Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.
статья по теме

Левчук Елена Анатольевна

Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори правильно за мной». Далее отслеживается верное произношение звука в начале, конце, середине слова, со стечением согласного звука, тем или иным гласным звуком. Для эффективной работы необходимо включать различные анализаторы, образное мышление, воображение ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы, облегчающие процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков требует терпения и систематического подхода. Но часто эта работа идет как «под гипнозом» практической направленности. Ребенку дается установка: «Повтори правильно за мной». Далее отслеживается верное произношение звука в начале, конце, середине слова, со стечением согласного звука, тем или иным гласным звуком. Для эффективной работы необходимо включать различные анализаторы, образное мышление, воображение ребе

Сегодня, к сожалению, педагоги отмечают у детей слишком малый словарный запас. Создается впечатление, что к моменту поступления в школу ребенок «не успевает» самостоятельно создать словарный запас, что бы справиться с программой начальных классов, успешно усвоить грамматические правила, а так же точно выразить свои мысли, не только пользоваться, но и наслаждаться  красотою русского языка.  Поэтому сегодня в работе над словом необходимо больше использовать словосочетания, двустишья из художественных произведений, включать их в процесс автоматизации и дифференциации звуков. Пусть уже в период овладения правильной артикуляцией ребенок создает  «Копилочку» словесных образов, к которым сможет обращаться при создании своих творческих рассказов, а в – для написания сочинений. Детей шести лет можно познакомить со средствами образности языка: метафорами, сравнениями.

Автоматизация и дифференциация звуков в стихах

Для эффективной автоматизации и дифференциации звуков необходимо включить различные анализаторы, образное мышление, воображение ребенка.

    Эффективен прием «дирижирования», особенно в процессе работы по дифференциации звуков С – Ш, З –Ж, Р- Л. Дети на мгновение концентрируют внимание на своей руке, как бы помогая язычку тем временем принять правильную позицию.

  На звук Л – поднять ведущую руку в дирижерском взмахе, сложа ладонь «лодочкой» и приподняв пальцы вверх.

На звук Р – движение руки то же, но при этом осуществляется вибрация кончиков пальцев.

 На звуки С – З  - ладонь сложена «мостиком», перевернутой вниз.

На звуки Ш – Ж  - ладонь «чашечкой вверх.

С – Ш

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья

 Под тусклым ветром

Кружат, шуршат.

                     В.Брюсов

Обнажала

Жало.

Встретила шмеля

И хвост поджала.

            С. Смирнов

-Р-Л-

     Замела пурга белый путь.

      Хочет в мягких снегах потонуть.

      Ветер резвый на пути.

      Ни проехать в лесу,  ни пройти.  

                                               С. Есенин

 

Легкий лист, на липе млея,

Лунный свет в себя вобрал.

Спит зеленая аллея,

Лишь вверху поет хорал.

                                     ( К.Бальмонт)

Для  эмоциональной поддержкой и развития образного мышления покажете детям две картинки: на одной изображено фантастическое чудище, на другой- ласковое округлое существо. Предложите назвать  этих персонажей именами, в состав которых входит специально задуманный набор звуков: «ражарыра»  и «ламануля». Опыт показывает, что дети дают нарисованным героям  точные имена. Злое, страшное существо ассоциирует у низ со звуком Р, а ласковое и приятное – со звуком Л. Сравните звуки Р с неречевыми звуками: рычание зверя, звук мотора, раскат грома.

Движением руки попросите детей показать, как дрожит язык при произнесение звука Р, продирижируйте слова, в которых есть звук Р: раскат, гром, грохочет. Подведите детей к выводу: звук Р – быстрый, часто встречается в словах, обозначающих движение, «громких», «быстрых», поэтому и язычок при произнесение звука Р быстро дрожит.

Предложим послушать стихотворение и назвать слова со звуком Р:

 Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом.

Следующее «открытие», к которому взрослый подводит детей: поэт рассказывает о громе и выбирает для этого слова с громким, быстрым, раскатистым звуком Р.

    Звук Л сравнивается с полетом самолета, подъёмом волны – так язычок поднимается, летит к нёбу. Изогнутой ладошкой попросите показать подъём языка и продирижировать рукой, поднимая вверх: лодка, волна, вал.

    Далее дети дирижируют строку стихотворения, изображая ладонью

 звук Л:

      Ты, волна, моя волна,

 Ты гуллива и вольна.

                               А.Пушкин

Звук Ш сравнивается с шумом ветра. Я зык принимает форму «чашечки» или загнутого ветром листочка. Попросите детей показать ладошкой форму язычка.

     Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, шуршиха и шуршонок –

     Папа, мам и ребенок.

