Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.
статья по теме
Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори правильно за мной». Далее отслеживается верное произношение звука в начале, конце, середине слова, со стечением согласного звука, тем или иным гласным звуком. Для эффективной работы необходимо включать различные анализаторы, образное мышление, воображение ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.
Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори правильно за мной». Далее отслеживается верное произношение звука в начале, конце, середине слова, со стечением согласного звука, тем или иным гласным звуком. Для эффективной работы необходимо включать различные анализаторы, образное мышление, воображение ребе
Сегодня, к сожалению, педагоги отмечают у детей слишком малый словарный запас. Создается впечатление, что к моменту поступления в школу ребенок «не успевает» самостоятельно создать словарный запас, что бы справиться с программой начальных классов, успешно усвоить грамматические правила, а так же точно выразить свои мысли, не только пользоваться, но и наслаждаться красотою русского языка. Поэтому сегодня в работе над словом необходимо больше использовать словосочетания, двустишья из художественных произведений, включать их в процесс автоматизации и дифференциации звуков. Пусть уже в период овладения правильной артикуляцией ребенок создает «Копилочку» словесных образов, к которым сможет обращаться при создании своих творческих рассказов, а в – для написания сочинений. Детей шести лет можно познакомить со средствами образности языка: метафорами, сравнениями.
Автоматизация и дифференциация звуков в стихах
Для эффективной автоматизации и дифференциации звуков необходимо включить различные анализаторы, образное мышление, воображение ребенка.
Эффективен прием «дирижирования», особенно в процессе работы по дифференциации звуков С – Ш, З –Ж, Р- Л. Дети на мгновение концентрируют внимание на своей руке, как бы помогая язычку тем временем принять правильную позицию.
На звук Л – поднять ведущую руку в дирижерском взмахе, сложа ладонь «лодочкой» и приподняв пальцы вверх.
На звук Р – движение руки то же, но при этом осуществляется вибрация кончиков пальцев.
На звуки С – З - ладонь сложена «мостиком», перевернутой вниз.
На звуки Ш – Ж - ладонь «чашечкой вверх.
С – Ш
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром
Кружат, шуршат.
В.Брюсов
Обнажала
Жало.
Встретила шмеля
И хвост поджала.
С. Смирнов
-Р-Л-
Замела пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый на пути.
Ни проехать в лесу, ни пройти.
С. Есенин
Легкий лист, на липе млея,
Лунный свет в себя вобрал.
Спит зеленая аллея,
Лишь вверху поет хорал.
( К.Бальмонт)
Для эмоциональной поддержкой и развития образного мышления покажете детям две картинки: на одной изображено фантастическое чудище, на другой- ласковое округлое существо. Предложите назвать этих персонажей именами, в состав которых входит специально задуманный набор звуков: «ражарыра» и «ламануля». Опыт показывает, что дети дают нарисованным героям точные имена. Злое, страшное существо ассоциирует у низ со звуком Р, а ласковое и приятное – со звуком Л. Сравните звуки Р с неречевыми звуками: рычание зверя, звук мотора, раскат грома.
Движением руки попросите детей показать, как дрожит язык при произнесение звука Р, продирижируйте слова, в которых есть звук Р: раскат, гром, грохочет. Подведите детей к выводу: звук Р – быстрый, часто встречается в словах, обозначающих движение, «громких», «быстрых», поэтому и язычок при произнесение звука Р быстро дрожит.
Предложим послушать стихотворение и назвать слова со звуком Р:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.
Следующее «открытие», к которому взрослый подводит детей: поэт рассказывает о громе и выбирает для этого слова с громким, быстрым, раскатистым звуком Р.
Звук Л сравнивается с полетом самолета, подъёмом волны – так язычок поднимается, летит к нёбу. Изогнутой ладошкой попросите показать подъём языка и продирижировать рукой, поднимая вверх: лодка, волна, вал.
Далее дети дирижируют строку стихотворения, изображая ладонью
звук Л:
Ты, волна, моя волна,
Ты гуллива и вольна.
