Конспект урока истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю:__________________
Конспект открытого урока по истории в 7 классе
Учитель Зеленина Ирина Александровна
Тема: «Верование восточных славян»
Цель: формировать представление о религии восточных славян.
Задачи:
- Образовательные: познакомить с верованиями, богами, духами, обычаями, традициями восточных славян.
- Коррекционно-развивающие: учить извлекать новые знания из прочитанного текста, развивать устную речь, логическое мышление, расширять кругозор.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям и праздникам, воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы.
Основные термины и понятия: религия, язычество, духи, идол, святилище, волхвы, обряд.
Оборудование и материалы: презентация «Верования восточных славян», учебники, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? Кто является нашими предками? Кто такие славяне? Где они жили?
- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
Карточка № 1
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
- Название, каких вы встретили в тексте?
Какие занятия у них были? (слайд №1, 2)
Перечислите по цепочке качества, которыми обладали славяне.
- Изучение нового материала.
Вводное слово учителя. Сообщение темы урока: «Верования восточных славян». Запись темы урока в тетрадь
Рассказ о возникновении верований. Словарная работа: религия, язычество, боги природы (слайд №3). Запись словарных слов в тетрадь.
Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования. Что же такое религия?
Религия- это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.
Трава, деревья, реки, камни- словом все окружающее, казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.
В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин. ( слайд)
Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.
Стоило ступить в лес- и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными косами, с козлиными ногами- подчинялись все жители леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу, корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.
Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей, с перепонками на руках. Много неприятностей сулила встреча с ним. Чтобы задобрить его, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь. При объяснении этого материала используем рисунки с изображением этих духов (слайды № 4,5). Трава, деревья, реки, камни – словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами. Вы даже не представляете, ребята, сколько же было у славян разных богов и духов. На одном уроке мы не сможем, конечно, познакомиться со всеми ними, но мы продолжим знакомство на внеклассных занятиях по истории. Начнем знакомство с духов. Я сейчас назову вам некоторых духов и покажу рисунки ребят (как они нафантазировали их в своем воображении), а с некоторыми мы познакомимся поближе и подробнее. Например, банник – дух, живущий в бане. Появляется в облике маленького нагого человечка или в виде крохотного, но очень сильного седого старика с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воли приписывают обмороки и несчастные случаи, происходящие в бане. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменки и “стрелять” ими в людей. Может он сделать кое-что и похуже: затащить на горячую печку, содрать клок кожи с живого, но с ним легко поладить: надо оставить баннику хороший пар, свежий венечек и лоханку чистой воды и никогда не подгонять друг друга – этого банник не выносит, сердится.
Болотник – дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Это седой старик с широким желтым лицом. Заводит людей в трясину. Спит с Николы осеннего до Николы вешнего.
Болотница – дева-утопленница. Живет на болте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.
Кудияр (чур) – особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.
Дворовой – покровитель двора мужского пола.
Клетник – дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.
Луговой – дух лугов, помогает косить траву.
Моховой – крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.
Овинник – дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во врем сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.
Полевой – дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал радивым и наказывал ленивых.
Ржаница – дух, живший на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.
Хлевник – дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.
Это лишь небольшая часть духов, перед которыми преклонялись славяне. Но наиболее распространенными были духи: покровитель дома – домовой, властелин леса – леший и водной стихии – водяной. Итак, мы познакомились с духами, живущими в воображении. Их никто не видел, а только слышал. Но представляли их в образе, близком к человеку. Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи?
Кроме низших духов, славяне поклонялись верховным божествам. Богов, как и духов, было много. Мы познакомимся с некоторыми из них.
Задание. Закончить следующее предложение:
Славяне поклонялись Мокуши, молились, просили ее, чтобы уродились рожь, ячмень. Значит, Мокуша была богиней _________________(урожая) слайд №6
Вы узнаете, какая клятва была самой надежной у восточных славян. Самой надежной и страшной клятвой у них была та, при которой славяне ели землю и целовали мать – сыру землю. Покланялись славяне и другим богам. Рассказ с показом слайдов о богах природы (Сварог, Даждьбог, Сварог, Перун, Стрибог и др.) Слайд 7. Запись названий богов в тетрадь.
Работа с текстом учебника. Предлагается зачитать указанный абзац, ответить на вопросы:
- Что делали славяне для молитвы своим богам?
- Где ставили идолов?
- Найти объяснение слов идол, святилище
- Что приносили славяне для задабривания богов?
- Кого приносили в жертву? (слайд №8)
Кратко проговорив изученный материал, делается вывод по теме. (слайд №8)
Закрепление изученного материала.
- Почему у славян возникла вера в богов?
- Что такое язычество?
- Каких славянских богов вы знаете? Определить по таблице как называли славяне бога ветра и бури, бога солнца, богиню урожая, бога зверей и др.
Бог грома и молний | Даждь - бог |
Бог солнца | Мокошь |
Богиня урожая | Перун |
Бог зверей и домашнего скота | Стрибог |
Бог ветра и бури | Велес |
- Определите, какое слово лишнее? Почему?
Перун, Велес, Леший, Стрибог.
- Кто такие духи? Каких духов вы знаете?
- Как называют изображение славянских богов из дерева или камня?
Постройте умозаключение и запишите правильный ответ в тетрадь:
Всех людей. Поклоняющихся различным богам природы называют язычниками. Славяне обожествляли силы природы. Значит славяне были……(язычниками)
Подведение итогов урока. Объявление оценок за работу. Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника стр. 77-85. Сделайте рисунки с изображением богов, духов, идолов или изображение праздников; Вспомнить сказки, в которых действуют персонажи, похожие на славянских богов и духов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Конспект логопедического занятия в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Данное занятие посвящено устранению фонетико-фонематических недостаткову у детей....
Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".
В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...