Семинар "Выгорание педагогов"
методическая разработка по психологии по теме

Сидорова Елена Ивановна

Работа, которая не соответствует предназначению, быстро трансформируется в зависимость. Эта зависимость в быту называется трудоголизмом, а че­ловек — трудоголиком. В профессиональной среде такая зави­симость называется «синдром профессионального сго­рания (выгорания)». Этот синдром является долговре­менной стрессовой реакцией, возникающей вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Возникает у людей, работа которых связана с постоянным обще­нием с коллегами, подчиненными, клиентами, ученика­ми, пациентами. Синдром относится к «болезням» общения.

     «Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чув­ство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В таких слу­чаях преподаватель проявляет цинизм в общении, чувствует себя несчастливым, способен прогуливать работу и даже принять решение ее сменить. Без соответствующей помощи, поддержки начинающие учителя чаще, чем опытные, испытывают стресс и синдром эмоционального «выгорания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА,

ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАБОТЫ

ГОРЮ НА РАБОТЕ!

ПРИЗНАКИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАБОТЫ

                                                                     Я спал, и мне снилось, что жизнь — это радость,

                                                            Проснулся и увидел, что жизнь — это долг.

                                                Я выполнил то, что должен, и понял,

                          Что долг — это радость.

                                                                                                                  Рабиндранат Тагор

     Главную часть жизни каждого человека занимает дело. Так повелось, что большинство называет эту часть своей жизни работой. Хорошая работа — то, чем дорожат, то, к чему стремятся, то, о чем мечтают...

     Выбирая работу, каждый из нас определяет, по какому пути идти. Один путь ведет нас в сторону зависимости, второй — в сторону собственной цели. При правильном выборе дело, которым человек занимается, — средство выразить себя, приобрести и развить способности, реализовать свои планы, надежды, возможности. Такая работа ведет к цели и никогда не приводит к зависимости.

      Соглашаясь на работу, которая не связана с его собственными целями, человек соглашается в течение большей части своей жизни заниматься тем, что не соответствует его предназначению. В результате человек приходит к зависимости от работы. Она может развиваться с разной скоростью и приобретать разные формы, исходя из того, насколько человек жертвует своей собственной целью ради целей, предложенных работой.

     Наиболее быстро зависимость развивается тогда, когда человек предпочитает определенные разновидности труда. Имеется в виду работа в системе «человек — человек», которая требует особого внимания к целям ученика, пациента, клиента. Эти цели нужно не просто поддерживать, ими нужно жить. При такой работе нужно «проникаться» чужими проблемами. Эта работа наиболее опасна для развития зависимости, т. к. больше всего «подталкивает» к «пренебрежению» своими целями и растворению в целях другого человека: учащегося.

     Особенно опасна зависимость от работы для женщин-учителей и преподавателей, которые делают ставку на работу как на главное занятие в жизни. Это связано с особенностями предназначения и привычной роли женщины. Они больше предрасположены, держать дело под личным контролем. Именно женщины быстро ощущают «запустение», неуправляемость и ущербность остальных сторон жизни, особенно личной и семейной.

     Во всех случаях работа, которая не соответствует предназначению, быстро трансформируется в зависимость. Эта зависимость в быту называется трудоголизмом, а человек — трудоголиком. В профессиональной среде такая зависимость называется «синдром профессионального сгорания (выгорания)». Этот синдром является долговременной стрессовой реакцией, возникающей вследствие продолжительных профессиональных стрессов. Возникает у людей, работа которых связана с постоянным общением с коллегами, подчиненными, клиентами, учениками, пациентами. Синдром относится к «болезням» общения.

     «Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В таких случаях преподаватель проявляет цинизм в общении, чувствует себя несчастливым, способен прогуливать работу и даже принять решение ее сменить. Без соответствующей помощи, поддержки начинающие учителя чаще, чем опытные, испытывают стресс и синдром эмоционального «выгорания».

     Причины выгорания: объективные: эмоционально затрудненные или напряженные отношения между   людьми, конфликтные ситуации с учащимися или неблагоприятный психологический климат в педагогическом коллективе; субъективные: психологическое, душевное переутомление у профессионалов общения как плата за сочувствие, сопереживание, понимание.

     Ярко синдром «выгорания» у педагогов проявляется в тех случаях, когда профессиональное общение эмоционально насыщено или происходит в сложной ситуации. Вероятность появления синдрома «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов профессионала со своими клиентами, подопечными, особенно контактов разрушительной или раздражительной природы.