А.Пушкин
Звук Ш сравнивается с шумом ветра. Я зык принимает форму «чашечки» или загнутого ветром листочка. Попросите детей показать ладошкой форму язычка.
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, шуршиха и шуршонок –
Папа, мам и ребенок.
В.Голяховский
Артикуляционная позиция при произнесение звука Ж аналогична звуку Ш, но звук звонкий, «говорит горлышко», что можно почувствовать, если приложить к нему ладонь. «Чашечку», которую делает язык при произнесение Ж, можно сравнить с жуком, упавшим кверху лапками:
Звук С произносится на улыбке, язычок упирается в нижние зубы. Изображением руки, попросите детей опустить ладошку вниз пальчиками.
С – Сь
По центру языка «струится водичка» и «поет песенку» -
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
С.Есенин
Артикуляционная поза язычка при произнесение звука З соответствует позе звука С, поэтому попросите детей правую ладошку опустить вниз пальчиками, а левую ладошку приложить к горлышку. Сравните звук с «песенкой комарика», а ладошку с комаром, нацелившим свой носик:
Зеленый комарик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне.
А.Стойло
Постепенно приучая детей прислушиваться к звукам стихов, открываете их мелодичность, учите воспринимать не только смысл, но и настроение, которое стремится передать поэт:
«Что вы слышите в строчках поэта?»
Постепенно приучая детей прислушиваться к звукам стихов, открываете их мелодичность, учите воспринимать не только смысл, но и настроение, которое стремится передать поэт:«Что вы слышите в строчках поэта?»
В полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
К. Бальмонт
Дети, прислушиваясь к звуку Ш, ответят: «Шорох, шуршанье, шелест».
В стихотворение С.Есенина струится вода, свистит ветер:
Дети, прислушиваясь к звуку Ш, ответят: «Шорох, шуршанье, шелест».
В стихотворение С.Есенина струится вода, свистит ветер:
Разгулялась вьюг
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И, слезами тая,
По стеклу струиться.
Попросите детей назвать слова со звуком С, подведите их к «открытию», что именно этот звук создает музыку стихотворения, его настроение.
Воспринимая звуки стихов, ребенок рисует в своем воображение сценку на лесной полянке.
C-Ш ; Ж-С
Пьет из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют веселые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылек
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу:
Вот вам два стаканчика –
Сок из одуванчика.
А.Масленникова
Чередование звуков Р и Л в стихотворение Э.Мошковской «Грузовик» заставляет нас посочувствовать старичку – грузовичку, помочь ему завести мотор, потрудиться.
Р – Л
-Далеко ли, грузовик?
- далеко.
_ А легко ли, грузовик?
- Нелегко.
- Что везешь?
- Везу на дачу
Два узла да стол в придачу.
Два помятый самовар…
Стар я,
Стар.
- На покой бы, дед!
- На какой
На покой?
Я без дела не привык,
Подружусь.
Не такой уж я старик –
Пригожусь!
Пригожусь!
Э.Мошковская
Прием дирижирования особенно полезен в работе по дифференциации звуков: Л – язык поднимается вверх вместе с рукой, точно грузовик в горку, Р – язычок вибрирует, рука»заводит мотор», точно так же, как грузовичок.
После подобной работы дети начинают понимать, что поэт внимательно относится к подбору каждого слова в стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Автоматизация и дифференциация звуков С-З, Ш-Ж в словах и словосочетаниях
Конспект разработан для учащихся 2-х классов, имеющих нарушения устной и письменной речи....
Коррекционная педагогика.Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.
Автоматизация и дифференциация звуков в былинах. «Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен»....
Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Картотеки по автоматизации и дифференциации звуков Т ТЬ Д ДЬ...
Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...
«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»
Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...
Звуки "Г-Гь". Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.
Существует множество пособий по постановке и автоматизации звуков [к, к', г, г', х, х']. Но, когда начинала работать с четырехлетними детьми, у которых страдают не только заднеязычные, но ...