателей человека как успешной личности является его профессия. Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитывается мнение близких, внешней атрибутики профессии, престижности и ее экономической выгодности. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Обучение в старших классах школы приходится на период юности. А юность - это возраст самоопределения, в том числе и профессионального. Мир профессий включает в себя множество разнообразных и интересных специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и порой противоположных качеств. Но, как правило, в силу разных причин подростку достаточно трудно разобраться в разнообразии своих личностных качеств и способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Бирская государственная социально – педагогическая академия»
Социально гуманитарный институт
Творческая работа по профориентологии
Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.
Выполнила: студентка 31 группа СГИ Хасанова Л.А.
Бирск 2012
Содержание
§1. Основные принципы классификации профессий.
§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии».
§3. Особенности профоринтации в центрах образования.
§4. Анкета профессиональногосамоопределения. Методика «Матрица выбора профессии».
Литература
§1. Основные принципы классификации профессий
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.
Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда - физического и умственного, или исполнительского и творческого.
Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.
Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист)
2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:
- высшего образования - инженер, врач, учитель);
- высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования - оператор, бухгалтер;
- массовые профессии, требующие квалификации - агент, продавец;
- профессии, не требующие квалификации - подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.
3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).
4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).
5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками
Любую профессию можно описать подробно с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:
- технологические
- экономические
- педагогические
- медицинские
- психологические
Что же включают в себя эти характеристики? Например, технологические характеристики профессии включают в себя описание:
- предмета труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека (другие люди, техника, информация, искусство или природа);
- целей труда, с помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность (ручные, механизированные и автоматизированные);
- трудовых операций в ходе деятельности (физические, умственные и социальные);
- рабочего места специалиста.
Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.
Профессиограмма – это характеристика профессии с подробным описанием ее особенностей содержания и характера процесса труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
Она включает в себя общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, психологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии.
Классификация профессий:
1. По предмету труда (типы) – на что направлен труд.
2. По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.
3. По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.
4. По условиям труда (группы) – где работает.
Начнем с характеристики типов профессий:
А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
Б) Предмет труда - животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.
Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо) Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч- Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.
Классы профессий. Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):
А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;
Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;
В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия.
Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.
Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.
Отделы профессий. Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
А) с использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.
Б) с использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;
В) с использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;
Г) с использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.
Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
А) труд в обычных бытовых условиях; пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
Б) труд на открытом воздухе; пример; строители, работники сельского хозяйства и т.д.
В) труд в необычных условиях; пример: водолазы, шахтеры и т.д.;
Г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
"человек - живая природа",
"человек - техника",
"человек - человек",
"человек - знаковая система",
"человек - художественный образ".
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда. Гностические (распознать, определить). Преобразующие (обработать, обслужить). Изыскательские (изобрести, придумать).
Человек - природа. Ботаник Ветеринар. Биоинженер.
Человек - техника. Наладчик станков с ЧПУ. Водитель, слесарь. Изобретатель, Инженер.
Человек - знаковая система. Графолог. Архивариус, библиотекарь. Программист.
Человек -художественный образ. Литературный критик. Актёр. Художник, дизайнер.
Человек - человек. Психолог. Учитель, врач. Режиссёр.
Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.
§ 2. Методика «Мотивы выбора профессии»
Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Я выбираю данную профессию, потому, что она (эта профессия)…..
№ | Утверждение | Оценка | Мотив |
1 | Требует общения с разными людьми | 12345 | И |
2 | Нравится родителям | 12345 | - |
3 | Предполагает высокое чувство ответственности | 12345 | С |
4 | Требует переезда на новое место жительства | 12345 | + |
5 | Соответствует моим способностям | 12345 | И |
6 | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | 12345 | - |
7 | Дает возможность приносить пользу людям | 12345 | С |
8 | Способствует умственному и физическому развитию | 12345 | И |
9 | Является высокооплачиваемой | 12345 | + |
10 | Позволяет работать близко от дома | 12345 | + |
11 | Является престижной | 12345 | - |
12 | Дает возможности для роста профессионального мастерства | 12345 | С |
13 | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | 12345 | - |
14 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | 12345 | С |
15 | Является привлекательной | 12345 | И |
16 | Близка к любимому школьному предмету | 12345 | + |
17 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | 12345 | С |
18 | Избрана моими друзьями | 12345 | - |
19 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | 12345 | + |
20 | Дает большие возможности проявить творчество | 12345 | И |
W | С = …; И = …; «+» = …; «-» = … |
Шкала оценок:
1 балл - эта причина никак не повлияла на мой выбор;
2 балла – возможно, повлияла, но слабо;
3 балла - не так чтобы очень повлияла, но имеет место быть и этому фактору (средне);
4 балла - сильно повлияла;
5 баллов - очень сильно повлияла данная причина.