     3 стадии (компонента) в модели синдрома «выгорания» педагога:

1) эмоциональное истощение — основная составляющая эмоционального «выгорания», проявляющаяся сниженным эмоциональным фоном, равнодушием или эмоциональным перенасыщением. Эмоции приглушаются, исчезает острота чувств, сладость переживаний. Педагог понимает, что все нормально, но испытывает немотивированную пустоту и скуку в душе;

2) деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми, к появлению повышенной раздражительности к учащемуся. В одних случаях — повышается зависимость от других (коллег, близких людей) и «выгорающий» педагог старается сдерживать себя, скрывать раздражение к учащемуся. В других случаях повышается негативизм, циничность установок и чувств, пренебрежение, издевки, неприязнь по отношению к подопечным, коллегам;

3) редукция личных достижений — потеря представлений о ценностях жизни — может проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, занижению служебных достоинств и возможностей, в недооценке собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Такой педагог может по привычке иметь апломб, респектабельный вид, но его выдает пустой взгляд, апатия и безразличие.

     Появление синдрома профессионального «выгорания» тем вероятнее, чем ниже мотивация работника, чем меньше его интересует результат и процесс педагогического работы. И даже если работа человеку интересна, и он имеет возможность в ней самореализоваться, через 5 лет почти у всех педагогов наблюдаются признаки профессионального «выгорания».

     Избавиться от трудовой зависимости или не приобрести ее можно только самому.

     Наиболее подвержены развитию зависимости преданные, упрямые, тревожные, излишне требовательные, совестливые, идеальные исполнители, выполняющие работ с  напряжением, отдающие себя детям. Они испытывают чувство вины за неудачи и чувство обиды за недостаточно положительную оценку их труда.

     Это люди, которые считают себя идеальными исполнителями поставленных задач, нереалистично оценивая свои возможности. Они склонны брать на себя всю ответственность за происходящее, не доверяют другим, стремятся все сделать сами или проконтролировать все до мелочей.

     Это также неэмоциональные, жесткие педагоги, которые стремятся подавить детей, нетерпимые к чужому мнению, некритичные к себе, уверенные, что их мнение единственно правильное.

     Это люди с идеалистическими ожиданиями от работы, сверхувлеченные, испытывающие сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми в профессиональной среде.

Признаки зависимости от работы

     Физический дискомфорт. Зависимость — психологическая проблема. А психологические проблемы человек пытается отрицать как можно дольше. Поэтому зависимость начинает заявлять о себе при помощи физического дискомфорта.

Дискомфорт в области головы — боли, часто начинающиеся в области шеи и распространяющиеся на голову, мигрень.

Дискомфорт в области шеи и спины — чувство комка в горле, «перехватывание» голоса, боли в шее и нижней части спины.

Дискомфорт в области сердца — боли, ощущения, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто.

Скачкообразное повышение артериального давления с ощущением прилива жара.

Дискомфорт в области живота — спазматические, резкие боли, вздутие, понос, запор.

Дискомфорт в области таза — частое мочеиспускание, разнообразные сексуальные проблемы.

Мышечный дискомфорт — напряжение, ломота в мышцах.

Кожный дискомфорт — ощущение покалывания, сыпи.

Дискомфорт, связанный с аппетитом, — от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода.

Дискомфорт, связанный со сном, — трудности с наступлением сна и пробуждением, неприятные сновидения.

Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

     Эмоциональный дискомфорт:

Эмоциональное истощение, чувство усталости и невозможность сосредоточить внимание.

Чувство личной несостоятельности.

Беспокойство, беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, которые, возможно, никогда не произойдут.

Чрезмерно сильные и быстрые смены настроения.

Пассивность, апатия.

Беспочвенная раздражительность и конфликтность.

Утрата чувства юмора.

Чувство вины, обиды, страха и стыда.

Равнодушие к себе и детям / людям.

     Умственный дискомфорт:

Невозможность концентрировать внимание.

Сомнения в необходимости и полезности своей работы.

Стереотипное мышление, сопротивляющееся изменениям.

Низкая самооценка.

Подозрительность и недоверчивость.

Постоянные мысли о работе.

     Поступки зависимого от работы:

Формальное исполнение своих обязанностей.

Пренебрежение исполнением своих обязанности «увиливание» от работы, желание снизить объем работы.

