Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»
план-конспект занятия ( класс) на тему

Таратынова Татьяна Валерьевна

 Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, знакомить с их жилищами; научить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР:

«Дикие животные нашего края»

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

 • расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";

 • закреплять знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, знакомить с их жилищами;

 • учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

 Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  • формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
  • формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики;
  • развитие фонематического слуха;

 Коррекционно-воспитательные:

 • воспитание бережного отношения к природе;

 • формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

 

Оборудование: презентация; конспект занятия; мультимедийное оборудование, пазлы с детёнышами и мамами, сухой бассейн с крупой и фигурками животных; дудочка или бубен, следы волка, картинки диких животных и их жилищ, мягкая игрушка волка, плакат с дикими животными России.

 Занятие рассчитано на шесть детей.

Ход занятия.

 I Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие (дети садятся на ковер, звучит музыка СЛАЙД 1). Ребята, давайте познакомимся: меня зовут Татьяна Валерьевна. Я учитель-логопед детского сада «Сказка», который тоже находится в посёлке Чертково. А как зовут вас я вижу на ваших бейджах. Надеюсь, что нам с вами  будет сегодня  интересно!

 А какое у нас время года? Верно – зима. Поэтому, прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте наденем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

- А теперь скажем волшебные слова:

Влево, вправо повернись

 И в лесу ты очутись.

 Логопед: Куда мы с вами попали?  Давайте прислушаемся и попытаемся отгадать, куда же мы попали! (СЛАЙД 2, звучат звуки леса)

Логопед: Ну что, ребята, догадались, куда мы попали? Ну, конечно же, это лес! (СЛАЙД 3) В лесу живут лесные жители, которые разговаривают  каждый на своем языке. Так же в лесу можно услышать разные звуки.  Может сесть тот, кто правильно угадает, что за звук  звучал? (СЛАЙД 4). 

Дети:  Это голос лисы, волка, звуки человека,  идущего по морозному снегу, медведя, вьюги, кабана лося.

Логопед:  Назовите наших гостей одним или двумя словами.

 Дети:  Звери. Дикие животные.

 Логопед: Правильно. Это дикие животные. Сегодня мы будем говорить о диких животных, которые живут в нашей местности. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по лесу, чтобы узнать, как живут звери в зимнем лесу. А в конце нашего путешествия мы узнаем, кого из диких животных называют «санитаром» леса и почему. А чтобы не заблудиться, мы пойдём по следам этого животного (Звучит песня «Зверя по следам любого…»).

 

II Основная часть.

1. Д/и «Где, чья мама?» с пазлами

Логопед:

 Но не всё в лесу так славно -

 Кто-то плачет очень странно:

 Мы поможем тем бедняжкам,

 Что рыдают у овражка?

 Логопед:  Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Как нам поступить?

 Дети:  Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

 Логопед:  Расскажите, как зовут их мам.

 Дети:  У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.

 2. Д/и «Чей домик? »

Логопед.

Отгадали мы первую загадку,

Кажется, что всё в порядке,

А вот и наши животные, но они не могут найти свои домики. Что делать?

 Дети. Нужно им помочь найти домики.

Логопед:

А теперь - не зевай!

И где чей домик  - угадай!

Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку).

3. Угадай на ощупь – работа с сухим бассейном.

Логопед: Продолжаем наше путешествие. Ребята, смотрите, здесь снегом замело животных. Давайте каждый по очереди опустит руки в снег и найдёт одно животное. Опустить руки в сухой бассейн и, найдя фигурку животного, назвать, не вытаскивая, кто это.

 

4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »

 (Слайд №5) 

Логопед: Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.

 Дети: Это уши зайца. - Это заячьи уши.

 Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.

 Логопед: Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?

 Дети:  Это хвост белки. - Это беличий хвост.

 Логопед: Чьи рога видны из-за бревна?

 Дети. Это рога лося. - Это лосиные рога.

Логопед: Посмотрите в эту сторону. Как выдумаете, какое дикое животное не обитает в наших краях? Это медведь. А чтобы он не расстраивался, давайте сделаем для него пальчиковую гимнастику!

 

5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

-здравствуй, белочка-сестричка!

-здравствуй, серенький волчонок!

-здравствуй, беленький зайчонок!

-и колючий брат-ежонок!

- здравствуйте все!!!

6. Игра «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

- Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).

- Кто здесь изображен?

- Какое животное лишнее и почему?

(СЛАЙД 6) Лиса – белка – корова – лось.

(СЛАЙД 7) Еж – кабан – петух – заяц.

(СЛАЙД 8)  Белый медведь – еж – заяц – лиса.

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

 

7. Артикуляционная гимнастика на тему:  «В лесу»                        

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая...

Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

Педагог продолжает рассказ:

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Волк рычит», а дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Волк рычит» произнесением звука  «Ы»

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.

Педагог продолжает:

А потом зубами щелк,

Чтобы знали  кто здесь волк.

Педагог показывает артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет.

Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

Педагог продолжает повествование:

Под сосной дремал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Медведь ревет», а дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Медведь ревет» с произнесением звука.      

Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

8. Игра «Угадай, о ком говорим?» (СЛАЙД 9) 

Логопед: Скажите, ребята, а про каких животных можно сказать:

  • Пугливый, короткохвостый, беленький или серенький, длинноухий. (Заяц).
  • Рыжая, осторожная, длиннохвостая. (Лисица).
  • Осторожный, колючий, коротконогий. (Ёжик).
  • Зубастый, серый, хищный. (Волк).
  • Большой, осторожный, травоядный, рогатый. (Лось).
  • Рыжая, проворная, ловкая, пушистая. (Белка).

9. Развитие прямой воздушной струи и слухового внимания

Логопед: Внимательно слушайте мою дудочку, постарайтесь повторить ритм хлопками в ладоши.

10. Игра «Кто спрятался на лесной опушке?» на развитие внимания (СЛАЙД 10) 

Логопед: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем.

Дети по очереди называют диких животных.

Логопед: Вот мы и добрались до того места, где заканчиваются следы нашего загадочного зверя. Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?». Правильно, это волк. А знаете, почему его называют «санитаром леса»? Потому, что волк охотится на слабых, заболевших и обессиленных животных и тем самым он не даёт распространятся болезням и инфекции по лесу.

III. Заключительная часть

 Логопед: Ну, вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?

 Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

 Логопед: А как люди должны вести себя в лесу?

 Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

 Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево, вправо повернись

Снова дома очутись.

- Кого мы встретили в лесу? Ребята, сегодня мы говорили о животных, которые живут в наших краях. Если мы пойдём в лес, мы не всегда сможем их увидеть, т.к. животные опасаются человека. Мы должны беречь лес, ведь он является домом для диких животных.

Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания.

Используемая литература:

 О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». ООО Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2006.

 И. А. Пазухина «Давай познакомимся! » Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург 2004.

 И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.  Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.

 Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6-7 лет».

Забавина С.Н. (240 - 730 – 103)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс) Тема «Домашние животные»

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс)Тема «Домашние животные»Цель:Актуализация словаря  по теме “Домашние животные”, автоматизация звука &laq...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: «Необычное путешествие. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Необычное путешествие. Звук "Л"Этап: автоматизация звука в связной речи....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...