Программа по предмету "Психологический практикум"
рабочая программа на тему
Программа рассчитана для занятий с детьми 9-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_profopredelenie.docx | 275.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
для групповых занятий
по предмету «Психологический практикум»
«Однажды и на всю жизнь»
Составитель: педагог-психолог
Голубева Л.В.
г. Москва, 2017 г.
Содержание.
- Пояснительная записка………………………………………………………… …..3
II.Содержание программы
2.1.Календарно – тематический план 9 класс……………………………………… 6
2.2.Календарно – тематический план 10 класс……………………………………….6
2.3.Календарно – тематический план 11 класс………………………………………12
III.Приложение………………………………………………………………………….17
IV.Литература………………………………………………………… ……………… .26
Пояснительная записка
Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л. С. Выготский), коррекционное учреждение VIII вида нацелено
на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
По Федеральному Закону от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В то же время в современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу.
У школьников 8-10 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу, стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
- элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;
- профдиагностика;
- помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
- проблемно-игровые ситуации;
- экскурсии;
- беседы;
- консультации.
Таким образом, основными направлениями по профориентации являются:
- Профессиональное просвещение учащихся;
2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий;
3. Развитие творческого потенциала детей.
Во внеклассной работе по профориентации могут использоваться такие формы работы:
- Беседы на различные темы.
- Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии на предприятия.
- Экскурсии в профессиональные заведения.
- Организация общественно-полезного труда, как проба сил для выбора будущей профессии.
- Периодическое пополнение альбома «Я и моя будущая профессия».
- Анкетирование, тестирование.
Цель: Актуализация профессионального самоопределения учащихся посредством спе-
циально организованной деятельности по получению информации о мире профессии.
Задачи:
- Готовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать
содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
- Содействовать формированию адаптивных механизмов и уверенного поведения старшеклассников.
- Всесторонне изучать профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.
- Решать некоторые личностные проблемы учащихся, как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Продолжительность одного занятия может варьировать от одного академического часа
до одного астрономического часа, в зависимости от специфики и ведущего вида деятельности.
Специфика предлагаемых занятий такова, что они не предполагают традиционные для
школы отношения «педагог – ученик», а, следовательно, исключают ситуацию оценивания
и контроля усвоения. Главный результат эффективности деятельности по Программе -
сформированность у выпускника готовности и способности к выбору доступной для него
профессии.
Программа состоит из трёх разделов:
1) 8 класс. «Маршруты в мир профессий»
Профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями, их общественной значимостью. Занятия представляют пропедевтический курс, предусматривающий введение в специфику занятий и ознакомление с рядом профессий и специальностей, овладение которыми является наиболее доступным для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
- 9 класс. «Я в мире профессий»
Систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда.
Знакомство с психологическими основами профессионального выбора. Первичная
профдиагностика.
Занятия с восьмиклассниками нацелены главным образом на:
- развитие у подростков профессионального сознания;
- формирования личностного смысла выбора конкретной профессии;
- развитие умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со
своими идеалами и реальными возможностями.
- 10 класс. «Шаг в профессию»
Основная направленность занятий:
- углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
- развитие механизмов самопознания;
- коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной
перспективе посредством выполнения профессиональных проб;
- формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда;
- контроль и коррекция профессиональных планов;
- оценка результатов достижений в избранной деятельности;
- социально-профессиональная адаптация.
Реализация Программы позволяет:
- создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении VIII вида;
- активизировать познавательную деятельность воспитанников в поисках «своей» профессии;
- всесторонне изучать индивидуальные особенности и возможности воспитанников, оказывать помощь в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии;
- оказывать детям помощь в правильном выборе профессии;
- формировать у детей способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии;
- развивать навыки уверенного поведения, необходимые для успешной профессиональной адаптации.
Требования к знаниям и умениям
В результате прохождения программы по профессиональному самоопределению воспитанники должны знать:
- представление о ряде некоторых профессий;
- владеть общими трудовыми умениями;
- владеть знаниями о профессиях, которые доступны для них;
- уметь соотносить свои качества с определённой профессией;
- знать основные статьи Трудового кодекса РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения;
- быть адаптированными к профессиональной жизни;
- владеть информацией о профессиональных образовательных учреждениях нашего района, округа;
- уметь оформлять соответствующие документы при устройстве на работу.
