Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ
статья по психологии на тему

Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения проблем здоровья в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Здоровье – это фундамент нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться и работать.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего,  такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система,  в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:                                                                                                        

Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.

Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.

Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.

Уровень психологической помощи учащимся.

Состояние микроклимата в школе и дома.

Как видите это комплекс взаимодействий медика, педагога и психолога, позволяющий учителю и  ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения, соответствующий физическому и психическому состоянию ребёнка.

Рассмотрим психологический   путь   решения   проблем   здоровья   в школе. Основной задачей  работы педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному (полноценному) психическому развитию  в условиях школы.

Основные технологии здоровьесбережения в школе направлены на сохранение адаптационных возможностей школьников. Адаптация к школьным условиям достигается мерой затрат внутренних (функциональных) резервов организма, т.е. затрагивается  физиологическая составляющая организма ребенка.

Как показывает практика, значительные трудности в адаптации испытывают учащиеся при поступлении в первый класс, а также ученики начальных классов при переходе на основную ступень обучения. Большинство детей переживают эти периоды как важнейший шаг в своей жизни, для которого характерно появление у детей разного рода трудностей: повышение тревожности, неуверенности в себе, страхов.

Поэтому возникла необходимость в обобщении и систематизации уже имеющегося опыта в разработке системы мер по организации оптимально безболезненного адаптационного периода учащихся 1-ых и 5-х классов. С этой целью была разработана система работы по обеспечению преемственности между детским садом и школой, а также  начальной школой и средней ступенью обучения для предупреждение проявлений школьной дезадаптации и осуществление здоровьесбережения учащихся.

Реализация работы осуществляется по двум направлениям:

- Работа  в направлении психолого-педагогического сопровождения  первоклассников в период адаптации к школьному обучению.

- Работа  в направлении психолого-педагогического сопровождения                        пятиклассников в период адаптации к обучению в среднем звене школы.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников начинается ещё до поступления в первый класс. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе  детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу  в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода.                                                          

Вся работа делится на следующие основные этапы:

1 этап -  поступление ребёнка в школу;

2 этап – первичная адаптация детей в школе;

3 этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.                                                                

В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:

1. Диагностика психологической готовности детей к школе.

2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.

3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.

Диагностика психологической  готовности детей к школе проводится 2 раза: первый раз в сентябре, за год до поступления в школу. Целью данной диагностики является определение имеющихся у будущих первоклассников отклонений  и профилактика школьной дезадаптации. Результаты этой диагностики позволяют определить направления работы в течение последнего года пребывания в дошкольном учреждении, оказать необходимую психолого-педагогическую помощь детям. Вторая диагностика проводится в апреле. По её результатам определяется динамика развития каждого ребёнка и проводится психолого-педагогический консилиум, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов, при необходимости  составляем программы индивидуальной помощи детям.    

Для работы с детьми используется программа «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю  Куражевой, И. А. Козловой. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определённых целей: развитие познавательных и психических процессов, развитие интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер, развитие коммуникативных умений, формирование позитивной мотивации к обучению

Дальнейшая работа по сопровождению  проводится в школе.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог  проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению. С этой целью  используется программа Ж. Баловой «Мультики + первоклашки», основой которой является мульттренинг.

Во второй четверти первого класса в рамках системы психолого-педагогического сопровождения разворачивается работа, направленная на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и оказание им необходимой помощи. Основная задача этого этапа работы – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.

Целенаправленная работа, осуществляемая совместно педагогами, родителями и психологом по созданию системы подготовки детей к школе помогает ребёнку успешно адаптироваться и обучаться в школе. Это подтверждают данные диагностики. (см таблицу). В прошлом учебном году 60% ,  в этом году 60,5% детей от общего количества первоклассников легко включились в школьную жизнь.                  

Год

Коэффициент дезадаптации

0 – 14%

15 – 30%

Свыше 30%

31 – 40%

Свыше 40%

1999 г.

47%

15,5%

37,5%

15,5%

22%

2001 г.

48,2%

25,9%

25,9%

14,8%

11,1%

2008 г.

60%

20%

20%

11,4%

8,6%

2009 г.

60,5%

21%

18,5%

4,5%

14%

                                                                                                                         

В параллели пятых классов в течение первой учебной четверти проводится цикл адаптационных занятий  по программе «Первый раз в пятый класс». В рамках данной программы проведена психологическая игра «Наши учителя».  По данным диагностики в течение нескольких лет наблюдается высокий уровень адаптированности пятиклассников, что  свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Так же в деятельность педагога-психолога по здоровьесбережению входит сопровождение учащихся в период подготовки и проведения ЕГЭ, ГИА. Оно подразумевает диагностику, анкетирование проведение  занятий, как групповых, так и индивидуальных,  просвещение учащихся.

С этого учебного года в параллели 5-х классов ведётся факультативный курс «Уроки здоровья». В данном курсе интегрированы основные направления трёх предметов («Уроки здоровья», «ОБЖ», естественные дисциплины), что позволяет сформировать у учащихся представления не только о единой картине окружающего мира, но и о своём месте в нём, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.

Новым в этом курсе является стремление отказаться от широкого использования метода «запугивания», или «устрашения», как совершенно неэффективного для школьников этого возрастного периода. С этой целью на уроках используется деятельностный подход, что позволяет реализовать новую образовательную методику – накопление учениками опыта в вопросах здоровья и безопасности жизни. Уроки строятся на основе интерактивных форм обучения. Это – широкое использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, различных видов групповой работы.

Необходимым условием достижения ожидаемого результата являются систематическое просвещение родителей учащихся:

тематические родительские собрания;

индивидуальные консультации педагога-психолога;

родительский всеобуч («В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?», «Школьные трудности у учащихся первых классов»,  «Влияние благополучия семьи на личностное развитие  ребёнка»)                                                    

 Третий год практикуются совместно родительско-детские встречи: «Мы – самые близкие люди», «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека». Цель работы педагога-психолога помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми.

Конечно, ведётся поиск новых путей решения задач по профилактике деструктивного отношения к здоровью у детей, подростков и молодёжи становится крайне актуальным. Этот методический поиск привёл к идее использования механизмов РR-деятельности в системе образования для организации профилактической работы.                      

Сегодня можно отметить, что по данной проблеме приобретён положительный опыт: проводимая работа  позволяет  сохранить  и  укрепить  психологическое  и психофизическое  здоровье  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".

В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...