деловая игра
материал по психологии (11 класс) по теме

Представленная деловая игра может быть применена в работе психолога со старшеклассниками, изучающими эле­менты возрастной психологии (например, в школе юного психолога), а также с учащимися лицеев, колледжей, гим­назий, в которых ведутся занятия по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Всемирный психологический конгресс»

Представленная деловая игра может быть применена в работе психолога со старшеклассниками, изучающими эле менты возрастной психологии (например, в школе юного психолога), а также с учащимися лицеев, колледжей, гим назий, в которых ведутся занятия по психологии.

Психологу следует спланировать на нее не менее двух - двух с половиной часов.

Подготовка игры (этап самостоятельной работы уча щихся)

За неделю или две до игры учащиеся делятся на пять команд. Каждая команда — это делегация на Всемирный психологический конгресс, представляющая один из основ ных подходов к проблеме возрастной периодизации.

Например, команды могут называться: «биогенетисты», «интеллектуалисты», «фрейдисты», «эриксонианцы» и «эльконинцы». Какую концепцию возрастной периодизации бу дет представлять каждая команда, решается жеребьевкой. В другом варианте — команды формируются в соответствии с интересами учащихся.

Кроме того, создается экспертная группа из трех человек.

Каждая команда получает следующие задания.

1. Подготовиться к выступлению на конгрессе и к отве там на возможные вопросы оппонентов (иными словами, ребята должны очень глубоко проработать концепцию, ко торую им предстоит представлять).

2. Составить четыре вопроса к каждой делегации оппо нентов (иначе говоря, всем придется внимательно изучить все теоретические подходы, о которых пойдет речь на конгрессе). Вопросы должны относиться к одному из следующих типов:

1) вопрос на понимание (нацелен на выяснение того, как оппоненты понимают тот или иной аспект защищае мой ими концепции, психологический феномен или явле ние, о которых говорится в этой концепции);

2) вопрос на отношение (нацелен на выяснение того, как относятся оппоненты к тем или иным фактам, резуль татам экспериментов, взглядам какого-либо исследователя);

3) вопрос-тест (предназначен для проверки знаний оппонентами положений своей концепции; может быть сформулирован как: а) утвердительное предложение, с ко торым нужно либо согласиться, либо нет; б) прямой воп рос; в) два предложения, из которых нужно выбрать одно); 4) вопрос-ловушка (содержит в себе определенную про вокацию, например, ссылку на несуществующего учено го, сознательную ошибку в посыле, предложение выбора из двух заведомо ложных утверждений и т.д.; может быть облечен в форму любого вопроса трех предыдущих типов). Следует заметить, что к игре члены команд могут гото виться как вместе, встречаясь во внеучебное время, так и порознь, самостоятельно разрабатывая вопросы и готовя выступление на конгрессе. Необходимость придумать ин тересные вопросы заставляет учащихся изучать литерату ру не только по «своей» концепции, но и по другим подхо дам к возрастной периодизации. Эксперты готовятся не менее серьезно, поскольку им необходимо будет принимать квалифицированные решения в процессе игры.

Ход игры

Ведущий. Приветствую всех делегатов Всемирного пси хологического конгресса, посвященного рассмотрению про блем возрастной периодизации психического развития! Здесь присутствуют последователи самых разных научных подходов, и все вы, наверное, считаете, что именно ваша концепция является наиболее обоснованной, что предлага емая именно вами периодизация наилучшим образом отражает факты и закономерности развития психики в онтоге незе. Свою точку зрения вам предстоит доказать в ходе научных дискуссий на нашем конгрессе. В конце мы под ведем итоги и сделаем вывод о том, чьи позиции оказались самыми убедительными и аргументированными. Судить об этом будут квалифицированные эксперты. Выполнение за даний каждого этапа оценивается по четырехбалльной си стеме. Начнем работу нашего конгресса.

У каждого эксперта имеется специальный бланк, кото рый будет заполняться им по ходу игры. Итоговые оценки по каждому этапу деловой игры отражаются на таком же бланке, заранее приготовленном на доске или на планшете. Ведущий не вмешивается в процесс работы экспертов и толь ко фиксирует итоговые оценки. Однако в сложных случаях, при затруднении экспертов или при их очевидных ошибках ведущий может прийти на помощь, сделав необходимый комментарий или предложив свою точку зрения. При этом окончательное решение все равно остается за экспертами.

Таблица 55

Бланк для деловой игры «Всемирный психологический конгресс»

Название делегации

«Биоге-нетисты»

«Интел лекту алисты»

«Фрей дисты»

«Эриксони-анцы»

«Эльконинцы»

Девиз

Приветственная речь

Вопрос на понимание

Вопрос на отношение

Вопрос-тест

Вопрос-ловушка

Ответ 1

Ответ 2

Ответ З

Огвет 4

Комплимент

Итог

Первый этап

Первый этап нашей работы связан с представлением каждой делегацией девиза своего подхода. Вам дается две минуты, чтобы, посовещавшись, объявить девиз сво ей делегации. Девиз может быть шутливым или серьезным; это может быть цитата из автора, на чьей позиции вы сто ите, или ваш собственный афоризм. Главное, чтобы он отра жал сущность представляемой вами концепции.

Каждая делегация хором произносит свой девиз. Оцени вание производится сразу, перед началом следующего этапа.