8 класс
Основные задачи:
- формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания школы;
- оказать содействие развитию профессиональной направленности интересов;
- создать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
- осуществить тестирование;
- расширить представления учащихся о мире профессий.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | Используемые упражнения |
I | Я и мир профессий. 1.«Кем я хочу быть» групповая дискуссия. 2.Тестирование Изучение интересов и склонностей воспитанников. 3. В мире профессий. 4. Как готовить себя к избранной профессии. Оформление альбома «Я – и моя будущая профессия» (в течение года). | 4 | В ходе дискуссии выявить интересы детей к профессиям. При помощи теста определить основные склонности воспитанников. В ходе беседы показать детям, в каком направлении им необходимо готовиться к освоению будущей профессии. Знакомить учащихся с основными принципами выбора профессии. Расширять знания детей о профессиях. | Анкета «Готовность учащихся к выбору профессии. |
II | Первоначальный выбор профессии. Профессии животноводства: 1.Беседа – ознакомление с профессиями дояр, рабочий по уходу за животными, пастух. 2.Экскурсия в совхоз «Карагаево». 3. Профессия – зверовод. Экскурсия на звероферму. 4.Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия». | 4 | Знакомить детей с профессиями животноводства. В ходе экскурсий показать детям специфику работы людей этих специальностей. Формировать представления о значимости этих профессий и возможности овладения ею. Закрепить знания об этих профессиях. | |
Профессии растениеводства: 1.Беседа-ознакомление с профессиями: овощевод, озеленитель, цветовод. 2.Практическое задание «Правила выращивания цветов, овощей» 3.Коллективное творческое дело «Высадка рассады в грунт». 4. Беседа-ознакомление с профессией садовник. 5.Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия». | 6
| Познакомить детей с особенностями данных профессий и основной спецификой их деятельности. Дать знания об основных этапах выращивания овощей, цветов: подготовка почвы, отбор семян, выращивание рассады, уход за культурами и хранение урожая. Дать представление о работе садовника и востребованности данной профессии на рынке труда. |
Работа на пришкольном участке. | |
Профессии сферы обслуживания: 1. Знакомство с профессией обувщик (мастер по ремонту обуви) в ходе экскурсии. 2.Занятие-практикум по профессиям: уборщик производственных и служебных помещений, дворник. 3. «Моя профессия – швея» встреча с представителями швейной мастерской. 4. Беседа - ознакомление с профессией повар-кондитер.
| 5
| Познакомить детей с особенностями профессии, основной спецификой деятельности мастера по ремонту обуви. В ходе практической работы помочь овладеть детям элементарными навыками и приёмами. Во время экскурсии и практической деятельности формировать у детей представление о социальной значимости этих профессий и возможностями овладения ими. Учить выделять характерные особенности для данной профессии. | ||
Строительные профессии: 1.Знакомство с профессиями: плотник, столяр, резчик по дереву. 2.Профессия – печник. Встреча с представителем этой профессии. 3.Беседа – ознакомление с профессией маляр. 4. Работа с альбомом «Я – и моя будущая профессия» | 4 | Познакомить детей с особенностями этих профессий через беседу с представителями данных профессий. Довести до осмысления учащихся значение этих профессий. Формировать представление о социальной значимости профессий и возможностями овладения ими.
