Тренировочные методики к программе по самоопределению поростков
методическая разработка по психологии по теме

Кургина Марина Владимировна

Представленный материал содержит тренировчные методики - разраотки упражнений в рамках программы "Самоопределение подростков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные методики в рамках программы "Профессиональное самоопределение подростка"

1. Название методики: “Информация”.

2. Цели: развитие умения воспринимать, понимать и оценивать других людей и самого себя.

3. Задачи:

способствовать адекватной самооценке позитивны и негативных сторон своей личности

способствовать умению адекватно оценивать поступки других людей;

способствовать развитию умения высказывать свое мнение публично, раскрывая сущность информации.

4. Контингент адресатов: возраст – 14 лет, проблема взаимодействия членов группы.

5. Методика может быть применена в тренинге разрешения конфликтных ситуаций, развития толерантного отношения друг к другу, тренинге по профессиональному самоопределению, как основная часть тренинга.

6. Элементы методики заимствованы у И.В.Вачкова

Описание методикиВремя        Описание методики        Комментарии        Вопросы для обсуждения

10 мин.

5 мин.

5 мин

20 мин.

10 мин.

10 мин.

Итого: 50 мин.        Подготовительный этап: изготовление “Памятки на черный день” - участники группы отмечают друг в друге лишь положительные качества.

1этап: Ведущий опрашивает частников группы о готовности принять информацию позитивного и негативного содержания.

2 этап. Ведущий раздает участникам группы листы для заметок, красные и синие карточки, которые означают готовность изложения отрицательной (красные карточки) и положительной (синие карточки) информации. Ведущий предлагает начать работу. Один из участников группы сообщает, что готов принять информацию о себе. Желающие дать ему информацию показывают карточки синие и красные, в зависимости от типа информации. По собственному желанию начавший работу участник группы “открывает” карточки, слушает о себе информацию и заносит ее в лист для заметок. Далее выступает следующий участник группы.

3 этап. Участники группы обсуждают собственную реакцию на полученную информацию и уровень подачи информации.

4этап. Ведущий представляет участникам группы три ящика с надписями: “Мне вес равно”, “Я не согласен”, “Принимаю к сведению”, и предлагает ребятам, в зависимости от реакции на полученную информацию опустить красные карточки в соответствующий ящик. Затем подсчитывают количество карточек в каждом ящике, и группа делает вывод о работе.        “Памятка на черный день” необходима для поддержки участника группы.

Информация о готовности группы свидетельствует о стремлении участников работать в открытом контексте.

Этот элемент заимствован у И.В.Вачкова

Начинает работу любой желающий.

Могут быть “открыты” не все карточки, т.е. выслушаны не все информации.

Особенно обратить внимание на уровень подачи информации участниками группы.

Рефлексия.        1. Кто готов принять положительную информацию о себе?

2. Кто готов принять отрицательную информацию о себе?

3. У кого есть информации о других членах группы?

4. Как необходимо подавать информацию другим членам группы?

5. Насколько объективна должна быть представляемая информация?

6. Кто не в силах принять полученную информацию?

Как поступить с не принимаемой информацией?

1. Название методики: “Мое призвание”

2. Цели методики: осуществление трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере.

3. Задачи: – определение профессиональной сферы на основе методики Климова;

- выполнение необходимых действий в данной сфере;

4. Контингент адресатов – возраст – 14-15 лет; проблема профессионального самоопределения.

5. Методика может быть применена в качестве основной части работы.

6. Методика авторская.

Описание методикиВремя        Описание методики        Комментарии        Вопросы для обсуждения

10 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

Итого: 1 час 10 мин.        Подготовительный этап. Ознакомление (или повторение) с направлениями профессий.

1 этап. Группа определяет, какую деятельность будет выполнять, например, строительство административного здания села.

2 этап. Участникам группы раздаются карточки с различными заданиями, ориентированными на определение выбора предмета труда. Например: 1. Подобрать технические средства для обеспечения строительных работ. 2.Определить ландшафт, выбрать месть для постройки здания администрации. 3. Организовать труд рабочих, распределить обязанности между служащими. 4. Составление сметы строительства, организация оплаты труда служащим. 5. Разработать планировку здания, разработать внутренний интерьер. Ребята самостоятельно (по интересам) делятся на группы для выполнения заданий.

3 этап. Группы выполняют предложенные задания. Ведущий контролирует процесс работы.

4. этап. Группы объединяют свои усилия, представляют свои работы, обеспечивая строительство здания администрации.

Заключительный этап. Группа обсуждает результаты работы.

Ведущий проводит тест на основе методики Климова, ребята делают вывод о правильности выбора в выборе предмета труда.        Ознакомление с направлениями деятельности, предметами труда в соответствии с методикой Климова.

Группа может выбрать любую деятельность. Однако строительство предполагает участие представителей различных профессий

Задания отражают направление деятельности в соответствии с методикой Климова 6 1. “Человек-техника”

2. “Человек-природа”

3. “Человек-человек”

4. “Человек-знаковая система”

5.” Человек- искусство”

В ходе выполнения заданий участники группы “пробуют” себя в той или иной профессии.

Группы объединяются для достижения цели.

Обсуждения “плюсов” и “минусов” своей работы.

Тест помогает ребятам соотнести свои интересы и способности.        1. Какие направления деятельности Вы знаете?

 

2. Что можем создать вместе?

3. Какую Профессиональную деятельность вам хотелось бы выполнять?

4, Что вызывает наибольшую сложность при выполнении данной работы?

5. Кому работа принесла удовлетворение?

6. Как можно улучшить Вашу деятельность?

7. Каковы “минусы” данной деятельности?

8. Насколько Ваши интересы и способности соответствуют друг другу?

1.Название методики: “Наши личностные ценности”

2. Цели методики: - способствовать развитию взаимоуважения;

3. Задачи: – выделение личностных качеств в себе;

- выделение личностных качеств в других людях;

- работа в группе;

- “защита” проектов”

4. Контингент адресатов – возраст – 11-12 лет; в рамках программы адаптации младших школьников в среднем звене.

5. Методика может быть применена в основной части тренинга.

6. Методика авторская.

Описание методикиВремя        Описание методики        Комментарии        Вопросы для обсуждения

5 мин.

10 мин.

5 мин.

10 мин.

Итого:

20 мин.        Подготовительный этап. Изготовление лепестков цветка из цветной бумаги.

1 этап. Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом, записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка.

3 этап. Ведущий предлагает ребятам из каждого цветка выбрать 2 наиболее важных качества, которые они ценят в себе и в других людях. Каждая группа выбирает только два лепестка, и ребята выкладывают один общий цветок.

4 этап. Ребята обсуждают, что нового они сегодня узнали о себе и других людях.        Процесс изготовление лепестков цветка совместно настраивает ребят на групповую работу. Интуитивно определяются группы.

В процессе работы ребята прислушиваются к мнению друг друга, определяя главное.

Выделяется лидер. Ребята учатся защищать свое мнению, и уважать мнение других.        1. Какие человеческие качества кажутся вам наиболее ценными для вас лично, для общества?

Почему вы выделили именно эти качества?

Какие моменты работы были для вас трудными?

Что нового вы узнали о себе?

Что вас приятное удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа “Профессиональное самоопределение воспитанников”.

Ведущие  цели  программы:1. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии;2.Создание условий личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии;3....

ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»

 Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

      Один из значимых жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте – выбор профессии, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Для многих ситуация выбо...

Программа профессионального самоопределения

Программа позволяет помочь подросткам сформировать жизненные планы, связанные с профессиональной деятельностью...