Как разрешать конфликты?
статья по психологии на тему
Шаги преодоления конфликта. Профилактика ситуации конфликта. Интересно и очень полезно для всех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razreshat_konflikty.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Как разрешать конфликты?
Что главное. Причины конфликтов.
Когда-то я с некоторым удивлением прочла в одной психологической книге, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, и что дело вовсе не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, правильно их разрешить. Со временем, присмотревшись к жизни своей и окружающих, я убедилась, что это действительно так.
Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается скрытым спором, а в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением». В наше время написано уже много книг о том, как конструктивно разрешать конфликты. Сегодня мы и займемся этой «наукой».
Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.
Возьмем один из типичных примеров (знаком ли он вам?): семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын – заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день её ждала»; сын никак не может отказаться от матча: «ждал его ещё дольше!»
Другой пример. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в её положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…
Что общего в этих историях? Что создает конфликтную ситуацию и приводит к «накалу страстей»?
Очевидно, что дело – в столкновении интересов родителя и ребенка. Заметим, что в подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Пользуясь уже известной нам терминологией, можно сказать, что при столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя.
Что же делать в таких ситуациях?
1 и 2 неконструктивные способы
Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Пожалуй, намерение хорошее… в принципе. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей всегда совпадали.
Когда же начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.
Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «Выигрывает только один». Посмотрим, как это случается в жизни.
Первый неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает родитель».
К примеру, в случае конфликта у телевизора мама может в раздражении сказать:
Ничего, подождешь со своим футболом. Попробуй только переключить ещё раз!
А во второй ситуации с хлебом слова мамы могут звучать так:
А все-таки ты пойдешь и купишь хлеб! И никуда твоя секция не денется. Что это такое, никогда тебя не допросишься?!
Что на это отвечают дети? Напомним, что они тоже эмоционально заряжены, а во фразах мамы звучат приказы, обвинения, угрозы. Что будет в ответ?
Это твое ин дурацкое!
Нет, не пойду! Не пойду – и все, и ничего ты мне не сделаешь!
Родители, склонные использовать первый способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет», «будет делать, что хочет».
Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда «коса находит на камень».
Есть и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок, в конце концов, соглашается. Однако если нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».
В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.
Второй неконструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывает только ребенок»
По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага» ребенка», либо то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовывать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейно «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение.
В такой семье у родителей накапливается глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой.
Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком.
Конструктивный способ: выигрывают оба.
Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дел так, что ни одна сторона не проиграет, больше того, можно сказать, что обе стороны окажутся в выигрыше. Рассмотрим этот способ более подробно.
Сразу скажу, что этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я-сообщении». Сам метод предполагает несколько последовательных шагов.
Прояснение конфликтной ситуации.
Сбор предложений.
Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
Детализация решения.
Выполнение решения, проверка.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднения ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».
Еще раз замечу, что начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно ещё и по другой причине: взрослому приходиться задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка.
ШАГ ВТОРОЙ
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же придумать?», или: «Как нам поступить?» После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение, и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются в «корзину». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
ШАГ ТРЕТИЙ
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.
Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то лучшим считается то, которое принимается единодушно. Во-первых, каждый участник конфликта оказывается выслушан. Во- вторых, каждый вник в положение другого. В-третьих, между «сторонами» не возникло ни раздражения, ни обиды. В-четвертых, все получили прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы. Практика показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для всех привычным делом.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
Если для выполнения принятого решения конфликта необходима помощь со стороны родителей ребенку, то родители должны помочь, научить, показать, рассказать.
ШАГ ПЯТЫЙ
Принятое решение при желании можно написать на листочке и повестить на видном месте. Если что-то не получается, лучше не ворчать, не злиться, а попробовать вместе это выполнить. Хорошо, если о неудачах скажет сам ребенок, нужно попытаться разобраться в чем, по его мнению, причина.
В заключении замечу, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"
НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....
Презентация к психологическому классному часу"Учимся разрешать конфликты"
Классный час для учащихся 8-9 классов...
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов "Смеяться разрешается"
Данное мероприятие представляет собой соревнование двух команд, в ходе которого учащиеся зарабатывают "денежную валюту". После игры ребята смогут на заработанные "деньги" купить лоты-сюрпризы на аукци...
Праздник "Смеяться разрешается".
Праздник проводиться 1-го апреля в конце учебного дня. Весёлые конкурсы помогают снять напряжение, способствуют созданию положительного эмоционального настроя, развитию коммуникативных навыков....
Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.
Актуальность проблемы школьной дисциплины, методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...
классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"
Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...
Классный час « Учимся предотвращать и разрешать конфликты».
Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта....