Проект "Одаренные дети"
рабочая программа по психологии (11 класс) по теме
Проект "Одаренные дети"
Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.
Задачи:
- Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
- Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
- Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
- Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
- Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
- Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
- Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
Содержание
Стр.
- Проект «Одаренные дети». 3
- Актуальность. Цель. Задачи.
- Нормативно-правовая база.
- Организационное и функциональное обеспечение проекта.
- Социально-психологическое обеспечение проекта.
- Материально-техническое обеспечение реализации проекта
- Информационное обеспечение
2. Концептуальная основа проекта. 7
- Классификация видов одаренности.
- Классификация типов одаренности.
- Формы выявления одаренных детей.
- Этапы выявления одаренных детей.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемый результат. 9
4. Примерный перечень мероприятий, способствующих
выявлению и развитию детей с признаками одаренности
и созданию оптимальных условий для развития и реализации их
личностного потенциала. 10
5. Библиография. 16
Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками
одаренности». 17
Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по
различным категориям». 19
Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными
детьми». 20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odarennye_deti.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА
Проект «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе
Интерес не только растит интеллект,
он раскрывает личность.
Интерес не только раскрывает глаза и уши,
он возвышает умы и души...
А.А. Гин
Дайте ребенку любознательность.
Знания он возьмет сам.
А.А. Гин
Срок реализации 2011-2012 учебный год
Муромский район 2011 год
Содержание
Стр.
- Проект «Одаренные дети». 3
- Актуальность. Цель. Задачи.
- Нормативно-правовая база.
- Организационное и функциональное обеспечение проекта.
- Социально-психологическое обеспечение проекта.
- Материально-техническое обеспечение реализации проекта
- Информационное обеспечение
2. Концептуальная основа проекта. 7
- Классификация видов одаренности.
- Классификация типов одаренности.
- Формы выявления одаренных детей.
- Этапы выявления одаренных детей.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
3. Ожидаемый результат. 9
4. Примерный перечень мероприятий, способствующих
выявлению и развитию детей с признаками одаренности
и созданию оптимальных условий для развития и реализации их
личностного потенциала. 10
5. Библиография. 16
Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками
одаренности». 17
Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по
различным категориям». 19
Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными
детьми». 20
Проект «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе
Срок реализации 2011-2012 учебный год
Актуальность
Обучение только тогда хорошо,
когда идет впереди развития.
Выготский Л.С.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.
Образовательная практика показывает повышение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с учащимися с признаками одаренности. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду, в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ, школы.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного образования является взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями.
Таким образом. Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей.
Цель проекта: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.
Задачи проекта:
- Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
- Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
- Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
- Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
- Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
- Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
- Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.
Нормативно-правовая база проекта:
- Основные положения « Декларации прав человека « (10.12.1948.)
- Основные положения « Конвенции о правах ребенка « (20.11.1089.)
- Закон РФ « Об образовании « (16.11.1997. с дополнениями от 05.03.2004.)
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
( №1756-р от 29.12.2001.)
- Федеральная целевая программа « Одаренные дети « в рамках Президентской Программы « Дети России « (03.10.2002.)
- Перспективный план социально-психологической службы Управления образования администрации Муромского района
- Положение о социально-психологической службе Управления образования администрации Муромского района.
Организационное и функциональное обеспечение проекта:
1) Функции директора школы, заведующего ДОУ в аспекте реализации проекта:
- общее руководство разработкой и обеспечение реализации проекта (организация, координация, контроль).
2) Функции зам. директоров поУВР и ВР:
- определение приоритетных направлений просветительско- образовательной работы,
- корректировка составляющих элементов проекта,
- организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными детьми,
- разработка индивидуальных программ для одаренных детей,
- обеспечение связи с вузами и учреждениями дополнительного образования,
- анализ и обобщение результатов реализации проекта.
- контроль по использованию диагностического инструментария для успешной реализации проекта,
3) Функции Методического Совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по проекту «Одаренные дети»,
- определение критериев эффективности реализации проекта,
- разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми,
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
4) Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми через ШМО,
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через предметные методические объединения,
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся,
- организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов и т.д.
5)Функциональные обязанности учителей, педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми:
-организация и проведение занятий с одаренными детьми,
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми,
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. школьного, районного уровня,
- организация и контроль за знаниями одаренных детей, индивидуальных программ, выполнением программ,
-обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,
-участие в творческих отчетах по данной теме,
-подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.
