«Психолого-педагогическое диагностирование учащихся,
статья по психологии по теме
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников школы на протяжении всего периода обучения. Целью, которой является определения индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации; а также с целью расширения диапазона педагогической компетенции классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 31»
МО зам директоров по ВВР г. Братска
20.02.2008г.
«Психолого-педагогическое диагностирование учащихся,
как средство повышения педагогической компетенции
классного руководителя»
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников школы на протяжении всего периода обучения.
Целью, которой является определения индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации; а также с целью расширения диапазона педагогической компетенции классного руководителя. Т.е. это те качества, умения и навыки, которые необходимо воспитывать и формировать кл/рук-лю в процессе взаимодействия с учащимися (а именно повышать …):
Параметры пед компетенции кл/рук-ля:
- Образовательная культура учащегося:
- сформированность общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных);
- Информационная культура:
- владение основными информационными и компьютерными технологиями;
- Культура труда:
- осознание труда как основы человеческого существования,
- добросовестное, старательное отношение к труду (исполнительность в учебе),
- способность трудиться для блага коллектива и другого человека;
- Коммуникативная культура:
- Умение слушать собеседника, эмоционально ему сопереживать,
- Умение разрешать конфликт,
- Работать в группе, паре,
- Умение публично выступать;
- Нравственно-эстетическая культура:
- сформированность нравственных качеств (доброта, честность, милосердие, порядочность),
- гуманное отношение к окружающему миру,
- точность и обязательность в обещаниях,
- умение строить шкалу ценностей;
- Психологическая и духовная культура:
- самостоятельность,
- способность к адекватной самооценки,
- стремление к самопознанию и самореализации,
- уровень волевого потенциала (терпение, настойчивость, сила воли в реализации желаний, потребностей, обязательств и планов);
- Культура здорового образа жизни:
- Отношение к своему здоровью как ценности,
- физическая активность, умение противостоять вредным привычкам,
- опрятный внешний вид и правильная осанка, сформированность гигиенических навыков и привычек;
- Национальная и гражданская культура:
- интерес и знание родного языка, истории, законов и культуры России,
- чувство любви к родине,
- уважение правил, норм и законов своего народа,
- осознание прав и обязанностей ученика и гражданина.
Мониторинг качества воспитанности мы проводим с помощью бумажных технологий по следующим методикам:
- Анкета «Ученик глазами учителя».
- Анкета «Учитель глазами учащихся».
- «Методика социализированности личности учащегося».
- «Методика неоконченных предложений».
- «Личностный рост» (Д.В. Григорьева).
- «Определение уровня развития самоуправления в коллективе».
- «Социометрия».
- «Какой у нас коллектив?»
- «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».
По итогам мониторинга выпускается текстовый «бюллетень» (аналитическая справка) в котором отражены результаты по классу и по школе в целом. Тщательный анализ результатов становиться инструментом анализа эффективности работы кл/руководителя с классом и на основании его анализируется проведенная работа за четверть (полугодие и год) и планируется дальнейшая работа.
Например, по результатам мониторинга развития личности учащегося, проведенного в 2006 – 2007 году, были сделаны следующие выводы, оказалось что 22% учащихся (5 – 11 классов) показали общий высокий уровень воспитанности, 64% - достаточный уровень сформированности навыков воспитанности и 14% - критический уровень.
- Вследствие чего, были определены основные причины дисгармоничного развития учащихся:
- Родовые травмы.
- Неправильные отношения в семье:
- неполные семьи (рост числа разводов, смерть одного из родителей),
- асоциальный образ жизни семьи,
- низкий материальный статус семьи,
- плохие бытовые условия проживания,
- жестокое обращение с детьми.
- Педагогические ошибки.
- Нарастание физических и психоэмоциональных нагрузок.
- Психическая неуравновешенность личности:
- повышенная тревожность и возбудимость,
- неуверенность и нерешительность личности,
- повышенная раздражительность и непереносимость отрицательного отношения к собственной персоне,
- неустойчивость настроения, склонность к неожиданным взрывам ярости,
- негативное отношение к требования школы и общества и др.
- Нарушение эмоционально-волевой сферы, связанное со свойствами темперамента и проявлением переживаемых чувств.
- Проявление в подростковом гиперсексуальности, что максимально влияет на познавательные психические процессы (память, внимание, мышление) и их индивидуальные способности.
- Повышенная эгоистичность, леность учащихся и интеллектуальная пассивность.
- Выявлены педагоги, с которыми учащиеся легко вступают в контакт и поддаются педагогическому воздействию, а также определился рад педагогов, которые провоцируют учащихся «группы риска» противодействовать воспитательному воздействию, тем самым тормозят социализацию личности ребенка.
- Дана оценка эффективности и результативности совместной работы кл\руководителей, социального педагога и психолога, которая соответствует средне-допустимом уровню по профилактическому и реабилитационному направлению с учащимися категории «трудные дети» и «группа риска».
- Даны соответствующие рекомендации всем участникам учебно-воспитательного процесса, разработан и принят новый план коррекционно-развивающих мероприятий соответствующий всем III-м ступеням обучения.
Данные, полученные в результате психолого-педагогического диагностирования учащихся, имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса и является важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классе, саморазвития и самореализации классных руководителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. педагоги зная основную причину социальной и психолого-педагогической дезадаптации личности школьника стремиться скорректировать неверно сформированные умения и навыки, развить недостающие, тем самым повышают уровень своего пед мастерства через изучения специализированной литературы, общения с психологом, обучения на курсах повышения квалификации по данным направлениям.
Подготовила: Борисова В.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"
Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
Психоло-педагогические аспекты подготовки учащихся к ГИА.
Родительское собрание....
Психолого-педагогическая характеристика на учащегося
Психолого-педагогическая характеристика на учащегося МОУ СОШ с.КомсомольскоеКраснокутского района Саратовской областиФ.И.О. Никифоров Николай Викторович; дата рождения:_________; Класс 81. Особен...