План работы
материал по психологии по теме

Савенко Марина Игоревна

План работы педагога-психолога на 2011-2012 учебный год. Содержит такие разделы, как работа с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками и педагогическам коллективом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сладковская общеобразовательная школа»

                                                                   УТВЕРЖДАЮ: _________________

                                                     Директор       Потапова Н.В.  

                                                                 «_____» ________________ 2011 г.

План работы педагога – психолога

на 2011-2012 учебный год.

                                                                                Составитель:

                                                                                  Савенко М.И.

с. Сладковское

2011

Пояснительная записка.

         Психологическая служба в школе является необходимым компонентом системы общего образования, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса и представлена в лице педагога – психолога.

         Цель деятельности психологической службы – создание и соблюдение психолого – педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

         Задачи:

  1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;
  2. Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и т.д;
  3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми, сверстниками, с другой -  создание для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
  4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам.

         Данный план составлен на основании следующих документов: «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и программой развития школы.

         Направления работы психологической службы:

- Психологическая диагностика – представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

- Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности.

- Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

- Психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

- Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.

         Школьный ученический коллектив каждый год меняется: вливаются новые учащиеся из других школ (Пушкаревской, Куминовской и Макуевской); приходят первоклассники; меняется ученический коллектив бывших девятых классов (когда из двух девятых классов образовался десятый класс). При таком раскладе трудно и тем ученикам, которые обучались в школе, и «новеньким», и учителям. Поэтому им всем необходима психологическая помощь. Кроме того, в этом году начальная школа переходит на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

         В связи с этим на 2011-2012 учебный год ставим следующую цель деятельности педагога-психолога: Обеспечение психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, способствующее развитию личности учащихся и их успешному обучению.

Задачи:

        

1. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.

2.  Содействие профессиональному самоопределению учащихся.

3. Оказание психологической поддержки учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов.

4. Формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

5. Профилактика социальных патологий.

6. Отслеживание психического развития детей "группы риска" и социально-психологического развития ученических коллективов.

7. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.

8. Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

9. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.



Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Младший школьный возраст

Виды деятельности и содержание работы

С кем проводится работа

Сроки выполнения

Привлекаемые к сотрудничеству

Формы работы

1. Психодиагностика

1.

Составление карты актуального развития детей

Учащиеся

1-4 кл

В течение года

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Обобщение результатов проведенных исследований

2.

Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения

Учащиеся

1 кл

3 неделя сентября

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Программа Семаго

3.

Исследование уровня развития познавательных процессов

Учащиеся

2-4 кл

4 неделя сентября

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Методики: изучение типа памяти, тест Корректурная проба, исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).

4.

Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Учащиеся

1 кл

2 неделя октября

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Анкета Лускановой

Учащиеся

2-4 кл

3 неделя октября

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Методики: тест школьной тревожности Филипса,

5

Оценка социально-психологической адаптации детей к школе

Родители, классный руководитель 1 кл.

Сентябрь - октябрь

Родители, классный руководитель

Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации детей к школе

6

Изучение уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Учащиеся

 4 кл

Май

Классный руководитель, воспитатель ГПД

комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым

7

Индивидуальная углубленная диагностика

Учащиеся

1-4 кл

В течение года

Педагоги

Набор методик

2.Психологическая профилактика

1

Содействие школьной адаптации учащихся

Учащиеся

1 кл

Декабрь

Классный руководитель

Занятие по теме «Своя игра»

2

Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения

Учащиеся

2 кл

Февраль

Классный руководитель

занятие с использованием мультипликационного фильма  «Варежка» (цикл «Мультяшные приключения»)

3

Развитие внутригрупповых отношений, умение работать в группах, по заданию

Учащиеся

3 кл

Март

Классный руководитель

Психологическая игра «Путешествие в Королевство профессий»

4

Улучшение атмосферы в коллективе, снятие напряженности, эмоциональной скованности

Учащиеся

4 кл

Апрель

Классный руководитель

Психологическая игра «Крестики-нолики»

5

•        формирование навыков здорового образа жизни

Учащиеся

4 кл

Декабрь

Классный руководитель

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия"

3. Психологическая коррекция

1

Психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении

Группы учащихся 1-4 кл

В течение года по мере обращения

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Групповые коррекционно-развивающие занятия по программам для начальной школы

