Конспект урока окружающего мира «На что похожа наша планета?»
план-конспект урока по природоведению

Кимлач Вероника Дмитриевна

Тема: «На что похожа наша планета?»

Цель: создание условий для формирования представлений о планете  Земля ее форме и размерах, движении в пространстве, о модели Земли – глобусе; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения;  развивать наблюдательность,  интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к нашей планете.     

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные

Знают:

  • что такое Земля
  • древние предположения о форме Земли
  • какую форму имеет Земля
  • как выглядит планета с космоса
  • Что такое глобус

Умеют:

  • определять модель Земли , сравнивать планету с предметами
  • лепить планету из пластилина
  • определять расположение планеты в солнечной системе

Образовательные ресурсы: Презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы

Оборудование: Проектор, компьютер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx105.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира,

проведенного в 1 классе

Кимлач Вероникой Дмитриевной

                                                                         

Тема: «На что похожа наша планета?»

Городец, 2022

Тема: «На что похожа наша планета?»

Цель: создание условий для формирования представлений о планете  Земля ее форме и размерах, движении в пространстве, о модели Земли – глобусе; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения;  развивать наблюдательность,  интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к нашей планете.        

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Планируемые результаты: 

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные

Знают:

  • что такое Земля
  • древние предположения о форме Земли
  • какую форму имеет Земля
  • как выглядит планета с космоса
  • Что такое глобус

Умеют:

  • определять модель Земли , сравнивать планету с предметами
  • лепить планету из пластилина
  • определять расположение планеты в солнечной системе

Образовательные ресурсы: Презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы

Оборудование: Проектор, компьютер

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

І. Мотивация к учебной деятельности

(2 минуты)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его своемусоседу по парте.

- Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

Слайд 2.

Девиз нашего урока:  «С  маленькой удачи начинаются большие успехи!»

Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. Желаю удачи!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

- Да.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ІІ. Актуализация опорных знаний

(3 минуты)

 - Какое сейчас время года?

- Какой месяц? Какое число?

- Назовите день недели.

- На улице солнечно или пасмурно, есть ли осадки?

- Есть ли ветер? Слабый или сильный?

- Что мы сейчас делали?

- Для чего мы это делали?

 -Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

- Давайте вспомним:

- Как называется городок, в котором мы живём?

- Это наша с вами малая Родина.

- Как называется страна, где мы живём?

- Назовите столицу России.

Слайд 3.

- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз  будем совершать путешествие по ней. Но  на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.

- Осень.

- 17 ноября.

- Вторник.

- На улице(пасмурно). Осадков нет.

- Дует слабый ветер.

- Рассказывали о погоде.

- Учились наблюдать за природой.

- Нет.

- Городец

- Россия.

- Москва.

Личностные результаты: проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании.

Коммуникативные УУД:  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме

ІІІ. Этап определения темы и цели урока

(5-7 мин)

Слайд 4.

- Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха (демонстрирует карту полушарий, глобус).

- Что это за предметы? Может кто-то уже знает?

- Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все – и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке?

-Какую цель поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

-ответы детей

Отгадывают загадку

- Земля.

- о планете Земля

- ответы детей

Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.  

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

ІV. Этап планирования достижения намеченной цели (2-3 мин)

Слайд 5.

- Откройте учебник на стр.48. Давайте прочитаем учебные задачи, которые мы поставим перед собой, чтобы достичь этих целей

- открывают учебник и читают задачи урока

V. ОНЗ

(8-10 мин)

- Что обозначает слово «земля»?

- Давайте сравним наши предположения со   значением этого слова в толковом словаре Ожегова.

Слайд 6.

ЗЕМЛЯ  1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3емля - планета людей. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.  4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли. 6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании. 7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.

-Люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли.

- Послушайте о некоторых из них.

Слайд 7.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Слайд 8.

Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана.

Слайд 9.

Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе.

Слайд 10.

Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.

- Правы ли были древние мудрецы?

- Почему?

- Пришло время и нам разобраться в этом вопросе

Физминутка

- Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише…

Деревцо все выше, выше.

- Муравьишку тоже интересует  вопрос: Какую форму имеет Земля? Или на что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?

Слайд 11 - 12.

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

Слайд 13 - 14.

- Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара.

Слайд 15.

- Кто же прав?

- Рассмотрите рисунки на с. 48 учебника и скажите: «На каком из рисунков показана плоская Земля, а на каком — шарообразная?

- А если мы посмотрим на тарелку и мяч, какую форму имеет наша планета: форму тарелки или мяча? (наглядный пример)

- Какое же изображение правильное?

- Если предположить, что земля плоская, можно дойти до края Земли?

- А если Земля – шар, можно ли дойти до края?

- Рассмотрите рисунок 3 , на котором изображены корабли.

Слайд 16.

- Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода вокруг. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет немного времени, берег удалится и опять исчезнет за горизонтом.

- Горизонт – это воображаемая линия, где земля сходится с небом.

-Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля.

-Так в древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания или уплывают, догадались, что Земля имеет форму шара.

Слайд 17 - 18.

А путешественник Фернан Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Он снарядил пять судов, которые должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном  

и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.  

Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы,

Слайд 19.

другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан.

Слайд 20.

И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт                                                                  через три года с противоположной стороны.

Слайд 21.

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара.

- Посмотрите на рисунок 4.

