Здоровьесберегающие технологии: коррекция и развитие интеллекта методом кинезиологии.
методическая разработка по психологии на тему

Спориш Валерия Александровна

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОМ КИНЕЗИОЛОГИИ.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень

Для ребенка 6 - 17 лет средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70 % времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед ним школа, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

В последнее время всё чаще и чаще поднимается проблема   об увеличении процента обучающихся, испытывающих серьёзные затруднения и неудачи в учебной деятельности. Отмечается  и  увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в адаптации.

В работе с данной группой обучающихся, педагогу необходимо  владеть  новыми  коррекционными технологиями обучения, учитывающими психофизиологию школьника.

Ситуацию  успеха в усвоении знаний детьми, во многом определяет то, как учитель  учитывает  при организации процесса обучения психологические особенности детей, в частности - межполушарную асимметрию и  особенности сенсорного восприятия. Существуют диагностические мероприятия, которые могут  определить  ведущее полушарие  или модальность каждого ученика.   По дифференцированному обучению детей с учетом психофизиологии многое говорится в трудах А. Л. Сиротюк.

   Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция и развитие интеллекта.

      К сожалению, использование  данных методик  не получило  широкого распространения в наших  школах, хотя в расписании многих  прогрессивных школ  мира есть ежедневный урок  -кинезиология.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистым  телом, которое находится между полушариями, оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария  начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать  работу  полушарий.

Развивающая кинезиологическая программа оказывает благотворное влияние на коррекцию обучения,  развитие интеллекта и улучшает состояния физического здоровья и социальной адаптации дете

Кинезиология – наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие активизировать межполушарное воздействие,  различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, улучшают у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

И.Кант  «Рука является вышедшим наружу мозгом»

 

Цели кинезиологических занятий:

  • уменьшить процент обучающихся,  испытывающих серьёзные затруднения неудачи в учебной деятельности
  • развитие межполушарной специализации
  • развитие межполушарного взаимодействия.

 

Задачи:

* снятие эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального настроя,

развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, воображения, формирование произвольности, развитие мелкой моторики, речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.

 

Как и когда надо проводить кинезиологические упражнения.

К сожалению, не всегда в школе есть возможность выделить в учебном плане специально урок для подобных занятий, поэтому кинезиологические упражнения проводятся  на всех уроках в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 25-30 минут в день.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: 

1.            Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

2.            Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.            От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.            Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.

5. Выполнение стандартных учебных действий может прерываться специальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

6. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, контрольные работы, срезы знаний, олимпиады, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы.

7. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Учитель следит за правильностью выполнения заданий.

    Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

 *  ускорение темпа выполнения;

*  выполнение с легко прикушенным языком  и закрытыми глазами (исключение речевого и  зрительного контроля);

*  подключение движений глаз и языка к  движениям рук;

* подключение дыхательных упражнений и  метода визуализации.

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

 

Практическая значимость.

В кинезиологической программе используются разнообразные комплексы упражнений, которые учитель может выбрать исходя из целей занятия:

-  для снятия стресса;

- для профилактики соматических заболеваний (нарушение зрения, активизация работы мышц глаз, развитие слуха и зрения, дыхательные упражнения);

-для адаптации леворукого ребёнка к школе;

-для развития визуальной и слуховой памяти;

- для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие);

-для развития творческого (наглядно-образного ) мышления (правое полушарие) и др.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

1.            Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

2.            Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

3.            Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4.            При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

5.            Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения

Признаки, по которым можно судить о достижениях детей таковы:

  1. Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.
  2. Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой.
  3. Повышается мотивация к обучению.
  4. Развивается устная речь.
  5. Формируется логическое мышление.
  6. Улучшаются коммуникативные навыки.

Вашему вниманию предлагаю примеры адаптированных комплексов упражнений.

IКомплекс.

1. Растяжки.

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

2. Дыхательные упражнения

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Телесные упражнения

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. Упражнения на релаксацию

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

6. Глазодвигательные упражнения.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

7. Массаж

1. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

2. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

II Комплекс.

1.  «Уши».  Цель - энергетизация  мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной  рукой  в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

2.  «Колечко». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.