2

Психокоррекционная работа со школьниками, имеющими отклонения в поведении

Учащиеся 1-4 кл, состоящие на ВШУ, ПДН

В течение года

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Индивидуальные беседы, упражнения

4. Психологическое просвещение

1

Родительские собрания по проблемам младших школьников

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классный руководитель

Выступления на собраниях по запросу педагога

5. Психологическое консультирование

1

Консультации родителей учащихся по проблемам обучения и поведения

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные беседы с родителями



Предварительный просмотр:

Подростковый возраст (отрочество)

Виды деятельности и содержание работы

С кем проводится работа

Сроки выполнения

Привлекаемые к сотрудничеству

Формы работы

1. Психодиагностика

1

Изучение психологической атмосферы в коллективе

Учащиеся

5 кл

Октябрь

Классный руководитель

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

(Л.Г.Жедуновой)

2

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста

Учащиеся 5-8 кл

Октябрь - ноябрь

Классные руководители

Тест школьной тревожности Филлипса

3

Оценка адаптации учащихся в средней школе

Педагоги, родители

учащихся

5 кл

Октябрь

Педагоги, родители

Схема экспертной оценки социально-психологической адаптации

4

Выявление степени удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.

Учащиеся 5-8 кл

Май  

Педагоги, заместитель директора по ВР

Опросник «Наши отношения»

5

Изучение психологической атмосферы в коллективе

Учащиеся 5-8 кл

Май

Педагоги, заместитель директора по ВР

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

(Л.Г.Жедуновой)

6

Диагностика по запросу родителей или педагогов

Учащиеся 5-8 кл

В течение года по мере обращения

Классные руководители

2. Психологическая профилактика

1

Содействие школьной адаптации учащихся

Учащиеся

 5 кл

Ноябрь

Классный руководитель

Занятие по теме «Мы – пятиклассники»

2

Формирование актуального для подростков «информационного поля»

Учащиеся

6 кл

Январь

Классный руководитель

Занятие по теме «Дорога в страну профессий»

3

Способствование формированию антинаркотических установок и изменению отношения учащихся к психоактивным веществам (ПАВ).

Учащиеся

7 кл

Февраль

Классный руководитель

Занятие с элементами тренинга «Жизнь без наркотиков

4

Способствование процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учащихся

Учащиеся

8 кл

Март

Классный руководитель

Занятие с элементами тренинга «Мы разные, но мы вместе»

5

Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков

Учащиеся

5 кл

Апрель

Классный руководитель

Занятие по теме «Путешествие по стране Эмоций»

3. Психологическая коррекция

1

Психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении

Учащиеся

5-8 кл

В течение года

Классные руководители, родители

Индивидуальные занятия по программе

2

Психокоррекционная работа со школьниками, имеющими отклонения в поведении

Учащиеся 5-8 кл

В течение года

Классные руководители, родители

Индивидуальные беседы, упражнения

4. Психологическое просвещение

1

Родительские собрания по проблемам подросткового возраста

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классный руководитель

Выступления на собраниях по запросу педагога

5. Психологическое консультирование

1

Консультации родителей по проблемам подросткового возраста, детско-родительских отношений

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные беседы с родителями

2

Оказание помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Учащиеся 5-8 классов

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные консультации

3.

Оказание помощи учащимся, имеющим отклонения в поведении

Учащиеся 5-8 классов

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные консультации



Предварительный просмотр:

Старший школьный возраст (ранняя юность) (9-11 кл)

Виды деятельности и содержание работы

С кем проводится работа

Сроки выполнения

Привлекаемые к сотрудничеству

Формы работы

1. Психодиагностика

1

Выявление степени удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.

Учащиеся 9 – 10 кл

Октябрь

Педагоги, заместитель директора по ВР

Опросник «Наши отношения»

2

Изучение психологической атмосферы в коллективе

Учащиеся9 - 10 кл

Октябрь

Педагоги, заместитель директора по ВР

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

(Л.Г.Жедуновой)

3

Изучение отношения детей к выбору профессии

Учащиеся 9 кл

Ноябрь

Классные руководители

Опросник «Мои личные и профессиональные планы»

4

Изучение психологических особенностей старшеклассников

Учащиеся 11 кл

Октябрь- декабрь

Классный руководитель

Тест: «САН», опросник тревожности, «Шкала самоэффективности»

5

Выявление степени удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.