Социально-психологическое обеспечение проекта:
- разработка пакета методик и диагностического инструментария с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся (воспитанников) Приложение №4
- создание банка данных одаренных детей,
-разработка и внедрение индивидуальных, групповых развивающих и воспитательных программ,
- формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно - методической, психолого-педагогической литературой,
- оснащение кабинетов необходимыми ТСО,
- компьютеризация образовательного процесса,
- формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.
Информационное обеспечение:
- функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с
одаренными детьми;
- издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов,
- информационное пополнение базы данных.
Разработчики проекта:
А.М.Постнова – руководитель социально - психологической службы;
И.А. Аскерова – педагог-психолог, курирующий дошкольные
образовательные учреждения;
Н.В. Грыжина – педагог-психолог курирующий школу 1 ступени;
Е.В. Мартынова – педагог-психолог курирующий школу 2,3 ступени;
И.В. Астафьева – социальный педагог.
Система организации контроля за выполнением проекта:
О.Н. Кулагина – методист по дошкольному образованию МЦРПК;
Л.Т. Филоненко – заведующий МЦРПК;
А.М. Постнова – руководитель социально-психологической службы
управления образования администрации Муромского района.
Приказ об утверждении проекта: № 378 от 13.09.2011г.
Концептуальная основа проекта
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Президентская программа «Дети России».
В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента проекта выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данного проекта.
Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:
одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);
одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
В работе будет использована классификация видов одаренности, основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:
- интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
- спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
- художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
- коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.
Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:
- склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;
- способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;
- одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
- талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;
- гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции;
- работа психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа.
Этапы выявления одаренных детей:
1.Дошкольное образовательное учреждение.
2. Начальная школа
3. Школа 1 ступени
4 Школа 2,3, ступени
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя ;
- принц свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ожидаемый результат:
1. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
2. Составление банка данных на учащихся по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
3. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми (Приложение №3)
4. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.
5. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
6. Объединение основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Примерный перечень мероприятий, способствующих выявлению и развитию детей с признаками одаренности и созданию оптимальных условий для развития и реализации их личностного потенциала.
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития
Выготский Л.С.
№ | Наименование мероприятия | Срок реализации | Исполнители |
1. Совершенствование работы по выявлению одаренных детей | |||
1.1 | Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления одаренных детей. Приложение №1. | Сентябрь | Администрация школы, ДОУ, пед. коллектив, социально-психологическая служба |
