Современные технологии коррекции и развития личности ребенка с ОВЗ
методическая разработка по психологии
Доклад на МО педагогов коррекционных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_razvitiya_i_korrektsii_lichnosti_detey.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития и коррекции личности детей.
1. Особенности учащихся классов КРО.
В современных условиях проблема обучения преобразовалась в проблему воспитания и развития личности ученика. В связи с этим, в условиях специального образования детей с умственной отсталостью на первый план выступает проблема психокоррекции различных негативных личностных и поведенческих проявлений.
78% учеников классов КРО в нашей школе являются воспитанники детского дома. Эти дети развиваются в особых условиях:
- Они, как правило, имеют неблагоприятный биологический анамнез, отягощённую наследственность (у наших детей, воспитанников коррекционного детского дома в анамнезе почти всегда имеет место органическое поражение ЦНС). Некоторые дети поступают в детский дом из неблагополучных семей, что может говорить о неблагоприятном социально-биологическом анамнезе.*
- Воспитанники детского дома чаще всего имеют негативный пренатальный опыт, а значит неадекватно воспринимают окружающий мир (повышенная зависимость от окружающих, незащищённость и одновременно недоверчивость, агрессивность и прочее)
- Влияние искусственных условий «закрытого» учреждения:
- выключение детей-сирот из естественной системы человеческих отношений;
- отсутствие (или, по крайней мере, дефицит) глубоких, устойчивых, эмоционально насыщенных интимных отношений с близкими, их терпимости к индивидуальным особенностям ребёнка, теплоты, мягкости.
Всё это вместе способствует формированию в структуре личности специфических особенностей нарушений, наиболее выраженными из которых являются:
- Низкий уровень самосознания и произвольного поведения.
- Нарушения в эмоциональной сфере:
- душевный дискомфорт;
- страхи, чувство неполноценности;
- бедность, поверхностность, неустойчивость чувств, с одной стороны, с другой – острая аффективность, агрессивность, эгоистические тенденции;
- низкие коммуникативные возможности и способность к эмпатии.
3. Отсутствие необходимых умений, навыков и форм общения.
4. Хроническое состояние психологической перегрузки, психоэмоционального напряжения, приводящее либо к раздражительности, чрезмерной агрессивности, немотивированной жестокости, либо к заторможенности, неуравновешенности, аффективному поведению.
5. Негативное отношение к учёбе, труду и другой позитивной деятельности.
Данные особенности личности умственно отсталых детей характерны и для домашних детей.
Наличие перечисленных особенностей и нарушений в личностном развитии и поведении детей обуславливает школьную дезадаптацию данной группы учащихся.
Для преодоления школьной дезадаптации, развития и коррекции личности каждого ребёнка с УО необходимо соблюдение определённых требований, использование особых методов, форм и средств в педагогической и психологической работе с ними.
2.Информационно-коммуникационные технологии, как средство развития и коррекции личности детей.
Специалистами школы 8 вида привлекается огромное количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в среду.
Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии, внедрение которых предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задачам максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.
Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
3. Использование информационных технологий на уроках в коррекционных классах
Как уже говорилось выше, учащиеся специальных (коррекционных) классов VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика. Поэтому электронные презентации можно разглядывать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор – техническое средство, дозволяющее показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией понимается логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной темой и общими принципами дизайна.
Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint .
На уроках в коррекционной школе используют разнообразные наглядные пособия. Специальных пособий для этих школ пока не выпускают, поэтому учителю приходится приспосабливать те, которые предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы.
Наглядные пособия должны быть:
- соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах.
- быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников.
- четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом. (Arial, Times New Roman).
- эстетически оформленными: должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.
- не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменятся быстро, особенно в контрастных цветах (внешние раздражители истощают нервные силы ребенка);
- при создании слайдов презентации нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией
- для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
- при создании презентации использовать различные варианты образца, для социального восприятия используя метод сравнения.
- для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами (Безусловно, они способны воспринимать намеренно и избирательно, но избирательность их восприятия быстро падает, становится менее специфичной)
Итак введение ИТ технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.
При этом максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
- визуальный материал должен быть очень ярким, образным;
- лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
- чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;
- максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.
Таким образом ─ главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, сокращается время при выработке технических навыков учащихся; увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; диалог с компьютером приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
- Применение компьютерных технологий в работе психологов.
