Конспект урока окружающего мира «На что похожа наша планета?»
план-конспект урока по природоведению
Тема: «На что похожа наша планета?»
Цель: создание условий для формирования представлений о планете Земля ее форме и размерах, движении в пространстве, о модели Земли – глобусе; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения; развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные
Знают:
- что такое Земля
- древние предположения о форме Земли
- какую форму имеет Земля
- как выглядит планета с космоса
- Что такое глобус
Умеют:
- определять модель Земли , сравнивать планету с предметами
- лепить планету из пластилина
- определять расположение планеты в солнечной системе
Образовательные ресурсы: Презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы
Оборудование: Проектор, компьютер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 105.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира,
проведенного в 1 классе
Кимлач Вероникой Дмитриевной
Тема: «На что похожа наша планета?»
Городец, 2022
Тема: «На что похожа наша планета?»
Цель: создание условий для формирования представлений о планете Земля ее форме и размерах, движении в пространстве, о модели Земли – глобусе; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения; развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к нашей планете.
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные
Знают:
- что такое Земля
- древние предположения о форме Земли
- какую форму имеет Земля
- как выглядит планета с космоса
- Что такое глобус
Умеют:
- определять модель Земли , сравнивать планету с предметами
- лепить планету из пластилина
- определять расположение планеты в солнечной системе
Образовательные ресурсы: Презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс УМК «Школа России», карточки для самостоятельной работы
Оборудование: Проектор, компьютер
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
І. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) | - Здравствуйте ребята, меня зовут Вероника Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира – Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. – Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его своемусоседу по парте. - Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! Слайд 2. Девиз нашего урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи!» Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. Желаю удачи! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. - Да. | Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
ІІ. Актуализация опорных знаний (3 минуты) | - Какое сейчас время года? - Какой месяц? Какое число? - Назовите день недели. - На улице солнечно или пасмурно, есть ли осадки? - Есть ли ветер? Слабый или сильный? - Что мы сейчас делали? - Для чего мы это делали? -Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает? - Давайте вспомним: - Как называется городок, в котором мы живём? - Это наша с вами малая Родина. - Как называется страна, где мы живём? - Назовите столицу России. Слайд 3. - Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета. | - Осень. - 17 ноября. - Вторник. - На улице(пасмурно). Осадков нет. - Дует слабый ветер. - Рассказывали о погоде. - Учились наблюдать за природой. - Нет. - Городец - Россия. - Москва. | Личностные результаты: проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме |
ІІІ. Этап определения темы и цели урока (5-7 мин) | Слайд 4. - Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха (демонстрирует карту полушарий, глобус). - Что это за предметы? Может кто-то уже знает? - Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад и стар, Что наш дом – большущий шар. - Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? -Какую цель поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока? | -ответы детей Отгадывают загадку - Земля. - о планете Земля - ответы детей | Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. |
ІV. Этап планирования достижения намеченной цели (2-3 мин) | Слайд 5. - Откройте учебник на стр.48. Давайте прочитаем учебные задачи, которые мы поставим перед собой, чтобы достичь этих целей | - открывают учебник и читают задачи урока | |
V. ОНЗ (8-10 мин) | - Что обозначает слово «земля»? - Давайте сравним наши предположения со значением этого слова в толковом словаре Ожегова. Слайд 6. ЗЕМЛЯ 1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3емля - планета людей. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли. 6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании. 7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. -Люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. - Послушайте о некоторых из них. Слайд 7. Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. Слайд 8. Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. Слайд 9. Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе. Слайд 10. Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане. - Правы ли были древние мудрецы? - Почему? - Пришло время и нам разобраться в этом вопросе Физминутка - Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише… Деревцо все выше, выше. - Муравьишку тоже интересует вопрос: Какую форму имеет Земля? Или на что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете? Слайд 11 - 12. - Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. Слайд 13 - 14. - Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара. Слайд 15. - Кто же прав? - Рассмотрите рисунки на с. 48 учебника и скажите: «На каком из рисунков показана плоская Земля, а на каком — шарообразная? - А если мы посмотрим на тарелку и мяч, какую форму имеет наша планета: форму тарелки или мяча? (наглядный пример) - Какое же изображение правильное? - Если предположить, что земля плоская, можно дойти до края Земли? - А если Земля – шар, можно ли дойти до края? - Рассмотрите рисунок 3 , на котором изображены корабли. Слайд 16. - Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода вокруг. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет немного времени, берег удалится и опять исчезнет за горизонтом. - Горизонт – это воображаемая линия, где земля сходится с небом. -Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. -Так в древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания или уплывают, догадались, что Земля имеет форму шара. Слайд 17 - 18. А путешественник Фернан Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Он снарядил пять судов, которые должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, Слайд 19. другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. Слайд 20. