Элективный курс профориентационной работы в 9 классе
элективный курс по психологии (9 класс) по теме
Материал будет полезен для классных руководителей и психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_dlya_devyatiklassnikov.zip | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Антипова Юлия Анатольевна
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ
«СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа носит психологическую направленность, и требует поэтапного внедрения в практику работы с детьми, начиная с девятого класса.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна, так как одной из важнейших задач школы является формирование полноценных граждан своей страны. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие проблемы еще в период школьного обучения, а особенно в девятых классах. Известно, что оптимистичная перспектива жизни и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива уберегают многих подростков от необдуманных шагов, неблагоприятных увлечений в период обучения в школе. Таким образом, профоринетационная работа со школьниками – это решение самых острых социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе.
Цель курса – формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи курса:
– психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);
– психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
– анализ соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, личностным особенностям;
– моделирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности.
Курс составлен и адаптирован на основе программы Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки».
Структура курса:
Курс рассчитан на 16 занятий по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций.
Ожидаемый результат:
Учащийся должен знать: значения профессионального самоопределения; требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятия о профессиях и профессиональной деятельности, понятия профессиональной карьеры, современные формы и методы организации труда.
Учащийся должен уметь: соотносить индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
К занятиям необходимо привлекать учащихся 9-ых классов. Курс рассчитан на 16 учебных недель. Занятия проводятся в 1 раз в неделю; продолжительность – 1 академический час. Реализация в течении года обучения. Оптимальное количество участников — учебный класс.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов |
1 | Введение. Знакомство с участниками курса | 1 |
2. | Мир профессий | 1 |
3 | Профессиональные интересы и склонности | 1 |
4 | Профессиональные интересы и склонности | 1 |
5 | Психологические особенности профессий «Человек- человек» | 1 |
6 | Психологические особенности профессий «Человек – живая природа» | 1 |
7 | Психологические особенности профессий «Человек - техника» и «Человек – знаковая система» | 1 |
8 | Психологические особенности профессий «Человек -художественный образ» | 1 |
9 | Профессиональная деятельность и общение | 1 |
10 | Определение профессионального типа личности | 1 |
11 | Современный рынок труда. Кто нужен нашему городу? | 1 |
12 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
13 | Пути получения профессии | 1 |
14 | Определение личного профессионального плана | 1 |
15 | Заключительное занятие: Защита проекта "Моя будущая профессия" | 1 |
16 | Заключительное занятие: Защита проекта "Моя будущая профессия" | 1 |
Итого: | 16 часов |
Конспект занятия «Мир профессий»
Цель: Актуализация знаний о профессиях, определение сферы профессиональных предпочтений учащихся.
Задачи:
1) Дать представление об основных видах профессиональной деятельности.
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Диагностика профессиональных предпочтений.
Содержание занятия:
1. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мир профессий». Как известно, на жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на многие вопросы. В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии и выбрать среди них ту, с которой начнется профессиональный путь? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на наших занятиях.
Психолог: Давайте задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?» (ответы ребят).
Психолог: Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Психолог: Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
- организатор условий такой деятельности;
- источник ее материального финансирования;
- регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;
• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.
В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Санкт-Петербурге под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
- "человек - живая природа",
- "человек - техника",
- "человек - человек",
- "человек - знаковая система",
- "человек - художественный образ".
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда. | Гностические (распознать, определить). | Преобразующие (обработать, обслужить). | Изыскательские (изобрести, придумать). |
Человек - природа. | Ботаник | Ветеринар. | Биоинженер. |
Человек - техника. | Наладчик станков с ЧПУ. | Водитель, слесарь. | Изобретатель, Инженер. |
Человек - знаковая система. | Графолог. | Архивариус, библиотекарь. | Программист. |
Человек -художественный образ. | Литературный критик. | Актёр. | Художник, дизайнер. |
Человек - человек. | Психолог. | Учитель, врач. | Режиссёр. |
Для того, чтобы закрепить полученные знания, мне бы хотелось предложить вам поиграть в игру: «Чемодан профессий»: Класс делится на три команды. Задача участников – назвать как можно больше профессий, относящихся к определенному типу (по классификации Климова). Названия профессий каждая команда называет по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше всех профессий.
Для определения к какому типу профессии относитесь вы, проведем Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов):
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту:
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
- «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
- «человек–техника» – все технические профессии;
- «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
- «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
- «человек–художественный образ» – все творческие специальности.
Обратная связь: Что нового вы узнали? Понравилось вам занятие?
(обсуждения учащихся)
Психолог: Ну и, наконец, все профессии предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемыми ему профессией. Об этом мы и поговорим с вами на следующем занятии. Подробно рассмотрим каждый тип профессии по классификации Климова. До свидания, до новых встреч.
Список литературы:
- Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.
- Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....
Открытый урок по программе элективного курса профориентационной направленности « Человек и профессия»
Тема урока: Карьера.Тип урока: изучения нового материалаФорма организации: групповая работа с элементами мотивационного тренинга.Цель:Подвести учащихся к определению понятия «карьера»Познакомить...
ПРОГРАММА КУРСА профориентационной работы с учащимися 9 класса "мой выбор"
Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку. В соответствии с «концепцией модерниз...
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...
Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документами&raq...