Определение уровня духовной культуры
материал по психологии (5 класс) по теме
Основные элементы духовной культуры (экологический, нравственный и эстетический) невозможно формировать в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношения человека к окружающей среде. Нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом. А разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dk.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные элементы духовной культуры (экологический, нравственный и эстетический) невозможно формировать в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношения человека к окружающей среде. Нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом. А разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.
Человек раскрывается в поступках, поэтому надо отслеживать поступки детей и специально создавать ситуации, когда воспитуемому надо совершить тот или иной поступок и наблюдать за этим. Т. е. духовная культура познаётся через общение. И наедине и на людях. Разумеется, надо после каждой проверки делать записи, а потом их сопоставлять и анализировать. ВНИМАНИЕ! Очень важно не обидеть ребенка диагностикой нравственности, ибо сам факт проверки честности несет элемент изначального недоверия к его честности!
1. Метод наблюдения.
Ведет ли себя ребенок достойно? С кем дружит, с кем враждует? Корректно ли и уважительно ведет себя с девочками и женщинами? Не грубит ли? Говорит ли нецензурные слова? Агрессивен, затевает ли драки? Приносит пиво в школу? Участвует ли в общественных делах класса и школы (озеленение, очистка территории вокруг школы…). Справляется ли о здоровье заболевшего товарища и навещает ли его? Какова его реакция на добро и на зло? Как ведут себя дети: когда их ругают, когда им угрожают, когда их хвалят, когда наказывают, когда прощают, когда просят, когда приказывают, когда стыдят, когда их обманывают? Как ведет себя ребенок в драке, в ссоре, в обычном общении? Что делает, оставшись один? Как ведет себя в играх? Кем хочет быть, когда играют «в семью»?
Результаты наблюдений надо записывать, а потом обсудить их с психологом, коллегами и родителями.
После чрезвычайного события надо сразу побеседовать с детьми, расспросить их пока они еще «не остыли» и говорят откровенно то, что думают и чувствуют.
Иное дело, если надо воспитывать, убеждать, тогда надо дать время ребенку успокоиться, а потом беседовать.
Если дети не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя раскованно, свободно. Особенно ценны наблюдения за ребенком, когда он один. Это не очень этично, подглядывать, но если есть подозрения в нечистоплотности поведения ребенка, можно за ним и понаблюдать, чтобы его же спасти от нарастания негатива.
Наблюдайте поведение ребенка в ситуационных играх. Играет ли по правилам?
Контакт глаз
(Проверка твердости характера)
Длительное время контакта глаз говорит о теплых отношениях между партнерами, но почти ничего не говорит об их нравственности. А вот когда ребенок «не смотрит в глаза», это говорит о многом. Отворачивается, значит, он боится или его мучает совесть.
2. Система провокационных тестов.
«Раздача предметов»
(Проверка на жадность, на справедливость…)
Методика: Испытуемому предлагают раздать каждому ребенку в группе по одному предмету: конфеты, яблоки, игрушки, новые учебники, билеты в кино… Это могут быть одинаковые предметы или разные по количеству и по качеству.
Вариант 1: предметы одинаковые, но число предметов меньше числа участников. Проследите, что сделает ребенок, оставит один себе или раздаст все.
Вариант 2: число предметов равно числу участников, но качество предметов разное. Например, все предметы, кроме одного, высокого качества. Все предметы, кроме одного низкого качества. Все предметы разного качества (например, дорогие и дешевые конфеты). Посмотрите, как ребенок поступит? Какой предмет испытуемый оставит себе, какие даст девочкам, какие мальчикам?
Если оставит себе самое плохое, похвалите его публично. Если, например, кого-то обделил и последнюю скакалку оставил себе, спросите: «А кто в группе отдал бы и свою скакалку?»
Другой вариант: разыграйте по лотерее фрукты или сладости. Посмотрите, будут ли выигравшие раздавать выигранное другим детям.
3. Система провокационных тестов «На выбор»
(Проверка на жадность, на справедливость)
Детям предлагают взять один предмет себе из многих лежащих на столе. Предметы разные по качеству. Например, разные яблоки, конфеты... Проследите, кто какое яблоко возьмет. Ближайшее, верхнее, не самое лучшее или будет выбирать лучшее?