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года с противоположной стороны. Слайд 21. (Учитель показывает динамическую модель движения корабля). В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара. - Посмотрите на рисунок 4. Еще одно из доказательств шарообразности Земли – это снимки планеты из космоса. Слайд 22. - Человек со стороны увидел свою планету, когда Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос. - Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Учитель показывает глобус.) - Люди создали модель Земли – глобус. Слайд 23. - В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М.Бехайм из Германии.Он назывался "Erdapfel", или "Земное яблоко». Слайд 24. -Почему глобус имеет такую форму? - Земля – громадный шар. Глобус – модель, «игрушечная» Земля. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке. На глобусе нарисовано все, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности, леса и равнины. -Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? Слайд 25. - Рассмотрите рисунки – схемы на с. 49. Обсудите данный вопрос самостоятельно в парах. - Итак, движется ли наша планета? Кто из вас понял, как она движется? - Почему вы так решили? Слайд 26. - Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца. Слайд 27. - Земля намного меньше Солнца. Земля – третья планета Солнечной системы. Слайд 28 - 29. - Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Слайд 30. -И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь! -Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. -Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т. е. сутки – день и ночь. | Высказывают свое мнение. Слушают толкование слова из словаря. Слушают сообщения учителя. - Нет. Были неправы. - Наверное, у них не было достаточно знаний. Выполняют ритмические упражнения Высказывают предположения. Высказывают предположения. - На первом – плоская, а на втором – шарообразная. - Мяча. - Второе. - Да. - Нет. -Глобус. - Потому что земля имеет форму шара. Высказывают предположения Самостоятельно обсуждают вопрос в парах. Коллективное обсуждение вопроса | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Предметные УУД Знают:
|
VІ.Применение знаний- развитие умений (5-7 мин) | (Резерв)Слайд 31. Физминутка для глаз Слайд 32. - Давайте вылепим из пластилина модель Земли. Слайд 33. -Какой цвет преобладает на глобусе? Почему? Слайд 34. -Как показана суша? - Почему вы сделали модель круглой? Слайд 35. - Итак, Земля имеет форму шара. -Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. -Поведем итог: - Как называется наша планета? - Какую форму имеет? - Как движется Земля? - Сравним свой вывод с выводом в учебнике. | Лепят модель Земли из пластилина - Голубой, потому что на земле много воды. - Суша показана желтым, зеленым и коричневым цветом. - потому что земля имеет форму шара - Земля. - Форму шара. - Вокруг Солнца и вокруг своей оси. | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов На основе анализа объектов делать выводы. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию целенаправленной познавательной деятельности. Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Предметные УУД Умеют:
|
VІІ. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | - Мы открыли сегодня с вами много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив самостоятельно задания: 1.Самостоятельная работа. Слайд 36-37 - Предлагаю выполнить задание на карточках. Карточка№1: Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету Карточка №2: Выберите правильный ответ -Проверьте свою работу Слайд 38-39. | Работают в группах, выполняя задание на карточках. Выполняют самостоятельно работу. Проверяют работу по эталону.
. | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов На основе анализа объектов делать выводы. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию целенаправленной познавательной деятельности. Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Предметные УУД Умеют:
|
VІІІ. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин) | -Вернемся к учебной задаче урока. Какую цель поставили перед собой? Слайд 40. - Удалось ли нам это доказать. - Что нового узнали на уроке? Слайд 41. - Ответьте на вопросы по схеме: узнал Я запомнил смог Слайд 42. - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов самооценки: -зеленый – все понятно, было легко; - желтый- испытывали затруднения; - красный – было трудно. - В чем испытывали затруднения - Очень рада, что зеленых кружков у нас больше, чем красных. Слайд 43. - Урок окончен. Спасибо за работу. | - Найти доказательства того, что земля имеет фору шара. - Да. - Земля меньше Солнца, постоянно движется вокруг Солнца. Да и сама вращается. Земля имеет форму шара. - самооценка | Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
КАРТОЧКА №1
Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету.
Самооценка выполнения работы:
КАРТОЧКА №2
Обведите правильный ответ
Самооценка выполнения работы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Арктическая зона"
Арктическая зона...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи и слоны"
Где живут белые медведи и слоны?...
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему Луна бывает разной"
Почему Луна бывает разной?...
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Почему их так назвали?"
конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему их так назвали?"....
Конспект урока окружающего мира во 2-м классе.
Конспект урока окружающего мира во 2-м классе.Учитель МОУ СОШ №17 1-ой категории г.Карталы Челябинской области, Лисина Анастасия Владимировна.Урок освоения новых знаний и способов действий (изучение н...
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)
Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...
Конспект урока окружающего мира «Когда изобрели велосипед?»
Тема: «Когда изобрели велосипед?» Цель: создание условий для ознакомления с историей, устройством и разнообразием велосипедов, закрепление знание безопасной езды на велосипедеТип урока: &l...