Этапная игра с элементами деловой игры «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »
методическая разработка (10 класс) на тему

Красносумова Марина Николаевна

Этапная игра с элементами деловой игры "Если не я, то кто же"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное    учреждение среднего профессионального образования

«Козловский аграрно-технологический техникум»

Смоленская область, Рославльский район, д. Козловка, ул. Мира дом 62

тел. (848134) 5-88-68

Конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений Смоленской области на лучшее мероприятие в области  избирательного права и  избирательного процесса

         Этапная игра с элементами деловой игры

                  «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ? »

Возраст учащихся: 16 – 19 лет

Преподаватель истории:

Красносумова Марина Николаевна

Год рождения: 20.11.1990

Домашний адрес: Смоленская обл., Рославльский р-он., д.Астапковичи

Контактный телефон:  8(48134) 5-62-10

Преподаватель обществознания (включая экономику и право):

Хахалева Лариса Васильевна

Год рождения: 1.02.1971

Домашний адрес: Смоленская обл., г. Рославль, ул. Крылова д.12

Директор                                                                                             Г.В.Терехов

СОГБОУСПО

«Коэловский аграрно-технологический техникум»

                                               

                                                 2012г

                                   

                                         СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….. 3

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 4

    2.1. Станция «Историческая»…………………………………….  6

    2.2.  Станция

 «Избирательное право избирательный процесс» ………………… 8

  1. Станция «Обращение- призыв»……………………………11
  2. Станция «Мы выбираем»…………………………………  11

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. 13

IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………… 14

 V. ПАПКА ПРИЛОЖЕНИЙ……………………………………… 15

                             I. Пояснительная записка

Как известно,  воспитание  гражданина  своей  страны – одно  из условий возрождения  нации.  Гражданин  России - человек, любящий Родину, умеющий реагировать на  изменения общества, защищающий свои права.     Гражданственность, патриотизм – важнейшие чувства  для каждого гражданина РФ, являющиеся базовыми ценностями самосознания. Воспитание  их  возможно  через активное вовлечение молодого  поколения  в  активную социальную деятельность. Сегодня  среди молодых людей нарастает преступность, наблюдается размытость  патриотических ценностей, гражданского долга. Поэтому гражданско-патриотическое   воспитание  является  одним  из приоритетных направлений,  ориентирующих подрастающее поколение  к тому, чтобы они смогли освоить две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Решить эту задачу  сложно,  но  необходимо.  Необходима система  таких мероприятий, которые бы помогли  обеспечить  освоение  необходимого  опыта. В СОГБОУСПО «Козловский аграрно-технологический техникум» в рамках правового воспитания ежегодно проходят общетехникумовские выборы  председателя Актива техникума, информационные часы правовых знаний, наиболее активные обучающиеся техникума входят в состав членов Молодежной администрации при Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области. Междисциплинарное мероприятие «Если не я, то кто же?», разработано преподавателями «истории» и «обществознания (включая экономику и право)» совместно с членами Актива техникума.

Предварительная работа:

  Члены Актива техникума (жюри конкурса) изучали исторические материалы становления избирательной системы в России, знакомились с  основополагающими документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах президента Российской Федерации». В ходе подготовки к мероприятию и поиска дополнительной информации, происходило обсуждение интересующих вопросов, формировались команды-участницы.

Участники:         В мероприятии принимали участие 4 команды обучающихся 1-2 курсов СОГБОУСПО «Козловский аграрно-технологический техникум» в возрасте от 16 до 19 лет.

Оборудование:        маршрутные листы, презентация, избирательные бюллетени, избирательная урна, варианты ответов на тест «Незаконченное предложение»

   Цели

  1.  Активизировать гражданскую позицию обучающихся, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.

2. Проявлять коммуникативные умения работы в группе при создании предвыборной программы.

3.  Формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

4. Инициировать домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для обучающихся еще не обладающих активным избирательным правом.

Подготовка к игре: выбираются 4 команды по 5 человек среди обучающихся 1-2 курсов. Команды готовят название по теме «Выборы».

ХОД ИГРЫ

На общей линейке команды-участницы знакомятся с правилами игры и получают маршрутные листы.