Еще одно из доказательств шарообразности Земли – это снимки планеты из космоса.

Слайд 22.

- Человек со стороны увидел свою планету, когда Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос.

- Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49?

(Учитель показывает глобус.)

- Люди создали модель Земли – глобус.

Слайд 23.

- В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М.Бехайм из Германии.Он назывался "Erdapfel", или "Земное яблоко».

Слайд 24.

-Почему глобус имеет такую форму?

- Земля – громадный шар. Глобус – модель, «игрушечная» Земля. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.

На глобусе нарисовано все, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности, леса и равнины.

-Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? Слайд 25.

- Рассмотрите рисунки – схемы на с. 49. Обсудите данный вопрос самостоятельно в парах.

- Итак, движется ли наша планета? Кто из вас понял, как она движется?

- Почему вы так решили? 

Слайд 26.

- Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.

Слайд 27.

- Земля намного меньше Солнца. Земля – третья планета Солнечной системы.

Слайд 28 - 29.

- Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.

Слайд 30.

-И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

-Земля вращается не только вокруг Солнца.  Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок.

-Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т. е. сутки – день и ночь.

Высказывают свое мнение.

Слушают толкование слова из словаря.

Слушают сообщения учителя.

- Нет. Были неправы.

- Наверное, у них не было достаточно знаний.

Выполняют ритмические упражнения

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

- На первом – плоская, а на втором – шарообразная.

- Мяча.

- Второе.

- Да.

- Нет.

-Глобус.

- Потому что земля имеет форму шара.

Высказывают предположения

Самостоятельно обсуждают вопрос в парах.

Коллективное обсуждение вопроса

Познавательные

УУД: Развиваем 

умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.     Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.   Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:   Развиваем умение слушать и понимать других.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные УУД

Знают:

  • что такое Земля
  • какую форму имеет Земля
  • как выглядит планета с космоса
  • Что такое глобус
  • древние предположения о форме Земли

VІ.Применение знаний- развитие умений (5-7 мин)

(Резерв)Слайд 31.

Физминутка для глаз

Слайд 32.

- Давайте вылепим из пластилина модель Земли.

Слайд 33.

-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему? 

Слайд 34.

-Как показана суша?

- Почему вы сделали модель круглой?

Слайд 35.

- Итак, Земля имеет форму шара.

-Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.

-Поведем итог:

- Как называется наша планета?

- Какую форму имеет?

- Как движется Земля?

- Сравним свой вывод с выводом в учебнике.

Лепят модель Земли из пластилина

- Голубой, потому что на земле много воды.

- Суша показана желтым, зеленым и коричневым цветом.

- потому что земля имеет форму шара

- Земля.

- Форму шара.

- Вокруг  Солнца и вокруг своей оси.

Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов  На основе анализа объектов делать выводы.  

Понимать учебную задачу урока и  стремиться ее выполнить.

Регулятивные УУД  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты   Формируем мотивацию  целенаправленной познавательной деятельности.  Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании.

Предметные УУД

Умеют:

  • лепить планету из пластилина

VІІ. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

- Мы открыли сегодня с вами  много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив  самостоятельно задания:  

1.Самостоятельная работа.  Слайд 36-37

- Предлагаю выполнить задание на карточках.

Карточка№1:  Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету

Карточка №2:  

Выберите правильный ответ

-Проверьте свою работу

Слайд 38-39.

Работают в группах, выполняя задание на карточках.

Выполняют самостоятельно работу.

Проверяют работу по эталону.

 

.

Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов  На основе анализа объектов делать выводы. 

Понимать учебную задачу урока и  стремиться ее выполнить.

Регулятивные УУД  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты   Формируем мотивацию  целенаправленной познавательной деятельности.  Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании.

Предметные УУД

Умеют:

  • определять модель Земли , сравнивать планету с предметами
  • определять расположение планеты в солнечной системе

VІІІ. Рефлексия учебной деятельности.

(3 мин)

-Вернемся к учебной задаче урока. Какую цель поставили перед собой?  

Слайд 40.

- Удалось ли нам это доказать.  

- Что нового узнали на уроке?

Слайд 41.

- Ответьте на вопросы по схеме:

        узнал

Я     запомнил

        смог

Слайд 42.

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов самооценки:

-зеленый – все понятно, было легко;

- желтый- испытывали затруднения;

- красный – было трудно.

- В чем испытывали затруднения

- Очень рада, что зеленых кружков у нас больше, чем красных.

Слайд 43.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

- Найти доказательства того, что земля имеет фору шара.

- Да.

- Земля меньше Солнца, постоянно движется вокруг Солнца. Да и сама вращается. Земля имеет форму шара.

- самооценка

Регулятивные УУД:     Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  

КАРТОЧКА №1

Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету.

img9

Самооценка выполнения работы:

КАРТОЧКА №2

Обведите правильный ответ

        Самооценка выполнения работы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Почему их так назвали?"

конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему их так назвали?"....

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе.

Конспект урока окружающего мира во 2-м классе.Учитель МОУ СОШ №17 1-ой категории г.Карталы Челябинской области, Лисина Анастасия Владимировна.Урок освоения новых знаний и способов действий (изучение н...

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...

Конспект урока окружающего мира «Когда изобрели велосипед?»

Тема: «Когда изобрели велосипед?» Цель: создание условий для ознакомления с историей, устройством и разнообразием велосипедов, закрепление знание безопасной езды на велосипедеТип урока: &l...