Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
статья по психологии по теме

Чупина Людмила Александровна

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).

 

        Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально здоровыми людьми? Из собственного опыта знаю, что очень небольшой. А почему так происходит?

Американцы говорят: «Мы работаем, чтобы жить. А вы, русские, живёте, чтобы работать». Так, мы живём, чтобы работать? И смысл нашей жизни только в работе? Или в самой жизни? Или в чём-то другом? В чём? Ответ каждый составляет сам или пользуется уже составленными до нас.

Жизнь психически нормального человека достаточно высокого уровня развития (выше среднего, по крайней мере) делится на три объёмные составляющие:

  1. Семья.
  2. Работа.
  3. Личная жизнь человека, отдельная от первых двух пунктов.

Смотри более подробно научно-популярную психологическую литературу на свой вкус. Рассмотрим каждый из названных пунктов.

 Итак, семья. Если у человека нет семьи в детстве и отрочестве, то возникает синдром воспитанника детского дома. Если семьи нет во взрослой жизни, то человек страдает от одиночества. Следует отметить, что семья – это не только мама, папа, дочь и сын. Семья – это и только мама с дочкой, или мама с дочкой и бабушкой; или выросший сын, живущий вместе с родителями и дедушкой и т.п. Пожилая дама с собачкой, может быть, тоже семьёй. И ещё, в понятие семья я вкладываю всех имеющихся родственников, даже если они живут в разных городах. Всё равно у человека есть уверенность, что он не один на белом свете, а состав семьи может варьироваться.

     Второй пункт наших размышлений – работа. Должна ли она непременно присутствовать в жизни человека? Здесь ответ каждый составляет самостоятельно. Только не будем забывать о синдроме уставшей домохозяйке, которая мечтает уйти из дома на работу. Или о пенсионерах и о том, как тяжелы и тягостны, иногда бывают, проводы на пенсию. Много споров бывает о том, должна ли женщина работать, не берусь дать однозначный ответ. Но что мне представляется неоспоримым, так это наличие у человека права выбора: работать или нет, а также права на личную жизнь, закрытую от любопытных глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алина Сергеевна Бикеева «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».

Моё отношение к жизни определяет мою жизнь

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).

        Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально здоровыми людьми? Из собственного опыта знаю, что очень небольшой. А почему так происходит?

Американцы говорят: «Мы работаем, чтобы жить. А вы, русские, живёте, чтобы работать». Так, мы живём, чтобы работать? И смысл нашей жизни только в работе? Или в самой жизни? Или в чём-то другом? В чём? Ответ каждый составляет сам или пользуется уже составленными до нас.

Жизнь психически нормального человека достаточно высокого уровня развития (выше среднего, по крайней мере) делится на три объёмные составляющие:

  1. Семья.
  2. Работа.
  3. Личная жизнь человека, отдельная от первых двух пунктов.

Смотри более подробно научно-популярную психологическую литературу на свой вкус. Рассмотрим каждый из названных пунктов.

 Итак, семья. Если у человека нет семьи в детстве и отрочестве, то возникает синдром воспитанника детского дома. Если семьи нет во взрослой жизни, то человек страдает от одиночества. Следует отметить, что семья – это не только мама, папа, дочь и сын. Семья – это и только мама с дочкой, или мама с дочкой и бабушкой; или выросший сын, живущий вместе с родителями и дедушкой и т.п. Пожилая дама с собачкой, может быть, тоже семьёй. И ещё, в понятие семья я вкладываю всех имеющихся родственников, даже если они живут в разных городах. Всё равно у человека есть уверенность, что он не один на белом свете, а состав семьи может варьироваться.

     Второй пункт наших размышлений – работа. Должна ли она непременно присутствовать в жизни человека? Здесь ответ каждый составляет самостоятельно. Только не будем забывать о синдроме уставшей домохозяйке, которая мечтает уйти из дома на работу. Или о пенсионерах и о том, как тяжелы и тягостны, иногда бывают, проводы на пенсию. Много споров бывает о том, должна ли женщина работать, не берусь дать однозначный ответ. Но что мне представляется неоспоримым, так это наличие у человека права выбора: работать или нет, а также права на личную жизнь, закрытую от любопытных глаз.