1.2 | Создание банка данных на одаренных детей по различным категориям: интеллектуальная, творческая, спортивная, коммуникативная. Приложение №2. | Сентябрь-октябрь | Администрация школы, ДОУ, пед. коллектив, социально-психологическая служба |
1.3 | Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся. | В течение года | Социально-психологическая служба |
1.4 | Обеспечение сетевого взаимодействия ДОУ, СОШ с учреждениями дополнительного образования района. | В течение года | Администрация школы, ДОУ, Маркова С.И. |
2. | Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей | ||
2.1 | Проведение школьных, районных, областных олимпиад, конференций, спортивных соревнований. | По плану школ, ДОУ, УО, Департамента образования | Администрация школы, ДОУ, Кузина Н.А., Наумов М.Е., Майорова С.В., Кулагина О.Н. |
2.2 | Обеспечение участия в районных, областных олимпиадах, конференциях, спортивных мероприятиях. | По плану школ, ДОУ, УО | Администрация школы, ДОУ |
2.3 | Проведение предметных недель (декад). | По плану школ | Администрация школы, классные руководители, педагоги-наставники |
2.4 | Дополнительные занятия. | По плану школ, ДОУ | Администрация школы, ДОУ, классные руководители, педагоги-наставники, воспитатели |
2.5 | Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей. Нравственно-патриотическое направление: - «Наследие» Ковардицкая СОШ, - «Доблесть» Булатниковская СОШ, - «Исток» Панфиловская СОШ, - «Краеведческий кружок» Борис-Глебская СОШ, - «Родная сторона» Зименковская СОШ, - «Берегиня» Филиал МОУ Борис-Глебской СОШ МОУ Татаровская ОШ, - «Краевед» Молотицкая СОШ, Техническое творчество: - «Умелые руки» Панфиловская СОШ, - «Умелые руки» Зименковская СОШ, Художественно-эстетическое направление (декоративно-прикладной цикл): - «Домовенок» Панфиловская СОШ, - «Рукодельницы» Молотицкая СОШ, - «Ласкутная мозаика» Чаадаевская СОШ, - «Гильоширование» Прудищинская ОШ, - «Креативный текстиль» Ковардицкая СОШ, - Индивидуальная программа «Лучик надежды» (для ученицы 5 кл. Ковардицкой СОШ, Некрасовой Елены»). Ковардицкая СОШ, - «Волшебная кисточка» Булатниковская СОШ, - «Творческая мастерская» Булатниковская СОШ, - «Волшебники карандаша и кисти» Зименковская СОШ, - «Островок детства» Понфиловская СОШ, - «Стайл» Зименковская СОШ, - «Лошкарята» Савковская ОШ, - «Танцевальный кружок» Булатниковская СОШ, - «Сияние» Чаадаевская СОШ, - «Дебют» Ковардицкая СОШ, Молотицкая СОШ, - «Отряд барабанщиц» Ковардицкая СОШ, - Наш театр» Пестенькинская начальная школа, Спортивное направление: - «Лыжная секция» Кондраковская начальная школа, - Клуб волейбольный Ковардицкая СОШ Для девочек Для мальчиков - Секция «Лыжные гонки» Панфиловская СОШ, - Футбол Борис-Глебская СОШ, - Футбол Зименковская СОШ, - Спортивно-туристический клуб «ЗОВ» Ковардицкая СОШ, - Футбол Молотицкая СОШ, Экологическое направление: - Экологическая тропа Булатниковская СОШ, - Эко-школа Борис-Глебская СОШ, Социально-педагогическое направление: - ШДО «Лидер» г. Муром ул. Артема д.2 (актовый зал Управления образования Муромского района), - Астрономический клуб «Пульсар» Прудищинская ОШ, - Литературный клуб «Алые паруса» Чаадаевская СОШ, - Районный пресс-центр «Ступени» Пенфиловская СОШ, | В течение года 2 раза в год (весенние и осенние каникулы) 1 раз в месяц | Администрация школы, ДОУ, Маркова С.И. |
рук. Гаврилова О.И. рук. Маркелова И.С. рук. Федотова И.М. рук.Панина Л.Н. рук. Романова С.Е. рук. Холодова Л.С. рук. Чернышова В.П. рук. Лунин А.А. рук. Чезганов А.И. рук. Пантюшкова Г.О. рук. Рябова Н.В. рук. Рябинина Т.Г. рук. Волкова Н.Ю. рук. Фомичева Л.А. рук. Фомичева Л.А. рук. Кимель Ю.А. рук. Маркелова И.С. рук. Лопаева Ю.Г. рук. Тихомирова С.А. рук. Визовер М.С. рук. Колпикова В.Н. рук. Николаева М. А. рук. Бурлева Ю.В. рук. Зузенкова Е.Н. рук. Бухарова Е.В. рук. Антонова В.В. рук. Бебенин Н.В. рук. Макарова Н.Н.. рук. Наумов М.Е. рук. Меркутов Н.В. рук. Жизняков Д.С. рук. Биктимиров Н.М. рук. Платонов Е.В. рук. Зотов И.С. рук. Никулина С.Н.
