АОП по природоведению для 5 класса
рабочая программа по природоведению (5 класс)

Нечаева Елена Вячеславовна

Адаптированная рабочая программа по природоведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodov._uo_5_klass_22-23_g.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к   АОП ООО для слабовидящих детей,

введенной в действие  приказом № 359 от 31.08.2020г

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математического образования

Протокол № 1 от   «30»  08. 2022 г. 

Руководитель  кафедры        Кудрина Е.А.       /                 /

Утверждено

 Директор       Тихонова Н.П.           /                   /

Приказ № 359 от

« 31» 08 .2022г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по природоведению

для обучающегося 5 класса

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

материалы Федерального государственного стандарта основного общего образования,

программа Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2012г.

    Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2018г.

                                                                                         

Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна,                

        учитель географии

 первой квалификационной категории

Пионерский

2022 год

1.Пояснительная записка.

1.1. Перечень нормативных документов

1.Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011.

УМК:Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2020 год.

1.2. Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета

Цель: освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Задачи курса природоведения:

1.сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2.демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе;

3.формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

4.формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

5.воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

6.воспитание социально значимых качеств личности;

7.формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;

8.формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).

1.3.   Краткие сведения о категории обучающихся.

Программа предназначена для обучающегося N 5 класса с особенностями развития. Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память детей с особенностями развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов и представлений. Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

1.4.  Описание  коррекционной  направленности  (задач)  в  изучении учебного предмета .

Основные направления коррекционной работы:

1.развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия;

2.развитие артикуляционной моторики;

3.развитие долговременной памяти;

4.развитие аналитико-синтетической функции мышления;

5.коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

6.коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний детей.

Общая характеристика учебного предмета

Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

Принципы:

принцип коррекционной направленности в обучении;

принцип воспитывающей, развивающей корригирующей направленности;

принцип доступности обучения;

принцип систематичности и последовательности в обучении;

принцип наглядности в обучении;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Типы уроков:

комбинированный

сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

экскурсия

Основные технологии:

личностно-ориентированные

информационно-коммуникативные

здоровьесберегающие

игровые

Методы обучения:

словестные (рассказ, беседа и др.);

наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии, ТСО, презентации и видеоролики, и др.);

практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и заданиями, лаб.работы, игры, наблюдения).Виды и формы организации учебного процесса:

Коллективная

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Место учебного предмета.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом

жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально

значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня

овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные

ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их

значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под

контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки

педагога.

Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию

педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для

классификации

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на

уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового

образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете

изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового

контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней

ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных

объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

3  Содержание  учебного  предмета

Раздел 1. Неживая природа (2часа)

«Введение».

Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо

изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)

Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы.

Для чего изобрели телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория.

Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное тело.

Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звёзды маленькими. Зачем

всему живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела Солнечной системы планеты

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды.

Откуда планеты получили свои названия. Расстояние планет Солнечной системы от Солнца,

последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной

системы, на которой есть жизнь.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев –

советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник советской

космонавтики. Первый искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в настоящее время.

Телескоп, его применение. Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.

Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт,

который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой СССР. День

космонавтики, история праздника. Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина

космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной космической станции.

Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное время

суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие

школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в разных точках

земного шара.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара вокруг

Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки каждого времени года. Красота

природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от времени

года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния -

самый длинный день в году. Самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния.

Практические работы.

Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Экскурсия.

Планетарий, музей космонавтики, обсерватория или наблюдения за звездным небом.

Раздел 3. Наш дом – Земля (44 ч.)

Воздух (9 ч.)

Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы.

Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой и неживой природы. Зависимость живой

и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша.

Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные.

Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Её значение.

Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим воздух. Что может случиться с Землей,

если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от

отравления углекислым газом.

Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объём воздуха, сколько места он

занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем нужно

рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и

птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует

свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как устроен термос.

Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и

холодного воздуха. Определение движения воздуха. Проведение опыта. Применение знаний о

свойствах воздуха человеком.

Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом.

