Конспект занятия "Путешествие в страну Органов Чувств".
план-конспект на тему

Это занятие является итоговым в рамках проекта "Окошки в мир. Органы чувств".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ».

ЗАДАЧИ

Образовательные:

  • Расширять представления детей об органах чувств;
  • Закреплять умение активно пользоваться органами чувств  при познании окружающего мира;
  • Совершенствовать умение  классифицировать вкусы, запахи, звуки окружающего мира;
  • Закреплять умение дифференцировать цвета и оттенки;
  • Обогащать активный словарь детей;
  • Формировать представления о влиянии окружающего мира на эмоциональное состояние человека;

Развивающие:

  • Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное восприятие и обоняние;
  • Активизировать мыслительную деятельность;

Воспитательные:

  • Закреплять формулы словесной вежливости;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Продолжать формировать умение  понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;

Коррекционные:

  • Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с  целью их узнавания;
  • Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательные, фиксации, цветоразличения, локализации.

Оборудование: карта-схема « Страна органов чувств», колокольчик, 4 куклы, 4 ключа разных цветов, плакаты «Какие бывают звуки?», « Какие бывают запахи?», «Вкусовые зоны языка», полоски с двумя видами запахов на каждого ребенка, продукты разных вкусов для дегустации на каждого ребенка, карточки-схемы с условными обозначениями звуков (речевых, неречевых, музыкальных), муфты на каждого ребенка, предметы для обследования на каждого ребенка, фланелеграф, детали цветов разных оттенков на липучках, черные перчатки с цветовыми ориентирами для зрительной гимнастики, пенек, аудиозаписи сопровождающей музыки, звуков окружающего мира.

Предварительная работа:

Оформление совместно с детьми папок  разного цвета по каждому органу чувств (за каждым органом чувств закреплен  определенный цвет).

Место проведения: музыкальный зал.

Участники занятия: дети, воспитатель группы, учитель- дефектолог (тифлопедагог).

 

Ход занятия.

Дети входят в зал.

В: Ребята, мы с вами знакомились с органами чувств, многое узнали о них, учились познавать мир с их помощью. Сегодня у входа в группу я обнаружила  большой конверт, в котором находилась карта  страны Органов чувств. И я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по этой стране. Как в любой стране мира, в стране  органов чувств много городов,  все они разные. Посмотрите, на волшебной карте они обозначены разными цветами.

  Дети рассматривают карту.

В:  Город, какого цвета первый на нашем  пути?

      Как вы думаете, кто живет в этом  городе?

Звучит колокольчик, приглашая детей отправиться в дорогу. Дети  за педагогом под музыкальное сопровождение идут в город Запахов и Вкусов (сине-желтый) (передвижение по залу  «змейкой»)

Детей встречает повелитель города (воспитатель берет куклу и говорит от её лица).  

Повелитель  города Запахов и Вкусов приветствует детей.

Повелитель (В): В моем городе живут множество разных запахов.

При помощи какого органа чувств можно определить запах?                  

А какие виды запахов знаете вы? (технический, бытовой химии, пищевой, природный, парфюмерный, медицинский)

Какой запах вы чувствуете, когда мама готовит обед?

Когда приходим на прогулку в  летний лес, какие запахи нас окружают?

Какой запах можно почувствовать от одежды человека, работающего шофером? Маляром? К какому виду можно отнести эти запахи?

Запахи окружают нас везде, они прячутся то тут, то там и я предлагаю вам, ребята, отгадать какие запахи спрятались у меня в этих двух коробочках.

Коробочка №1. Дети берут полоски с ароматом («Валокордин») и нюхают их.

Повелитель (В): Какой это запах? Где можно почувствовать этот запах? Какие еще запахи можно отнести к этому виду?

Коробочка №2. Дети берут полоски с ароматом (духи) и нюхают их.

Повелитель (В): Какой это запах?

Где можно почувствовать этот запах?

Какие еще запахи можно отнести к этому виду?

Какой из этих двух запахов вам больше понравился?

Мы можем испытывать разные чувства от вдыхаемых запахов. Получать удовольствие от аромата цветов, испытывать чувство радости и покоя, вдыхая запах бабушкиного пирога. И я хочу вам пожелать, чтобы  вас окружали как можно чаще только приятные запахи.

В моем городе живут не только запахи, но и вкусы.

Как вы думаете какие? (сладкий, соленый, кислый, горький)

       Сюрпризный момент: «Попробуй, определи, какой вкус чувствуешь».