Преподаватель-1 

Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с кем сидеть за одной партой, кого выбирать, за что выбирать? То есть человеку сопутствуют постоянные выборы. А что мы называем выборами, что такое избирательное право, каковы принципы избирательного процесса? Все это должны знать будущие избиратели, т.е. вы. Именно эти вопросы мы затронем на нашем мероприятии сегодня. Все, кто имеют желание узнать, расширить свой кругозор в области правовых знаний, приглашаются на данное мероприятие. Интеллектуалы перед вами, они готовы продемонстрировать свои знания избирательных прав, механизмы формирования политической власти, проведения выборов в РФ.

Преподаватель 2. 

 Игра  «Если не я, то кто же» проводится по схеме телевизионной игры «Своя игра». У ведущих заготовлено 3 блока вопросов по истории избирательного права и 4 блока вопросов по избирательному праву и избирательному процессу ,в каждом из блоков по 6 вопросов стоимостью от 10 до 60 баллов. В каждом раунде команды  выбирают тему вопроса и его стоимость. В случае верного ответа на счет команды поступает выигранное количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если ответ неверный, соответствующая сумма баллов со счета команды снимается. Если на вопросе стоит пометка «Кот в мешке», этот вопрос должен быть переадресован любой другой команде.  Игра состоит из 4 станций :

1-я станция «Историческая»;

2-я станция «Избирательное право, избирательный процесс»;

3-я станция «Обращение-призыв», где капитаны команд будут соревноваться в «предвыборной» агитации;

4-я станция «Мы выбираем», все участники нашей  игры будут голосовать за капитана команды, который наиболее четко выразил свое мнение в «предвыборной» программе.

Нашу игру будет оценивать жюри, в которое вошли члены Актива техникума. Представители жюри ознакомлены с критериями оценки. Итак, представители команд получите маршрутные листы и приступите к выполнению заданий.(Приложение-1)

2.1   1станция «Историческая»

Преподаватель. Обратимся к  истории избирательного права и избирательного процесса в России.   Командам предлагается ответить на вопросы. Время на обдумывание - 1 минута.

Команда за правильный ответ получает то количество баллов, которое указано на табло.

«IV – XV века»

1.В IV – VII веках коллективным был не только труд, но и собственность, и распределение, что порождало очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество управлялось при помощи коллективного органа – народного собрания всех членов общества. Назовите, как назывался этот орган самоуправления, в каких городах он получил распространение? ( Вече, получило распространение в  Пскове, Новгороде, Киеве).

  2.  В каком веке история избирательных процедур берет свое начало на территории Древней Руси? ( X век)

  3. Назовите средневековую республику, где князь исполнял функции – военачальника (невыполнение договора грозило ему изгнанием). (Новгород)

4. Именно здесь дольше, чем в других землях, сохранились вечевые порядки. Назовите княжество? (Новгородское княжество «оплот вольности» продержался до 1471 года)

 5. Обязательный общегосударственный закон, принятый в 1497 году и расширивший полномочия выборных органов самоуправления назывался? (Судебник)

  6. Каким документом в 1488г. часть вопросов местного значения были переданы на решение должностным лицам местного самоуправления – сотскому и «добрым людям»? (Белозёрской уставной грамотой)

 «XVI – XIX века»

1.Выборный орган местного самоуправления середины XVI века?  (губная, земская изба);

2.Когда,и в чье правление был созван первый Земский собор? (27 февраля 1549 года при правлении Ивана IV)

3.В каком году впервые делегаты, выбранные от уездного дворянства присутствовали на соборе при утверждении царем наследника Ивана Грозного Федора Ивановича? (1584 г.)

4.Монарх, выбранный Земским собором в 1613 году? (Михаил Федорович Романов)

5.В каком году был издан Екатериной II документ «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»? (1785 г.)

6. В середине XIX века участвовать в выборах могли лица достигшие? (25 лет)

«XX – XXI века»

1.Что давал манифест, изданный 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка»? (Провозглашались гражданские права и выборы в государственную Думу. Манифест дал толчок для официального становления многопартийной системы)

2.После каких событий впервые в избирательной практике были отменены цензы грамотности, имущественный ценз, было предоставлено право голоса женщинам? (Февральская революция 1917 г.)

3. В каком году был принят закон «Об общественных объединениях», признававший наличие в стране многопартийности? (октябрь 1990 г.)