Температура воздуха в разные времена года и время суток. Прибор для измерения температуры

воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила пользования им.

Благоприятная температура воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете,

на улице. Шведский ученый Андерс Цельсий.

Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он

может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения направления ветра.

Почему воздух быстро движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом.

Буря, шторм. Буран.

Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение.

Свойство кислорода поддерживать горение. Важность кислорода для человека, животных и

растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и применение углекислого газа, какие

вред и пользу он может приносить человеку.

Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха. Значение

воздуха в природе.

Полезные ископаемые (14 ч.)

Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы

добычи. Свойства полезных ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными

ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)

Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки

изготавливают из строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места

добычи, где и для чего используется. Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для

чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему мрамор

называют самым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной.

Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний

вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Подземная питьевая вода. Колодцы,

скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в

медицине.

Горючие полезные ископаемые (2 ч.)

Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи,

где и для чего используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить

костры на торфяниках.

Каменный уголь, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.

Окаменелости в залежах угля и торфа.

Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит

способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры. Обозначение месторождений угля на карте. История

открытия Печорского месторождения каменного угля.

Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и

для чего используется. Отличие нефти от каменного угля. Основное свойство нефти. За что нефть

ценят во всем мире. Танкер. История происхождения нефтяных месторождений, их обозначение

на карте. Крупные месторождения нефти в России.

Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти.

Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти.

Использование нефти. Почему нефть называют « черным золотом». Продукты переработки нефти.

Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить утечку

нефти.

Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется.

Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы почувствовали запах

газа. Крупнейшие месторождения газа в России. Как обозначаются на кате месторождения газа.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).

Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из

железной руды человек получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где

и для чего используется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего

используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость,

упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие стали и чугуна. Предметы,

сделанные из металла. История развития российского производства чугуна. Обозначение

месторождений железной руды на карте.

Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов.

Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению,

теплопроводность), места добычи, где и для чего используется. Отличие алюминия. Медь,

внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению,

теплопроводность, места добычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение

цветных металлов. История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился

применять металлы и какие из них он узнал первыми.

Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид.

Где используются благородные металлы. Самородок. Благородные металлы в промышленности,

медицине, ювелирном деле. Ювелир. Благородные металлы в слитках и монетах.

Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые. Значение

полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов полезных

ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных ископаемых. Бережное отношение к

богатствам природы.

Вода (14 ч.)

Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки,

озёра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живых организмов. Значение воды в жизни

человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.

Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества.

Запах воды, что можно определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая

и пресная вода на нашей планете.

Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная

вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень солености морской воды.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для

очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду считать питьевой. Музей

воды в Москве. Куда девается, использования человеком, грязная вода.

Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных состояниях.

Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура

плавления льда и кипения воды. Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её

кипении. Красота воды.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Что происходит при нагревании и охлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.

Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба, что это

такое и для чего человек их строит.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском

хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой

воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.

Вода в природе: осадки (дождь, снег, град), воды суши. Круговорот воды в природе.

Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные объекты.

Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование

человеком рек. Бережное отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России.

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные

водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие. Использование этих

водоемов человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.

Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей и

океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря. Охрана и бережное

отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение для человека.

Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди

делают для охраны водоемов.

Поверхность суши. Почва (6 ч.)

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для

жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов.

Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям нравиться

отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор.

Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные

соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая (перегной) часть почвы.

Питательные вещества в почве.

Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозёмные почвы. Водные

свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по

водным свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозёмные почвы России.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном

хозяйстве. Удобрения для почвы.

Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное свойство

почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородности почвы, улучшения её

состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация «Гринпис»

(«Зеленый лес»).

Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.

Практические работы.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши».

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии (1ч)

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли,

водоёмы).

Межпредметные связи.

Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.

Раздел 4. Есть на земле страна Россия (15 ч.)

Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы

России. Россия – самое большое государство в мире. Цвета физической карты. Границы России (сухопутные и морские). Пограничники.

Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого океана.

Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.

Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. ЗападноСибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.

Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.

Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности.

Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды

транспорта в столице.

Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга.

Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исакиевский

собор, Невский проспект, разводные мосты.

Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города

России. Достопримечательности.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.

Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр Омской и Новосибирской

областей.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия

населения. Достопримечательности.

Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (2 ч.)

Практические работы.

Зарисовка государственного флага России.

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны,

изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома «Россия – наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).

Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».

Экскурсии.

Экскурсии по городу или поселку (природные объекты, промышленные или

сельскохозяйственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей

местности).

Межпредметные связи.

Русский язык и чтение, ручной труд, изобразительная деятельность

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность

1.Неживая природа

2

Беседа по вопросам учителя.

Работа с учебником и таблицами, рисунками, схемами.

Расширение знаний о естественных науках,

Расширение словарного запаса.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

2. «Вселенная»

7

Просмотр видеофильма

Составление памятки, рисунка, аппликации, макетов.

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

3. Наш дом – Земля

44

Беседа по вопросам учителя.

Работа с учебником и таблицами, рисунками, схемами, коллекциями, выполнять простые опыты, работа с измерительными приборами.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия, мелкой моторики.

4. Есть на земле страна Россия

15

Просмотр видеофильмов

Работа с текстом учебника

Работа с картами России

Изготовление альбома «Россия – наша Родина»

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия, мелкой моторики. Развитие способности обобщать и делать выводы.

5.Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Дата по плану/ по факту

Примечание

1.

Вводный урок.

Что такое природоведение?

2.

Предметы и явления неживой и живой природы

3.

Небесные тела: планеты, звезды.

4.

Солнечная система. Солнце.

5.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

6.

Полеты и космос.

7.

Смена дня и ночи.

8.

Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

9.

Наблюдения я за сезонными изменениями в природе, и наблюдение за звездным небом (экскурсия).

10.

Планета Земля. Оболочки Земли.

11.

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

12.

Свойства воздуха

13.

Давление и движение воздуха

14.

Температура воздуха. Термометр.

15.

Движение воздуха в природе. Ветер.

16.

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

17.

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

18.

Значение и охрана воздуха.

19.

Поверхность суши.

20.

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

21.

Строительные полезные ископаемые. Гранит, известняк.

22.

Песок, глина

23.

Горючие полезные ископаемые. Торф.

24.

Каменный уголь. Свойства.

25.

Добыча и использование каменного угля

26.

Нефть. Внешний вид и свойства

27.

Добыча и использование нефти.

28.

Рубежная контрольная работа.

29.

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые используемые для получения металлов. Черные металлы.  Сталь. Чугун.

30.

Цветные металлы

31.

Благородные металлы (драгоценные)

32.

Охрана полезных ископаемых

33.

Полезные ископаемые.

34.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов

35.

Свойства воды

36.

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

37.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

38.

Три состояния воды. Температура и ее измерение.

39.

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании

40.

Свойства воды. Лабораторная работа.

41.

Работа воды в природе

42.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

43.

Вода в природе.

44.

Воды суши: ручьи, реки

45.

Озера, болота, пруды

46.

Моря и океаны. Использование и охрана воды

47.

Охрана воды

48.

Равнины, холмы, овраги

49.

Горы

50.

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.

51.

Разнообразие почв

52.

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

53.

Экскурсия.

Охрана почвы.

54.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

55.

Моря и океаны, омывающие берега России

56.

Горы и равнины на территории нашей страны

57.

Реки и озера России

58.

Москва – столица России

59.

Санкт-Петербург

60.

Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца

61.

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

62.

Новосибирск, Владивосток

63.

Население и народы России

64.

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

65.

Экскурсия по достопримечательностям вашего города.

66.

Обобщающий урок.

67.

Итоговый контроль.

68.

Резервное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоведение 5 класс и география 6 класс

Предлагаю материал по двум урокам- Природоведение 5 класс - урок обощения и повторения проводится в форме космического путешествия, параллено идет подготовка к контрольной работе по теме: " Вселенная"...

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс

Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программамА.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Заха...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...