Формирование фемининного стиля поведения у старшеклассниц
статья по психологии по теме

Карпова Светлана Сергеевна

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования»

 

 

Формирование фемининного стиля поведения у старшеклассниц

 как одна из форм профилактики агрессивности

 

 

В настоящее время сложилось несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации:
-  во-первых, это очевидная и всё более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков;     
-  во-вторых, появление всё большего числа крайних, нежелательных форм поведения подростков-старшеклассников: тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность;   
- в-третьих, обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений в молодых семьях.
Наиболее остро всё это проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения, является освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля, способствующего росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.
Неверно понятые идеалы, навязанные современным «обществом выживания» стереотипы, заставили, например, женщину отстаивать и добиваться для самой себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Исторически сложилось, что русские женщины в большей степени, чем западные, стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (печально знаменитая когда-то реклама на ТВ, где женщины преклонного возраста в оранжевых жилетах рабочих – путейцев укладывают железнодорожные шпалы, никому, кроме иностранцев, не казалась в то время шокирующей), но и перенять мужской тип поведения, освоить мужское отношение к миру. Нынешние старшеклассницы при личных беседах называют желательными у женщин такие черты как мужественность, целеустремлённость, физическую силу, независимость, уверенность в себе, активность, способность «дать сдачи». Эти черты (традиционно являющиеся мужскими), будучи сами по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.       
Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского пола широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко проявляется в современной семье, где дети и осваивают свои роли. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения они приобретают тоже в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Наблюдая за активной, властной матерью-главой семьи и пассивным отцом, проводящим жизнь «на диване» или живущим в разлуке с семьёй (на заработках в другом городе или регионе), ребёнок не в состоянии сформировать адекватный тип поведения, свойственный его полу.
В школе же этот процесс только усугубляется:       
- девочки уже младших классов опережают в своём развитии мальчиков в среднем на 2,5 года и не могут видеть в последних своих защитников, поэтому демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений. Наблюдения последних лет позволяют заметить, что всё чаще девочки отзываются о своих сверстниках в таких словах, как «придурки» или «лохи», совершают агрессивные нападения на одноклассников. Обычным явлением стали жалобы родителей мальчиков на то, что их детей обижают и бьют девочки в школе, что в свою очередь порождает защитный тип поведения мальчиков, ведущий к углублению межличностных конфликтов, дающий возможность проявлять взаимную вербальную или физическую агрессию;

 -основную воспитательную нагрузку в семье в наше время чаще всего несёт женщина, используя при этом также силовые методы воспитательного воздействия на детей (наблюдения при посещении родительских собраний в школе показали, что присутствие на них отцов - явление крайне редкое);
   - педагогические коллективы наших школ состоят в основном из женщин, чаще вынужденных, сами того не желая, чтобы быть успешными педагогами брать на себя и мужскую роль (твёрдая рука).     
     Таким образом, и происходит усвоение девочками мужского «силового» стиля разрешения конфликтов, создающего в дальнейшем благодатную почву для девиантного поведения. В подростковом возрасте социальные отклонения агрессивной ориентации продолжают нарастать и проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои), причём сфера силового вмешательства девочек – подростков выходит за рамки школьного класса, что обусловлено возрастными особенностями. Вместе с процессом освоения новых социальных ролей девочки – старшеклассницы осваивают и новые способы выяснения межличностных отношений. В статистике подростковых драк всё чаще фигурантами становятся девочки, причём побудительным мотивом таких драк, по словам самих участниц, является защита их собственной чести и достоинства от наговоров и клеветы своих когда- то близких подруг.        
Мы имеем дело с неверно усвоенными половыми ролями. Существует такое понятие, как социальная половая роль, то есть та роль, которую люди проигрывают каждый день как мужчины и женщины. Эта роль определяет общественные представления, связанные с культурными моральными особенностями общества. От того, насколько верно девочки-подростки усвоят образцы поведения, свойственные женскому полу: гибкость, терпение, мудрость, осторожность, хитрость и мягкость зависит уверенность в общении со своим и противоположным полом, женская уверенность в себе. От этого зависит, насколько счастливо сложатся отношения в её будущей семье, насколько здоров будет её ребёнок, так как представление о мужественности-женственности может стать нравственным регулятором её поведения.
Несомненно, что работа по формированию фемининного стиля поведения у старшеклассниц имеет большое значение для школы и для общества в целом, так как помогает «растущему человеку» обрести свое «подлинное «Я», адаптироваться в жизни, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.        
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список


1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды.- М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
2.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.- М.: Просвещение,1988.    
3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.,1999.    
4.Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. И доп. – М.:     Педагогическое общество России,2001.        
5.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.:Северо – Запад,1994.
6.Олифиренко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И. , Быков А. В., Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. – М.: Полиграф сервис,2001.
7.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии, 1996. № 6.
8.Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьёй. – М.: Дрофа,2007.

Словарь

Женственность (фемининность) — этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; квинтэссенция фемининного гендерного стереотипа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedagoga-psiholog.docx343.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казённая общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования» 

Формирование фемининного стиля поведения у старшеклассниц

 как одна из форм профилактики агрессивности

Выступление подготовила: педагог-психолог,  Карпова С.С.

Салемал 2012г.

