Конспект занятия "Путешествие в страну Органов Чувств".
план-конспект на тему
Это занятие является итоговым в рамках проекта "Окошки в мир. Органы чувств".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Путешествие в страну Органов Чувств". | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ».
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- Расширять представления детей об органах чувств;
- Закреплять умение активно пользоваться органами чувств при познании окружающего мира;
- Совершенствовать умение классифицировать вкусы, запахи, звуки окружающего мира;
- Закреплять умение дифференцировать цвета и оттенки;
- Обогащать активный словарь детей;
- Формировать представления о влиянии окружающего мира на эмоциональное состояние человека;
Развивающие:
- Развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное восприятие и обоняние;
- Активизировать мыслительную деятельность;
Воспитательные:
- Закреплять формулы словесной вежливости;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Продолжать формировать умение понимать эмоциональное состояние, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих;
Коррекционные:
- Продолжать учить обследовать предметы, дифференцировать их форму, величину, фактуру, температурные ощущения с целью их узнавания;
- Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательные, фиксации, цветоразличения, локализации.
Оборудование: карта-схема « Страна органов чувств», колокольчик, 4 куклы, 4 ключа разных цветов, плакаты «Какие бывают звуки?», « Какие бывают запахи?», «Вкусовые зоны языка», полоски с двумя видами запахов на каждого ребенка, продукты разных вкусов для дегустации на каждого ребенка, карточки-схемы с условными обозначениями звуков (речевых, неречевых, музыкальных), муфты на каждого ребенка, предметы для обследования на каждого ребенка, фланелеграф, детали цветов разных оттенков на липучках, черные перчатки с цветовыми ориентирами для зрительной гимнастики, пенек, аудиозаписи сопровождающей музыки, звуков окружающего мира.
Предварительная работа:
Оформление совместно с детьми папок разного цвета по каждому органу чувств (за каждым органом чувств закреплен определенный цвет).
Место проведения: музыкальный зал.
Участники занятия: дети, воспитатель группы, учитель- дефектолог (тифлопедагог).
Ход занятия.
Дети входят в зал.
В: Ребята, мы с вами знакомились с органами чувств, многое узнали о них, учились познавать мир с их помощью. Сегодня у входа в группу я обнаружила большой конверт, в котором находилась карта страны Органов чувств. И я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по этой стране. Как в любой стране мира, в стране органов чувств много городов, все они разные. Посмотрите, на волшебной карте они обозначены разными цветами.
Дети рассматривают карту.
В: Город, какого цвета первый на нашем пути?
Как вы думаете, кто живет в этом городе?
Звучит колокольчик, приглашая детей отправиться в дорогу. Дети за педагогом под музыкальное сопровождение идут в город Запахов и Вкусов (сине-желтый) (передвижение по залу «змейкой»)
Детей встречает повелитель города (воспитатель берет куклу и говорит от её лица).
Повелитель города Запахов и Вкусов приветствует детей.
Повелитель (В): В моем городе живут множество разных запахов.
При помощи какого органа чувств можно определить запах?
А какие виды запахов знаете вы? (технический, бытовой химии, пищевой, природный, парфюмерный, медицинский)
Какой запах вы чувствуете, когда мама готовит обед?
Когда приходим на прогулку в летний лес, какие запахи нас окружают?
Какой запах можно почувствовать от одежды человека, работающего шофером? Маляром? К какому виду можно отнести эти запахи?
Запахи окружают нас везде, они прячутся то тут, то там и я предлагаю вам, ребята, отгадать какие запахи спрятались у меня в этих двух коробочках.
Коробочка №1. Дети берут полоски с ароматом («Валокордин») и нюхают их.
Повелитель (В): Какой это запах? Где можно почувствовать этот запах? Какие еще запахи можно отнести к этому виду?
Коробочка №2. Дети берут полоски с ароматом (духи) и нюхают их.
Повелитель (В): Какой это запах?
Где можно почувствовать этот запах?
Какие еще запахи можно отнести к этому виду?
Какой из этих двух запахов вам больше понравился?
Мы можем испытывать разные чувства от вдыхаемых запахов. Получать удовольствие от аромата цветов, испытывать чувство радости и покоя, вдыхая запах бабушкиного пирога. И я хочу вам пожелать, чтобы вас окружали как можно чаще только приятные запахи.
В моем городе живут не только запахи, но и вкусы.
Как вы думаете какие? (сладкий, соленый, кислый, горький)
Сюрпризный момент: «Попробуй, определи, какой вкус чувствуешь».
Дети берут с подносов по одному кусочку продукта, пробуют и определяют вкус. Продукты: соленый огурчик, соленая рыба, яблоко антоновка, лимон, мармелад, конфета.
