ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

 

          Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо заранее готовить их к этому путём введения предпрофильных курсов. В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развитие интереса у учащихся к профессиям, связанным с медициной.

         Элективный курс «Основы медицинских знаний» предлагается для учащихся 9 классов, проявивших интерес  к биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 академических часов (по 1 часу в неделю). Курс является предметно-ориентированным. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в области медицинской деятельности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_9_kl_2010g._.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

           Согласовано:                                                                              Утверждаю:

           «___» сентября 2010г                                                                «___» сентября 2010 г

           методист  по ПОиПП                                                                директор школы

           __________________                                                                 __________________

                Трегубова Т.Г.                                                                           Буртылева Н.М.

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

17 часов ( 1 час в неделю)

2010 – 2011 учебный год

                                      Составитель:

                                              учитель биологии

                                                                          Сандакова Валентина Анатольевна

г.п. Приобье – 2010 г.

Пояснительная записка.

                                                                                     « Профессия врача – это подвиг.

                        Она требует чистоты души и помыслов.

Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно

и опрятным физически»

                                                                                                                                         ( А.П.Чехов)

Аннотация

Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профильного обучения, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора учащимися будущей профессии. В связи с этим особенно актуальным становится расширение возможностей социализации учащихся, создание условий для их практической ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности.

          Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо заранее готовить их к этому путём введения предпрофильных курсов. В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развитие интереса у учащихся к профессиям, связанным с медициной.

         Элективный курс «Основы медицинских знаний» предлагается для учащихся 9 классов, проявивших интерес  к биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 академических часов (по 1 часу в неделю). Курс является предметно-ориентированным. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в области медицинской деятельности человека.  

         При составлении программы мною использованы программы элективных курсов следующих авторов: Баенбаева Н.Б. «Основы медицинских знаний», Бердикова П.Н. «Основы медицины».

         Элективный курс направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей. Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знаний, которые помогут лучшему усвоению курса анатомии и физиологии человека. Программа знакомит учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами,  направленными на сохранение здоровья людей, оказание первой медицинской помощи в критических ситуациях.

          Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

Цель курса: содействию профессиональному самоопределению учащихся путём приобретения специальных знаний, умений и навыков в области профессий, связанных с медициной.

Основные задачи курса:

  1. сформировать общее представление о медицине как науке, возникшей в глубокой древности; о великих учёных – Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;
  2. дать основы медицинских знаний;
  3. вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;
  4. формировать интерес к профессиям, связанным с медициной
  5. дать знания о способах введения лекарственных средств и о проявлениях действий лекарственных средств;
  6. дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его;
  7. развивать уверенность в себе и успешность.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

должны знать:

  1. организацию медицинской службы;
  2. правила оказания первой медицинской помощи в разных ситуациях;
  3. классификацию инфекционных болезней, способы профилактики инфекций;
  4. принципы классификации лекарственных средств;
  5. правила выписки, хранения и введения лекарственных средств;
  6. особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;
  7. правила проведения лечебных процедур.

должны уметь:

  1. практически применять знания в жизни;
  2. оказывать первую доврачебную помощь;
  3. ухаживать за больными;
  4. иметь представление о выписке и хранении лекарств;
  5. использовать средства дезинфекции;
  6. приготовить и использовать элементарные антисептические средства.

      Для достижения поставленных целей и задач использую следующие методы и формы организации деятельности учащихся: лекции, практические занятия, анкетирование, решение проблемных вопросов и задач, тестов, подготовка сообщений, написание реферата, самостоятельная работа по поиску информации в разных источниках, включая Интернет-ресурсы.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Планируемые результаты:

  1. Профессиональная ориентация
  2. Развитие навыков умения работать самостоятельно и в группе.
  1. Завершается изучение курса участием в конференции научного общества школы с рефератом по выбранной теме. Эта тема социально-значимая.
  2. Изучение курса будет способствовать развитию кругозора учащихся, умению совершенствовать свой образ жизни, умению ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.
  3. Овладение новыми практическими навыками  оказания первой помощи, умение выбирать средства для решения поставленных задач.
  4. Воспитание целеустремлённости, собранности, желания помогать другим людям.

Форма зачёта:

  1. По итогам курса учащиеся представляют индивидуальные или групповые творческие работы по выбранной теме;
  2. Тестирование

Предполагаемые темы творческих работ:

         На первом занятии учащиеся выбирают тему для исследования, и по мере изучения материала представляют свои работы.