В настоящее время сложилось несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации:
-  во-первых, это очевидная и всё более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков;        
-  во-вторых, появление всё большего числа крайних, нежелательных форм поведения подростков-старшеклассников: тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и жестокость, агрессивность;        
- в-третьих, обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений в молодых семьях.
Наиболее остро всё это проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье), и в школе. Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения, является освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля, способствующего росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.
Неверно понятые идеалы, навязанные современным «обществом выживания» стереотипы, заставили, например, женщину отстаивать и добиваться для самой себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Исторически сложилось, что русские женщины в большей степени, чем западные, стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (печально знаменитая когда-то реклама на ТВ, где женщины преклонного возраста в оранжевых жилетах рабочих – путейцев укладывают железнодорожные шпалы, никому, кроме иностранцев, не казалась в то время шокирующей), но и перенять мужской тип поведения, освоить мужское отношение к миру. Нынешние старшеклассницы при личных беседах называют желательными у женщин такие черты как мужественность, целеустремлённость, физическую силу, независимость, уверенность в себе, активность, способность «дать сдачи». Эти черты (традиционно являющиеся мужскими), будучи сами по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.        
Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского пола широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко проявляется в современной семье, где дети и осваивают свои роли. Свои первые знания о моделях агрессивного поведения они приобретают тоже в семье. Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Наблюдая за активной, властной матерью-главой семьи и пассивным отцом, проводящим жизнь «на диване» или живущим в разлуке с семьёй (на заработках в другом городе или регионе), ребёнок не в состоянии сформировать адекватный тип поведения, свойственный его полу.
В школе же этот процесс только усугубляется:        
- девочки уже младших классов опережают в своём развитии мальчиков в среднем на 2,5 года и не могут видеть в последних своих защитников, поэтому демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений. Наблюдения последних лет позволяют заметить, что всё чаще девочки отзываются о своих сверстниках в таких словах, как «придурки» или «лохи», совершают агрессивные нападения на одноклассников. Обычным явлением стали жалобы родителей мальчиков на то, что их детей обижают и бьют девочки в школе, что в свою очередь порождает защитный тип поведения мальчиков, ведущий к углублению межличностных конфликтов, дающий возможность проявлять взаимную вербальную или физическую агрессию;

 -основную воспитательную нагрузку в семье в наше время чаще всего несёт женщина, используя при этом также силовые методы воспитательного воздействия на детей (наблюдения при посещении родительских собраний в школе показали, что присутствие на них отцов - явление крайне редкое);
  - педагогические коллективы наших школ состоят в основном из женщин, чаще вынужденных, сами того не желая, чтобы быть успешными педагогами брать на себя и мужскую роль (твёрдая рука).        
    Таким образом, и происходит усвоение девочками мужского «силового» стиля разрешения конфликтов, создающего в дальнейшем благодатную почву для девиантного поведения. В подростковом возрасте социальные отклонения агрессивной ориентации продолжают нарастать и проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои), причём сфера силового вмешательства девочек – подростков выходит за рамки школьного класса, что обусловлено возрастными особенностями. Вместе с процессом освоения новых социальных ролей девочки – старшеклассницы осваивают и новые способы выяснения межличностных отношений. В статистике подростковых драк всё чаще фигурантами становятся девочки, причём побудительным мотивом таких драк, по словам самих участниц, является защита их собственной чести и достоинства от наговоров и клеветы своих когда- то близких подруг.        
Мы имеем дело с неверно усвоенными половыми ролями. Существует такое понятие, как социальная половая роль, то есть та роль, которую люди проигрывают каждый день как мужчины и женщины. Эта роль определяет общественные представления, связанные с культурными моральными особенностями общества. От того, насколько верно девочки-подростки усвоят образцы поведения, свойственные женскому полу: гибкость, терпение, мудрость, осторожность, хитрость и мягкость зависит уверенность в общении со своим и противоположным полом, женская уверенность в себе. От этого зависит, насколько счастливо сложатся отношения в её будущей семье, насколько здоров будет её ребёнок, так как представление о мужественности-женственности может стать нравственным регулятором её поведения.
Несомненно, что работа по формированию фемининного стиля поведения у старшеклассниц имеет большое значение для школы и для общества в целом, так как помогает «растущему человеку» обрести свое «подлинное «Я», адаптироваться в жизни, реализовать свое чувство зрелости и найти свое место в системе человеческих отношений.        

Библиографический список


1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды.- М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
2.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.- М.: Просвещение,1988.        
3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.,1999.        
4.Волков Б.С. Психология подростка. – 3-е изд., исправл. И доп. – М.:         Педагогическое общество России,2001.        
5.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.:Северо – Запад,1994.
6.Олифиренко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И. , Быков А. В., Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. – М.: Полиграф сервис,2001.
7.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии, 1996. № 6.
8.Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьёй. – М.: Дрофа,2007.

Словарь

Женственность (фемининность) — этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину; квинтэссенция фемининного гендерного стереотипа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это важно! Стили поведения родителей

Материал рассказываето характере поведения родителей в процессе воспитания своего ребенка.Материал взят у Степановой М.А.Выражаю ей благодарность за интересную статью....

Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"

Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"...

Стили поведения в конфликте

Стили поведения в конфликте...

Классный час "Твой стиль поведения"

Основными задачами этого классного часа является заствить учащихся задуматься о вкусах, помочь осознать понятие  "воспитанный человек"....

Твой стиль поведения

для учащихся и учителей...

Презентация занятия с подростками по теме "Стили поведения в конфликте: конфронтация "

Презентация содержит основную информацию о стратегиях разрешения конфликтов....

Стили поведения в конфликтных ситуациях

В реальной жизни не так просто ваявить причину конфликта и найти конструктивный способ разрешения. Чтобы это сделать правильно, то для начала надо познакомиться со стилями поведения в конфликтных ситу...