|
| |
III | «Все работы хороши – выбирай на вкус». 1.Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии». 2.Беседа Требования профессии к человеку (профессии физического труда). 3. Беседа «И мы трудиться будем». 4.Что значит «мастерство в любой профессии»? 5.Беседа « Люди труда». | 5 | Определить готовность детей к выбору профессии. На практическом примере провести сравнительную характеристику профессий физического труда. Определить основные требования этих профессий к человеку. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Формировать у учащихся желание трудиться. Дать основные понятия профессионального мастерства. | Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии». Игра: «Соедини профессию и место работы». |
IV | Практическая трудовая деятельность: 1.Трудовой час. 2.Трудовой десант. | Формировать простейшие трудовые навыки и умения. Дать детям возможность осознать важность и полезность того, что они делают. Формировать понятие, что результаты их деятельности имеют известное практическое значение. | ||
V | Заключительное занятие. Калейдоскоп профессий. | 1 | Обобщить представления детей о будущей трудовой деятельности по рассмотренным профессиям. Закреплять знания о мире профессионального труда. | Упражнение «Профессия на букву». Анкета «Готовность учащихся к выбору профессии». |
9 класс
Основные задачи:
- продолжить формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания
специальной (коррекционной) школы;
- осуществить профориентационное просвещение: сформировать у учащихся представление о мире профессий, о современных
возможностях рынка труда и способах трудоустройства;
- окать помощь подросткам во включении в процесс активного поиска своих личных, индивидуальных перспектив
профессионального самоопределения;
- осуществить тестирование;
- расширить представления учащихся о мире профессий.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели и задачи | Используемые упражнения |
I | Я и мир профессий. 1.Вводное занятие-путешествие «Я в мире профессий». 2.Выбор в жизни человека. Как выбирать профессию. 3.Тестирование по выбору будущей профессии. 4.Все профессии нужны – все профессии важны. 5.Выбор профессии – это серьёзно. Переодическое пополнение альбома «Я и моя будущая профессия» | 5 | Расширить представление учащихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы 8 вида. Закреплять интерес детей к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности. Знакомить учащихся с основными принципами выбора, развивать у них умение выбирать, учитывая ограниченность профессионального выбора. Формировать умения детей соотносить качества человека (в том числе и свои собственные) с определённой профессией. | «Силовое поле выбора профессии» «Человек-профессия». |
II | Понятие о профессии и специальности. 1.Мир профессии и твоё место в нём. Теоретическая часть. 2.Профессия – специальность. Практическая работа. | 2 | Формировать у учащихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека, и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии. Закрепить изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые учащимся профессии, и входящие в них специальности. | «Профессия - специальность». «Самая – самая» |
III | Что я знаю о мире профессий. 1.Классификация профессий. 2.Много профессий хороших. 3.Труд и человек неразлучны. | 3 | Познакомить учащихся с понятием классификации, как осмысленным порядком вещей и явлений, разделении их на группы по каким-либо существенным признакам. Помочь ребёнку в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
| Игра «Знатоки профессий». «Пантомима». Игра «Профессиональный аукцион». |
IV | Круглый стол. 1.Что значит мастерство в любой профессии? Групповое рассуждение. 2.Ситуация выбора профессии. 3. Свой путь мы выбираем сами. | 3 | Приучать участников круглого стола соотносить свой образ с различными профессиями на основании знаний друг о друге. Воспитывать у детей доверие к мнению одноклассников и принимать их точку зрения. Учить обосновывать собственное мнение. | «Мои профессиональные желания». «Состязания мотивов». Игровое упражнение «Кто есть кто». |
V | Индивидуальные особенности человека и выбор профессии. 1.Теоретическая часть. Характерологические особенности людей разных профессий. 2.Зачем нужно знать себя? Самопознание. Мои индивидуальные особенности. 3.Анкетирование «Чтобы не ошибиться при выборе профессии». | 3 | Довести до осмысления учащихся значение при профессиональном выборе таких индивидуальных особенностей человека, как интересы, склонности, способности и характер. Формировать у восьмиклассников представление о характере, как совокупности определённых психологических качеств, которые проявляются в поступках и поведении человека. Целесообразно выделить в характере положительные и отрицательные качества. А также черты, характеризующие отношение человека к окружающим людям, к миру вещей и явлений, к выполняемому делу, к себе самому. Дать понятие о том, что существуют определённые черты характера, которые помогают человеку конкретной профессии и есть те, которые ему мешают в овладении профессией и в выполнении профессиональных функций.
| «Кто есть кто?». Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии». |
VI | «Юридические основы устройства на работу». 1.Практическое занятие. « Заявление на работу». 2.Что такое «резюме» и как правильно его написать. 3.Трудовой Кодекс РФ основной документ, регулирующий трудовые отношения. | 3 | Формировать у учащихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ, как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Познакомить школьников с правилами оформления основных документов при поступлении на работу. | Тренинги по заполнению различной документации, которая может встречаться в обстановке реального общения с работодателем. |
VII | Современные проблемы трудоустройства. 1.Беседа «Где найти работу?» 2.Встреча с работниками районного центра занятости населения «Состояние рынка труда в нашем районе». 3.Деловая игра «Хочу работать!». | 3 | Объяснить учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест. Кроме того, учащимся необходимо дать представление о безработице.