Подсчитайте сумму баллов по типам мотивации.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Условные обозначения мотивации:
«И» - внутренние индивидуально значимые мотивы;
«С» - внутренние социально значимые мотивы;
«+» - внешние положительные мотивы;
«-» - внешние отрицательные мотивы.
§3. Особенности профоринтации в центрах образования
Цель профессиональной ориентации учащихся в центрах образования следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательн и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по оснвам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.
Основные задачи центров образования по профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи.
Эти центры решают следующие задачи:
Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропогандистские издания (плакаты, буклеты, информационные сир вочники и т. п.).
Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.
Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений
Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно меняются с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохранили главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Поэтому важно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.
§4. Матрица выбора профессии. Анкета профессионального
самоопределения.
Анкета профессионального самоопределения.
Прочитай вопросы и выбери не больше двух вариантов предложенных ответов. Рядом с каждым ответом стоит его "цена". Подсчитай количество своих баллов.
Вопросы | + | - |
1. Выбрал (а) ли ты профессию: а) да б) нет 2. Почему именно эту профессию: а) не будет проблем с трудоустройством б) высокая зарплата в) престижно г) мне это интересно 3. Если не выбрал (а), то почему: а) плохо знаю мир профессий б) плохо знаю свои возможности в) не могу выбрать из нескольких вариантов г) не знаю, как выбирать профессию 4. Что ты знаешь о своей будущей профессии: а) предмет, содержание, условия труда б) профессионально важные качества в) где можно получить эту профессию г) спрос на эту профессию д) ничего | 2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 |
2 -2 -2 -2 -2 0 -2 -2 |
Если получилось 8-10 баллов - ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.
От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя - вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.
От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, сейчас это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.
Меньше -2 баллов - без комментариев. Советую еще раз ответить на эти вопросы, когда прочитаешь книгу до конца.
Матрица выбора профессии
Шаг за шагом мы приближаемся к цели - осознанному выбору профессии. В мире насчитывается десятки тысяч профессий. Матрица выбора профессии поможет тебе осуществить это или уточнить уже сделанный выбор. Прежде чем приступить к работе с Матрицей, ознакомься с приведенными объектами и видами деятельности и выбери один - два варианта.
1. Какой объект деятельности тебя привлекает? | Выбор | |||
+ | - | |||
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. | Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись) Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые) Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные) Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты) Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения) | |||
2. Какой вид деятельности тебя привлекает? | + | - | ||
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. | Управление (руководство чьей-то деятельностью) Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) Образование (воспитание, обучение, формирование личности) Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Производство (изготовление продукции) Конструирование (проектирование деталей и объектов) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Защита (охрана от враждебных действий) Контроль (проверка и наблюдение) |
Если вам удалось выбрать привлекательные для виды и объекты деятельности, ознакомьтесь с «Матрицей выбора профессии», представленной ниже. Она имеет вид стоклеточного поля, где по горизонтали расположены названия объектов деятельности, а по вертикали - видов деятельности. Как в таблице элементов Менделеева каждый элемент занимает свою клетку, так и в Матрицу выбора профессии можно поместить любую профессию, если ее классифицировать по виду и объекту деятельности, что, кстати, не так просто.
Выпиши для себя профессии, расположенные в клетках, соответствующих твоему выбору. Есть ли совпадения с твоим ответом на первый вопрос анкеты (выбрал (а) ли профессию, если "да", то какую?).
Поинтересуйся, каков спрос на эту профессию. Каково содержание труда? Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в избранном виде деятельности? Какие препятствия могут возникнуть на твоем пути? Вот вопросы, на которые надо найти ответы, прежде чем ты сделаешь окончательный выбор.
Литература
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 2-е изд., перераб., доп.– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.
- Основы профориентологии: Сборник психодиагностических методик / Е.В. Фалунина, Московский психолого-социальный институт, 2004.- 200 с.
- Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.
- Пряжпиков Н. С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
- http://www.proforientator.ru/ (центр тестирования и развития «гуманитарные технологии». Профориентация. Кем быть.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.
Данная статья написана двумя концертмейстерами хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...
Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.
Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...
«Система менеджмента качества образования: основные принципы качества»
Тема выступления: «Система менеджмента качества образования: основные принципы качества» ...
«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».
Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...
Основные принципы ФГОС в системе дополнительного образования ИЗО в школе.
Цели задачи обучения на дополнительных занятиях ИЗО в соответствии с ФГОС, добиться, чтобы ученики: -правильно представляли роль ИЗО в жизни повседневной и духовно-нравственном развитии чел...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «Центр образования» разработана с учётом специфики этого образовательного учреждения, а также образов...
Основные принципы и особенности системы «Супер Скульпт»
В качестве основного оборудования в аэробике силового характера используются различные отягощения. Самыми популярными утяжелителями во всевозможных фитнес-клубах являются гантели. Причем гантели больш...