4. В каком году в России прошли первые выборы президента? (1991 г.)

5. Когда впервые прошли выборы в законодательный орган власти России? (В феврале–марте 1906 г.)

6. 6 августа 1905 года подданные Российской империи из царского Манифеста узнали, что отныне они могут быть допущены к обсуждению государственных дел. А как вы думаете, какой возрастной ценз был определен «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905г. в Российской империи? (В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет. Избирательного права были лишены женщины. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом).

2. 2     2-я станция «Избирательное право избирательный процесс»

Преподаватель:

   «Политика» в переводе с греческого означает «искусство управлять государством». Любое общество нуждается в деятельности государства, которое выполняет ряд общественно значимых функций: поддерживает общественный порядок и стабильность в обществе, использует имеющиеся возможности для экономического развития страны, защищает ее безопасность. Люди независимо от их социального статуса проявляют живой интерес к политике, они обсуждают законопроекты, участвуют в выборах и референдумах, ходят на митинги. В будущем, а некоторые из вас уже и сейчас, вы также будете играть в обществе разные социальные роли, в том числе роль избирателей, а может и роль кандидата в президенты. Поэтому быть полностью равнодушным к политическим проблемам невозможно, ведь от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека. С помощью игры мы окунемся в историю избирательного права и избирательного процесса.

 «Право»

      1.Основной закон государства (Конституция РФ).

2.Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).

3.Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).

4.Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).

5.Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК)).

6.Выборы депутатов парламента проходят каждые… (5лет).

КОТ В МЕШКЕ

 Ведущий: Найдите ошибку в следующих утверждениях…

1. «Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». (Все по пропорциональной системе)

2. «В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры». (Губернаторов назначает Президент)

3. «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (Графа «Против всех кандидатов» отменена)

 4. О чем идет речь?

  • состоит из 15 человек;
  • 5 человек назначаются ГД, 5 - Советом Федерации, 5 - Президентом;
  • срок полномочий 4 года ;
  • все члены, квалифицированные юристы, все имеют высшее юридическое образование;
  • возглавляет председатель, есть также заместитель председателя и секретарь; действует на постоянной основе и руководит деятельностью избирательных комиссий. (Центральная избирательная комиссии).

5. О ком идет речь?

  • гражданин РФ;
  • не находится в местах лишения свободы;
  • дееспособный;
  • ему не менее 18 лет.
  • обладает активным избирательным правом. (Избиратель)

6.Составить логическую цепь элементов структуры избирательных комиссий:

1. Ы. избирательные комиссии субъектов РФ

2. О. территориальные (район, город) избирательные комиссии

3. Р. участковые избирательные комиссии

4. В. центральная избирательная комиссия РФ

5  Б. окружные избирательные комиссии

     (ВЫБОР)

      «Закон и выборы»

   1.В какое время открыты избирательные участки? (С 8.00–20.00)

   2.Какие органы представляют законодательную власть? (Федеральное Собрание: Совет Федерации,  Государственная Дума)

3.Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)

4.В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным? (Нет, так как бюллетень должен содержать одну отметку)

5.Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора)

6.Назовите два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным.

( признание судом недееспособным, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).

   «Кто, где, о чем?»

1.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).

2.Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).

3.Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).

4.Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).

5.Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).

6.Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).

2.3   3-я Станция «Обращение – призыв»

Преподаватель-1

В завершении нашей игры, пока члены жюри проводят подсчет баллов, предлагаем каждому капитану команд обратиться к избирателям с  обращением- призывом предвыборной программой «Если бы я был президентом…» (Приложение-2)

2.4 4-я станция «Мы выбираем!»

Преподаватель-2

Переходим к голосованию. Членам избирательной комиссии прошу занять свои места (занимают места).

Преподаватель-1

Уважаемые избиратели! Приглашаем Вас на избирательный участок.

Участники мероприятия голосуют за понравившуюся «Предвыборную программу» капитанов команд. (Приложение-3)

Рефлексия

1.Преподаватель-1

Наше мероприятие подходит к концу, пока члены «Избирательной комиссии» ведут подсчет  избирательных бюллетеней.