Дети берут с подносов по одному кусочку продукта, пробуют и определяют вкус. Продукты: соленый огурчик, соленая рыба, яблоко антоновка, лимон, мармелад, конфета.

      Повелитель опрашивает детей выборочно, какой вкус они почувствовали.

Повелитель (В): Какого вкуса не было?

Какой орган определяет вкус?

Работа по плакату-схеме: На что указывают разноцветные стрелки?

(зоны языка)

         

Какого цвета стрелка указывает на зону соленого вкуса?

Где на языке эта зона расположена?        

На какую зону указывает желтая стрелка?

Какой вкус в этой зоне языка мы чувствуем?

Почему нельзя  класть  таблетку  на корень языка?

Вы, ребята, молодцы. Знаете,  мы можем  получать много удовольствия и от вкусов. Когда  едим конфету, которой поделился с нами друг, она кажется нам намного слаще, потому что мы чувствуем доброту и нежность угостившего  нас товарища.                

Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Запахов и Вкусов, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город. А еще награждаю вас витаминами радости, они помогут сохранить хорошее настроение, придадут сил для вашего путешествия.

Звучит колокольчик.

Учит. -деф.: Слышите нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (зеленый) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Как вы думаете, кто является жителями этого города? Это  город Звукоград.

Под  музыку дети идут за педагогом  в город Звукоград (передвижение по диагонали).        

Детей встречает повелитель города (учит. -деф. берет куклу и говорит от её лица).

Повелитель  города Звукограда  приветствует детей.

Повелитель (Учит.-деф.): В моем городе живут множество разных звуков.

При помощи какого органа чувств можно услышать звуки?

А какие звуки вы знаете? (речевые, неречевые, музыкальные)

Работа по плакату-схеме:

Какие звуки называются речевыми? (Звуки, из которых состоит речь человека).

В моем городе они обозначаются таким знаком (изображение губ человека). Назовите речевые звуки. Повелитель опрашивает детей выборочно.

Какие звуки называют музыкальными? (Звуки, издаваемые музыкальными инструментами).

В моем городе они обозначаются таким знаком (изображением ноты).

Всего 7 нот, а, сколько прекрасных мелодий мы можем услышать.

Какие звуки называют неречевыми (шумовыми)? (Все остальные звуки окружающего мира).

В моем городе они обозначаются таким знаком (перечеркнутое изображение губ и ноты). Назовите неречевые звуки. Повелитель опрашивает детей выборочно.

А все ли звуки окружающего мира приятны?

Какие звуки вам не нравятся? (шум работающей дрели, гром и др.)

Вы хорошо знаете, какие бывают звуки, а сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и различать звуки окружающего мира. Будьте внимательны, в моем городе звуки дружат друг с другом и могут звучать вместе.

Повелитель (Учит.-деф.) проводит игру «Узнай, что за звук»

       

         

 

Дети прослушивают аудиозаписи, узнают звуки и поднимают нужную карточку или карточки.

  • прослушивание отрывка сказки « Сказка о царе Салтане»
  • прослушивание инструментальной музыки
  • прослушивание шума грома и дождя
  • прослушивание песни «Волшебный цветок»
  • прослушивание шума прибоя с музыкальным сопровождением

Какие вы молодцы! Теперь вы знаете, как многообразен мир звуков, какое удовольствие можно получить от ласкового слова мамы, пения птиц в лесу, красивой музыки. Вы и сами можете дарить друг другу приятные звуки: ласковые слова, добрые песни …

Сейчас я хочу подарить вам свою любимую мелодию. Когда она будет звучать, вы можете танцевать, кружиться, мечтать…

Двигательная пауза под мелодию «В мире животных».

Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Звукограда, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город.

Помните всегда о том, что грубое слово может ранить человека, а ласковое слово поднимает настроение.

Звучит колокольчик.

В: Слышите, нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (фиолетовый) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Что это за город? (осязания).

Чтобы попасть в город Осязания, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и поддержку дружеского прикосновения, и тогда мы окажемся в этом удивительном городе. Под музыку дети начинают передвижение

( передвижение по кругу вправо- влево, к центру и обратно).

Детей встречает повелитель города (воспитатель берет куклу и говорит от её лица).

Повелитель  города Осязания  приветствует детей.

Повелитель (В): Скажите, ребята, знаете ли вы, что является органом осязания?

Вопросы к детям выборочно:

Что почувствует твоя кожа, если ты выйдешь в мороз на улицу без куртки? (холод)

Что чувствует твоя кожа, когда ты загораешь на пляже у моря? (тепло)

Если мама обняла тебя, что почувствовала твоя кожа? (прикосновение)

Если ты случайно порезал палец, что чувствует твоя кожа? (боль)

Где у человека самая чувствительная кожа? (веки, губы, руки)

Благодаря коже мы можем почувствовать теплое дуновение ветерка, ласковое прикосновение рук или губ, дружеское рукопожатие.

Ребята, я хочу вам открыть  большой секрет. В моем городе об окружающих  предметах можно узнать только при помощи рук.

Как вы думаете, почему?

Что можно узнать о предмете при помощи рук? (форма, величина, поверхность, температура, материал, вес)

Сейчас мне очень интересно узнать, сможете ли вы определить, какие предметы спрятаны  в муфточках.

  Дети  садятся за столы. Игра «Опиши, что ты чувствуешь руками». Дети обследуют предметы руками. Ребенок, на которого указывает повелитель, описывает предмет, остальные стараются узнать и назвать его, после этого предмет достают из муфты.

         

Повелитель (В): Скажите, а что мы никогда не сможем определить при помощи рук? (цвет)

Молодцы, вы все справились с моим заданием, умеете узнавать предметы руками. А  еще наши руки могут дарить тепло и  нежность своим близким и друзьям. Давайте и мы подарим друг другу ласковое прикосновение.

Игра «Передай тепло руки».

Повелитель вручает ключ от города Осязания.

Звучит колокольчик.

Учит. -деф.: Слышите нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (красный) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Это  город Глазоград.

Под  музыку дети идут за педагогом  в город Глазоград (передвижение змейкой).

На пути дети встречают пенек. На нем лежат  черные перчатки с красным и желтым кругами на ладонях.

Учит. –деф. спрашивает детей, о чем напоминают перчатки.( Пора делать зрительную гимнастику).

Зрительная гимнастика « Бегущие огоньки» под музыкальное сопровождение.

( гимнастика проводится без очков).

  • движение глазами по горизонтали
  • движение глазами по вертикали
  • движение глазами по диагонали
  • круговые движения

    

Дети продолжают свой путь.  

Детей встречает повелитель города (учит. -деф. берет куклу и говорит от её лица).

Повелитель  города Глазограда приветствует детей.

Повелитель (Учит.-деф.): В каких городах страны органов чувств вы уже побывали?

Скажите, а что можно определить при помощи зрения?

А теперь самый сложный вопрос: Что можно определить  только при помощи зрения и никаким другим органом чувств? (цвет)

А какие цвета различают ваши глаза?

Какого цвета солнце? Небо? Трава? Мамины глаза? Цветы?

Разноцветный мир приносит нам радость, хорошее настроение, дарит красоту…

И как раз сегодня я собирался украсить свой город волшебными  цветами. Поможете мне?Проводится игра « Цветочная поляна».

Повелитель располагает на фланелеграфе середины цветов разного цвета

( синего, красного, желтого, оранжевого, фиолетового) и предлагает детям подобрать к каждой из них лепестки (лепестки разных оттенков).

     

Повелитель (Учит.-деф.):  Посмотрите внимательно на цветы. Все ли  лепестки одинаковы? Чем они отличаются? (оттенками)

Наши  глаза способны различать не только цвета, но и множество оттенков.

А еще мы можем видеть ласковый взгляд мамы, улыбку  и приветственный жест друга…Я вижу какие у вас добрые глаза, давайте подарим друг другу  нежный взгляд  и  добрую улыбку.

Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Глазограда, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город.

Звучит колокольчик.

В: Слышите, наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в удивительных и необыкновенных городах  страны органов чувств. Сумели своими знаниями заслужить ключи от всех  городов. И теперь, имея волшебную карту и ключи, мы в любое время сможем побывать в этой  необъятной стране и  открывать для себя много нового и интересного.

Дети  и педагоги под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

« Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах»

Урок является заключительным, итоговым по теме: «Анализаторы» и опирается на знания учеников, полученные в процессе изучения тем: «Нервная система» и «Анализаторы». К этой теме возвращается ряд тем в ...

Бионика органов чувств человека (9 класс)

Представлен поурочный план с презентацией...

Бионика органов чувств человека (9 класс)

Представлен поурочный план с презентацией...

Конспект урока "Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств"

Конспект урока по технологии для 5 класса. Учебник Технология 5 класс под редакцией В.М. Казакевича, Москва,"Просвещение", 2019. Место урока в разделе 7 "Технологии получения, обработки...

Конспект урока "Правила гигиены и охрана органов чувств"

урок направлен на соблюдение правил гигиены органов чувств....