Другой вариант: Предложить группе детей есть ягоды из одной тарелки. Будет видно, кто как себя поведет. Кто самый жадный. Кто возьмет последнюю ягоду.
5. Тесты «На самоотказ», «На джентльменство».
(Проверка вежливости, воспитанности, скромности, наглости)
Например, детей зовут к столу завтракать, смотреть телевизор или слушать музыку, а стульев ровно столько, сколько девочек. Проследите, кто из мальчиков сядет, а кто уступит место девочке или побежит за стульями.
В группу приносят книгу с картинками, новую игрушку, велосипед... Все хотят ее посмотреть и играть. Детей спрашивают: «Кто добровольно откажется, тот настоящий джентльмен!».
6. Проверка чувства справедливости.
Назначьте ребенка судьей и посмотрите, честно ли он судит. Предложите ребенку разрешить много разных сложных нравственных ситуаций. В том числе и из сказок и из повседневной жизни.
7. Прием «Подставная группа»
Определяется степень комфортности, - податливости человека влиянию реального или воображаемого давления группы, приспособленчество, бездумное следование общим мнениям. Податливость проявляется в изменении поведения и своих установок в соответствии с первоначально не разделяемой им позицией большинства.
Это проверка на твердость убеждений. Ее определяют, например, на опытах с подставной группой. Например, группе детей задается вопрос, какого цвета кубик? Специально предупрежденные дети отвечают заведомо неправильно. Когда очередь доходит до неподготовленного (испытуемого), смотрят: повторит ли он неверный ответ группы или приведет свой.
8. Методы соблазна. «Капкан»
(Проверка честности).
Отметим, что вор и обманщик дают нам право их наказать, так как они знали и понимали, на что шли.
Тест 1: Оставьте на видном месте конфеты, или деньги, или открытки… Число предметов заранее сосчитайте и уйдите. Проследите, кто был в комнате. Возможны варианты: предметы пересчитываются незаметно или публично.
Тест 2: Для подозреваемого оставляют на видном месте специально подготовленные «муляжи», чтобы, украв их, вор понял, что его подозревали и разоблачили. Например, в конфетный фантик вложите деревяшку или глиняный, пластилиновый слепок конфеты. В пакетик из под семечек вложите песок, чечевицу… Надо подстроить так, чтобы подозреваемый понял, что его подозревали и что его разоблачили. Это одновременно и воспитательная мера.
9. Тест. Проверка чувства товарищества
Дети делятся на группы, например, по 5 человек.
Каждый должен как можно дольше прыгать со скакалкой, до первой ошибки. Зачет и командный и личный. В командный зачет входит общее количество правильных прыжков всех пятерых. Но каждый может бросить свою группу и участвовать в личном зачете по количеству своих правильных прыжков, что не войдет в командный итог. Как поступят дети? Передадут в группу свои очки или оставят себе? Того, кто отдал все свои баллы для групповой победы, похвалите.
10. Оценка поведения детей в походе, в сложных условиях.
(Проверка чувства товарищества).
Наиболее полно раскрывается человек в сложных, даже опасных ситуациях, в походах, восхождениях, соревнованиях, в дождь...
Что отмечать? Активен ли на бивуаке? Будет ли добровольно разжигать костер? Принесет ли дрова? Будет ли ставить палатку в дождь или спрячется под дерево, и будет ждать? Где ляжет в палатке, с краю или в середине, где теплее? Возьмет ли тяжелую палатку в свой рюкзак? Если продукты «в складчину», справедливое ли количество продуктов вложил «в общий котел»?
Многократные эгоистические поступки можно считать типичными для него.
Внешний вид не является объективным показателем высокой нравственности.
Приемы «Предварительный договор»
(Проверка обязательности выполнения обещанного и проверка верности слова).
11. Личная договоренность.
Поручить ребенку выполнение какого-то дела, добиться обещания выполнить это дело, а потом проверить, как выполнил. Обещание может быть личным и «прилюдным».
Возможные поручения: поливать цветы, ухаживать за аквариумом, изготовление и развешивание скворечников, кормушек для мелких птиц, сбор березового сока для детского сада или для школьной столовой, сбор лекарственных трав...
(Тест требует длительного наблюдения).
12. Коллективная договоренность
1. Изучить, а потом договориться со всем классом о неукоснительном выполнении правил нравственного поведения, правил личного общения, правил поведения на уроке...