Всем участникам мы предлагаем закончить предложение

 Я буду  голосовать на выборах, потому что…(Приложение-4)

Я буду голосовать на выборах, потому что:

1.Живу в этой стране

2.Я гражданин своей страны

3.Имею на это право

4.Отношусь к этому с большой ответственностью

5.Мой голос может стать решающим

6.Мне предоставлено право выбор

7.Не хочу отличаться от других

8.Считаю это своими обязанностями

9.За нас это могут сделать пенсионеры, а их выбор не всегда совпадает

с нашим

10.Хочу повлиять на экономические преобразования в стране

11.Хочу улучшить обстановку в своей стране

12.Мне не безразлично будущее своей страны

13.Подаю пример другим

14.Голосую за справедливость

15.Мы не знаем, что нас ждёт, но мы верим, что всё будет хорошо!

2.Председатель «Избирательной комиссии» объявляет итоги голосования.

3. Жюри конкурса объявляет итоги мероприятия.

Преподаватель-2

    Благодаря игре мы с вами окунулись в тысячелетнюю историю избирательного права нашего государства, как видите представления о выборе и выборах существенно менялись с годами. Если в прошлом это было, прежде всего, стремление к единовластию, то для современного человека избирательное  право заключается в возможности сделать свой выбор, без принуждения. Участвуя в выборах, мы воздействуем на правовую жизнь общества через избранных депутатов, президента, которые в свою очередь через государственные органы разрабатывают нормативные акты государства. А уж кого мы выбираем, зависит только от нашей ответственности, совести, достоинства, которые проникают в наше правосознание и формируют правовое поведение. По моему, более точно об этом высказался американский критик Дж. Д. Натан: «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют». Стоит задуматься, не так ли?

                                     

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            В чем причина наших неудач в правовом воспитании молодежи? Дело в том, что молодежь в настоящее время, социально неоднородна отсюда и разница интересов, проблем. Поэтому она не представляет единой политической и идеологической силы.  В восемнадцать лет подростки более оптимистично настроены, легко поддаются каким – либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов. Поэтому в этом возрасте необходимо формировать жизненную позицию, чтобы в дальнейшем молодые люди могли делать свой выбор обдуманно.

       Ни для кого ни секрет, что огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей в настоящее время оказывает телевидение, Интернет, видеорынок, где большинство программ, фильмов содержат элементы насилия. В результате подросток не задумывается ни о ценности человеческой жизни, ни о смысле самой жизни. Незанятые полезной деятельностью, подростки легко попадают под влияние криминальных группировок, начинают употреблять наркотики и алкоголь, становятся участниками преступлений. Поэтому необходимо занять подростков бесплатными занятиями в спортивных и тренажерных залах, художественно-эстетических центрах, дать возможность трудоустроиться  после окончания учебного заведения. Только после практических мероприятий, включающих в себя формирование внутренней мотивации у молодежи, со стороны государства, местных органов самоуправления, можно будет говорить о достойно подрастающей смене.

 В настоящее же время выдержка из  книги американского политолога М.Паренти «Демократия для немногих» как нельзя точно может дать ответ на вопрос: «Почему молодежь не идет на выборы?»  «…Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни».

Используемая литература

© 2012 Издательский дом «Первое сентября» 

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru

О.А.Северина «Гражданско-правовое воспитание школьников»-М.,2010

 Н.Ф. Дик «Классные часы в лицее и колледже»- Ростов-на-Дону «Феникс»-2007г.

Максимцева Т.А.,Кузьмина О.В. «Воспитываем гражданина»- Волгоград

« Панорама»-2007г.,

                       

                ПАПКА ПРИЛОЖЕНИЙ

                                                                                     Приложение-1          

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Название станции

Количество баллов

1

Историческая

2

Избирательное право, Избирательный процесс

3

Обращение-призыв

4

Мы выбираем

                                                                                                       Приложение-2

Выдержки из «Предвыборных программ» капитанов

Команда «Правые» - Ижбулатов Игорь

Если бы я был президентом,  я бы обратил внимание на положение молодежи в России. Считаю, что это самая незащищенная социальная группа. Какое воспитание и образование молодежь получит сегодня, таким будет завтрашний день. Лозунг моей работы «Молодым везде у нас дорога», который подтвердил бы следующими делами:

Приоритет в устройстве на работу молодых специалистов;

 Увеличение стипендии до прожиточного минимума;

50% проезд до места учебы не только на ж/д транспорте, но и на автобусах городского и междугороднего следования;

В общеобразовательных учреждениях ввел бы бесплатное питание для малообеспеченной категории обучающихся.