Учащиеся 9 – 11 кл

Май

Педагоги, заместитель директора по ВР

Опросник «Наши отношения»

6

Изучение психологической атмосферы в коллективе

Учащиеся 9 – 11 кл

Май

Педагоги, заместитель директора по ВР

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

(Л.Г.Жедуновой)

7

Диагностика по запросу родителей или педагогов

Учащиеся 9-11 кл

В течение года по мере обращения

Классные руководители

2. Психологическая профилактика

1

Формирование актуального для подростков «информационного поля»

Учащиеся 9 кл

Февраль

Классный руководитель

Занятие на тему «Клуб знатоков профессий»

2

Развитие умения управлять своими чувствами и эмоциями

Учащиеся 10 кл

Январь

Классный руководитель

Занятие с элементами сказкотерапии «Дорога»

3

Способствование снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара

Учащиеся 11 кл

Март

Классный руководитель

Занятие с элементами тренинга «Экзамен без стресса»

4

Мобилизация личностного ресурса

Учащиеся 9 кл

Март

Классный руководитель

Занятие на тему «Как лучше подготовиться к экзаменам»

3. Психологическая коррекция

1

Индивидуальная коррекционная работа по запросам учащихся

Учащиеся 9-11 кл

В течение года

Индивидуальная работа с учащимися в зависимости от запроса и данных психодиагностики

4. Психологическое просвещение

1

Родительские собрания по проблемам старшего школьного возраста

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Выступления на собраниях по запросу педагога

5. Психологическое консультирование

1

Консультации родителей по проблемам подросткового возраста

Родители учащихся

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные беседы с родителями

2.

Оказание помощи учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Учащиеся 9-11 кл

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные консультации

3.

Оказание помощи учащимся, имеющим отклонения в поведении

Учащиеся 9-11 кл

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные консультации

3.

Оказание помощи в решении проблем детско-родительских отношений

Родители и учащиеся

В течение года по мере обращения

Классные руководители

Индивидуальные консультации



Предварительный просмотр:

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Виды деятельности и содержание работы

С кем проводится работа

Сроки выполнения

Привлекаемые к сотрудничеству

Формы работы

1. Психодиагностика

1

Причины профессиональных затруднений

Педагоги

Ноябрь

Тест «Психологический портрет учителя», диагностика уровня профессионального выгорания

2

Выявление резервных возможностей качества воспитательной работы классных руководителей

Педагоги

Апрель

Заместитель директора по ВР

Методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классных руководителей (по В.И.Андрееву)

3

Диагностика по запросу

Педагоги

В течение года

Администра-ция школы

Индивидуальное или групповое обследование

2. Психологическое консультирование

1

Консультации педагогов по проблемам обучения и психического развития младших школьников

Педагоги

В течение года

Заместители директора по УВР, ВР

Индивидуальные консультации по запросу педагога

2

Консультации педагогов по проблемам подросткового возраста

Педагоги

В течение года

Заместители директора по УВР, ВР

Индивидуальные консультации по запросу педагога

3

Консультации педагогов по проблемам обучения и психического развития старших школьников

Педагоги

В течение года

Заместители директора по УВР, ВР

Индивидуальные консультации по запросу педагога

4

Особенности развития, воспитания и обучения детей с УО.

Педагоги

В течение года

Заместители директора по УВР, ВР

Индивидуальные консультации по запросу педагога

3. Психологическая профилактика и коррекция

1

Причины эмоционального напряжения

в профессиональной деятельности педагога

Педагоги

В течение года

Заместители директора по УВР, ВР

Практико-ориентированный семинар «Путь к вершине»

2

Профилактика и коррекция синдрома «эмоционального выгорания» как один из путей оптимизации педагогической деятельности

Педагоги

Февраль

Заместители директора по УВР, ВР

Сообщение «Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания», рекомендации.

4. Психологическое просвещение

1

Повышение уровня психологической компетентности

Педагоги

В течение года

Администра

ция

Выступления на педсоветах, совещаниях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.

План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на  2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...