Исследование возрастной психологии
учебно-методический материал по психологии по теме

Пахолкова Светлана Юрьевна

Исследование восрастной психологии у подростков 16-21 года по методической работе Тареевой А.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_razv_i_vozr.psihologiya_tareeva_ayu.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАННИКОВ

Задачи:

  1. Выявить проблемные аспекты в личности подростка.
  2. Проанализировать результаты исследования.
  3. Показать воспитанникам газетные публикации, отражающие данную проблему в реалиях событий настоящего дня.
  4. Подвести итоги моего исследования.

Данное исследование, предложенное Тареевой А.Ю.

Заполните таблицу:

Методы исследования в возрастной психологии:

№№

Методы

Содержание

Требования к организации и проведению

Достоинства метода

Недостатки

метода

1.

Наблюдение

2.

Эксперимент

3.

Опрос

4.

Беседа

5.

Тестирование

6.

Анализ продуктов деятельности

II. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И АРГУМЕНТИРУЙТЕ ОТВЕТЫ

  1. При изучении памяти детей в возрасте от 16 до 24 лет выдвинута гипотеза, о том, что улучшение запоминания ими содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приёмов смысловой группировки материала и включении этих приёмов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?
  2. Воспитатель обратился к психологу с запросом, касающимся исследования межличностных отношений, определения социального статуса воспитанников. Какими методами должен руководствоваться воспитатель и как он будет знакомить воспитанников с результатами диагностических процедур?
  3. Применение метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент и особенности его использования в психологии. Опрос в психолого-педагогическом исследовании подростков. Беседа как вспомогательный метод изучения направленности личности ребенка. Использование психологических тестов при изучении подростков.
  4. Какова роль социальной среды в развитии личности подростка?
  5. Что такое "внутренняя позиция" подростка и какова ее роль в развитии психики?
  6. Охарактеризуйте значение биологического фактора в развитии психики подростка?
  7. В чём отличие между уровнем актуального и зоной ближайшего развития? Какова значимость этих понятий для управления развитием личности?
  8. Согласны ли вы с пониманием кризисов как "поворотных пунктов", моментов выбора между прогрессом и регрессом?
  9. Можно ли утверждать, что периодизация Э. Эриксона связана с рассмотрением качеств личности, проявляющихся в кризисные периоды?
  10. Целесообразно ли, с точки зрения Л. Колберга, ожидать от 5-6 летних дошкольников поступков, обусловленных не внешним давлением или авторитетом, а совестью и стремлением удовлетворять требованиям общества?
  11. Какую из изученных периодизаций в своей практической деятельности вы бы взяли за основу и почему?
  12.  Верно, ли поступают воспитатели, использующие уже на начальном этапе обучения такие приемы работы, как взаимное рецензирование, коллективное обсуждение ответов?
  13.  Как понимать фразу: друг для подростка становится своеобразным психотерапевтом. Как сохранить дружеские отношения в этом возрасте?
  14.  Почему о подростках говорят, что их рассуждения гипотетико-дедуктивные? В чем это проявляется?
  15.  Почему самооценка в юношеском возрасте выше, чем в подростковом?
  16.  С чем связаны максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения?
  17.  Можно ли говорить об интеллектуальной зрелости старших воспитанников?

III. ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание № 1

        Проведите беседу с подростками 16-18-летнего возраста по изучению их внутренней позиции по отношению к учебе. Составьте заключение об отношении ваших испытуемых по следующим критериям:  признание авторитета воспитателя; ориентация на нормы обучения, организации деятельности и общее отношение к учебе и к жизни.

Задание № 2

На основе программы, изученной на семинарских занятиях по возрастной психологии, проведите диагностику уровня готовности подростка к обучению в техникуме. Сделайте соответствующее заключение и предложите рекомендации для дальнейшего развития познавательной и личностной сфер.

Задание № 3

Выявите преобладающий тип поведения у подростков. Вычислите при этом количество баллов по шкалам интро- экстраверсии, стабильности- нестабильности. Представьте полученные данные в виде графиков. Укажите учащимся на “сильные” и “слабые” стороны преобладающего у них типа темперамента и возможности использования этих знаний в учебной и коммуникативной деятельности.

Задание № 4

С помощью опросника Шмишека выявите, какой тип акцентуаций преобладает у воспитанников: гипертимный, демонстративный, возбудимый, экзальтированный, циклоидный, педантичный, застревающий и т.д. Обработайте результаты исследования. Ознакомьте воспитанников с результатами опроса (индивидуально). Подберите систему упражнений, корректирующих нежелательные проявления выявленных акцентуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастная психология. Отрочество

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с сам...

Основные положения и концепции детской возрастной психологии

Основные положения и концепции детской возрастной психологии (применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)...

Психологическое исследование "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"

Психологическое   исследование  "Возрастные особенности памяти в подростковом возрасте"...

Методы исследования в возрастной психологии

Методы – это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономер-ностях и механизмах их возникновения и существования....

А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.Каратьян Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций

А.В.Акрушенко, О.А.Ларина, Т.В.КаратьянПсихология развития и возрастная психология. Конспектлекций...

«Возрастная психология и психология развития»

laquo;Возрастная психология и психология развития»...