Итак, мы подошли к третьему пункту – личная жизнь, отдельная от первых названных пунктов. Только поймите меня правильно. Здесь не имеются в виду любовники и любовницы и встречи с ними в тайне ото всех. Ни в коем случае! Это – то, что библия называет блудом. У нас речь совсем не об этом. Личная жизнь – понятие очень широкое, ёмкое, объёмное. Личная жизнь у человека просто должна быть и всё. И каждый пусть сам решает, чем её наполнять. Здесь может быть спорт, религия, хобби, чтение, музыка, посиделки с подружками и рыбалка с друзьями, забота о собственном здоровье, прогулки и любование природой и, вообще, что угодно.

 Если у человека нет личной жизни, то появляются раздражительность, агрессивность, психозы. Всё это вносится в семью и в производственные отношения. А у учителя – в школу, в отношения с учениками и коллегами. Нам, учителям, следовало бы всегда чётко различать и разделять, где заканчивается работа и начинается наша личная жизнь. С этим у нас как раз большие сложности.

*А, может быть, поучимся жить жизнь и работать работу?

Как часто мы всецело и самозабвенно, как мы думаем, отдаёмся своей работе, не имея в жизни ничего кроме неё. Мы все – в работе, чем очень гордимся. А, по-моему, этого надо стыдиться, так как получается, что мы – психологически обеднённые люди. Так что ж гордиться своей обеднённостью или даже ущербностью? Надо всеми силами пытаться изменить такое положение вещей. Заметьте, уважаемые коллеги, мы всё время говорим о работе: на работе и дома, на школьных учительских вечеринках и праздниках. Право же, коллеги, это просто невозможно всё время разговаривать на производственные темы! Не лучше ли все школьные проблемы оставить на работе, а, перешагнув порог школы, вступать в другую составляющую своей жизни, личную или семейную?

Если у нас это не получается, то мы, быть может, психологически безграмотные люди или психически не совсем здоровые или психологически зависимые или просто не умеем жить нормальной жизнью? Так тогда надо срочно этому учиться! Пока мы – учителя – ещё не успели (или о, ужас! уже успели?!) навредить многим другим людям своей психологической безграмотностью или своим психическим нездоровьем. Давайте сами себе поставим диагноз и срочно примемся за лечение заболевания.

А не ввести ли нам, учителям, мораторий на разговоры  на производственные темы? Конечно, не стоит рассказывать всем всё о своей личной жизни. Давайте говорить о любимых делах и увлечениях. А если их нет? Давайте их искать и находить. Только мы сами можем сделать нашу жизнь интересной и насыщенной, либо нудной и скучной. Выбор за нами.

А что если попытаться составить «Календарь личной жизни», хотя бы на ближайший месяц? Можно подобный календарь составить и за прошедший месяц, чтобы понять, есть ли у нас в жизни что-нибудь кроме работы, достаточно ли интересная и содержательная у нас жизнь. Если нет, надо действовать немедленно, ведь только в наших силах её изменить. Необходимо это осознать, обдумать, проанализировать и начать что-то предпринимать. Ведь наша жизнь даётся нам один раз, и прожить её надо…, ну да вы сами для себя, должны решить как, лишь бы потом не было мучительно больно.

Не пора ли всем учителям взять в свою производственную деятельность врачебный принцип древнейших времён «Не навреди!» Хорошо бы слова «Научи, но не навреди!» стали бы девизом нашего ежедневного труда.

Цитаты из жизни:

«Работа для меня – всё!»

«Я живу только работой».

«Жизни себе не представляю без работы».

«Да разве мы за деньги работаем!»

«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить».

*А, может быть, научимся болеть болезни и здороветь здоровье? Смотри литературу по здоровому образу жизни на свой вкус.

Иногда подобные фразы произносятся, что называется, на зрителя. Мы говорим то, что на самом деле правдой не является. Правду говорить не принято. Примеры:

  1. Неправда: «Я так переживаю, как мои ученики сдадут экзамен».

Правда: «Я очень волнуюсь, что меня поругают из-за плохих результатов моих учеников на экзамене».

  1. Неправда: «Я живу только работой».

Правда: «Я боюсь, что если скажу, я работаю, чтобы жить, меня сочтут за         недобросовестного работника, за халтурщика и халявщика».