рук. Черная С.П. рук. Астафьева И.В. рук. Кузнецов Ю.С. рук. Пахомова Н.Н. рук. Булгакова Р.В. | |||
2.6 | Организация работы библиотеки в целях успешной реализации проекта. | В течение года | Администрация школы, ДОУ, библиотекарь |
2.7 | Осуществление контроля за выполнением норм СанПиН. | В течение года | Администрация школы, ДОУ, медицинский работник |
3. | Организационные мероприятия, по различным направлениям работы с одаренными детьми | ||
3.1 | Интеллектуальное развитие детей: - Всероссийский конкурс игра «Русский медвежонок»; - Всероссийский конкурс «Кенгуру»; - Всероссийский конкурс «Золотое руно»; - Всероссийский конкурс «Британский бульдог»; - Всероссийский конкурс «КИТ»; - Районный конкурс «Космическая эра»; - Единый день краеведения; - Конкурс «Зеленый огонек» (знание ПДД в ДОУ); | По плану ВИПКРО По плану УО | Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители Кузина Н.А. Маркова С.И., Майорова С.В. Кулагина О.Н. |
3.2 | Развитие творческих способностей детей: -Конкурсы детского творчества «Фестиваль искусств»; - Районный конкурс юных чтецов; - Выставки детского художественного творчества; - Выставка «Урожай года»; - Выставка изобретателей и рационализаторов; - Выставка творческих работ на военно-патриотическую тематику; - Смотр конкурс «Школьное лесничество»; - Некрасовский праздник. | По плану школ, УО | Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители Майорова С.В. Майорова С.В. Майорова С.В. Маркова С.И. МайороваС.В. Маркова С.И. Майорова С.В. Маркова С.И. Майорова С.В. Маркова С.И. Майорова С.И., Маркова С.И. |
3.3 | Развитие спортивных способностей: - Районная, областная спартакиада школьников; - Лыжные соревнования; - Районная, областная военно-спортивная игра «Зарница»; - Районный, областной смотр, строя и песни; - Культурно-спортивный праздник «Малышок» (ДОУ); | По плану школ, УО, Департамент образования | Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители Наумов М.Е. Наумов М.Е. Наумов М.Е., Маркова С.И., Майорова С.В. Наумов М.Е., Маркова С.И., Майорова С.В. Кулагина О.Н. |
4 | Стимулирование одаренных детей | ||
4.1 | Оформление стенда «Ими гордится школа». | В течение года | Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители |
4.2 | Сбор материалов для оформления альбома «Одаренные дети». | В течение года | Педагоги-наставники, классные руководители |
4.3 | Организация летнего отдыха детей в областном оздоровительном лагере «Искатель» (август). | Август | Администрация школы, классный руководитель, родители, Майорова С.В. |
4.4 | Организация профильного отряда для детей с признаками одаренности на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Муромского района. | Июнь-август | Администрация школы, классный руководитель, Майорова С.В. |
4.5 | Вручение грамот за призовые места, благодарственные письма за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах. | В течение года | Администрация школы, классный руководитель |
4.6 | Организация поездки на Новогодние елки (районную, областную всероссийскую). | Декабрь | Администрация школы, классный руководитель, Майорова С.В. |
4.7 | Организация экскурсионных тематических поездок. | В течение года | Администрация школы, классный руководитель, педагог-наставник |
4.8 | Вручение благодарственных писем родителям одаренных учащихся за воспитание детей. | Май | Администрация школы, классный руководитель, педагог-наставник |
5 | Повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей | ||
5.1 | Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми» - для воспитателей ДОУ, - учителей начальной школы, - педагогов – наставников, классных руководителей. | Октябрь | Специалисты социально-психологической службы Педагог-психолог И.А. Аскерова Педагог-психолог Н.В. Грыжина Педагог-психолог Е.В. Мартынова |
5.2 | Тематические консультации, беседы - «одаренные дети». | В течение года по запросу | Специалисты социально-психологической службы |
5.3 | Круглый стол «Оценка результативности реализации проекта – «Одаренные дети»». | Май | Специалисты социально-психологической службы, педагоги-наставники, воспитатели, учителя начальной школы |
5.4 | Материальное и моральное стимулирование труда педагогов работающих с одаренными детьми. | В течение года | Администрация школы, ДОУ |
6 | Повышение психологической культуры родителей | ||
6.1 | Обучение родителей приемам и методам развития способностей ребенка дошкольного возраста. | В течение года, по запросу | Воспитатель, педагог-психолог И.А. Аскерова |
6.2 | Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для родителей школ. | В течение года, по запросу | Учитель-наставник, классный руководитель, педагог-психолог Н.В. Грыжина, Е.В. Мартынова |
6.3 | Психологическое просвещение родителей по теме «Одаренный ребенок» (памятки, буклеты, информация на стенды). | В течение года | Администрация школы, специалисты социально-психологической служба |
6.4 | Тематические и проблемные родительские собрания: - Для ДОУ «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - Для школы 1 ступени «Портрет одаренного ребенка. Плюсы и минусы». Для школы 2,3 ступени «Развитие человека, есть развитие его способностей». | По плану школы
| Администрация ДОУ, школы, специалисты социально-психологической службы |
6.5 | Выполнение рекомендаций родителями, для поддержания интереса ребенка к тем или иным видам деятельности, заботе о психическим здоровье школьника. | В течение года | Воспитатели ДОУ, классные руководители, специалисты социально-психологической службы |
6.6 | Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, экскурсий, открытых уроков. | В течение года | Классные руководители, воспитатели |
6.7 | Творческие отчеты школы перед родителями. | В течение года | Администрация школы, классные руководители, воспитатели |
Библиография
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336 с.
