Возрастная психология. Отрочество
статья по психологии (7 класс) на тему
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnaya_psihologiya._otrochestvo.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрочество
Хобусаров Софрон Романович, классный руководительVII «б» класса Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека и развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Возрастная психология изучает: детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека, а также геронто-психологию. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития: выделяются основные достижения развития личности и негативные образования, сопутствующие развитию; выделяются новообразования, которые характеризуют особенности развития личности на конкретной ступени развития, в том числе – особенности развития структуры самосознания.
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.
По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности – самостоятельность, смелость, воля, также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отрочества – период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние – и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска собственной уникальной сущности.
Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор, дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.
Отрочество при всей сложности психических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любят и уважают.
Отрочество, благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным Я) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность, лишает подростка спокойной душевной жизни. Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, с которых он даже не подозревал в детстве.
Условия и образ жизни
§1. Социальная ситуация в жизни отрока.
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает учиться в школе, однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознание в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей, все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: семья. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве.
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.
Если в детстве игра – это особая школа социальных отношений, то в отрочестве общение становится самой этой школой. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможности поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Для отрока все-таки наиболее значим другой отрок, подростки рвутся друг к другу, они жаждут общения. И самые сладкие часы их жизни, когда, наконец-то, они могут вновь встретиться. Это обычно происходит после школы.
Конечно же, каждое историческое время дарует нам светлых отроков, которые размышляют о смысле жизни, о духовном в человеке, о своем предназначении в жизни, как и обо всем другом, ценимом человечеством во все времена.
В то же время каждое историческое время формирует и подростков, тяжелых для себя и окружающих; подростков, которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Они кучкуются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом.
Для некоторых подростков именно в этом возрасте судьба как бы уже предопределена: разнополюсные ориентации в отрочестве уже к себе и другим. Но жизнь в действительности куда сложнее: неожиданные катаклизмы в один момент могут сломать отрока или долго не давать ему прийти в себя; в то же самое время в жизни отрока может произойти такое событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот и он сам станет «другим человеком»,
Безусловно, социальная ситуация жизни отрока во многом определяет его становление как личности. Но в ней самой нет тех определенных условий, конкретных людей и обстоятельств, которые бы на отрока исключительно благотворное или исключительно негативное влияние. Да и сами отроки крайне редко бывают однозначно чистыми и духовными или «грязными» и «неизменными»: сколь разнообразны условия жизни, столь многогранны и отроки. Конкретное время определяет во многом ориентации сензитивного к нему отрочества: «каковы веки, таковы и человеки».
Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себя представить. Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа, для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, путешествует и т.д. Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения.
Можно сказать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане увеличения диапазона духовных проб. В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшегося личности. На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.
Социальное пространство
§1. Общение – исключительно значимая деятельность в жизни отрока
Для подростка социальное пространство предстает в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав.
Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условие бытия, имеющие для него особенный смысл.
Содержание обучения отражено в специфике вербального языка подростков и в невербальных язычных формах. Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям: 1) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык субкультуры; 2) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык подростковой субкультуры; 3) развить в себе способность оперировать в социальном пространстве среди реальных людей (сверстников и взрослых) значениями современной (а иногда и ушедшего) системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникально понимаемые смыслы, и тем самым утверждая себя как неповторимую личность.
Конечно, овладевая знаниями языка, отрок испытывает чрезвычайные трудности, которые могут приводить его в отчаяние. Однако он вновь и вновь прорывается в реальность социального пространства, выражаемого многими уровнями речевой культуры. При этом одни подростки легко прекращают попытки проникнуть в верхние этажи значений языка, обесценивая неясные для них смыслы, другие стремятся проникнуть в многообразие мира значений духовной культуры человечества и придать им свои индивидуальные смыслы. Следует специально указать на некое «залипание» части подростков в празднословии и сквернословии. Реализуя потребность в общении, некоторые подростки, чтобы удержать внимание собеседников, затевают суетные, бессмысленные беседы, не контролируя ход своих мыслей и не имея конечной цели для того, о чем и ради чего они говорят. Этот способ общения через говорение, ради говорения может стать отвратительной привычкой и остаться в обиходе взрослого человека.