Формирование у обучающихся ЗОЖ с помощью организации бесплатного посещения спортивных комплексов.

Команда «Коммунисты»- Седых Иван

В своей предвыборной программе я сделал акцент на сплочении обучающихся техникума во внеурочное время. Поэтому в программе выделяю следующие направления:

Стимулирование обучающихся, достигших хороших результатов в учебе, труде, спорте, общественных поручениях, через единовременные стипендии не только областные, Президентские, но и от директора техникума;

Для развития аналитического мышления, познавательных процессов у обучающихся проводить интеллектуальные мероприятия;

Ввести проведение Дней самоуправления.

Команда «Избирком»- Байкузов Кирилл

Свою «Предвыборную программу» я посвятил вопросам развития творческих способностей обучающихся. Несомненно, в техникуме проходит много мероприятий для развития творческих способностей обучающихся; конкурсы, научно-практические конференции, спортивные секции, кружки. Однако действуют они на энтузиазме преподавателей, точно так же как и наша Российская культура. Нехватка средств на приобретение концертных костюмов, делает невозможным участие наших обучающихся в больших концертных программах. Решить эту проблему я предлагаю через взаимосвязь учебных учреждений, которые готовят специалистов соответствующего направления, а расчетом будет служить бартер.

Проблема развития творчества обучающихся состоит еще и в том, что многие обучающиеся техникума живут в деревнях и не могут посещать культурные мероприятия не только в крупных городах страны, но и области, так как денежных средств иногда хватает только на недельное проживание в общежитии. Эту проблему, на мой взгляд, можно решить с помощью организации гибкой  системы скидок для студентов НПО и СПО в туристических агентствах области.

Команда «Молодая гвардия»- Зубова Ирина

 У молодежи много проблем, любые изменения в жизни общества оказывают на ее влияние. Поэтому одни молодые люди во избежание проблем ищут их решение в стакане алкоголя, другие в наркотической эйфории, третьи уходят в себя. Современные же условия жизни ставят перед молодыми людьми другие задачи и  предоставляют самостоятельный поиск их решений, отправляя молодое поколение «Плыть» по течению или бороться с ними.

В своей программе я предлагаю поддержать молодежь в ее начинаниях. Прежде всего, это возрождение нации через вовлечение подростков в работу спортивных секций и кружков на бесплатной основе. Сейчас разработаны программы «Ночь в музее», так почему бы не организовать «День на спортивной арене», «День в бассейне» и т.д. с привлечением тренерского состава спортивных комплексов, так как многие чемпионы нашей страны  вышли как раз  из глубинки и не многие из них росли в обеспеченных семьях.

Правильная организация досуговой и трудовой деятельности молодежи может стать противоядием от саморазрушения личности, например, создание рабочих мест для студентов, возвращение к организации трудовых лагерей.

Развитие волонтерского движения  с проведением Акций милосердия и добра.

                                                                                                 

                                                                                                Приложение-3

                        Образец избирательного бюллетеня

№ п/п

Ф.И.О. капитана команды

Название команды

Отметка о голосовании

1.

Седых Иван

«Коммунисты»

19%

2.

Зубова Ирина

«Молодая гвардия»

47%

3.

Байкузов Кирилл

«Избирком»

22%

4.

Ижбулатов Игорь

«Правые»

12%

                                       Анализ голосования

В мероприятии принимало участие 84 обучающихся 1-3 курсов. В голосовании приняло участие 73 обучающийся, что составило 87% от общего числа участвующих в мероприятии.

                                                                 

                                                                                              Приложение-4

           

                Итоги теста «Незаконченное предложение»

В опросе принимали участие 84 обучающихся, по результатам опроса были получены следующие данные:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....

Урок с элементами деловой игры «Информационные системы. СУБД» (практическая работа № 9)

Класс: 10 Тип урока:урок-практикум. Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут. Цели урока. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапа...

Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."

Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....

Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»

Сформировать понимание о единстве права и ответственности....

Деловая игра «Если бы я был…»

В документе содержится сценарий деловой игры «Если бы я был…». Рассчитан на 8-9 классы...

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....