Второй этап

Ведущий. Теперь я как председательствующий на этом заседании Всемирного психологического конгресса пред лагаю руководителям каждой делегации выступить перед остальными участниками с пятиминутной речью, в кото рой они должны кратко изложить основные положения предлагаемой ими концепции возрастной периодизации. Желательно не только объяснить суть концепции, но и аргументирование доказать преимущества вашего подхо да перед остальными.

Порядок выступлений может определяться жеребьев кой или (что проще) расположением делегаций в «зале за седаний». Для создания соответствующей «научной атмос феры» можно применять обращения «уважаемые колле ги», «уважаемые оппоненты». Хорошо, если докладчики выходят к трибуне. Каждому выступившему соперники могут при желании задать уточняющие вопросы (не более четырех) — не те, что они готовили дома, а возникшие спонтанно. Эксперты оценивают четкость и ясность изло жения соответствующего теоретического подхода, доказа тельность основных положений, находчивость при ответах.

Третий этап

Ведущий. Мы выслушали доклады руководителей деле гаций и можем перейти к открытой дискуссии. Вы заранее приготовили по четыре вопроса разных типов каждой ко манде, то есть у каждой делегации на руках в общей слож ности шестнадцать вопросов. Однако вам будет предоставле на возможность задать только четыре вопроса — по одному каждой делегации ваших оппонентов. Для этого вам при дется отобрать из общего -списка четыре вопроса таким об разом, чтобы все они были разных типов. Посовещайтесь и решите, какой из делегаций вы зададите вопрос на понимание, какой — вопрос на отношение, кому достанется воп рос-тест, а кому — вопрос-ловушка. Имейте в виду, что оце ниваться будут не только ответы ваших оппонентов, но и ваши вопросы. Критериями оценки вопросов для экспертов являются их корректность, соответствие предполагаемому типу, правильность, грамотность, четкость формулировки, однозначность ответа. Разумеется, задавая вопрос, вы дол жны знать на него ответ. В случае неспособности ваших оппонентов ответить вы обязаны будете сделать это сами.

На обсуждение командам дается не более десяти ми нут. Необходимость ограничения количества вопросов, вве денного ведущим, связана с двумя моментами: во-первых, в целях сокращения времени игры (в противном случае она неправомерно затягивается), во-вторых, для разогрева и подготовки к совместной групповой работе. Если ребята готовили вопросы индивидуально, то им придется выби рать уже не из шестнадцати, а из значительно большего количества вопросов. Эта работа по обсуждению вопросов и ответов на них является по сути обучающей и способ ствует повторению и активной проработке материала.

Четвертый этап

Ведущий. Итак, все делегации готовы к дискуссии. Пер выми будут отвечать на вопросы оппонентов «биогенетисты». Вопросы поочередно задают представители «интеллек туалистов», «фрейдистов», «эриксонианцев» и «эльконинцев». Время на обсуждение вопросов в командах — две ми нуты. Вы имеете право пользоваться любой литературой, справочниками, учебниками. Но учтите, что две минуты — очень небольшой срок. Может статься, коллективное обсуж дение окажется более продуктивным, чем судорожное лис тание страниц. Разумеется, если для вас ответ очевиден, вы можете отвечать сразу. Ответив оппонентам, вы должны сказать, каков, по вашему мнению, тип заданного вопроса.

Если время, выделенное на проведение деловой игры, ограничено, можно сократить срок поиска ответа до одной минуты или даже тридцати секунд. Ведущему следует очень внимательно слушать вопросы, чтобы отклонить явно не корректные и предложить переформулировать их. После того как ответ дан представителем делегации и высказано предположение о типе вопроса, ведущий обязательно обра щается к команде задавшей вопрос: «Удовлетворены ли вы ответом? Правильно ли определен тип вопроса?». В случае неудовлетворенности оппонентов им дается возможность высказаться. Может возникнуть ситуация, когда вопрос задан достаточно корректно, но сами игроки, его задавшие, подразумевают ответ, который по сути неверен. Ве дущему придется вмешаться и дать свой комментарий. Экс перты обязательно учитывают все возникающие нюансы при оценивании. Интереснее всего, конечно же, ситуации с вопро сами-ловушками. Иногда формулировки таких вопросов быва ют настолько изящными, что отвечающая команда не замечает подвоха и с самым серьезным видом отвечает, например, на такие вопросы: «Как известно, Лев Семенович Выготский кри тиковал периодизацию Д. Б. Эльконина. С какими положени ями Д. Б. Эльконина он был не согласен?» или «Опыты Жана Пиаже, проведенные Максом Вертгеймером с пятилетними деть ми, показали наличие у них сформированного репрезентатив ного интеллекта. Как вы относитесь к этим результатам?».

На этом этапе оценки оглашаются после того, как деле гация ответила на все вопросы. Затем вопросы задаются следующей команде. Пятый этап

Ведущий. Уважаемые участники Всемирного психологи ческого конгресса! Наша научная дискуссия подходит к кон цу, и мне очень хочется, чтобы по завершении конгресса наше сотрудничество продолжалось. Общаясь, мы обогати лись новыми знаниями, выслушали и поняли разнообраз ные точки зрения на проблему возрастной периодизации. Наши позиции могут во многом отличаться, но это нисколь ко не снижает взаимного уважения ученых друг к другу. Я предлагаю представителям каждой делегации выступить с этой трибуны и в пятиминутной речи сказать комплименты в адрес своих оппонентов. Эти выступления будут также оцениваться. Время на подготовку — пять минут.

Успешное выполнение этого задания может принести командам дополнительные баллы.

По завершении деловой игры следует обсудить ее ре зультаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"

Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....