| Тренинг по заполнению документов для службы занятости. Деловая игра «Хочу работать!» |
VIII | Адаптация в трудовом коллективе. 1.Трудовой коллектив. 2.Проблемы общения в трудовом коллективе. | 2 | Формировать навыки делового общения и адекватную самооценку, гибкость психических функций, вырабатывать навыки социального взаимодействия. Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Прививать коммуникативные качества личности. | «Место в маршрутке». «Уверенность в себе». |
IX | Трудовой кодекс. 1.Знакомство с Трудовым Кодексом РФ. Статья 15 – 20. 2.Основные права и обязанности работника и работодателя. Статьи 21, 22. 3.Рабочее время. Статьи 91 – 96. | 3 | Знакомить учащихся с Трудовым законодательством. Изучать статьи по трудовым отношениям, сторонам трудовых отношений, основания для возникновения трудовых отношений. Через статьи Трудового Кодекса разъяснить учащимся их обязанности в профессиональной деятельности (на производстве, предприятии и т.д.). Объяснить учащимся, что трудовая деятельность складывается из рабочего времени, соотнести с обучением в школе. | |
X | Коллективное творческое дело «Профессия моих родителей». 1.Творческое представление профессий родителей. 2.Конкурс рисунков «Кем работают мои родители». | 2 | Развить у учащихся интерес к миру профессий, коммуникативные качества, навыки сотрудничества, умение представить профессию родителей, указать на её значимость и привлекательные аспекты. | «Если бы… я стал бы…» |
XI | Экскурсии на предприятия 1.Посещение хлебопекарни, знакомство с деятельностью специалистов. 2.Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями». 3.Экскурсия в совхоз «Кондинский»; знакомство со спецификой деятельности зверовода. 4.Круглый стол «Обмен мнениями и впечатлениями». | 4 | Формировать у школьников представления о социальной значимости и разноплановости профессий людей, занятых в пекарном производстве и звероводстве. Расширять информированность о многообразии профессионального труда. Знакомить учащихся с профессиями соответствующими их возможностям. Раскрыть следующие понятия: производительность, квалификация труда, специализация, разделение руда. | «День из жизни профессионала». |
XII | Практическая трудовая деятельность. 1.Трудовой час. |
| Показать важность трудовых часов, их значимости в будущем, которое они сыграют в общественно – трудовой деятельности учащихся по окончании школы. Дать детям возможность осознать важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Закреплять простейшие трудовые навыки и умения. | |
XIII | Итоговое занятие по курсу «Я в мире профессий». 1.Обобщение знаний о профессиях, полученных на занятиях; соотнесение полученной информации и личного опыта. | 1 | Важно обобщить представления детей о мире изученных профессий. Одним из вариантов закрепления знаний является коллективная форма работы с учащимися. Рекомендуется использовать накопленные фотоматериалы и видеофрагменты занятий, которые позволят актуализировать прошлый опыт. | Анкета «Готовность учащихся к выбору профессии». |
10 класс
Основные задачи:
- подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии;
- осуществить сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся;
- добиться оценки и осознания учащимися возможных трудностей проф. выбора, овладения профессиональной деятельностью и затруднений, которые могут возникнуть в ходе её выполнения;
- продолжить формировать адекватные представления о будущей профессии;
- осуществлять профдиагностика.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Методические рекомендации для специалистов | Используемые упражнения |
I | Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии. 1.Теоретическая часть. Понятие о склонности и интересе. 2.Управление своими интересами и склонностями. 3.Мои интересы и склонности в выборе профессии. | 3 | Формировать у учащихся представления о понятиях «интересы» и «склонности, соотнося их с понятиями «хочу! и «могу». Познакомить со сходством и различием интересов и склонностей; указать на способы управления ими. | «Автопортрет». «Состязания мотивов». Тест «Профиль» (Карта интересов А. Голомштока). |
II | Требования профессии к человеку. 1.Способности и профпригодность. 2.Знакомство с возможными требованиями предъявляемыми профессиями к человеку. | 2 | Познакомить детей с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Показать детям, что наличие способностей у человека является важным фактором профессиональной пригодности. Познакомить с возможными требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, на примере наиболее доступных для учащихся профессий. | «Твой выбор» «Рейтинг ошибок» |
III | Здоровье человека и его профессиональная деятельность. 1.Здоровье как важный фактор профпригодности. 2.Влияние профессии на состояние здоровья человека. 3.Здоровье и выбор профессии. 4.Тхрана труда и здоровья людей некоторых профессий. Техника безопасности. | 4 | Показать учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии. Учить адекватно оценивать свои возможности в соответствии с состоянием здоровья. Познакомить с понятием «техника безопасности». | Тест «Профпригодность» |