                             В.Голяховский

Артикуляционная позиция при произнесение звука Ж аналогична звуку Ш, но звук звонкий, «говорит горлышко», что можно почувствовать, если приложить к нему ладонь. «Чашечку», которую делает язык при произнесение Ж, можно сравнить с жуком, упавшим кверху лапками:

Звук С произносится на улыбке, язычок упирается в нижние зубы. Изображением руки, попросите детей опустить ладошку вниз пальчиками.

С – Сь

По центру языка «струится водичка»  и «поет песенку» -

     Тихо струится река серебристая

     В царстве вечернем зеленой весны.

     Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

                                                С.Есенин

Артикуляционная поза язычка при произнесение звука З соответствует позе звука С, поэтому попросите детей правую ладошку опустить вниз пальчиками, а левую ладошку приложить к горлышку. Сравните звук с «песенкой комарика», а ладошку с комаром, нацелившим свой носик:

Зеленый комарик в зеленой стране

 Играет зеленую песенку мне.

                                             А.Стойло

     Постепенно приучая детей прислушиваться к звукам стихов, открываете их мелодичность, учите воспринимать не только смысл,  но и настроение, которое стремится передать поэт:

«Что вы слышите в строчках поэта?»

 

           

                                               

                                     

Постепенно приучая детей прислушиваться к звукам стихов, открываете их мелодичность, учите воспринимать не только смысл,  но и настроение, которое стремится передать поэт:«Что вы слышите в строчках поэта?»

              В полночной порой в болотной глуши

         Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

                                                                         К. Бальмонт

     Дети, прислушиваясь к звуку Ш, ответят: «Шорох, шуршанье, шелест».

      В стихотворение С.Есенина струится вода, свистит ветер:

Дети, прислушиваясь к звуку Ш, ответят: «Шорох, шуршанье, шелест».

В стихотворение С.Есенина струится вода, свистит ветер:

     

Разгулялась вьюг

Наклонились ели

До  земли. С испуга

Ставни заскрипели.

А снежинок стая

Все в окно стучится

 И, слезами тая,                                                    

     По стеклу струиться.

Попросите детей назвать слова со звуком С, подведите их к «открытию», что именно этот звук создает музыку стихотворения, его настроение.

     Воспринимая звуки стихов, ребенок рисует в своем воображение сценку   на лесной полянке.

               C-Ш ; Ж-С

      Пьет из чашечки жучок

Колокольчиковый сок.

Пьют веселые букашки

Сок пахучий из ромашки.

А нарядный мотылек

Земляничный любит сок.

Сока хватит всем в лесу!

Угощает шмель осу:

Вот вам два стаканчика –

Сок из одуванчика.

                                     А.Масленникова

      Чередование звуков Р и Л в стихотворение  Э.Мошковской «Грузовик» заставляет нас посочувствовать старичку – грузовичку, помочь ему завести мотор, потрудиться.

                                         Р – Л

-Далеко ли, грузовик?

- далеко.

_ А легко ли, грузовик?

- Нелегко.

- Что везешь?

- Везу на дачу

Два узла да стол в придачу.

Два помятый самовар…

Стар я,

Стар.

- На покой бы, дед!

- На какой

На покой?

Я без дела не привык,

Подружусь.

Не такой уж я старик –

Пригожусь!

Пригожусь!

               Э.Мошковская

Прием дирижирования особенно полезен в работе по дифференциации звуков: Л – язык поднимается вверх вместе с рукой, точно грузовик в горку, Р – язычок вибрирует, рука»заводит мотор», точно так же, как грузовичок.

  После подобной работы дети начинают понимать, что поэт внимательно относится к подбору каждого слова в стихотворение.

                                       

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Автоматизация и дифференциация звуков С-З, Ш-Ж в словах и словосочетаниях

Конспект разработан для учащихся 2-х классов, имеющих нарушения устной и письменной речи....

Коррекционная педагогика.Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.

Автоматизация и дифференциация звуков в былинах.                «Покажите мне другой народ, у которого было бы больше песен»....

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...

«Этапы работы над звукопроизношением. Роль логопеда и воспитателя в коррекционном процессе» Мастер класс по изготовлению игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Паровозик»

Цель: Познакомить педагогов с этапами работы над звукопроизношениемОборудование: цветной картон, ножницы, клей, предметные картинки на заданный звукПодготовительный этапАртикуляция.Совокупность движен...

Звуки "Г-Гь". Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.

Существует множество пособий по постановке и автоматизации звуков [к, к', г, г', х, х']. Но, когда начинала работать с четырехлетними детьми, у которых страдают не только заднеязычные, но ...