3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.
5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
6. Дворовский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2001.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2004.
8. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.
9. Еремкин А. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М., 2003. – 333 с.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011. – 448 с.
11. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с.
12. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.
14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.,2000. – 320с.
15. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с.
16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Р. н/д., 2006. – 112 с.
17. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.
18. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.
19. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с.
20. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. – М., 128 с.
Приложение №1
Методики по выявлению детей с признаками одаренности
№ | Ответственный, за проведение диагностики | Название методики |
1. | Дошкольное образовательное учреждение | |
1.1 | Педагог-психолог | 1.Батарея тестов для изучения творческого мышления. (Модификация Е.Туник. Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». №5 (11)/2006. |
1.2 | Воспитатели | 1. Методика «Карта одаренности» (А.И.Савенков) 2. Диагностика развития воображения у дошкольников. (Диск «Диагностическая работа в ДОУ» Издательство «Учитель» 2008) |
1.3 | Родители | 1. Опросник «Признаки одаренности у дошкольника» (Е.С.Белова. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М. МПСИ. Издательство «Флинта»2004) 2. Анкета для родителей и педагогов (Ф.Татл и Л.Бекер) (Е.С.Белова. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М. МПСИ. Издательство «Флинта»2004) |
2. | Школа 1 ступени | |
2.1 | Педагог-психолог | 1. «Медис» 2. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф. Замбицявичене). 3. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф) 4. Методика Мюнстерберга на восприятие. 5. Тест «Ведущая репрезентативная система». 6. Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко) 7. Изучение кратковременной и долговременной памяти (А.Р.Лурия) 8. Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти. 9. Методика «Пиктограмма» 10. Тест прогрессивных матриц Равена. 11. Тест Кеэса. 12. Проективная детская методика «Завершения предложения (Модификация В. Михала. 13. Проективная методика исследования личности, предложена М.З. Друкаревич. |
2.2 | Педагоги | 1.Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. 2.Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Представленные шкалы разработаны Дж. Рензулли (1977 г.) и адаптированы Л.В. Поповой. 3. Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.) |
2.3 | Родители | 1. Методика оценки общей одаренности. Автором методики является А.И. Савенков Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. 2.Определение уровня проявления способностей ребенка (по Сизанову А.Н.) 3. Как измерить талант (адаптация Поповой Л.В.) |
Учащиеся (самодиагностика) | Методика самооценки для обучающегося «Как я вижу себя» | |
3. | Школа 2,3 ступени | |
Педагог-психолог | 1.Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева). 2. Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) 3. Опросник креативности Джонсона 4. Опросник креативности Рензулли 5. Тест креативности Вильямса 6. Методика «Тип мышления» 7. Методика Эрудит» 8. Определение уровня познавательной потребности ребенка (С.В. Юркевич) 9. Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (С.В. Юркевич) 10. Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензуллм и соавторы, в адаптации Л.В.Поповой). | |
3.2 | Педагоги | 1.Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). 2. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева). 3.Тест креативности Вильямса 4. Методика «Эрудит» |
3.3 | Родители | 1.Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). 2. Определение уровня проявления способностей ребенка (А.Н. Сизанов) 3. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева). 4. Тест креативности Вильямса. |
Приложение №2
Банк данных на одаренных учащихся по различным категориям
№ | Ф.И.О. учащегося | Класс | Категории одаренности | Примечание | |||
Интеллектуальная одаренность | Творческая одаренность | Спортивная одаренность | Коммуникативная одаренность | ||||
1 | |||||||
2 | |||||||
Приложение №3
Мониторинг результатов работы с одаренными детьми
№ | Ф.И.О. учащегося (воспитанника) | Класс (группа) | Воспитатель, педагог-наставник | Дополнительные занятия с одаренным ребенком (кружки, секции, факультативы и т.д.) | Мероприятия, в которых участвовали одаренные дети школы, ДОУ (дата, название) | Результат | Стимулирование учащегося, воспитанника |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...