Применение компьютерных технологий в работе психологов и педагогов играет все большую роль в последнее время. Работа психологов на компьютере ведется в основном в сфере коррекции познавательных способностей детей. В работе с детьми-инвалидами имеют развитие различные технологии, позволяющие детям с различными недостатками управлять компьютером. Но, к сожалению, совершенно не развито направление работы по коррекции эмоциональных, личностных и поведенческих качеств ребенка, хотя к настоящему времени уже вполне очевидно, что компьютерные программы обладают значительным потенциалом в этой сфере. Приключенческие игры (квесты), ролевые и стратегические игры обладают значительным потенциалом для коррекции и развития интеллекта, а также эмоциональных и поведенческих качеств ребенка. Появившиеся в последнее время студии для создания мультфильмов раскрывают новые возможности для работы психолога в плане работы с эмоциональными и поведенческими чертами личности. Это совершенно новое направление работы психолога на компьютере, и здесь пока еще отсутствуют разработанные методики работы с такими программами.
В чем же преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми?
Первое и немаловажное - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами;
Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации);
Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.);
Четвертое – интерактивность компьютерных программ;
Пятое – экономия временных ресурсов (например: при проведении психологических исследований и др.)
Использование компьютерных программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно - развивающей работе:
1) использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления, но при желании можно и самому создать простенькую игрушку-презентацию);
2) использование ИКТ при организации коррекционно - развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся. Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения. Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе и позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия.
Еще эффективнее данные задачи можно решать с помощью программ-студий, позволяющих создавать свои собственные мультфильмы. Созданные детьми мультфильмы будут иметь не только коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал. Например, при работе с тревожным школьником использование мульт-студии может способствовать: а) повышению самооценки ребенка (с этой целью ребенку предлагается создать мультфильм-путешествие «про героя», наделенного лучшими качествами ребенка (качества выясняются в ходе беседы с психологом: Чему бы ты смог его научить? Какими качествами ты бы смог с ним поделиться?)); б) обучению ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В данном случае психолог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную реальную ситуацию (например: ответ у доски). Герой истории обязательно должен добиться успеха, несмотря на все преграды. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы сопровождающая роль психолога - он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предлагать ученикам, как созданные им самим незаконченные мультфильмы для продолжения детьми, так и просто темы для создания мульт-историй.
5. Компьютер как инструмент арт-терапии.
Арт-терапия – особый метод выражения эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительное творчество.
Целью арт-терапевтических занятий с детьми с нарушением интеллекта является создание условий для гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка, предупреждение и коррекция поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, развитие у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации.
Задачи: повышение психоэмоционального фона, поддержание оптимального уровня тревожности (коррекция тревожности), обучение приёмам снятия психоэмоционального напряжения, создание условий для самовыражения.
Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором. Она позволяет с одной стороны оказывать седативный эффект, снимать эмоциональное напряжение, отреагировать сложные переживания и достичь над ними контроля. Одним из аспектов психокоррекционной работы с личностными нарушениями детей является применение компьютерных графических редакторов. Было замечено, что для многих учеников классов КРО наиболее предпочтительным инструментом для рисования является компьютер.
Перед применением данного метода коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка было изучено большое количество литературы. Были найдены единичные публикации, посвященные использованию компьютера как рабочего инструмента арт-терапии. Как отмечает Ш. МакНифф (McNiff 2004), «появление компьютерных технологий предоставляет большие дополнительные возможности для визуальных искусств. Хотя до настоящего времени «цифровая революция» в наибольшей мере повлияла на коммерческую сферу графического дизайна, независимые художники начинают осваивать новые электронные медиа. Арт-терапевты часто испытывают дефицит изобразительных средств и, проявляя консервативные установки в отношении художественных материалов, явно не торопятся осваивать те возможности, которые открывает перед ними «цифровая эра»». Ш. МакНифф отмечает, что наиболее деликатный способ познакомить клиента во время арт-терапевтических занятий с компьютерной графикой связан с индивидуальными занятиями, когда клиент и арт-терапевт сидят вместе перед монитором и исследуют экспрессивные возможности компьютера: «Интерактивный характер компьютера энергизирует и углубляет трехсторонние отношения между арт-терапевтом, клиентом и создаваемыми образами. Пространство между компьютерной мышью и визуальным образом может меняться, делая образ доступным для обозрения клиентом и арт-терапевтом. Это создает большие перцептивные возможности…Цифровой образ сохраняет свою автономность и может быть виден обеим сторонам».
При использовании компьютера в ходе арт-терапевтических занятий с учащимися школы можно также учитывать то, что компьютер может «защищать личные границы и удовлетворять амбиции тех детей и подростков, которым в силу их индивидуальных особенностей или характерных для пубертата реакций эмансипации (независимость, высокие притязания в общении со сверстниками, брутальность и агрессивность, в сочетании с психологической «тонкостью» и «хрупкостью»), требуется большая межличностная дистанция и наличие определенных инструментов, опосредующих их взаимодействие с другими, в том числе, с арт-терапевтом» (Копытин А. И.).