Повелитель опрашивает детей выборочно, какой вкус они почувствовали.
Повелитель (В): Какого вкуса не было?
Какой орган определяет вкус?
Работа по плакату-схеме: На что указывают разноцветные стрелки?
(зоны языка)
Какого цвета стрелка указывает на зону соленого вкуса?
Где на языке эта зона расположена?
На какую зону указывает желтая стрелка?
Какой вкус в этой зоне языка мы чувствуем?
Почему нельзя класть таблетку на корень языка?
Вы, ребята, молодцы. Знаете, мы можем получать много удовольствия и от вкусов. Когда едим конфету, которой поделился с нами друг, она кажется нам намного слаще, потому что мы чувствуем доброту и нежность угостившего нас товарища.
Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Запахов и Вкусов, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город. А еще награждаю вас витаминами радости, они помогут сохранить хорошее настроение, придадут сил для вашего путешествия.
Звучит колокольчик.
Учит. -деф.: Слышите нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (зеленый) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Как вы думаете, кто является жителями этого города? Это город Звукоград.
Под музыку дети идут за педагогом в город Звукоград (передвижение по диагонали).
Детей встречает повелитель города (учит. -деф. берет куклу и говорит от её лица).
Повелитель города Звукограда приветствует детей.
Повелитель (Учит.-деф.): В моем городе живут множество разных звуков.
При помощи какого органа чувств можно услышать звуки?
А какие звуки вы знаете? (речевые, неречевые, музыкальные)
Работа по плакату-схеме:
Какие звуки называются речевыми? (Звуки, из которых состоит речь человека).
В моем городе они обозначаются таким знаком (изображение губ человека). Назовите речевые звуки. Повелитель опрашивает детей выборочно.
Какие звуки называют музыкальными? (Звуки, издаваемые музыкальными инструментами).
В моем городе они обозначаются таким знаком (изображением ноты).
Всего 7 нот, а, сколько прекрасных мелодий мы можем услышать.
Какие звуки называют неречевыми (шумовыми)? (Все остальные звуки окружающего мира).
В моем городе они обозначаются таким знаком (перечеркнутое изображение губ и ноты). Назовите неречевые звуки. Повелитель опрашивает детей выборочно.
А все ли звуки окружающего мира приятны?
Какие звуки вам не нравятся? (шум работающей дрели, гром и др.)
Вы хорошо знаете, какие бывают звуки, а сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и различать звуки окружающего мира. Будьте внимательны, в моем городе звуки дружат друг с другом и могут звучать вместе.
Повелитель (Учит.-деф.) проводит игру «Узнай, что за звук»
Дети прослушивают аудиозаписи, узнают звуки и поднимают нужную карточку или карточки.
- прослушивание отрывка сказки « Сказка о царе Салтане»
- прослушивание инструментальной музыки
- прослушивание шума грома и дождя
- прослушивание песни «Волшебный цветок»
- прослушивание шума прибоя с музыкальным сопровождением
Какие вы молодцы! Теперь вы знаете, как многообразен мир звуков, какое удовольствие можно получить от ласкового слова мамы, пения птиц в лесу, красивой музыки. Вы и сами можете дарить друг другу приятные звуки: ласковые слова, добрые песни …
Сейчас я хочу подарить вам свою любимую мелодию. Когда она будет звучать, вы можете танцевать, кружиться, мечтать…
Двигательная пауза под мелодию «В мире животных».
Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Звукограда, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город.
Помните всегда о том, что грубое слово может ранить человека, а ласковое слово поднимает настроение.
Звучит колокольчик.
В: Слышите, нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (фиолетовый) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Что это за город? (осязания).
Чтобы попасть в город Осязания, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и поддержку дружеского прикосновения, и тогда мы окажемся в этом удивительном городе. Под музыку дети начинают передвижение
( передвижение по кругу вправо- влево, к центру и обратно).
Детей встречает повелитель города (воспитатель берет куклу и говорит от её лица).
Повелитель города Осязания приветствует детей.
Повелитель (В): Скажите, ребята, знаете ли вы, что является органом осязания?
Вопросы к детям выборочно:
Что почувствует твоя кожа, если ты выйдешь в мороз на улицу без куртки? (холод)
Что чувствует твоя кожа, когда ты загораешь на пляже у моря? (тепло)
Если мама обняла тебя, что почувствовала твоя кожа? (прикосновение)
Если ты случайно порезал палец, что чувствует твоя кожа? (боль)
Где у человека самая чувствительная кожа? (веки, губы, руки)
Благодаря коже мы можем почувствовать теплое дуновение ветерка, ласковое прикосновение рук или губ, дружеское рукопожатие.
