Причины и механизмы развития детского невроза
методическая разработка по психологии по теме
Статья содержит материалы для разработки для проведения родительского собрания, семинара для педаогов. Особый интерес представляет тестовый материал "Типы семейный отношений". Статья сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Причины и механизм развития детского невроза". Материалы для проведения родительского собрания.
В современных условиях развития образования и внедрения ФГОС, все больше возрастает ответственность родителей за психическое здоровье детей. Обращаю внимание именно на родителей, так как это самые близкие люди, которые любят своего ребенка и заботятся о нем. И, многое закладывается задолго о поступления ребенка в школу. И в школе мы сталкиваемся с теми проблемами, которые возникли в семье. Поэтому, когда к психологу обращается родитель с просьбой о помощи, необходимо изучить аспекты семейного воспитания и наличие и отсутствие невроза у ребенка.
В качестве предварительной работы предлагаю провести изучение типов семейного воспитания на основе методики Миниярова “Стили семейного воспитания”. Родителям предлагается выполнить данный тест в домашних условия или на родительском собрании, как результат работы психолог представляет полученные данные в графике.
Условия заполнения теста.
Из противоречивых по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.
Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств, следует отметить отрицательное.
Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить об качества.
Если личностные качества не наблюдается, то можно не отмечать.
Вопросы:
1. Чуткий, внимательный.
2. Равнодушный, холодный.
3. Правдивый, честный.
4. Нечестный, лживый.
5. Искренний, откровенный.
6. Замкнутый.
7. Вежливый.
8. Грубый.
9. Уравновешенный, спокойный.
10. Вспыльчивый, резкий.
11. Властолюбивый, любит командовать.
12. Не властолюбивый.
13. Стыдливый, скромный, стеснительный.
14. Горделивый.
15. Непримиримый к недостаткам и безнравственным поступкам.
16. Безразличный.
17. Простодушный.
18. Хитрый, изворотливый.
19. Неуверенный, нерешительный.
20. Самоуверенный, хвастливый.
21. Униженный, подавленный.
22. Спесивый, высокомерный.
23. Желает понравиться коллективу.
24. Равнодушен к мнению коллектива.
25. Самостоятельный.
26. Беспомощный.
27. Доверчивый.
28. Подозрительный.
29. Человеколюбивый.
30. Самолюбивый.
31. Терпеливый.
32. Нетерпеливый.
33. Без подхлимажа.
34. Подхалим.
По отношению к различным видам деятельности
35. Добросовестный.
36. Недобросовестный.
37. Исполнительный.
38. Неисполнительный.
39. Активный.
40. Пассивный.
41. Больше любит физический труд.
42. Больше любит умственный труд.
43. Соблюдает правила игры.
44. Нарушает правила игры.
45. Ответственный.
46. Безответственный.
Оценка своих возможностей
47. Заниженная.
48. Завышенная.
По отношению к коллективу
49. В деятельности руководствуется личной выгодой.
50. Во всех действиях руководствуется интересами коллектива.
51. Нет чувства превосходства над другими.
52. Желает быть выше других.
53. Оказывает помощь товарищам.
54. Злорадствует по поводу чужой неудачи.
55. Скупой, жадный.
56. Бескорыстный.
57. Любим учителями, воспитателями.
58. Не любим.
59. Зачищает своих товарищей.
60. Ябедничает, сплетничает.
61. Любим товарищами.
62. Не любим товарищами.
По отношению к себе
63. Требовательный к себе.
64. Требовательный к другим.
65. Самокритичен.
66. Не самокритичен.
67. Верен слову.
68.Не верен слову.
69. Уверенный в себе.
70. Не уверен в себе.
71. Не обращает внимания на свою одежду.
72. Обращает внимание на свою одежду.
Отношение к критике, замечаниям
73. Положительное.
74. Отрицательное.
Волевые проявления
75. Организованный.
76. Неорганизованный.
77. Дисциплинированный.
78. Недисциплинированный.
