Система работы психологической службы с педагогическим коллективом лицея.
статья (психология) на тему

Габдуллина Светлана Александровна

В данной статье рассказывается об опыте работы психологической службы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gabdullina_s.a._statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Габдуллина С.А.

педагог-психолог МАОУ «Лицей 8»

г. Пермь, Россия

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ЛИЦЕЯ.

Школа начинается с учителя. Современной школе как никогда нужен не просто учитель, а учитель – мастер, глубокий знаток психологии личности ребенка, знающий как общие закономерности развития, так и индивидуальные и личностные особенности детей.

Вместе с тем научные исследования данной проблемы показывают ущербность социально - психологического самочувствия части педагогов. 80% педагогов страдают хроническими заболеваниями,60% испытывают нервные срывы, 70% не понимают своих учеников.  Т.Н. Ле-ван).        Мы считаем, что развитие индивидуальных ресурсов ребенка, сохранение его психологического здоровья невозможно без личностного и профессионального роста самого педагога, профилактики его психологического здоровья, а значит, необходима научно-организованная система работы по психокоррекции и гармонизации личности учителя, повышению его профессиональной компетентности.

В работе  с педагогическим коллективом мы выделили три основных задачи:

- выявление психолого-педагогических причин, препятствующих личностному и профессиональному росту педагогов;

- разработка модели психолого-педагогической помощи учителю в повышении его профессиональной компетентности;

- создание условий для актуализации индивидуальных ресурсов педагогов.

Наш основной принцип в работе с педагогическим коллективом- идти от личности педагога, его потребностей, запросов, проблем.

В ходе организации деятельности с педагогами убедились, что работа на весь коллектив является малоэффективной. Кроме того, неоднородность учительского коллектива требует дифференцированного подхода в работе. Поэтому весь педагогический коллектив условно разделили на три категории (по наличию педагогического опыта и направлениям педагогической деятельности): учителя-предметники, классные руководители, молодые специалисты.

Работа с классными руководителями организуется через методобъединение классных руководителей. Задачи развития профессиональной компетентности решаются через профилактику синдрома профессионального сгорания и развития профессиональных и личностных ресурсов педагогов.

Особое место отводим консультированию педагогов: «Школьная дезадаптация. Ее причины и следствия», «Методы изучения личности учащегося и классного коллектива», «Новые формы работы с родителями», «Учет возрастных особенностей при организации воспитательной работы» и т.д. Вот далеко не полный перечень консультаций для классных руководителей.

Семинары, круглые столы, ролевые игры,  и социально-психологические тренинги («Особенности мотивации подросткового возраста», «Комплексная профилактика педагогической запущенности», «Двоечник тоже человек», «Классный классный» и т. д.), практические занятия, собрания по проектированию часов общения не только обогащают педагогов теоретическими знаниями, но и развивают профессиональное  педагогическое самосознание.

Работа с учителями предметниками строится через методические объединения, предметные кафедры, научно-методическими центры, ВТК. Цель работы  с предметниками – профилактика синдрома «эмоционального выгорания» через усовершенствование индивидуального стиля педагога(стиля преподавания и общения).

На семинарах, практических занятиях, консультациях, круглых столах («Активное слушание и его способы», «Педагогический такт учителя», «Развитие познавательных процессов в учебной деятельности», «Убеждение и внушение в педагогическом процессе и т.д.) создается информационное поле, идет активное обсуждение проблем, педагоги обмениваются своими знаниями и опытом.

Работа с молодыми педагогами строится через «Школу молодого учителя». Задачи адаптации молодых учителей решаются нами через развитие профессиональных и личностных ресурсов молодых специалистов. Стараемся придать работе с ними живой, практический характер, отдаем предпочтение активным формам работы. Это практикумы, психологические игры, тренинги («Психологические основы урока», «Педагогическое общение и его функции», «Педагогический конфликт. Методы его разрешения» и т.д.).

Научить профессии учителя нельзя, но научиться можно. Практика показала, чтобы помочь учителю, необходимо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился определенным способам самопознания и самообразования.

Литература:

1. Ле-ван Т.Н. Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью. www mosedu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)

Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....

Система работы психологической службы с родителями

Из опыта работы психологической службы с родителями...

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.

В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.

Во второй части презентации говорится о работе  клуба "Школа любящих родителей"...

Система работы методической службы МАОУ «Гимназия №1» по повышению квалификации педагогических кадров

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Система работы методической службы МАОУ "Гимназия №1" по повышению квалификации педагогических работников

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Микроисследование психологического состояния членов педагогического коллектива, их отношения к работе.

Исследование психологического состояния членов педагогического коллектива проводилось по запросу администрации школы с целью мониторинга психологического климата в коллективе и выявления мотивационног...