Элективные курсы "Психология общения"
элективный курс (психология, 8 класс) по теме

Киропьянова Наталья Валентиновна

Курсовая подготовка для учащихся 8-х классов. Целеполагание: научить детей гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_obshcheniya._elektivnyy_kurs..doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Результат анкетирования учащихся 8-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.

 В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

коммуникабельность;

способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

расширенный словарный запас  и умение им пользоваться;

способность думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор учащимися будущего направления своей профессиональной деятельности.

 Элективный курс «Психология общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят учащимся выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала, склонностей и способностей.

Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности учащихся в коммуникативной сфере, обеспечить их личностное развитие.

Задачи курса:

Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.

Формирование у учащихся  практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

 Повышение самооценки и уверенности в себе. Подготовка учеников к восприятию следующего элективного курса «Стиль делового общения» (9 класс).

Продолжительность курса: 17 часов.  

Возрастная группа: уч-ся 8-х классов.  

Наполняемость группы: 15 человек.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

уметь:

- рефлексировать свое поведение;

- самовыражаться;

- анализировать ситуации общения

Методы:

                                                                                        - конспектирование

- диагностика

- информирование

- ролевое проигрывание

 - беседа

 - психотехнические приемы

 - дискуссии

 - анализ ситуации

 

Содержание занятий

Форма подачи нового теоретического материала

Формы самостоятельной организации уч-ся при изучении курса

Формы промежуточного контроля 

Количество

      часов

 

 1.

 

Понятие общения в психологии.

Роль общения в жизни каждого человека.

              Лекция.

Конспектирование.

   (Составление    

   расширенного план-  

   конспекта).

 

  1 час

 

2.

Нормы общения, нормы человеческих отношений.

       

         Диагностика.

а). Практическая работа  

по группам: диагностика  своего характера общения.

б). Решение конфликтных

     ситуаций.

Взаимоопрос теоретического материала по теме «Что такое общение».

  1 час

 

 3.

Единство общения и деятельности.

 

    Информирование.

 

  Ролевая игра.

  1 час

 

 4.

 

 Способы взаимодействия с другими людьми.

 

  Составление памяток.

 

  Моделирование

ситуаций общения.

1 час

 

 5.

 

Взаимодействуя друг с другом, учимся рефлексии (самоанализу).

 

   Обобщение по теме:  

 «Понятие общения в  

  психологии».         

 

 

Экспресс-тест: учимся рефлексии.

Контрольный срез –

самопроверка.

1 час

  6.

Общение и дружба в среде сверстников.

     Работа с клише.

Сопоставление ситуаций.

  1 час

 

7.

 Референтная группа. Что это такое?

 

Объяснение материала.

 

Конспектирование

Контроль за усвоением знаний: тест по изученному материалу.

  1 час

 

 8.

 Понятие коммуникативных барьеров.

 

Психотехнические приёмы.

 

Ролевая игра.

  1 час

 

 9.

 

 Способы взаимодействия с  

 противоположным полом. Первая  

 любовь.

  Беседа.

 

Дискуссия.  

  1 час

   10.  

 

Виды взаимодействия в обществе: содружество,  

конфликт.

Лекционное занятие.

 

 

Анализ ситуаций.

 

  1 час

 

11.

 Процесс идентификации со взрослыми.

Объяснение материала.          

 

 Моделирование

ситуаций общения.

 

  1 час

12.

 Формы привлечения к себе внимания.

Лекция.

Мини-проекты.

   1 час

13.

 Типы поведения по отношению к  

 сверстникам.

Информирование.

Ролевое проигрывание.

   1 час

14.

 Типы поведения по отношению ко  

 взрослым.

Беседа.

Анализ ситуаций.

   1 час

15.

Правила хорошего общения.

Лекционное занятие.

Конспектирование.

   

   1 час

16.

 Развитие навыков общения.

Психотехнические приёмы.

Практическая работа в группах.

   1 час

17.

Контроль за усвоением материала.

   

Зачёт.

Взаимозачёт.

Итоговый контроль за компетенциями учащихся.

   1 час

Учебно – методическое обеспечение программы:

Литература

       Для учащихся:

   1.   Горелов М.Н. Умеете ли вы общаться? Москва. 1991г.

 

 

Для учителя:

  1. Горянина В.А.  Психология общения.  Учебное  пособие для студентов.  Москва.  Академия. 1997г.

         2.    Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка. (Журнал «Классный руководитель».  № 4, 2006г.).

 

         3.    Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях. Москва.  1996г.  

         4 .  Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг). Москва. 2007г.

5.    Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений.  Москва. 1993г

6.    Рогов Е.И. Психология общения.  Мрсква. Владос. 2002г.

         7.    Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения. (Журнал «Классный руководитель», № 2,8-  2001г., № 8- 2002г.)

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

(Коми национальная гимназия)  

Программа элективного курса

Психология общения

8 класс

Составитель - Киропьянова Н.В.

Сыктывкар

2011-2912

 

 

Словарь

 

  1. Коммуникативные барьеры – это всё то, что препятствует общению.
  2. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновении   в его субъективный мир.
  3. Идентификация – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при её реализации происходит          бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.
  4. Рефлексия – «обращение назад», процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, самоанализ.
  5. Референтная группа – значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки зачёта по курсу

«Психология общения».

        Зачёт – одна из форм проверки знаний учащихся по названному курсу.

            Предложенная тема: « Для чего нужно уметь общаться?»

            Цели:

            -  проверить знание учащимися норм общения;

            -  проверить умение нахождения путей преодоления проблем в общении.

            В ходе зачёта учащиеся представляют

            - моделирование ситуаций общения;

            -  предложенные варианты преодоления коммуникативных барьеров;

                                                                 

        Оценка   учащихся проводится по двоичной шкале:

        «достаточно» (зачет)

        «недостаточно» (незачет).

        Работа по сдаче зачёта считается «достаточной», если учащийся показывает знание  темы,  

достаточность, точность, правильность и глубину высказывания и умеет выбрать правильный путь преодоления конфликтной  

ситуации.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Русский язык и культура общения"

Цели курса: 1. Помочь старшеклассникам осознанно овладеть орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. ...

Занятие элективного курса "Английский язык для общения"

Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс  построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...

Элективный курс "Невербальное общение. Язык жестов"

«Невербальное общение. Язык жестов» - межпредметный ориентационный краткосрочный курс, рассчитанный для учащихся 9 классов на 8 – 9 часов.Цель этого курса: дать учащимся знания, сформировать нав...

элективный предмет "Общение без слов"

Метапредметная программа по иностранному языку...

Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....