Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»
план-конспект занятия ( класс) на тему
Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, знакомить с их жилищами; научить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР:
«Дикие животные нашего края»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
• закреплять знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, знакомить с их жилищами;
• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
- формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
- формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и пальчиковую моторики;
- развитие фонематического слуха;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование: презентация; конспект занятия; мультимедийное оборудование, пазлы с детёнышами и мамами, сухой бассейн с крупой и фигурками животных; дудочка или бубен, следы волка, картинки диких животных и их жилищ, мягкая игрушка волка, плакат с дикими животными России.
Занятие рассчитано на шесть детей.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие (дети садятся на ковер, звучит музыка СЛАЙД 1). Ребята, давайте познакомимся: меня зовут Татьяна Валерьевна. Я учитель-логопед детского сада «Сказка», который тоже находится в посёлке Чертково. А как зовут вас я вижу на ваших бейджах. Надеюсь, что нам с вами будет сегодня интересно!
А какое у нас время года? Верно – зима. Поэтому, прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте наденем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
- А теперь скажем волшебные слова:
Влево, вправо повернись
И в лесу ты очутись.
Логопед: Куда мы с вами попали? Давайте прислушаемся и попытаемся отгадать, куда же мы попали! (СЛАЙД 2, звучат звуки леса)
Логопед: Ну что, ребята, догадались, куда мы попали? Ну, конечно же, это лес! (СЛАЙД 3) В лесу живут лесные жители, которые разговаривают каждый на своем языке. Так же в лесу можно услышать разные звуки. Может сесть тот, кто правильно угадает, что за звук звучал? (СЛАЙД 4).
Дети: Это голос лисы, волка, звуки человека, идущего по морозному снегу, медведя, вьюги, кабана лося.
Логопед: Назовите наших гостей одним или двумя словами.
Дети: Звери. Дикие животные.
Логопед: Правильно. Это дикие животные. Сегодня мы будем говорить о диких животных, которые живут в нашей местности. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по лесу, чтобы узнать, как живут звери в зимнем лесу. А в конце нашего путешествия мы узнаем, кого из диких животных называют «санитаром» леса и почему. А чтобы не заблудиться, мы пойдём по следам этого животного (Звучит песня «Зверя по следам любого…»).
II Основная часть.
1. Д/и «Где, чья мама?» с пазлами
Логопед:
Но не всё в лесу так славно -
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам,
Что рыдают у овражка?
Логопед: Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Как нам поступить?
Дети: Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.
Логопед: Расскажите, как зовут их мам.
Дети: У лисёнка мама - лисица. У медвежонка мама - медведица и т. д.
2. Д/и «Чей домик? »
Логопед.
Отгадали мы первую загадку,
Кажется, что всё в порядке,
А вот и наши животные, но они не могут найти свои домики. Что делать?
Дети. Нужно им помочь найти домики.
Логопед:
А теперь - не зевай!
И где чей домик - угадай!
Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку).
3. Угадай на ощупь – работа с сухим бассейном.
Логопед: Продолжаем наше путешествие. Ребята, смотрите, здесь снегом замело животных. Давайте каждый по очереди опустит руки в снег и найдёт одно животное. Опустить руки в сухой бассейн и, найдя фигурку животного, назвать, не вытаскивая, кто это.
4. Игра «Чей? Чья? Чьи? »
(Слайд №5)
Логопед: Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался? Отгадайте, чьи уши спрятались за кустиком.
Дети: Это уши зайца. - Это заячьи уши.
Каждый ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное.
Логопед: Чей хвост выглядывает из-за веток дерева?
Дети: Это хвост белки. - Это беличий хвост.
Логопед: Чьи рога видны из-за бревна?
Дети. Это рога лося. - Это лосиные рога.
Логопед: Посмотрите в эту сторону. Как выдумаете, какое дикое животное не обитает в наших краях? Это медведь. А чтобы он не расстраивался, давайте сделаем для него пальчиковую гимнастику!
5. Пальчиковая гимнастика " Найди животных"
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-здравствуй, белочка-сестричка!
-здравствуй, серенький волчонок!
-здравствуй, беленький зайчонок!
-и колючий брат-ежонок!
- здравствуйте все!!!
6. Игра «Четвертый лишний». (Развитие мышления).
- Давайте посмотрим на слайды (на слайдах картинки животных).
- Кто здесь изображен?
- Какое животное лишнее и почему?
(СЛАЙД 6) Лиса – белка – корова – лось.
(СЛАЙД 7) Еж – кабан – петух – заяц.
(СЛАЙД 8) Белый медведь – еж – заяц – лиса.
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
7. Артикуляционная гимнастика на тему: «В лесу»
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая...
Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.
Педагог продолжает рассказ:
Видели, за елкой,
Пробегали волки.
Зарычал волчище,
Показал зубищи.
Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Волк рычит», а дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Волк рычит» произнесением звука «Ы»
Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.
Педагог продолжает:
А потом зубами щелк,
Чтобы знали кто здесь волк.
Педагог показывает артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет.
Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.
Педагог продолжает повествование:
Под сосной дремал медведь,
Как проснулся, стол реветь.
Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Медведь ревет», а дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Медведь ревет» с произнесением звука.
Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.
8. Игра «Угадай, о ком говорим?» (СЛАЙД 9)
Логопед: Скажите, ребята, а про каких животных можно сказать:
- Пугливый, короткохвостый, беленький или серенький, длинноухий. (Заяц).
- Рыжая, осторожная, длиннохвостая. (Лисица).
- Осторожный, колючий, коротконогий. (Ёжик).
- Зубастый, серый, хищный. (Волк).
- Большой, осторожный, травоядный, рогатый. (Лось).
- Рыжая, проворная, ловкая, пушистая. (Белка).
9. Развитие прямой воздушной струи и слухового внимания
Логопед: Внимательно слушайте мою дудочку, постарайтесь повторить ритм хлопками в ладоши.
10. Игра «Кто спрятался на лесной опушке?» на развитие внимания (СЛАЙД 10)
Логопед: Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас на полянке. Давайте, их отгадаем.
Дети по очереди называют диких животных.
Логопед: Вот мы и добрались до того места, где заканчиваются следы нашего загадочного зверя. Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?». Правильно, это волк. А знаете, почему его называют «санитаром леса»? Потому, что волк охотится на слабых, заболевших и обессиленных животных и тем самым он не даёт распространятся болезням и инфекции по лесу.
III. Заключительная часть
Логопед: Ну, вот и пришла пора прощаться с нашими гостями. Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу?
Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
Логопед: А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево, вправо повернись
Снова дома очутись.
- Кого мы встретили в лесу? Ребята, сегодня мы говорили о животных, которые живут в наших краях. Если мы пойдём в лес, мы не всегда сможем их увидеть, т.к. животные опасаются человека. Мы должны беречь лес, ведь он является домом для диких животных.
Логопед. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку. До свидания.
Используемая литература:
О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». ООО Издательство «Скрипторий 2003» Москва 2006.
И. А. Пазухина «Давай познакомимся! » Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург 2004.
И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2007.
Г. А. Османова, Л. А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 6-7 лет».
Забавина С.Н. (240 - 730 – 103)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития. Лексическая тема: «Домашние животные»...
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс) Тема «Домашние животные»
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с СНР (1 класс)Тема «Домашние животные»Цель:Актуализация словаря по теме “Домашние животные”, автоматизация звука &laq...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".
Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: «Необычное путешествие. Звук «Л»
Подгрупповое логопедическое занятие "Необычное путешествие. Звук "Л"Этап: автоматизация звука в связной речи....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»
Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема: "Дикие ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"
Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...