Выбор компьютера как художественного инструмента и его применение в ходе арт-терапевтических занятий строилось, с учетом опыта Н. В. Володиной-Панченко (Володина-Панченко Н. В. 2002). Она обращает внимание на особые возможностями компьютерной графики для гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, развития их творческих способностей, формирования позитивной «я»-концепции, мотивации к деятельности, совершенствования волевых качеств, навыков общения. Эти эффекты были подтверждены, в частности, при использовании компьютера в работе в детьми и подростками с хроническими психическими заболеваниями, проходящими лечение в психиатрическом отделении (Чуприкова Е. Г., Володина-Панченко Н. В., Милютина Е. Л., 1995).
Кроме того, в нашем случае было удобно применять компьютер в арт-терапевтическом процессе при наличии дефицита пространства и материалов для работы.
Арт-терапевтические занятия с использованием компьютера целесообразно проводить индивидуально. Темы занятий могут быть следующие: «Рисование каракулей», «Моё настроение», «Автопортрет», «Какой я был маленький, какой я сейчас, каким бы я хотел быть в будущем» и др. Выбор цвета расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный – печаль, а серый – беспокойство. Отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующее настроение. Зеленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.
- Еще одно возможное направление – это использование компьютерного лечебно-оздоровительного игрового тренажера, основанного на принципе биообратной связи (БОС).
Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, в результате чего повышается устойчивость к стрессу, предупреждается развитие психосоматической патологии, улучшаются внимание и память.
Компьютерный игровой тренажер состоит из детектора пульса, который подключается к порту компьютера, и программного обеспечения «Вира», «Гребной канал», «Магические кубики», «Ралли». В этих играх ребенок управляет водолазом, гребцом, волшебником, участвует в спортивном состязании или строит башню до небес. Цель игры проста: ребенок выиграет, если обучится достигать состояния релаксации.
Детектор пульса или «Биотемп» соединяет ребенка с компьютером, чтобы регистрировать физиологические процессы – сердечный ритм (пульс) или температуру кончиков пальцев. Это позволяет управлять скоростью виртуального спортсмена с помощью мысли и воображения ребенка, а не джойстиком или клавиатурой. Чем глубже ребенок сумеет расслабиться, тем медленнее будет его пульс, тем выше будет температура и тем быстрее, будет двигаться управляемый им персонаж на экране.
Дети играют и развлекаются, но в то же время они овладевают искусством релаксации, чтобы снимать стрессовое напряжение. Результаты каждого ребенка хранятся в специальном архиве.
Заключение.
- ИКТ способствуют развитию воображения, тем самым позволяет раскрыть творческий потенциал детей (это наглядно видно из тех рисунков, которые создают дети)
- Работая над рисунком, обучающиеся имеют возможность сбросить свой негатив. Как утверждают представители арт-терапии, в процессе рисования дети переносят своё внутреннее состояние на бумагу (в нашем случае на компьютерную страничку). У ребёнка есть возможность изменять что-то в рисунке (цвет, форму, и т.д.) самостоятельно или с помощью учителя, тем самым, улучшая своё состояние.
- Мультимедийные презентации, применяемые при проведении учебных занятий позволяют представить учебную информацию наиболее оптимально для обучающихся с различными видами модальностей: аудиалов, визуалов и кинестетиков (визуалы – это люди, у которых преобладает зрительное восприятие, у аудиалов – слуховое восприятие, у кинестетиков – осязательное восприятие реальности).
- Отсутствие положительной учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья очень затрудняет проведение уроков в классах КРО. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий.
Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Доклад на заседании
методического объединения классов КРО
«Современные технологии коррекции и развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Педагог - психолог
Етмишева Т.М., первая квалификационная категория
2018-2019 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние трудового обучения(технологии) на развитие личности ребенка
Влияние трудового обучения(технологии) на разаитие личности ребенка для учителей....
о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...
ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»
Общая незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...
Графическое изображение предметов. как одно из средств коррекции речи и личности ребенка
Графическое изображение предметов при изучении лексических тем, при коррекции звукопроизношения дает возможность ребенку создать образ-представление изучаемого предмета, звука, буквы, запомнить стихот...
Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности
Игра и изготовление кукол как средство коррекции и развития личности...
«Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.»
Материал полезен для учителей технологии в школах переходящих на инклюзивное обучение...
Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»).
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои дейст...