IV | Характер человека и профессиональное самоопределение. 1.Зачем нужно знать себя? (характер, темперамент) 2. Взаимосвязь характера человека с профессиональной успешностью. 3.Темперамент и выбор профессии. | 3 | Указать на связь характерологических особенностей человека с профессиональной успешностью. Формировать умения учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии. | Игра «Наши особенности». «Профессия - требуемые качества». |
V | Возможные трудности и ошибки при выборе профессии. 1.Роль жизненных ценностей при выборе профессий. 2.Ситуация выбора профессии. 3.Правила выбора профессии: ошибки и затруднения. 4.Принятие решений при выборе профессий. 5.Пути поиска работы. | 5 | Формировать адекватное представление учащихся об основных трудностях профессионального выбора и предостеречь от возможных ошибок выбора. Побуждать интерес у учащихся к овладению наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Познакомить с правилами выбора профессии. Показать последствия случайного выбора профессии. Формирование информационного пространства. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах, на телевидении и на информационных стендах. Обучение отбору главной информации. пониманию прочитываемых объявлений. | «Рейтинг ошибок». «Если бы… я сал бы…». Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии». |
VI | Разнообразный мир профессий. 1.Многообразие мира профессий. 2.Человек и профессия. | 2 | Формировать представления об основных признаках профессиональной деятельности. Вырабатывать умение ориентироваться в мире профессий. Готовить 9 классников к профессиональному выбору. Познакомить с востребованными профессиями в нашем районе. Закрепить знания учащихся об этих профессиях. | Игра «Угадай профессию» «Профессия на букву» Анкета «Твоё отношение к выбору профессии». |
VII | Встреча с работниками районного центра занятости населения. 1.кскурсия в центр занятости населения. 2.Пакет документов необходимых при трудоустройстве. 3.Пути поиска работы. | 3 | Познакомить учащихся с порядком обращения и регистрации в службе занятости населения, правами обратившегося в службу занятости, видами услуг службы. Познакомить с вариантами поиска работы: через печатные издания, объявления и др. Учить детей комплектовать пакет документов, необходимых для поступления в училище, при трудоустройстве; заполнять заявления, составлять анкеты, писать резюме. | Тренинги по заполнению различной документации, которая может встречаться в обстановке реального общения с работодателем. |
VIII | Трудовой Кодекс. 1.Режим рабочего времени. Статьи 100 – 103 2.Права и обязанности работников. | 3 | Продолжить знакомить воспитанников со статьями Трудового Кодекса касающегося режима рабочего времени, с функциональными обязанностями. Знакомить с трудовыми обязанностями, предусмотренными Трудовым Кодексом РФ: - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, - соблюдать трудовую дисциплину, - выполнять установленные нормы труда, - соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, - бережно относиться к имуществу работодателя и членов бригады, - незамедлительно сообщать работодателю или непосредственному руководителю о возникновении ситуаций представляющих угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. | |
IX | Экскурсии. 1.Посещение профессионального училища. 2.Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия п. Мортка, пгт. Междуреченский. 3.Экскурсия на звероферму в совхоз «Кондинский» | 3 | В ходе экскурсии в ПУ важно сформировать у учащихся представления о социальной значимости профессий, получаемых в учреждении, возможностями овладения ими детьми специальной (коррекционной) школы. Школьники знакомятся с условиями поступления в ПУ, организацией учебной деятельности, бытовыми условиями проживания. Во время экскурсий на предприятия дети знакомятся с трудовыми специальностями этих предприятий. С целью получения информации о том, куда можно будет пойти работать. | |
X | Практическая трудовая деятельность. 1.Трудовой десант. 2.Практические занятия по озеленению пришкольной территории. | 4 | Закрепить имеющиеся навыки, сформированные на уроках трудового обучения и внеклассных занятиях. Учить планировать работу по озеленению пришкольной территории. Формировать устойчивое, положительное отношение труду.
| |
XI | Прфориентационная деловая игра «Я поступаю учиться в …» | 2 | Уточнить и конкретизировать профессиональный выбор учащихся, поддержать интерес к будущей профессии. Развивать у школьников уверенность в себе. Формировать коммуникативные навыки учащихся при общении. | Тест «Готовность учащихся к выбору профессии» (методика В. Б. Успенского). |
XII | Итоговое занятие по курсу «Шаг в профессию». | 1 | Обобщать и систематизировать приобретённые знания, полученные на занятиях. Оценить степень готовности учащихся к выбору профессии и подвести итог работы по программе. |
Анкета «Чтобы не ошибиться при выборе профессии».