Ребята, я хочу вам открыть большой секрет. В моем городе об окружающих предметах можно узнать только при помощи рук.
Как вы думаете, почему?
Что можно узнать о предмете при помощи рук? (форма, величина, поверхность, температура, материал, вес)
Сейчас мне очень интересно узнать, сможете ли вы определить, какие предметы спрятаны в муфточках.
Дети садятся за столы. Игра «Опиши, что ты чувствуешь руками». Дети обследуют предметы руками. Ребенок, на которого указывает повелитель, описывает предмет, остальные стараются узнать и назвать его, после этого предмет достают из муфты.
Повелитель (В): Скажите, а что мы никогда не сможем определить при помощи рук? (цвет)
Молодцы, вы все справились с моим заданием, умеете узнавать предметы руками. А еще наши руки могут дарить тепло и нежность своим близким и друзьям. Давайте и мы подарим друг другу ласковое прикосновение.
Игра «Передай тепло руки».
Повелитель вручает ключ от города Осязания.
Звучит колокольчик.
Учит. -деф.: Слышите нам пора отправляться в дорогу. Давайте посмотрим на карту и узнаем, какого цвета (красный) город, следующий на нашем пути. (Дети прослеживают глазами). Это город Глазоград.
Под музыку дети идут за педагогом в город Глазоград (передвижение змейкой).
На пути дети встречают пенек. На нем лежат черные перчатки с красным и желтым кругами на ладонях.
Учит. –деф. спрашивает детей, о чем напоминают перчатки.( Пора делать зрительную гимнастику).
Зрительная гимнастика « Бегущие огоньки» под музыкальное сопровождение.
( гимнастика проводится без очков).
- движение глазами по горизонтали
- движение глазами по вертикали
- движение глазами по диагонали
- круговые движения
Дети продолжают свой путь.
Детей встречает повелитель города (учит. -деф. берет куклу и говорит от её лица).
Повелитель города Глазограда приветствует детей.
Повелитель (Учит.-деф.): В каких городах страны органов чувств вы уже побывали?
Скажите, а что можно определить при помощи зрения?
А теперь самый сложный вопрос: Что можно определить только при помощи зрения и никаким другим органом чувств? (цвет)
А какие цвета различают ваши глаза?
Какого цвета солнце? Небо? Трава? Мамины глаза? Цветы?
Разноцветный мир приносит нам радость, хорошее настроение, дарит красоту…
И как раз сегодня я собирался украсить свой город волшебными цветами. Поможете мне?Проводится игра « Цветочная поляна».
Повелитель располагает на фланелеграфе середины цветов разного цвета
( синего, красного, желтого, оранжевого, фиолетового) и предлагает детям подобрать к каждой из них лепестки (лепестки разных оттенков).
Повелитель (Учит.-деф.): Посмотрите внимательно на цветы. Все ли лепестки одинаковы? Чем они отличаются? (оттенками)
Наши глаза способны различать не только цвета, но и множество оттенков.
А еще мы можем видеть ласковый взгляд мамы, улыбку и приветственный жест друга…Я вижу какие у вас добрые глаза, давайте подарим друг другу нежный взгляд и добрую улыбку.
Сегодня своими ответами вы очень порадовали меня, и я хочу подарить вам ключ от своего города Глазограда, чтобы вы всегда могли открыть двери в мой город.
Звучит колокольчик.
В: Слышите, наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в удивительных и необыкновенных городах страны органов чувств. Сумели своими знаниями заслужить ключи от всех городов. И теперь, имея волшебную карту и ключи, мы в любое время сможем побывать в этой необъятной стране и открывать для себя много нового и интересного.
Дети и педагоги под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
По разделу зоология презентация"Эволюция органов чувств"
к урокам по зоологии 7 класс...
« Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах»
Урок является заключительным, итоговым по теме: «Анализаторы» и опирается на знания учеников, полученные в процессе изучения тем: «Нервная система» и «Анализаторы». К этой теме возвращается ряд тем в ...
Бионика органов чувств человека (9 класс)
Представлен поурочный план с презентацией...
Бионика органов чувств человека (9 класс)
Представлен поурочный план с презентацией...
Конспект урока "Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств"
Конспект урока по технологии для 5 класса. Учебник Технология 5 класс под редакцией В.М. Казакевича, Москва,"Просвещение", 2019. Место урока в разделе 7 "Технологии получения, обработки...
Конспект урока "Правила гигиены и охрана органов чувств"
урок направлен на соблюдение правил гигиены органов чувств....