Уклонение от ответственности и нерешительность.

Злоупотребление психостимуляторами (табак, кофе, алкоголь, лекарства).

Замедленное выздоровление после травм и заболеваний.

Как не сгореть на работе:

Не позволяйте себе брать работу на дом!

Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности;

Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка);

Ставьте четкие временные границы по достижению тех или иных целей;

Чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда;

Используете "паузы" в работе, которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

Чаще общайтесь с единомышленниками; займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (обменивайтесь профессиональной информацией с представителями других школ, курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Избегайте ненужной конкуренции  (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

Проще относитесь к конфликтам на работе;

Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!

Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса);

Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь).
Помоги себе сам:

Не игнорируйте первые симптомы усталости (учитесь слушать себя);

Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2-х часов);

День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством;

Если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос: нужно ли ему это?

Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой;

Учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ»

Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта: бассейн, ролики, велосипед, коньки и т.п.;

Помните - смех продлевает жизнь! По мнению врачей, смех благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу всех органов.                               Будьте оптимистами!

 

А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Проверьте себя: если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются ввиду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня, как профессионала, мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера, свернуть взаимодействие.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит мне меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23.  Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах на работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и тому подобное.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай добра людям, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я постоянно испытываю физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более внимательным и отзывчивым к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63.  Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми, партнерами очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если представляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных.

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом – указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2.Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1(2), + 13(3), + 25(2), _37(3), + 49(10), + 61(5), ,73(5);

Неудовлетворенность собой:

.2(3), + 14(2), + 26(2), ,38(10), _50(5), + 62(5), + 74(3);

«Загнанность в клетку»:

+ 3(10), + 15(5), + 27(2), + 39(2), + 51(5), + 63(1), „75(5);

Тревога и депрессия:

+ 4(2), + 16(3), + 28(5), + 40(5), + 52(10), + 64(2), + 76(3).

«Резистенция»

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5(5), „17(3), + 29(10), + 41(2), + 53(2), + 65(3), + 77(5);

Эмоционально - нравственная дезориентация:

+ 6(10), _18(3), + 30(3), + 42(5), + 54(2), + 66(2), _78(5);

Расширение сферы экономии эмоций:

+ 7(2), + 19(10), ,31(2), + 43(5), + 55(3), + 67(3), _79(5);

Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8(5), + 20(5), + 32(2),_44(2), + 56(3), + 68(3), + 80(10).  '

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+ 9(3), + 21(2), + 33(5), _45(5), + 57(3), _69(10), + 81(2);

Эмоциональная отстраненность:

+ 10(2), + 22(3), „34(2), + 46(3), + 58(5), + 70(5), + 82(10);

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11(5), + 23(3), + 35(3), + 47(5), + 59(5), + 72(2), + 83(10);

Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12(3), + 24(2), 4- 36(5), + 48(3), + 60(2), + 72(10), + 84(5).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16 и более баллов - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение».

В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

• Какие симптомы доминируют?

• Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»?

• Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами?

• Какой симптом или какие симптомы более всего отягощают эмоциональное состояние личности?

• В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?

• Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам?

Проверьте себя: в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет» (ставьте знак «+», «-» слева от вопроса).

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с учащимися зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня, как профессионала, мало зависит благополучие учащихся.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее завершить урок и уйти из класса, свернуть взаимодействие.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать учащимся того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с учащимися требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит мне меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать учащимся профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на общение с учащимися и коллегами.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учащимися и коллегами.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимания учащимся меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии родителей, коллег и учащихся.

23.  Общение с учащимися побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах на работе или учащихся у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами, родителями, учащимися отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с учащимися.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и тому подобное.

29. Если учащийся мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай добра людям, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к ученику эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Учащимся отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с коллегами и учащимися складываются хуже, чем обычно.

42. Бывают дни, когда я работаю с учащимися хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности учащегося помимо того, что касается дела (обучения).

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с учащимися автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными учащимися у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я постоянно испытываю физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны учащихся и родителей.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с учащимися я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более внимательным и отзывчивым к учащимся, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент учащихся, с которыми я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63.  Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими учащимися так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю учащихся и родителей, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности учащихся обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми, учащимися очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих учащихся и родителей я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя детям, забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если представляется случай, я уделяю ученику меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...