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребёнок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
Знаешь ли ты:
- Как называются профессии твоих родителей?
- Какие учебные заведения они закончили?
- Кем собираются стать твои друзья?
- Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
- Читаешь ли ты книги о профессиях?
- Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
- Помогаешь ли ты родителям в их работе?
- Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
- Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
- Обращался ли ты к школьному психологу по поводу выбора профессии?
- Думал ли ты о применении своих особенностей, талантов в профессиональной деятельности?
- Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
- Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
- Знаешь ли ты какие профессии пользуются спросом на рынке труда?
- Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику школы?
- Знаешь ли ты. Чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
- Умеешь ли ты искать информацию о профессиях?
- Работал ли ты когда-нибудь в свободное время?
- Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
- Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
- Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие нет?
- Занимаешься ли ты в кружке, секции?
- Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
- Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
18 - 24 баллов. Ты – молодец! Задался целью и уверенно к ней идёшь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьёзный шаг.
10 – 17 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием –заботишься
о своём будущем. Но этого явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя ещё достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
Готовность учащихся к выбору профессии
(методика В. Б. Успенского)
Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.
Ход опросника: Участникам предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
- Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
- Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учёбы потому, что оно недалеко от дома.
- Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты…
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Не важно, кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достаёт.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии у врача.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
- Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов
Поставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:
I: 1. 3. 6. 7. 8. 11. 12. 16. 17. 19. 20. 22. 23.
II: 2. 4. 5. 9. 10. 13. 15. 18. 21. 24.
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет».
Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующеё шкале;
0 – 6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 – 18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.
Анкета
Ответьте, пожалуйста , на вопросы. Спасибо.
- Чем вы думаете заняться после окончания школы?
- Поступить в техникум, училище
- Пойти работать
- Не знаю, чем буду заниматься
- Какой профессии Вы хотели бы себя посвятить?
- Как Вы готовите себя к выбранной профессии?
- Работаете над развитием знаний, умений, необходимых для этой профессии
- Воспитывающие у себя общие положительные качества (трудолюбие, самостоятельность в труде и т. д.)
- Развиваете специальные качества, необходимые для выбранной профессии
- Никак
- Где вы проверяете свои профессиональные качества?
- В школе на уроках
- В кружках
- Самостоятельно дома
- Не проверял
- Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
- Где вы читали о выбранной профессии?
- В художественной литературе
- В научно-популярной литературе
- В специальной литературе
- С кем вы беседовали о выбранной профессии?
- С учителями
- С родителями
- С родственниками
- С друзьями
- Ни с кем не беседовал
- Когда вы выбрали себе профессию?
- Если Вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?
- Ваше решение о выборе данной профессии окончательно. Ил Вы можете передумать? (укажите)
- Кто на Вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии?
- Родители
- Учителя
- Работники производства
- Кто-то другой
- На что Вы ориентировались, выбирая профессию?
- Принести пользу обществу
- Хорошая зарплата
- Работа, соответствующая моим возможностям
- Что, по вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом?
- Поработать на производстве
- Получить образование (окончить, например, училище)
- Попробовать себя в избранной профессии
- Какие материалы и по какой специальности вы хотели бы иметь школьной библиотеке?
- На каких уроках учителя рассказывают Вам о профессиях?
- В каких кружках Вы принимаете участие?
- В Каких факультативных занятиях хотели бы участвовать?
- Какой областью знаний и умений Вы увлекаетесь?
- О природе
- О технике
- О человеке
- Какие экскурсии на производство Вам больше всего понравились?
Благодарим Вас за участие в нашем опросе!
Тест по профориентации.
Назначение теста
Цель методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Инструкция к тесту
Ведущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях.
Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».
Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения.
Следует отметить, что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.
Тестовый материал
Трудовые действия
- Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).
- Много чертить, рисовать.
- Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.
- Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).
- Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
- Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).
- Много запоминать на ходу работы.
- Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.
- Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).
- Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).
- Переносить однообразную, монотонную работу.
- Терпеть насмешки, грубость.
- Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, переносить вибрации., перепады температуры).
- Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.
- Не обманывать других и самого себя.
- Уметь не принимать всё близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).
- Часто работать по вечерам и без выходных.
- Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).
- Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
- Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе.
Обработка результатов теста
Баллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию, сопоставляются с нормами:
- если баллы попадают в норму (включительно), то ставится «0»,
- если больше нормы – «+ 1»,
- если меньше – «- 1».
Значения записываются в столбик «Соответствие норме» Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в 6 баллов. А норма для юношей по этому вопросу соответствует от 4 до 8 баллов, то ставится «0».
Затем подсчитывается сумма баллов в столбце «Соответствие норме». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой
является результат -5 до + 6 баллов.
- если полученный результат попадает в данную норму, (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»);
- если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная;
- если ниже нормы – самооценка заниженная.
Тест «Уверенность в себе»
Если согласны с утверждением ставится «+», если нет «-«.
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
Чаще всего у меня хорошее настроение.
Со мной все ребята советуются, считаются.
Я уверенный в себе человек.
Считаю что я сообразительный и находчивый.
Я уверен, что всегда всем нужен.
Я все делаю хорошо.
В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.
Люди часто помогают мне.
Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
Меня мало беспокоят возможные неудачи.
Я стараюсь планировать свою деятельность.
Я редко жалею о том, что уже сделал.
Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
Мне нравится принимать участие в различных соревнованиях и конкурсах.
Я учусь лучше, чем остальные.
Мне чаще везет, чем не везет.
Учеба для меня не представляет труда.
17-20 баллов – это высокая степень уверенности в себе. В сложных ситуациях этот человек проявит решительность, самостоятельность в принятии решений.
11-16 баллов. Этот человек обсуждает свои действия с друзьями и родителями. Он предпочитает задачи средней трудности, чтобы избежать неудач.
1-10 баллов. Этот человек неуверен в себе. Эта неуверенность проявляется и в учебе и в труде. Для этого человека характерна не критичность в оценке достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.
«Выбор»
Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе. Без друзей, знакомых родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить. Вам нужны деньги, и их вы можете получить за работу, но у вас нет образования.
Необходимо ответить на вопросы.
1.В каком городе или даже стране вы находитесь?
2. Какое у вас время года?
3. Что вы будете делать?
4. Что вы умеете делать?
5. Что будет потом?
Время работы 30 минут.
Обсуждение.
Вывод: подсобные рабочие временный заработок. Для того, чтобы научиться какому – либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для того узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
«Человек – профессия»
Цель- на ассоциативном уровне научиться соотносить человека с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
1.По желанию выбирается доброволец-водящий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загадываемым может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
2. приглашается водящий, садится в круг. Каждый участник должен быстро назвать профессию.
3. после того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению соответствует этим профессиям.
«День из жизни профессионала».
Цель: повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Нужно составить рассказ о трудовом дне любого на выбор специалиста. Только с помощью существительных. Например, учителя: звонок – завтрак – урок – двоечник – вопрос – ответ- тройка – директор- урок – отличники – звонок – дом – постель.
«Профессия на букву»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если игрок не называет профессию, то тот выбывает из игры или из круга на время.
Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно больше 5-7 букв не предлагать. Например буквы: м, с, п, о.
«Кто есть кто»
Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.
Ведущий называет профессию, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих одноклассников и определить, кому эта профессия подойдёт в наибольшей степени. Далее все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).
«Самая – самая»
Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Ведущий называет характеристику деятельности, а участники должны по кругу предлагать свои варианты профессий.
«Цепочка профессий»
Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
По кругу выстраивается цепочка профессий. Ведущий называет первую профессию остальные схожие с ней. Например, маляр – художник, оба имеют дело с кистями, красками, бумагой…
«Если бы… я стал бы…»
Цель: побуждение интереса к осознанному профессиональному самоопределению;
исследование влияния окружения и разных обстоятельств на выбор профессии.
Участники вместе с психологом составляют список условий и обстоятельств, влияющих на выбор профессии. Например, если бы у меня родители были малярами, то я бы…, если бы я жил в глухой деревне, если бы я свободно говорил на китайском языке…
Далее участники просматривают список и выбирают себе одно обстоятельство, которое будет интересно исследовать на предмет того, как оно повлияет на выбор профессии.
Группа может быть разбита как на пары, так и на тройки.