79. Настойчив в достижении цели.
80. Не настойчив.
81. Инициативен.
82. Безынициативен.
КлючНормальный 1.3.5.7.9.12.15.17.25.29.33.39.49.63.67.69
Конформный 2.4.7.8.16.18.24.34.36.50.55.57.60.62.64.66.
Доминирующий 10.11.14.20.22.23.33.39.44.48.52.54.68.72.74.79.
Сензитивный 5.15.25.27.39.42.43.51.53.56.59.61.65.71.73.81
Инфантильный 2.13.16.26.38.40.46.70.76.80.
Тревожный 10.19.28.32.47.58.64.66.74.78
Интровертный 1.6.13.21.31.35.37.41.45.47.65.73.75.77.79.82
1. Подсчитать количество буквенных обозначений кода (Х), например для кода “К” Х=8, для кода
“И” Х=6 и т.д.
2. Полученное количество чисел (Х) следует подставить в числитель формулы каждого характерологического свойства
Н=Х\16*100% К=Х\16*100%
Д=Х\16*100% С=Х\16*100%
И=Х\10*100% Т=Х\10*100%
Ин=Х\16*100%
3. Результаты, представленные в % соотношении, следует использовать для построения графика.
Наиболее ярко выраженное характерологическое свойство свидетельствует о преобладании социально-педагогического типа личности.
Подробная информация о социально-психологических качества личности содержатся в специальных таблицах см. Приложение 1.
Чтобы представляемая информация была интересна и понятная родителям, предлагаю на доке начертить схему. См. Приложение 2.
Предложенная тема родительского собрания по своей актуальности заслуживает внимания, прежде всего, родителей, а также воспитателей детских садов, учителей.
Опасность этого заболевания кроется в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, другие – если и обращают внимание, то относятся поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Судя по масштабу распространения этой проблемы – в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.
Изучением причин возникновения невроза занимались различные психологи, но мне хотелось бы обратить внимание на точку зрения И.П. Павлова.
И.П. Павлов и его школа установили, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов (см. Приложение 2)
1) при перегрузке процессов возбуждения;
2) при перегрузке процессов торможения;
3) при их “сшибке”, т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.
Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузки процессов возбуждения.
Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы, лишением прогулок, лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда вызывает агрессивность.
По механизму “сшибки” – столкновение процессов возбуждения и торможения – невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок любит своего новорожденного брата, но испытывает к нему неприязнь за то, что он отвлекает на себя внимание матери, или одновременно любит отца и ненавидит за то, что он уходит из семьи. Однако подобный срыв чаще происходит по вине родителей, когда ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным, когда один родитель разрешает то, за что другой наказывает.
Другой психолог – В.И.Гарбузов занимаясь проблемой детских неврозов более четверти века, пришел к твердому убеждению, что путь в невроз чаще всего начинается с подавления у ребенка его темперамента.
В процессе эволюции, в борьбе за выживание сформировались 4 наиболее целесообразных врожденных типа приспособления, или темперамента – холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический темпераменты. Природа запрограммировала человека на определенный стиль поведения – мальчика на мужской, девочку – на женский, и подобно тому, как, родившись мальчиком, человек должен прожить мужскую жизнь, ребенок должен воспитываться и жить в соответствии со своим темпераментом,
Темперамент проявляется ярче всего в экстремальных ситуациях: при угрозе жизни или благополучию, в трудностях по достижению особо значимых целей, в жизненной борьбе, предписывая и обеспечивая свой, индивидуальный стиль поведения. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки темпераменту, он поступает противоестественно. Воспитание, период детства формируют характер или в согласии с темпераментом, или вопреки ему, что противоестественно.