  1. Неправда: «Я не хожу на больничный, т.к. не могу бросить своих учеников. Только              

бессовестные учителя могут ходить на больничный. Я работаю с полной отдачей сил даже в болезненном состоянии».

Правда: «Я не хожу на больничный, т.к. опасаюсь, что моё начальство будет меня недолюбливать, лишит меня премии к празднику, а на следующий год мне не дадут классы, которые я хочу. Поэтому, приходя на работу больным, я просто сижу за столом, задав детям задание. Учить я их, конечно, не могу. Могу только делать вид, что делаю это».

        

Предлагаю вышеприведённые цитаты из жизни немного подкорректировать:

Было

Стало

«Работа для меня – всё!»

«Моя жизнь для меня – всё!»

«Я живу только работой».

«Я живу полнокровной полноценной жизнью, в которой моя работа занимает достойное место».

«Жизни себе не представляю без работы».

«Я работаю для того, чтобы жить и что-то отдавать людям, особенно детям».

«Да разве мы за деньги работаем!»

«Заставлять людей работать без денег – безнравственно. Кстати, бесплатный труд не эффективен (экономическая формула)».

«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить».

«На больничный я не хожу, т.к. нет такой необходимости. Я веду здоровый образ жизни».

Многие учителя часто повторяют фразу «Я не могу себе этого позволить!» А не могут они себе позволить очень многое. Они не могут себе позволить отдыхать, иметь хобби, ходить в театр, заниматься собственным здоровьем и т.п.

Однажды одна моя коллега, позвонив мне поздно вечером, с удивлением обнаружила, что меня не было дома. На следующий день она подошла ко мне и спросила: «Где это ты так поздно была вчера?» «А мы с мужем гуляем перед сном», - ответила я. «А вы не гуляете?» «Я не могу себе этого позволить!» Это было сказано возмущённо-обиженным тоном. Но почему же мы не можем себе позволить прогуляться перед сном? Это же просто смешно и нелепо! Нам никто этого не позволит, кроме нас самих.

Предлагаю спорное и неконструктивное утверждение «Я не могу себе этого позволить!» заменить на вопрос: «Что можно сделать, чтобы это стало возможно?» И искать, искать ответ на данный вопрос, если мы, конечно, хотим себе позволить жить жизнью нормального человека. Так всё-таки не можем или не хотим? Так давайте захотим себе это позволить и позволим, наконец!

*Давайте увлекаться увлечениями, а иногда бездельничать безделье!

И, вообще, долой из нашего учительского труда ежедневные подвиги! Любой подвиг для человека – это беда, несчастье, катастрофа и преодоление этого неимоверными усилиями. В школе не место бедам, несчастьям и катастрофам, а, следовательно, и их преодолению.

Предлагаю цитату из жизни «Нам денег не надо, работы давай!» немедленно скорректировать – «Нам личную жизнь, семью и работу давай!» Причём, что стоит на первом месте, что - на втором, а что - на третьем каждый расставляет самостоятельно.

*Давайте анализировать анализ и компоновать компоненты нашей жизни!

* Афоризм нашего времени: Школа – не волк, в лес не убежит.

        Психологи советуют: измените своё отношение, и изменится мир вокруг. А, какое отношение к жизни у вас?

*He is happy that thinks himself so. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.          

                                                                               (Английская поговорка).

Какую жизнь я выбираю для себя?

Как мы относимся к себе? Как мы относимся к жизни? Не выбираем ли себе жизнь собственным отношением к ней? Конечно же выбираем! Да, бывают обстоятельства, независимые от нас. Но, нашу жизнь определяют не они, а мы сами. Мы и только мы выбираем и определяем, какой будет наша жизнь. И делаем это прежде всего своим отношением к ней. Только мы сами можем хныкать и воспринимать всё пессимистически. А можем быть жизнерадостными оптимистами или спокойно-уравновешенными реалистами.

Только мы можем жаловаться, что жизнь скучна и неинтересна. А можем строить свою собственную жизнь интересно и содержательно.

