Исследование возрастной психологии
учебно-методический материал по психологии по теме
Исследование восрастной психологии у подростков 16-21 года по методической работе Тареевой А.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_razv_i_vozr.psihologiya_tareeva_ayu.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАННИКОВ
Задачи:
- Выявить проблемные аспекты в личности подростка.
- Проанализировать результаты исследования.
- Показать воспитанникам газетные публикации, отражающие данную проблему в реалиях событий настоящего дня.
- Подвести итоги моего исследования.
Данное исследование, предложенное Тареевой А.Ю.
Заполните таблицу:
Методы исследования в возрастной психологии:
№№ | Методы | Содержание | Требования к организации и проведению | Достоинства метода | Недостатки метода |
1. | Наблюдение | ||||
2. | Эксперимент | ||||
3. | Опрос | ||||
4. | Беседа | ||||
5. | Тестирование | ||||
6. | Анализ продуктов деятельности |
II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И АРГУМЕНТИРУЙТЕ ОТВЕТЫ
- При изучении памяти детей в возрасте от 16 до 24 лет выдвинута гипотеза, о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приёмов смысловой группировки материала и включении этих приёмов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
- Воспитатель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений, определения социального статуса воспитанников. Какими методами должен руководствоваться воспитатель и как он будет знакомить воспитанников с результатами диагностических процедур?
- Применение метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент и особенности его использования в психологии. Опрос в психолого-педагогическом исследовании подростков. Беседа как вспомогательный метод изучения направленности личности ребенка. Использование психологических тестов при изучении подростков.
- Какова роль социальной среды в развитии личности подростка?
- Что такое "внутренняя позиция" подростка и какова ее роль в развитии психики?
- Охарактеризуйте значение биологического фактора в развитии психики подростка?
- В чём отличие между уровнем актуального и зоной ближайшего развития? Какова значимость этих понятий для управления развитием личности?
- Согласны ли вы с пониманием кризисов как "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом?
- Можно ли утверждать, что периодизация Э. Эриксона связана с рассмотрением качеств личности, проявляющихся в кризисные периоды?
- Целесообразно ли, с точки зрения Л. Колберга, ожидать от 5-6 летних дошкольников поступков, обусловленных не внешним давлением или авторитетом, а совестью и стремлением удовлетворять требованиям общества?
- Какую из изученных периодизаций в своей практической деятельности вы бы взяли за основу и почему?
- Верно, ли поступают воспитатели, использующие уже на начальном этапе обучения такие приемы работы, как взаимное рецензирование, коллективное обсуждение ответов?
- Как понимать фразу: друг для подростка становится своеобразным психотерапевтом. Как сохранить дружеские отношения в этом возрасте?
- Почему о подростках говорят, что их рассуждения гипотетико-дедуктивные? В чем это проявляется?
- Почему самооценка в юношеском возрасте выше, чем в подростковом?
- С чем связаны максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения?
- Можно ли говорить об интеллектуальной зрелости старших воспитанников?
III. ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание № 1
Проведите беседу с подростками 16-18-летнего возраста по изучению их внутренней позиции по отношению к учебе. Составьте заключение об отношении ваших испытуемых по следующим критериям: признание авторитета воспитателя; ориентация на нормы обучения, организации деятельности и общее отношение к учебе и к жизни.
Задание № 2
На основе программы, изученной на семинарских занятиях по возрастной психологии, проведите диагностику уровня готовности подростка к обучению в техникуме. Сделайте соответствующее заключение и предложите рекомендации для дальнейшего развития познавательной и личностной сфер.
Задание № 3
Выявите преобладающий тип поведения у подростков. Вычислите при этом количество баллов по шкалам интро- экстраверсии, стабильности- нестабильности. Представьте полученные данные в виде графиков. Укажите учащимся на “сильные” и “слабые” стороны преобладающего у них типа темперамента и возможности использования этих знаний в учебной и коммуникативной деятельности.
Задание № 4
С помощью опросника Шмишека выявите, какой тип акцентуаций преобладает у воспитанников: гипертимный, демонстративный, возбудимый, экзальтированный, циклоидный, педантичный, застревающий и т.д. Обработайте результаты исследования. Ознакомьте воспитанников с результатами опроса (индивидуально). Подберите систему упражнений, корректирующих нежелательные проявления выявленных акцентуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастная психология. Отрочество
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с сам...
Основные положения и концепции детской возрастной психологии
Основные положения и концепции детской возрастной психологии (применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)...
Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"
Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"...
Книги по возрастной психологии
книги...
Методы исследования в возрастной психологии
Методы – это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономер-ностях и механизмах их возникновения и существования....
А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.КаратьянПсихология развития и возрастная психология. Конспектлекций...
«Возрастная психология и психология развития»
laquo;Возрастная психология и психология развития»...