Врожденным является не только темперамент, но и инстинкт самосохранения. Темперамент и инстинкт самосохранения взаимосвязаны. Человек флегматического темперамента медлителен, поэтому инстинкт самосохранения у него выражен сильнее, ему подобает быть осторожнее быстрого и расторопного сангвиника. У холерика, с его мощным потенциалом, которому сама природа определила роль исследователя и бесстрашного воина, инстинкт самосохранения ограничен. Таким образом, в ходе эволюции, природой все было мудро взвешено и согласовано. При подавлении темперамента природные связи нарушаются. В результате у холерика, например, инстинкт самосохранения обостряется, и холерик становится робким и осторожным. Однако робкий человек с темпераментом холерика – это уже не холерик, а дисгармоничная, нервная или трудная личность.
Чем более характер отклоняется от своей природной основы – темперамента, тем более темперамент подавляется характером, тем менее эффективно разрешаются трудности. В результате теряется такая черта характера, как мужественность. И оно взаимосвязано с темпераментом, поскольку в совокупности всех своих черт темперамент формирует мужество и достоинство в человеке. Ребенок с подавленным темпераментом закономерно терпит неудачи. Перестав быть мужественным, он теряет и уверенность в себе. А раз так, то обостряется инстинкт самосохранения. Ребенок становится все более робким, его обуревают сомнения, порождаемые неуверенностью в себе, тревожность превращается в черту характера, особенно сильно подавляющую темперамент, страхи возникают даже в тех случаях, когда бояться нечего. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игреке делом. И вот он уже одинок, замкнут, малоактивен или тревожно-общителен и тревожно-активен. Неуверенный, тревожный ребенок предрасположен к перестраховке, педантичности. Детство – это период жизнерадостности, энергичности. А перед нами – робкий и унылый маленький старичок.
Так формируется предневрозный характер – первый этап на пути к неврозу. Если в характере преобладают робость, пассивность, замкнутость или тревожная общительность (“что слышно”, “что нового?” “ничего не случилось?!”), склонность к унынию, капитуляции перед трудностями, неудачами, то это – слабый ребенок, “нытик”, маленький унылый старичок, у которого наблюдается “путь в неврастению”. Преобладание страхов, тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, педантичности, замкнутости или тревожной общительности свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном, рассудительном ребенке, у которого наблюдается предрасположенность к неврозу навязчивых состояний. Если в характере преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость и истеричность, то это – эгоист, вечно недовольный, капризный и невыносимо требовательный, постоянно брюзжащий, демонстративно-протестный ребенок, и в этом случае имеет место предрасположенность к истерическому неврозу.
Следует обратить внимание на изучение проблемы с точки зрения стиля семейного воспитания. В книге “Неврозы детей и психотерапия” А.И.Захаров приводит данные изучения семей с выраженными отклонениями в воспитании детей.
Это, прежде всего непоследовательное воспитание – постоянное чередование разных воспитательных отношений у одного и того же лица. Также дети, испытывающие в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность в существенных для них потребностях и, прежде всего: 1) в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви; 2) в самораскрытии, выявлении своего “я”; 3) в эмоциональном и двигательном самовыражении. Чем больше степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности в отношении к ребенку со стороны членов семьи, тем более напряженна и неустойчива его внутренняя позиция, что является существенным фактором, приводившим к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже иногда незначительных добавочных психотравм и соматической ослабленности.
Среди форм невроза можно выделить самые распространенные:
Истерия – защитная реакция организма на психологическую вредность. Это бессознательная попытка разрешить жизненные трудности или конфликты путем ухода в болезнь. У больного истерией эти защитные реакции включаются также независимо от его воли, также как и рвота у съевшего недоброкачественную пищу. Поэтому необходимо помнить, что больной истерией не притворщик, и что он сам страдает от своей болезни.