Младшим предложить эти правила, а старшие пусть разработают себе правила сами. Договориться о способах контроля выполнения правил.
Проголосовать всем классом их принятие и назначить наказание за невыполнение правил.
2. Договориться о неукоснительном выполнении правил рыцарства: все девушки в группе (классе) – «юные леди», а все мальчики – «джентльмены»... Можно торжественно посвящать в эти звания.
3. Установить «Традиции вежливости» и их не нарушать.
4. Мальчикам принять «Кодекс мужской чести». (Мужские дела: самые тяжелые, самые опасные, самые сложные, самые ответственные…).
5. Девушкам принять «Правила Благородных девиц».
(Тест требует наблюдения).
13. Методы самопроверки
(Проверка честности, обязательности, смелости).
1. Установить в классе «Почтовый ящик честности». Каждое утро, каждый ученик должен положить в ящик записку с указанием, приготовил ли он сегодня домашние задания?
2. Установить в группе (классе) ящик: «Копилку добрых дел», куда дети сами кладут записки с указанием сделанных ими добрых дел в школе и вне школы.
3. Сам ребенок оценивает, как он выполняет «Личный план самосовершенствования».
14. Проверка совместимости «Общий рисунок»
Тест 1. Группа (класс) делится на пары. Каждой паре предлагают на одном листе бумаги нарисовать один общий рисунок. О теме рисунка заранее не договариваются, она должна появиться в процессе работы. Каждый наносит линию длиной не более 1 – 2 см. Опробуйте два варианта: 1. пририсовка допустима в любом месте общего рисунка и 2. только сохраняя непрерывность. Этот очень интересный и веселый тест выявляет характеры и социальный уровень детей. Возможны, по крайней мере, три ситуации: лидер – лидер, лидер – ведомый, ведомый – ведомый. После окончания надо расспросить участников как они рисовали? Были ли у них идеи рисунка до начала рисования? Кто первый понял замысел второго? Что он начал тогда делать? Подчинился или стал продолжать воплощение своей идеи? Если подчинился, то это либо демонстрация хорошей совместимости или один явно лидирует, а второй подчиняется. Если каждый продолжил рисовать свое и общий рисунок не получился, то это демонстрирует столкновение двух лидеров.
Тест 2. То же самое, но трем, четырем или пяти участникам предлагают на одном листе бумаги (или на доске) нарисовать один общий рисунок. Каждый наносит линию (фрагмент) в любом месте рисунка длиной не более 2 см. Цель эксперимента выявить лидера. Самое важное условие – тема рисунка заранее не оговаривается (!), ее, как правило, навязывает лидер.
15. «Самовыражение»
Предложите детям осуществить психологические инсценировки, в реализации которых дети «проявятся». Количество участников: один, двое, трое.
Возможные темы инсценировок.
1. Разыграть сценки: в парикмахерской; у зубного врача; ученик подглядывает в шпаргалку, а учительница это видит; объяснение дороги мало понятливому пешеходу; варка кофе; учеба катанию на роликах; учеба катания на велосипеде...
2. Разыграть сценки из сказок: Бременские музыканты, Стойкий оловянный солдатик, Золушка и т.д.
3. Читается отрывок и предлагается изобразить пантомимой содержание этого отрывка.
4. Тему инсценировки (ролевой игры) предлагают сами дети.
16. Метод перекрестных проверок.
Ведут с детьми доверительный разговор о нравственности. Между прочим, задают вопросы:
«Поднимите руки те, кто никогда не брал чужого? А кто брал? Кто смело покается?». Похвалить за смелость.
17. Покаяние.
В пустой комнате поставьте вазу с конфетами. Скажите ребенку, что можно войти и взять одну конфету. А потом незаметно просчитайте - сколько осталось. В течение нескольких дней испытайте всех детей. В следующий раз скажите, что конфет столько, сколько детей в группе. Будет ли разница? (проверьте: 30% детей возьмут по 2 конфеты).
Варианты.
Поставить вазу перед зеркалом.
Оставить в комнате одного ребенка.
В вазе мало конфет крупных. Много конфет мелких.
18. Проверка выполнения детских дел по дому.
Предложите этот тест провести родителям.
