Конспект урока "Правила гигиены и охрана органов чувств"
план-конспект урока по природоведению (6 класс)
урок направлен на соблюдение правил гигиены органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_gigieny_i_ohrana_organov_chuvstv.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ванновского
Разработка урока
по природоведению для обучающихся
6 класса по теме
«
Разработала: Мишакина Т.С., учитель высшей
квалификационной категории
ГКОУ КК специальной (коррекционной)
школы-интерната с. Ванновского
с. Ванновское - 2022
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
Задачи:
∙ образовательные:
- актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
- формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
- актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
∙ Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
- продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
∙ Воспитательные:
- прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки - органы чувств, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Мы друг другу сказали:
Здравствуйте! И как будто светлее на улице стало.
Здравствуйте! Этим словом здоровья мы всем пожелали!
Здравствуйте! А вроде совсем ничего не сказали.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Соедини линиями:
Орган зрения (……) различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину
Орган слуха (……) определяет вкус
Орган вкуса (……) чувствует и различает запахи
Орган обоняния (…….) ощущает теплоту, холод, боль
Орган осязания (…..) слышит целый мир звуков
4. Изучение нового материала.
Учитель: Встречаясь с людьми, мы говорим: "Здравствуйте", а задумывались ли вы над смыслом этого слова?(ответы детей)
- С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.
Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только об органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними.
Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Дети: личная гигиена)
Учитель: Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. Существуют простые правила гигиены органов чувств, которые должны знать и соблюдать каждый человек.
Отгадав загадку, вы узнаете о каком органе чувств идет речь:
Два соседа—непоседы, день на работе, ночь на отдыхе.
Дети: глаза
Учитель: Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Учитель:
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
· Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
· Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
· Не находиться на ярком солнце без солнце защитных очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
· Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
· Не переутомлять глаза.
Чтобы наши глаза были здоровыми, необходимо выполнять гимнастику для глазок и кушать витамины.
Физминутка для глаз
МОСТИК (дети выполняют упражнение)
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это - ...
Дети:(ухо) .
Учитель: Ухо – один из самых интересных инструментов нашего тела. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку. Уши – это орган слуха.
За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Учитель:
Правила гигиены органа слуха
· Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
· Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
· Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
· В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга.
Дети выполняют упражнение
На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками-нервами связаны со всеми внутренними органами.
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть верх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Запах пирожков от роз, отличать умеет…
Дети: Нос)
Учитель: нос-это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи
Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.
А помогает нам в этом орган обоняния.
Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке.
А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
Во время сильного насморка мы перестаем чувствовать запахи.
А если человек не чувствует запах, то может нанести вред своему здоровью. Как вы думаете, какой?
Дети: (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченная пища, плохой воздух и т.д.)
Учитель:
Правила гигиены органа обоняния
- Надо закаляться, беречь организм от простуды.
- Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
- Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
- Необходимо регулярно проветривать помещение.
- Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Какой наш следующий орган чувств отгадайте.
Всегда во рту, но его не проглотишь.
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
Дети: (язык)
Учитель: Язык определяет вкус пищи, участвует в пищеварении, помогает разговаривать.
Артикуляционная гимнастика Дети выполняют упражнение
Язычок спокойно спит.
Он сегодня на работе
Очень много говорил.
Он рассказывал всем сказки
Про веселые салазки.
Песни пел, стихи читал,
К вечеру совсем устал.
Пусть немного отдохнет.
Утром снова запоет.
-А какие поговорки вы знаете про язык?
А нужно ли ухаживать за языком?
Учитель:
Правила гигиены органа вкуса
· Не употребляй слишком горячую пищу.
· Соблюдай режим и рацион питания.
· Мой руки перед едой.
· Не бери в рот незнакомые растения.
· Содержи в порядке полость рта.
· Соблюдай правило «Когда я ем - я глух и нем»
Учитель: Ну что же, у нас остался еще один орган чувств и это…
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу.
Дети: Кожа
Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества.
За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Учитель:
Правила гигиены органа осязания
· Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
· Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
· Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
· Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
· Не трогай незнакомых животных на улицах.
5. Подведение итогов
Учитель: Ну, вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека.. И мы с вами узнали, какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств.
- С помощью какого органа ты узнаешь о том, что прозвенел звонок?
Дети: с помощью ушей
- С помощью какого органа ты видишь, что написано в книге?
Дети: с помощью глаз
- Какой орган позволяет почувствовать запах цветка?
Дети: с помощью носа
- С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, соленую от кислой?
Дети: с помощью языка
- Какой орган руководит всеми органами чувств.
- Какие правила гигиены для глаз, ушей, языка, кожи, носа ты знаешь? Ответы детей)
Учитель:
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания.
(дети высказывают свои пожелания).
7. Рефлексия
- Ребята у вас на столах лежат таблички с тегами, которые необходимо дополнить.
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
8. Домашнее задание. Прочитать параграф на стр 156-158, ответить на вопросы. Подготовить памятку по правилам гигиены об одном из органов чувств, используя разные источники информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
По разделу зоология презентация"Эволюция органов чувств"
к урокам по зоологии 7 класс...
« Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах»
Урок является заключительным, итоговым по теме: «Анализаторы» и опирается на знания учеников, полученные в процессе изучения тем: «Нервная система» и «Анализаторы». К этой теме возвращается ряд тем в ...
Урок "Гигиена органов чувств"
Конспект урока и презентация по теме "Гигиена органов чувств"....
Конспект занятия "Путешествие в страну Органов Чувств".
Это занятие является итоговым в рамках проекта "Окошки в мир. Органы чувств"....
Конспект урока "Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств"
Конспект урока по технологии для 5 класса. Учебник Технология 5 класс под редакцией В.М. Казакевича, Москва,"Просвещение", 2019. Место урока в разделе 7 "Технологии получения, обработки...
План презентации "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения"
Представлен план презентаци "Орган чувств – глаза. Гигиена зрения" Ссылка на презентацию:https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/12/21/prezentatsiya-po-formirovaniyu-zozh-orga...