Неврастения. При неврастении неуверенность в себе, робость парализуют ребенка. Он пассивен и капитулирует перед трудностями, не пытаясь их преодолеть. Однако родители не только заставляют его учиться, но и требуют от него высокой успеваемости. И он выполняет задание с их помощью, под их диктовку, а на уроке молчит, будучи уверен, что ничего не знает, и тихо сообщает учительнице об этом. Потом он обреченно бредет домой, с поникшей головой выслушивает упреки родителей, покорно следует за ними к письменному столу, часами сидит за ним, – но все безуспешно. Он не ленится, он просто заранее не верит в успех, не доверяя своему уму и своим рукам. Естественно, его ждет новая неудача, и он безропотно воспринимает ее как закономерность. Всегда и во всем он уступает сверстникам и уныло стоит в уголке, когда они играют. Они ему кажутся сильными и умными. Он сдается без борьбы, не делает попытки защитить себя и, страдая, уступает в том, в чем не хотел бы уступить.
Невроз навязчивых состояний
При заболевании такой формой невроза все начинается со страхов. Тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к сомнениям и колебаниям, перестраховке, к педантичности, замкнутости или тревожной общительности в характере. У детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, обострен инстинкт самосохранения. И у них, как и при неврастении, неосознаваемая недооценка себя, а потому мучительная неуверенность в себе. Страх болезни, смерти, несчастья, мыслимых и немыслимых угроз изматывает их. Приспособление к жизни у таких детей осуществляется по складывающемуся предневрозному характеру. Они несколько раз перепроверят, чтобы ничего не забыть, не допустить ошибки, они перестраховщики. Естественно, это более проявляется у детей с 7 лет, но наблюдается и раньше. Из страха перед ошибкой, наказанием они выполнят все, что задано, выполнят скрупулезно, пунктуально. Их никогда не наказывали, но запугали тревожным или сверхсоциальным воспитанием так, что они панически боятся наказания за каждую ошибку. Однако пунктуальность требует времени, и такие дети не успевают. Они много раз себя перепроверяют и все равно тревожатся: а вдруг что-нибудь упустили.
В конце собрания необходимо предложить родителям сопоставить полученные данные в результате работы с тестом и информацию о причинах невроза, сделав при этом необходимые выводы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях развития образования и внедрения ФГОС, все больше возрастает ответственность родителей за психическое здоровье детей.
В качестве предварительной работы предлагаю провести изучение типов семейного воспитания на основе методики Миниярова “Стили семейного воспитания”. Родителям предлагается выполнить данный тест в домашних условия или на родительском собрании, как результат работы психолог представляет полученные данные в графике.
Невроз – психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство личности вследствие неразрешенных/неразрешаемых внутри и межличностных конфликтов и проявляющееся симптомами невротического регистра реагирования при отсутствии психотических симптомов (Карвасарский Б.Д.,1980, 1985; Эйдемиллер Э.Г.,2000)
Невроз Истерия Невроз навязчивых состояний Невростения гиперстенический астенический
Истерия Защитная реакция организма, независимо от воли человека. Проявления: параличи, запоры, судороги, глухота. Как действовать: спокойно выполнять просьбу ребенка; не доводить до истерики. Не оказывать внимания и нежности к истерическим проявлениям.
Навязчивые страхи, движения, тики, «шмыгание носом», облизывание губ и т.д. (движение головой) Невроз навязчивых состояний
Повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство, плохой сон. Плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость, (пугают родители распадом семьи) гиперстенический
Перегрузка процессов возбуждения Слабый тип (дети плачут, внушаемы) Приучать преодолевать трудности Перегрузка процессов торможения Неуравновешенный тип Реже запрещать, не категорично.
«сшибка» нервных процессов Инертный тип Закрепляются рефлексы, не любят менять друзей, привязанности, трудности с адаптацией Необходимы новые впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как механизм развития УУД у обучающихся на уроках биологии.
Следуя потребностям современного общества , будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия,что позволяе тпроявлять активность в познании окружающегомира,быть контактным ...
Цикл бесед с родителями "Здоровье ребенка в наших руках". Причины, признаки и профилактика детской наркомании
Презентация к родительскому собранию....
Ошибки в воспитании -причина детских неврозов.
В этой статье проанализировано поведение родителей,которое приводит к детским неврозам....
"Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования"
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г. Москва...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования
Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.
30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...
Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления
Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы...