«Психолого-педагогическое диагностирование учащихся,
статья по психологии по теме

Борисова Валерия Леонидовна

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников школы на протяжении всего периода обучения. Целью, которой является  определения индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации; а также с целью расширения диапазона педагогической компетенции классного руководителя.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 31»

МО зам директоров по ВВР г. Братска

20.02.2008г.

 «Психолого-педагогическое диагностирование учащихся,

 как средство повышения педагогической компетенции

классного руководителя»

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников школы на протяжении всего периода обучения.

Целью, которой является  определения индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации; а также с целью расширения диапазона педагогической компетенции классного руководителя. Т.е. это те качества, умения и навыки, которые необходимо воспитывать и формировать кл/рук-лю  в процессе взаимодействия с учащимися (а именно повышать …):

Параметры пед компетенции кл/рук-ля:

  1. Образовательная культура учащегося:
  1. сформированность общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных);

  1. Информационная культура:
  1. владение основными информационными и компьютерными технологиями;

  1. Культура труда:
  1. осознание труда как основы человеческого существования,
  2. добросовестное, старательное отношение к труду (исполнительность в учебе),
  3. способность трудиться для блага коллектива и другого человека;

  1. Коммуникативная культура:
  1. Умение слушать собеседника, эмоционально ему сопереживать,
  2. Умение разрешать конфликт,
  3. Работать в группе, паре,
  4. Умение публично выступать;

  1. Нравственно-эстетическая культура:
  1. сформированность нравственных качеств (доброта, честность, милосердие, порядочность),
  2. гуманное отношение к окружающему миру,
  3. точность и обязательность в обещаниях,
  4. умение строить шкалу ценностей;

  1. Психологическая и духовная культура:
  1. самостоятельность,
  2. способность к адекватной самооценки,
  3. стремление к самопознанию и самореализации,
  4. уровень волевого потенциала (терпение, настойчивость, сила воли в реализации желаний, потребностей, обязательств и планов);

  1. Культура здорового образа жизни:
  1. Отношение к своему здоровью как ценности,
  2. физическая активность, умение противостоять вредным привычкам,
  3. опрятный внешний вид и правильная осанка, сформированность гигиенических навыков и привычек;

  1. Национальная и гражданская культура:
  1. интерес и знание родного языка, истории, законов и культуры России,
  2. чувство любви к родине,
  3. уважение правил, норм и законов своего народа,
  4. осознание прав и обязанностей ученика и гражданина.

Мониторинг качества воспитанности мы проводим с помощью бумажных технологий по следующим методикам:

  1. Анкета «Ученик глазами учителя».
  2. Анкета «Учитель глазами учащихся».
  3. «Методика социализированности личности учащегося».
  4. «Методика неоконченных предложений».
  5. «Личностный рост» (Д.В. Григорьева).
  6. «Определение уровня развития самоуправления в коллективе».
  7. «Социометрия».
  8. «Какой у нас коллектив?»
  9.  «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».

По итогам мониторинга выпускается текстовый «бюллетень» (аналитическая справка) в котором отражены результаты по классу и по школе в целом. Тщательный анализ результатов становиться инструментом анализа эффективности работы кл/руководителя с классом и на основании его анализируется проведенная работа за четверть (полугодие и год) и планируется дальнейшая работа.

Например,  по результатам мониторинга развития личности учащегося, проведенного в 2006 – 2007 году, были сделаны следующие выводы, оказалось что 22% учащихся (5 – 11 классов) показали общий высокий уровень воспитанности, 64% - достаточный уровень сформированности навыков воспитанности и 14% - критический уровень.

  1. Вследствие чего, были определены основные причины дисгармоничного развития учащихся:
  1. Родовые травмы.
  2. Неправильные отношения в семье:
  1. неполные семьи (рост числа разводов,  смерть одного из родителей),
  2. асоциальный образ жизни семьи,
  3. низкий материальный статус семьи,
  4. плохие бытовые условия проживания,
  5. жестокое обращение с детьми.
  1. Педагогические ошибки.
  2. Нарастание физических и психоэмоциональных нагрузок.
  3. Психическая неуравновешенность личности:
  1. повышенная тревожность и возбудимость,
  2. неуверенность и нерешительность личности,
  3. повышенная раздражительность и непереносимость отрицательного отношения к собственной персоне,
  4. неустойчивость настроения, склонность к неожиданным взрывам ярости,
  5. негативное отношение к требования школы и общества и др.
  1. Нарушение эмоционально-волевой сферы, связанное со свойствами темперамента и проявлением переживаемых чувств.
  2. Проявление в подростковом гиперсексуальности, что максимально влияет на познавательные психические процессы (память, внимание,  мышление) и  их индивидуальные способности.
  3. Повышенная эгоистичность, леность учащихся и интеллектуальная пассивность.
  1. Выявлены педагоги, с которыми учащиеся легко вступают в контакт и поддаются педагогическому воздействию, а также определился рад педагогов, которые провоцируют учащихся «группы риска» противодействовать воспитательному воздействию, тем самым тормозят социализацию личности ребенка.
  2. Дана оценка эффективности и результативности совместной работы кл\руководителей, социального педагога и психолога, которая соответствует средне-допустимом уровню по профилактическому и реабилитационному направлению с учащимися категории «трудные дети» и «группа риска».
  3. Даны соответствующие рекомендации всем участникам учебно-воспитательного процесса,  разработан и принят новый план коррекционно-развивающих мероприятий соответствующий всем III-м ступеням обучения.

Данные, полученные в результате психолого-педагогического диагностирования учащихся, имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса и является важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классе, саморазвития и самореализации классных руководителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. педагоги зная основную причину социальной и психолого-педагогической дезадаптации личности школьника стремиться скорректировать неверно сформированные умения и навыки, развить  недостающие, тем самым повышают уровень своего пед мастерства через изучения специализированной литературы, общения с психологом, обучения на курсах повышения квалификации по данным направлениям.

Подготовила: Борисова В.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося МОУ СОШ с.КомсомольскоеКраснокутского района Саратовской областиФ.И.О. Никифоров Николай Викторович; дата рождения:_________; Класс 81. Особен...