Можно постоянно сетовать на свою тяжёлую и безрадостную жизнь, постепенно превращая её в таковую. А можно жить счастливой жизнью. Можно радоваться жизни, ценить жизнь, праздновать её. Ведь счастье сидит у нас внутри, но мы, к сожалению, не всегда позволяем ему выбраться наружу, забивая собственным негативным мышлением.

Можно переживать по поводу того, что в наше время люди почти перестали просто и искренно общаться друг с другом и вообще не умеют дружить. А можно задуматься о собственном стиле общения с другими людьми. И ещё можно овладеть искусством общения и искать себе новых друзей и знакомых.

Можно воспринимать свою работу как крест, как испытание, как мученичество. А можно спокойно и профессионально работать. И при этом помнить, что наша главная работа – принимать решение за решением, какой именно будет наша жизнь, и как мы сами относимся к ней.

Можно с трудом подниматься по утрам и из последних сил плестись на работу. А можно радоваться, что эта работа у вас есть. Причём работа постоянная и работа с живыми людьми, которым ты очень нужен. Кстати, безработица – почти повсеместное явление современности.

Можно ежедневно обречённо тянуть учительскую лямку в школе. А можно просто и искренно общаться с детьми, даря им тепло своей души.

Можно мучиться каждый день, раздражаясь детскими шалостями. А можно с понимаем и терпением относиться к детской гипер-подвижности и супер-активности. Да, коллеги, я понимаю, что нам с вами уже давно не хочется носиться по коридорам, сбивая с ног встречных, а порой круша и ломая всё на своём пути. А нашим ученикам хочется! Ведь это же дети! Живые и здоровые дети, а не болванчики-истуканчики, обязанные сидеть 5-6 часов смирно, сложа руки и молча смотря нам, учителям, в рот.

Можно ругать своих учеников за допускаемые ими ошибки. А можно радоваться, что твои ученики так часто ошибаются. Это значит, они – не бездельники и чему-то учатся. А как им ещё учиться?

Можно ежеминутно жаловаться на неблагодарность детей. А можно осознать, что столько живых цветов и искреннего детского обожания получают лишь артисты – звёзды. И мы – учителя.

Можно раздражаться, видя, как дети смачно шлёпают по лужам, или пачкаются, или что-то ломают. А можно радоваться, что встретил маленьких исследователей и первооткрывателей.

Можно ежедневно сетовать на собственное бедственное материальное положение. А можно жить по средствам и экономить. Либо же прилагать усилия, чтобы своё материальное положение улучшить.

Можно постоянно злословить о своём начальстве. А можно делать собственную карьеру и самому становиться ДРУГИМ начальником.

Можно постоянно высказывать недовольство работой врачей и состоянием медицины , а можно вести здоровый образ жизни и самому заботиться и собственном здоровьем.

Можно переживать о прошлом, искренно скорбя о допущенных промахах и ошибках. Можно мечтать о будущем, лёжа дома на диване и рисуя в своём воображении красочные картинки, ничего при этом не предпринимая. А можно жить настоящим, ценить то, что имеешь, и работать на качественное улучшение собственного будущего.

Можно … А можно … Перед нами, уважаемые коллеги, огромное количество этих самых «можно». Выбор за нами. Нужно лишь сделать правильный выбор.

Просто пожелание: Оптимистичного вам жизневосприятия! Правильного вам выбора! Счастливой вам жизни!

Если, конечно, в ваших планах нет ничего другого.

Афоризм нашего времени: Грусть тебе не товарищ!

По материалам книги А.С. Бикеевой «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».

По вопросам приобретения книги можно обратиться:

http://www.fenixrostov.ru/publishing/sale/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическая программа по формированию здорового образа жизни, культуры гражданина "Жизнь без сигарет"

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние...

Как реализовать себя и определиться в жизни

презентация по быбору профессий...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

«Жизнь виртуальная и жизнь реальная»

Цели и задачи:ответить на вопрос: « Интернет – друг или враг»;узнать, как правильно нужно организовывать свою работу в сети Интернет, чтобы не быть затянутым в виртуальную реальность....

формирование ценостного отношения детей к здоровому образу жизни через занятия физкультурой

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детейи темпов их физического и умственного развития.Детство является ключев...

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

В тстатье представлена модель  рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....

Доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»

Презентация доклада «Формирование ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни»...