3. Кулак-ребро-ладонь. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих цуг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

4. «Лезгинка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности  и  самоконтроля.   Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

5.  «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

6. «Замок». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами.

7. Ухо-нос. Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

8. Перекрёстное марширование: Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.

9. Зеркальное рисование.  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

10. Горизонтальная восьмерка.  На расстоянии вытянутой руки, при этом кисть сжать в кулак, указательный и средний пальцы вытянуть, рисовать горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) перед собой, следя глазами за вытянутыми пальцами (сначала одной рукой, потом другой, обеими).  На большом плакате  изобразить знак бесконечности и вывесить его в центре класса перед обучающимися, следить глазами по знаку слева направо, затем наоборот.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_1.pptx1003.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Коррекция и развитие методом кинезиологии . Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Мишель де Монтень

Слайд 2

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Обучение детей с учётом психофизиологии как метод дифференцированного обучения: диагностика асимметрии полушарий, учёт психофизиолгических особенностей. Кинезиологическая коррекция: систематическое использование упражнений в деятельности.

Слайд 3

Тест на определение асимметрии полушарий головного мозга

Слайд 4

Головной мозг

Слайд 5

Кинезиология – наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие активизировать межполушарное воздействие, различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, улучшают у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. « Рука является вышедшим наружу мозгом » И.Кант

Слайд 6

Коррекционно-развивающая Кинезиолгическая программа. Цель: уменьшить процент учащихся, испытывающих серьёзные затруднения неудачи в учебной деятельности; развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия. Задачи: * снятие эмоциональной напряженности; * создание положительного эмоционального настроя; * развитие межполушарного взаимодействия, связей; * развитие внимания и памяти; * развитие воображения; *формирование произвольности; *развитие мелкой моторики; *синхронизация работы полушарий; *развитие речи; *развитие мышления; *устранение дислексии и дисграфии .

Слайд 7

Требования и условия проведения кинезиологических комплексов: Проведение на каждом уроке – динамические паузы 3-5 минут; Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; От детей требуется точное выполнение движений и приемов; Упражнения проводятся стоя или сидя за партой ; Выполнение стандартных учебных действий может прерываться творческую деятельность прерывать нецелесообразно ; Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиадами; Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя . Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений глаз и языка к движениям рук; подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Слайд 8

Практическая значимость программы: С нятия стресса; П рофилактика соматических заболеваний (нарушение зрения, активизация работы мышц глаз, развитие слуха и зрения, дыхательные упражнения); А даптация леворукого ребёнка к школе; Р азвития визуальной и слуховой памяти; Р азвития абстрактно-логического мышления (левое полушарие); Р азвития творческого (наглядно-образного ) мышления (правое полушарие ); Растяжки нормализуют гипертонус ( мышечное напряжение) и гипотонус ( мышечная вялость ); Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие , развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Слайд 9

Результативность: Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее. Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой. Повышается мотивация к обучению. Развивается устная речь. Формируется логическое мышление. Улучшаются коммуникативные навыки.

Слайд 10

Адаптированный комплекс кинезиологических упражнений: «Уши ». Цель - энергетизация мозга. «Колечко ». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Кулак-ребро-ладонь . Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. «Лезгинка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), внимания, произвольности и самоконтроля . «Лягушка». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля .

Слайд 11

Адаптированный комплекс кинезиологических упражнений: Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля . Ухо-нос . Перекрестные движения. «Замок». Зеркальное рисование. Горизонтальная восьмерка . Голова – живот. Вращение большого пальца.

Слайд 12

Презентацию подготовила педагог-психолог: Валерия Александровна Спориш , МОУСОШ №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Презентация на тему  " Коррекция проблем обучения методами кинезиологии"...

Здоровьесберегающие технологии как средство развития личности

Здоровьесберегающие  технологии как средство  развития личности   Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостояте...

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».    Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уров...

Здоровьесберегающие технологии как способ развития мотивации и интереса к предмету "Физической культуры"

Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью....

Современные технологии коррекции и развития личности ребенка с ОВЗ

Доклад на МО педагогов коррекционных классов...

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка"

В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников....

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...