«Звездный час»
Цель: помочь лучше осознавать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека;
соотнести эти смыслы со своим личным представлением о счастье.
Участники описывают какие существуют радостные, приятные минуты в жизни типичного представителя определенной профессии, т.е. фиксируют «звездные часы» для этой профессии. Работа проходит в малых группах по 2-5 человек.
«Профессия – требуемые качества»
Цель: расширение информированности о профессиональных качествах требуемых к различным профессиям.
Ведущий называет профессию, а остальные называют качества, которые необходимы в данной профессии.
«Игра в лотерею»
Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Понять необходимость активных действий по выбору профессий.
Материал: ручки, карточки.
Участники пишут на отдельных карточках названия профессий, которыми они хотели бы заняться в течении жизни. Заполняется от 1 до 3 карточек. Далее карточки перемешиваются и каждый участник тянет только одну ( как лотерейный билет).
Затем обсуждаются результаты.
Вывод: на судьбу надейся, а сам не плошай.
« Силовое поле выбора»
Цель: анализ факторов, влияющих на выбор профессии,
Определение степени влияния этих сил.
На раздаточных бланках знаком «+» отмечаются те факторы, которые положительно влияют на выбор профессии, а знаком « - » те, которые влияют отрицательно.
«Рейтинг ошибок»
Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии
Нахождение способов защиты от ошибок.
В раздаточных материалах «ошибки в выборе профессии» учащиеся отбирают для себя 3 наиболее «опасные» по их мнению. Т.е. существует большая вероятность совершить именно эту ошибку.
После этого участники называют номера. Потом выделяются ошибки, которые имеют наибольший рейтинг среди учащихся.
Обсуждение:
- Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
- Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
- Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
Список литературы
1.Бендюков М. А., Соломин И. Л., Твой компас на рынке труда. - Санкт-Петербург,
2000
2.Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. – М., 2003
3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В. В.– М., 1994
4.Девяткова Т. А., Кочеткова Л. Л., Петрикова А. Г. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
М., Владос, 2003
5.Кабина Е., Радзик Т. Я в мире профессий Тренинг для подростков. // Школьный психолог № 48 2003
6.Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М.,1990
7.Программа по трудовому воспитанию. Гречаная В. Т. – Леуши 2006
8.Программа: Формирование готовности к профессиональному самоопределению у
выпускников специальной (коррекционной) школы. Учитель Волкова З. А.
9.Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. – «Вако»
Москва 2005
10.Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. – Пермь, 1989
11.Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения
для подростков. – М., Генезис, 2000
РЕЦЕНЗИЯ на программу дополнительного образования по профессиональному самоопределению обучающихся «Однажды и на всю жизнь» для учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида
(автор-составитель Финансова М.Е.)
Актуальность разработки образовательной программы по профессиональному самоопределению умственно отсталых учащихся весьма высока и вызвана необходимостью в социальной адаптации и интеграции указанной категории лиц с социальным окружением.
Программа рассчитана на формирование у детей с нарушением интеллекта адекватных представлений о сути производственных взаимоотношений и процессов, воспитание положительного отношения к профессиональной деятельности, социально значимых мотивов в выборе будущей профессии.
Программа рассчитана на три года работы (7-9 кл.) с общим объемом учебной нагрузки 102 часа.
Композиция программы исходит из необходимости последовательного усвоения следующих знаний по годам обучения:
- маршруты в мир профессий (7 кл.);
- я в мире профессий (8 кл.);
- шаги в профессию (9 кл.);
При прохождении курса решаются конкретные задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, проживающего в разных условиях, подготовку учащихся к осознанному выбору профессии, профессиональной устойчивости:
- подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального и личностного становления;
- содействие формированию адаптивных свойств личности и правильного поведения в трудовых коллективах;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Программа по экономическому практикуму
Цель изучения экономического практикума в 10 классе:-формирование элементарного уровня экономической грамотности;-формирорвание потребительской ку...
Программа элективного курса "Практикум решения текстовых задач" 8 класс.
Пояснительная записка Предлагаемый курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов. Программа рассчитана на 9 часов и п...
Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"
Программа содержит календарно-тематическое планирование...
рабочая программа элективного курса "Практикум по математике"
Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 классов. Содержание: "Проценты", "Параметры", "Использование свойств функций", "Комбинации геометрических тел"....
Программа элективного курса "Практикум по математике" для 11 класса
Элективный курс «Практикум по математике» в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «В...
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...