Главные вкладки
Спориш Валерия Александровна
Школьный психолог
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: обучение детей с учётом психофизиологии
Увлечения: занятия Йогой
Регион: Мурманская область
Населенный пункт: г. Североморск
Место работы: МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sporish-valeriya-aleksandrovnaМозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60-х годов Р. Сперри провел операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжелой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.
О причинах, которые в процессе эволюции привели к специализации полушарий, известно пока мало. Интересно объяснение Дорин Кимуры и ее коллег. Они предполагают, что специализация левого полушария для речи является не столько следствием асимметричного развития символических функций мозга, сколько следствием развития двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности. Д. Кимура считает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция руки была передана голосовой мускулатуре.
Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. Так, доминантность одного полушария в речевой функции предотвращает возможную конкуренцию между полушариями за язык, верхнюю и нижнюю губу и рот. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок — развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными.Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
• доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
• доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди), • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей — то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий. Кроме того, надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность, зато многое в человеческой личности позволяет увидеть яснее. Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации. «Левополушарные» формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. То есть из всех реальных и потенциальных связей между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Б. Белый
О себе
Жизнерадостная, коммуникабильная, ответственная. Начало профессиональной деятельности педагогом-психологом в школе с 2004 года. Специфика работы интересная, особую удовлетворённость создают успех обучающихся, отсутствие страха к изменениям у педагогов, ответственность родителей. Каждый рабочий день - стремление к результату.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А.К.Дусавицкий "Формула интереса"
Мой взгляд на мир
"Всё в наших руках"
Моё портфолио
Целью психолого-педагогического сопровождения являетются сохранение и укреплениепсихического здоровья обучающихся; оказание оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательного процесса: обучающимся, их родителям, педагогам.
Основные задачи: 1. определение и оказание помощи в разрешении проблем развития обучения, межличностных отношений; 2. определение психологических критерий эффективного обучения и личностного роста обучающихся; 3. обеспечениепрофилактики правонарушений; 4. обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных программ и здоровьесберегающих технологий; 5. изучение интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Деятельность осуществляю по следующим напралениям: 1. диагностика; 2. консультирование; 3. профилактика; 4. психопросвещение; 5. коррекция и развитие.
Основные виды и формы в деятельности: 1. реализация мероприятий по сопровождению обучающихся 1, 5, 10 классов; 2. психолого-педагогическое сопровождение обучающихся группы "социального риска", опекаемых; детей-инвалидов, дезадаптированных обучающихся в учебной деятельности; 3. изучение готовности обучающихся 4-х классов к обучению в среднем звене и проведение коррекционно-развивающих занятий по осуществлению помощи в успешной адаптации к обучению в 5-ом классе; 6. изучение профориентирования и профнамерений обучающихся 9-х классов; 7. коррекционно-развивающие груповые занятия по формированию учебной мотивации у обучающихся 2-х классов.
Методическая тема: Учёт психофизиологических особенностей детей в обучении.
Предлагаю материалы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.