Разработка родительского собрания с элементами тренинга "О стилях поведения и методах воспитания"
консультация ( класс) по теме
Рекомендовано для родительских собраний по теме "О стилях поведения и методах воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_sobraniya_s_elementami_treninga.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
О стилях поведения и методах воспитания
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Цель: выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.
Необходимые материалы: карточки с напечатанными ситуациями; листы с вредными советами.
Упражнение «Знакомство»
Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они его так назвали.
Упражнение «Правила группы»
После того как закончилось знакомство, психолог совместно с родителями вырабатывает правила работы в группе (можно предложить свои, а родители потом дополнят). Но обязательными являются следующие пункты:
— конфиденциальность,
— уважение к партнерам,
— каждый говорит в кругу.
Желательно записать их на доске, чтобы они во время занятия были перед глазами.
Обычно я еще анонимно провожу диагностику детско-родительских отношений по Опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). После чего родителям даются информация об общих результатах по классу и разъяснения, что обозначает та или иная шкала. Также следует сообщить, что, помимо предложенных в опроснике вариантов, есть и другие стили воспитания и взаимоотношений: авторитарный, демократический, попустительский, либеральный.
Упражнение «Разбираем ситуации»
Родителям предлагается разбиться на группы и предложить вариант выхода из ситуации с позиции того или иного стиля воспитания, затем следует обсуждение.
Ситуации
Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
К вам пришли гости. Что делать с ребенком? Отправить его погулять? Уложить пораньше спать? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Как вы поступите в такой ситуации?
У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами. Что делать?
Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете своему ребенку?
В доме собрались друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
Упражнение «В гостях у сказки»
Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
Упражнение «Скажи «нет»
Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы с детской точки зрения (можно попросить родителей озвучить то, что чаще всего просят у них дети). 3адача водящего — дать достойный отказ.
Упражнение «Мои сильные стороны»
Каждый из родителей по кругу называет 3–5 своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспитании.
Упражнение «Задумаемся о себе»
Участникам предлагается по кругу продолжить предложение: «Я хороший родитель, потому что...»
Упражнение «Обратная связь»
Проводится в завершение занятия. Каждый из родителей говорит о том, что он вынес для себя сегодня.
Советы детей родителям
Нам не хватает свободы, конечно не безграничной, а в определенных рамках. Поэтому позволяйте нам больше, ребенка нельзя всегда держать на «коротком поводке», он должен учиться жить сам.
Мы знаем, что не всегда ведем себя примерно и нередко достойны хулы из ваших уст. Но очень уж обидно, когда родители срываются на нас по пустякам просто потому, что у них плохое настроение. Конечно, вы устаете на работе и настроение вам тоже кто-то испортил, но мы же не всегда в этом виноваты.
Родители, почему вы такие? Почему вы видите в каждом из нас не человека, а лишь своего ребенка? С одной стороны, это хорошо, но это убивает доверие и откровенность. А мы хотим говорить со своими родителями на любые темы, как с обычными людьми, а не только как с родителями.
Наказание — это один из методов воспитания. Но наказание угнетает нашу личность, вызывает обратную реакцию. Конечно, вы знаете об этом, но почему же вы так часто им пользуетесь и даже не пытаетесь его заменить на другие, например на поощрение?
Заповеди семейного воспитания
В.А. Сухомлинского
Не унижай,
не угрожай,
не вымогай обещание,
не морализируй,
не мешай ребенку быть самим собой,
не повреди,
не бойся признать свою ошибку,
начинай воспитание с себя,
верь в своего ребенка,
- помоги ему поверить в себя.
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации детей к школе.
Упражнение «Правила группы»
С родителями обсуждаются правила работы в группе и записываются на доску.
Упражнение «Разогрев»
Для разогрева с родителями обычно используется игра-перекличка с применением данных из анкет, которые родители заполняют перед поступлением ребенка в школу. Например, ведущий спрашивает родителей: «Присутствуют ли родители мальчика, у которого есть собака? Он очень много помогает маме по дому».
Родители, как правило, откликаются охотно. Они находятся в эмоциональной связи с детьми, поэтому могут существенно повлиять на процесс адаптации к школе.
Упражнение «Знакомство из роли взрослого»
Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств на первую букву имени.
Упражнение «Знакомство из роли ребенка»
Предлагается представить себя в возрасте своих детей и познакомиться с соседом справа.
Упражнение «С кем хочу дружить»
Из роли детей составить портрет ребенка, с которым хочется и с которым не хочется дружить.
Упражнение «Игра»
Родители играют в игру, в которую чаще всего играют их дети.
Упражнение «Качества»
Родителям предлагается подумать и сказать, какие качества они хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое названное качество записывается на доске, а затем им присваиваются места по значимости.
Упражнение «Кнут и пряник»
Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка, а за что ругать. Затем идет обсуждение.
Упражнение «Образ учителя, которому я доверяю»
На столе лежат ручка и лист бумаги, на котором родители пишут, каким они хотят видеть учителя для своих детей.
Упражнение «Собираем портфель наказов»
Родителям предлагаются ситуации, которые они должны конструктивно разрешить сначала из позиции ребенка, а затем из позиции взрослого.
Ситуации:
ваш одноклассник забрал у вас любимую ручку;
кто-то из одноклассников вас обидно обозвал;
по пути в столовую вас больно толкнули;
порвали обложку вашей тетради;
сосед по парте сломал ваш карандаш;
во время рисования на вас случайно вылили воду с краской, но не извинились;
одноклассник ударил вас книжкой по голове;
ваш сосед по парте постоянно мешает вам на уроке, а вы получаете замечание от учителя;
вы пришли на урок и забыли учебник;
ваш простудившийся одноклассник в шутку кашляет и чихает в вашу сторону, а ваши просьбы этого не делать на него не действуют;
вас вызвали к доске, но по пути вам подставили ножку, и вы упали;
вы неправильно написали на доске задание, которое предложил учитель, и ваши одноклассники посмеялись над вами;
одноклассник попросил поделиться с ним булочкой, а вы не согласились, за это он вас ударил;
в раздевалке ваш одноклассник оторвал вам вешалку на куртке.
Упражнение «Впечатления и пожелания»
Проводится в конце занятия. Родители делятся своими впечатлениями, а также желают друг другу что-нибудь приятное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"
В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...
Разработка родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"
Данная разработка может быть полезна классным руководителям и родителям....
Авторская разработка родительского собрания "Стили воспитания"
В рамках реализации программы по работе с родителями, разработана презентация и буклет, в которых нашли отражение типы неконструктиных стилей воспитания, рассмотрены основные ошибки, даны рекомендации...
Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитани...
Методическая разработка для классных руководителей «Родительское собрание – как элемент воспитательного процесса в системе СПО»
Данная методическая разработка является универсальным методическим руководством для классных руководителей в средних специальных учебных заведениях.Целью методразработки является оказание методической...