  1. Наследственные болезни.
  2. Вирусные инфекции. Пути их распространения.  
  3. Истоки здорового образа жизни.
  4. История отечественной фармакологии.
  5. Виды медицинских учреждений
  6. Клиническая и физиологическая смерть.
  7. Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии в истории человечества.
  8. Лекарственные растения. Сбор и хранение. Фитотерапия.
  9. Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.
  10. Использование яда змей и пчел.
  11. Лечебные свойства мумиё.
  12. Точечный массаж.

Содержание изучаемого курса.


п/п

Темы

Всего

часов

Лекции

Практич.

занятия

1

Введение

1

1

2

Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия.

3

1

2

3

Первая медицинская помощь при кровотечениях

2

1

1

4

Первая медицинская помощь при переломах

2

1

1

5

Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной недостаточности.

2

1

1

6

Первая медицинская помощь при ожогах.

1

1

7

Травматический шок и противошоковые мероприятия

1

1

8

Инфекционные болезни. Дезинфекция.

2

1

1

9

Лекарственные средства

2

1

1

10

Итоговое занятие

1

1

                                                                   Всего:                    17                      9                   8

       Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование темы занятий

Виды

деятельности

Виды

контроля

1

Введение. Значение первой медицинской помощи.

Лекция

Анкетирование

2

Раны. Десмургия.

Лекция

Устный опрос

3

Первая помощь при ранениях

Практическая работа

Отчёт групп

4

Правила наложения повязок

Практическая работа

Решение ситуационных задач

5

Кровотечения, их виды, характеристика.

Лекция

Устный опрос

6

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Практическая работа

Отработка практических навыков в парах

7

Переломы, их основные признаки. Иммобилизация.

Лекция

Устный опрос

8

Первая медицинская помощь при переломах

Практическая работа

Отработка практических навыков в парах

9

Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

Лекция

Устный опрос

10

Первая помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

Практическая работа

Работа в парах

11

Первая медицинская помощь при ожогах

Лекция

Тест

12

Травматический шок и противошоковые мероприятия

Лекция

Работа в группах

13

Инфекционные болезни. Дезинфекция

Лекция

Устный опрос

14

Меры по профилактике инфекционных заболеваний

Семинар

Сообщения

15

Фармакология. Применение лекарственных средств.

Лекция

Тест

16

Лекарственные травы.

Семинар

Сообщения

17

Подведение итогов

Зачёт

Тестированиие

Содержание курса.

Общее количество часов - 17

Тема 1 Введение ( 1 час)

История развития медицины. Значение первой медицинской помощи. Виды медицинских учреждений: станция скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий.

 Значение само- и взаимопомощи. Организм как целостная система.

Тема 2. Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия (3 часа)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

Практическая работа «Первая медицинская помощь при ранениях»

Тем 3. Первая медицинская помощь при кровотечениях (2 часа)

Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Практическая работа «Первая помощь при кровотечениях»

Тема 4. Первая медицинская помощь при переломах (2 часа)

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая работа «Первая медицинская помощь при переломах»

Тема 5. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной недостаточности ( 2 часа)

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Практическая работа « Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»

Тема 6. Первая медицинская помощь при ожогах ( 1 час)

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приёмы оказания первой медицинской помощи.

Тема 7. Травматический шок и противошоковые мероприятия ( 1 час)

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые мероприятия.

Тема 8. Инфекционные болезни. Дезинфекция ( 2 часа)

Возбудители инфекционных болезней.

Основные признаки инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Семинар « Меры по профилактике инфекционных заболеваний»

Тема 9. Лекарственные средства ( 2 часа)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введения лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Лекарственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Семинар « Лекарственные травы»

Тема 10. Итоговое занятие (1 час)

Итоговый  урок-зачёт с элементами практических заданий. Компьютерная презентация

Литература для учителя.

  1. Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
  2. Биология. 10-11 класс: элективные курсы/ составитель И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

Литература для учащихся.

  1.  Бубнов В.Г, Бубнова Н.В.

«Основы медицинских знаний» / учебное пособие для учащихся 9-11 классов  - М.: АСТ, 1999. 400с.: ил.

      2.   Смирнов А.Т.

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / учебное пособие для учащихся 10-11 классов - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д, Беляев И.Н.

« Биология. Человек.8 класс» - М.: Дрофа, 2008г – 332 с.

      4.   Детская энциклопедия. Т.18. Человек.  – М.: «Аванта+», 2002.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Основы ландшафтного дизайна»

Пояснительная записка  Человек, как и всё живое на Земле, не может существовать изолированно от природы. Озеленением прилегающих территорий люди занимались с давних времен. Растения, используемые...

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Основы проектирования в среде AutoCAD" (34 часа)

laquo;Основы проектирования в среде AutoCAD» является курсом по выбору учащихся. Базируется на дисциплинах: «Черчение», «Геометрия», «Информатика и информационные ...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»...