Речевая культура каждого нового поколения подростков может быть показателем общего развития духовности нации. Эта простая мысль доступна уму и духовному строю подростков – важно только вовремя довести ее до их сознания.
Помимо расширения физического жизненного пространства, отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации. Отрок стремится быть социально ориентированным и быть «как все» в отношении к нормативному поведению. В то же он стремится утвердить в мире свою уникальность, быть «лучше, чем другие», настаивает на том, чтобы «его» «не путали с другими». Соединение двух тенденций – быть «как все» и, стало быть, уметь следовать за нормативностью поведения, и одновременно быть «иным», чем другие, - создает для подростка большую напряженность при выборе своего поведения. Подросток нередко становится подтверждением ассоциативному поведению, что утверждает его в собственных глазах.
Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет отроку проникнуть в глубины своей индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы», другие – к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире. Тонкие отроческие рефлексии, отраженные в автобиографических документах, открывают многообразие позиций отрока в отношении к нормативности социального пространства и особенности своего внутреннего мира. Одни отроки тяготеют к групповому конформизму, для других приспособление выступает как невозможное, одни могут приспособиться к окружающему миру и при этом пытаются делать свой выбор в жизни; другие прячутся от реального социального пространства в воображаемый мир.
Для подростка социальное пространство лишь приоткрывает потенциал его будущих возможностей: восхождения или низвержения, овладения системой обязанностей и прав или превращения в зависимую социальную единицу (или асоциального субъекта).
Отрочество – период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления себя как личности. Именно в отрочестве (в период с 12-13 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях:
- Стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики);
- Стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума).
При этом важно отметить, что в отрочестве намечается еще больший разрыв, чем в детстве, между путем, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому-то одни подростки (независимо от количества лет – паспортного возраста и роста) производят впечатление малых детей, а другие – интеллектуально, морально и социально-политически достаточно развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем это типичные для нашего времени, для нашей культуры разведение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем – те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста. Именно эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массовидные шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может достаточно успешно ориентироваться в этих ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.
В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По существу эти подростки и есть лидеры.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости. В этот период человек может пройти путь от неуверенного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе; по отношении к другим людям, а также к моральным ценностям, в юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до максимума и испытывает свой ум и свою душу в пределах от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого. Знаменательно для самого юноши и для всего человеческого, если он выбрал для себя путь духовного рода и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.
Как бы страстно ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, она многого не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.
Литература
- Мухина В.С. «Психология детства и отрочества». М., 1998 г.
- Хрестоматия по возрастной психологии. (Учебное пособие для студентов).
- Менчинская Н.А. «Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневники развития дочери».
- Гермогенова М.Д. «Социальная психология». Як., 2000 г.
- Гермогенова М.Д. «Педагогическая психология». Як., 2000 г.
- Гермогенова М.Д. «Психология человека». Як., 2000 г.
- Фридман Л.М. «Психопедагогика общего образования». М., 1997 г.
- Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., 1997 г.
- Лебедев В.И. «Психология и управление». М., 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные положения и концепции детской возрастной психологии
Основные положения и концепции детской возрастной психологии (применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)...
Исследование возрастной психологии
Исследование восрастной психологии у подростков 16-21 года по методической работе Тареевой А.Ю....
Книги по возрастной психологии
книги...
Методы исследования в возрастной психологии
Методы – это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономер-ностях и механизмах их возникновения и существования....
«Возрастная психология младших школьников»
Родительское собрание на тему: «Возрастная психология младших школьников» ЦЕЛИ:l Обсудить возрастные особенности младших школьников;l Познакомить родителей с периодами, присущими псих...
А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.КаратьянПсихология развития и возрастная психология. Конспектлекций...
«Возрастная психология и психология развития»
laquo;Возрастная психология и психология развития»...