Делает ли мальчик «мужские» дела без напоминания, берет ли на себя ответственность...
Делает ли девочка «женские» дела...
19. Многочисленные экспертные оценки.
Если много людей говорят одно и то же о человеке – это довольно верный признак правильности суждения.
20. Наследственность
Дети обычно наследуют и хорошие и дурные наклонности своих родителей и тех, с кем они живут. Определите, кто воспитывал и как воспитывал? В какой среде живет ребенок? В чем главный недостаток этой среды. Не случайно говорят: «Среда затягивает!». И не только морально неокрепших детей, но и взрослых, сформировавшихся людей.
21. Метод «Провокации»
Попробуйте подговорить детей, чтобы они нарочно врали. Согласятся ли они?
Возьмет ли испытуемый без спроса?
22. Бери, сколько хочешь.
Предложите ребенку взять любое количество конфет, фруктов, орехов, печенья… Посмотрите, сколько он возьмет, жадный ли он? Аналог для взрослых: «Шведский стол».
23. Кто сам признается?
(Проверка гражданской смелости)
В личной беседе добиться признания в совершении неблаговидного поступка.
24. Методы контроля, использующие зеркало.
Психологи отметили, что наличие зеркала напоминает людям о совести. Зеркало помогает познать себя.
Когда никто не видит, человек становится «сам собой», а в присутствии других, человек меняется, произвольно или не произвольно он хочет показать себя лучше, чем есть на самом деле, «работает на публику», «пускает пыль в глаза». Его поведение есть следствие закона выживания.
В пустой комнате ставится ваза с конфетами. Ребенку говорят, что он может войти и взять одну конфету, любую. Говорят, что хотят узнать какие конфеты больше всего любят дети. Количество конфет заранее просчитано.
Второй опыт: все тоже, но перед вазой стоит большое зеркало.
Опыт показал, что без зеркала 30% взяли более одной конфеты, а с зеркалом – 10%.
Более тонкая оценка – взял не самую дорогую конфету.
25. Хочу – надо.
Поставить человека в ситуацию выбора: что победит в человеке «хочу» или «надо».
26. Проверка «от обратного»
Проверка наличия положительных нравственных качеств: доброты, ответственности... Конечно, в человеке есть все, и хорошее и плохое, но, как правило, добрый, отзывчивый человек – это и честный человек. Это и проверяется.
27. «Закон больших чисел» в диагностике
Детям дается решать много нравственных задач, не менее 20. Нравственность определяется по количеству правильных решений. Больше правильных решений – больше вероятность не ошибиться в человеке. Но это не объективный метод. Проверяется теоретическое умение решать нравственные задачи, а не твердость нравственного воспитания.
Но если много раз провоцировать, тогда оценка будет объективней.
28. Проверка положительных качеств: честности, скромности, вежливости.
Ребенку предлагается взять любой предмет из большого набора разных предметов, игрушек, конфет... По тому, что ребенок возьмет (самое хорошее или нет) можно много чего сказать о ребенке.
29. Проверка честности по косвенным признакам.
Может ли ребенок краснеть когда врет, опускает глаза, руки дрожат, отворачивается, молчит...
30. Многокритериальный анализ воспитанности и воли методом морфологической таблицы.
По результатам диагностики составляется Морфологическая Таблица, например, из четырех вертикальных столбцов, первый слева – фамилия, далее критерии нравственности: (например) честность, ответственность, драчливость. Оценка выставляется в клеточках. Когда много информации в единой итоговой таблице, можно составить общее (статистическое) мнение о группе с большой вероятностью точности.
Для получения информации от самих детей:
Проведите самодиагностику детей.
Проведите самоанкетирование детей.
Предложите детям написать сочинение о чести, о честности, совести, правдивости...
Предложите детям вести личный дневник...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6
Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни): определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста; определение относительн...
Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.
Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...
Диагностика Н.С.Гаркуша "Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников"
Диагностика направлена на определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников....
Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта
Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...
Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»
Данные тесты разработаны для 5-9х классов по учебному предмету «Физическая культура» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану школы, рабочей...
Тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности обучающихся 5-9 классов к рабочей программе по курсу «Физическая культура»
Оценочные средства разработаны для проверки качества формирования знаний, умений, навыков (УУД и компетенций) и являются действенным средством не только оценки, но и обучения....