Система работы психологической службы с родителями
статья по теме
Из опыта работы психологической службы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shutova_e.v._statya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шутова Е.В.
педагог-психолог МАОУ «Лицей № 8»
г. Пермь, Россия
СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С
РОДИТЕЛЯМИ.
Все мы родом из детства: все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье. А это значит, что «ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание». (1, с.78 ).
Мы считаем, что «проблемные», «трудные», «невозможные», «непослушные», также как «дети с комплексами», «забитые» или «несчастные» - в большинстве случаев результат неправильно сложившихся интересов в семье.
На наш взгляд, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье, можно разрешить его проблемы.
Поэтому работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы лицея.
Основная цель нашей работы с семьей - гармонизация детско-родительских отношений через формирование активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Основными задачами в работе с семьей являются:
- научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей;
- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;
- организация скорой психологической помощи семье;
- придание работе с родителями живого практического характера.
Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: высокий профессионализм, доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.
При изучении семьи нас, прежде всего, интересуют следующие данные: общие сведения о семье (возраст, интересы, уровень воспитанности), интересы к делам школы, воспитательные возможности семьи, микроклимат в семье, семейные традиции. Дифференциальный подход в работе с родителями строится на выделении 4 основных типов семей:
- сотрудничающие (семьи с хорошим уровнем нравственных отношений);
- неуверенные (благополучные, ответственные семьи, но неуверенные в себе, в своих знаниях);
- невключенные (семьи, где родители свои функции выполняют по минимуму, все пущено на самотек)
- проблемные (семьи, где существуют условия для криминогенного формирования личности ребенка).
Работа с этими категориями ведется по следующим направлениям. Это: научная диагностика семьи. Вот основные диагностические методики, которые мы используем в своей работе: Кинетический рисунок семьи, опросник АСВ, тест-опросник родительского отношения к детям (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин), тест Т. Лири и т.д.
Консультационная работа. Тематика групповых и индивидуальных консультаций может быть самой разнообразной: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе», «Страхи и тревоги первоклассников», «Проблемы детской лжи», «Профессиональный выбор моего ребенка» и т.д.
Информационно-просветительское направление. Основными формами работы являются лекции, беседы, круглые столы, консилиумы, дискуссии, собрания-практикумы. Вот лишь небольшой перечень тематических собраний, которые мы проводим с родителями: « Дети на школьном старте». «Этот трудный подросток». «Общаться с ребенком. Как?», «Искусство быть родителем», «Поощрение и наказание в семье» и т.д.
Важную роль в работе с родителями играет психологический клуб «Школа любящих родителей». Занятия в клубе носят практический характер и направлены на улучшение внутрисемейных отношений. Четыре семьи, участников клуба, стали призерами Всероссийских конкурсах «День мамы» и «Знакомьтесь, моя семья».
Система работы психологической службы лицея легла в основу комплексной программы родительского образования «Когда мы вместе». Программа получила первое место в городском конкурсе социальных программ направленных на профилактику социального сиротства.
Литература:
Сатир В. Как строить себя и свою семью. Педагогика-Пресс, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)
Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....
Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".
Трудно назвать область человеческой деятельности, в которой не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...
Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде
Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде...
Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.
В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....
Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.
Во второй части презентации говорится о работе клуба "Школа любящих родителей"...
Система работы психологической службы с педагогическим коллективом лицея.
В данной статье рассказывается об опыте работы психологической службы с педагогами....
Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)
В 2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...