Система работы психологической службы с педагогическим коллективом лицея.
статья (психология) на тему
В данной статье рассказывается об опыте работы психологической службы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gabdullina_s.a._statya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Габдуллина С.А.
педагог-психолог МАОУ «Лицей 8»
г. Пермь, Россия
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ЛИЦЕЯ.
Школа начинается с учителя. Современной школе как никогда нужен не просто учитель, а учитель – мастер, глубокий знаток психологии личности ребенка, знающий как общие закономерности развития, так и индивидуальные и личностные особенности детей.
Вместе с тем научные исследования данной проблемы показывают ущербность социально - психологического самочувствия части педагогов. 80% педагогов страдают хроническими заболеваниями,60% испытывают нервные срывы, 70% не понимают своих учеников. Т.Н. Ле-ван). Мы считаем, что развитие индивидуальных ресурсов ребенка, сохранение его психологического здоровья невозможно без личностного и профессионального роста самого педагога, профилактики его психологического здоровья, а значит, необходима научно-организованная система работы по психокоррекции и гармонизации личности учителя, повышению его профессиональной компетентности.
В работе с педагогическим коллективом мы выделили три основных задачи:
- выявление психолого-педагогических причин, препятствующих личностному и профессиональному росту педагогов;
- разработка модели психолого-педагогической помощи учителю в повышении его профессиональной компетентности;
- создание условий для актуализации индивидуальных ресурсов педагогов.
Наш основной принцип в работе с педагогическим коллективом- идти от личности педагога, его потребностей, запросов, проблем.
В ходе организации деятельности с педагогами убедились, что работа на весь коллектив является малоэффективной. Кроме того, неоднородность учительского коллектива требует дифференцированного подхода в работе. Поэтому весь педагогический коллектив условно разделили на три категории (по наличию педагогического опыта и направлениям педагогической деятельности): учителя-предметники, классные руководители, молодые специалисты.
Работа с классными руководителями организуется через методобъединение классных руководителей. Задачи развития профессиональной компетентности решаются через профилактику синдрома профессионального сгорания и развития профессиональных и личностных ресурсов педагогов.
Особое место отводим консультированию педагогов: «Школьная дезадаптация. Ее причины и следствия», «Методы изучения личности учащегося и классного коллектива», «Новые формы работы с родителями», «Учет возрастных особенностей при организации воспитательной работы» и т.д. Вот далеко не полный перечень консультаций для классных руководителей.
Семинары, круглые столы, ролевые игры, и социально-психологические тренинги («Особенности мотивации подросткового возраста», «Комплексная профилактика педагогической запущенности», «Двоечник тоже человек», «Классный классный» и т. д.), практические занятия, собрания по проектированию часов общения не только обогащают педагогов теоретическими знаниями, но и развивают профессиональное педагогическое самосознание.
Работа с учителями предметниками строится через методические объединения, предметные кафедры, научно-методическими центры, ВТК. Цель работы с предметниками – профилактика синдрома «эмоционального выгорания» через усовершенствование индивидуального стиля педагога(стиля преподавания и общения).
На семинарах, практических занятиях, консультациях, круглых столах («Активное слушание и его способы», «Педагогический такт учителя», «Развитие познавательных процессов в учебной деятельности», «Убеждение и внушение в педагогическом процессе и т.д.) создается информационное поле, идет активное обсуждение проблем, педагоги обмениваются своими знаниями и опытом.
Работа с молодыми педагогами строится через «Школу молодого учителя». Задачи адаптации молодых учителей решаются нами через развитие профессиональных и личностных ресурсов молодых специалистов. Стараемся придать работе с ними живой, практический характер, отдаем предпочтение активным формам работы. Это практикумы, психологические игры, тренинги («Психологические основы урока», «Педагогическое общение и его функции», «Педагогический конфликт. Методы его разрешения» и т.д.).
Научить профессии учителя нельзя, но научиться можно. Практика показала, чтобы помочь учителю, необходимо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился определенным способам самопознания и самообразования.
Литература:
1. Ле-ван Т.Н. Как стать успешным педагогом не в ущерб здоровью. www mosedu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)
Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....
Система работы психологической службы с родителями
Из опыта работы психологической службы с родителями...
Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.
В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....
Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.
Во второй части презентации говорится о работе клуба "Школа любящих родителей"...
Система работы методической службы МАОУ «Гимназия №1» по повышению квалификации педагогических кадров
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...
Система работы методической службы МАОУ "Гимназия №1" по повышению квалификации педагогических работников
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...
Микроисследование психологического состояния членов педагогического коллектива, их отношения к работе.
Исследование психологического состояния членов педагогического коллектива проводилось по запросу администрации школы с целью мониторинга психологического климата в коллективе и выявления мотивационног...