Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_po_vneuroch._deyat-ti_intellektualy_dlya_8_klassa_2021docx_vosstanovlen.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения. Протокол №____ от «___» _______ 2021 г. Руководитель ШМО _____/___________/ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №___ от «___»________2021г. | Утверждена Приказом № от «___» _______ 20201г. Директор школы _______/В.В. Харитонова |
Программа внеурочной деятельности
«Интеллектуалы»
(социально-педагогическое направление)
для учащихся 8 класса
общеобразовательной школы
Составитель: Шостак И.Э.
Возраст детей: 13 -14 лет.
Срок реализации: 1 год
Год разработки: 2021 г.
с. Горки
2021-2022 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Программа «Интеллектуалы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) на основании Примерной программы по учебным предметам и составлена в соответствии:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо департамента образования и науки от 14.09.2011 г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Актуальность программы.
Программа «Интеллектуалы» для обучающихся 8-ых классов относится к социально-педагогической направленности школьной системы дополнительного образования.
Российская система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
- свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска способов повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Таким образом, интеллектуальное, творческое развитие учащихся с последующей социальной адаптацией в обществе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся и к детям со средним уровнем развития – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Программа направлена на развитие детской одарённости, на организацию досуга подросткового коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Игровые формы обучения способствуют организации взаимодействия педагога и ученика. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, логическое мышление, стремление к знаниям, умение работать в команде, распределять роли.
Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие ученики легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей.
Основная задача образования – воспитание гармоничной личности, обеспечение ее физического, духовного, интеллектуального развития. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы:
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у подростков учиться здоровому образу жизни, культурно и с пользой для себя проводить досуг.
Интеллектуальные игры являются одним из методов – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа ориентирована на развитие социальных навыков обучающихся в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательско - творческой деятельности.
Программа кружка направлена на формирование целостного, четко структурированного поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся в образовательном пространстве, на воспитание в них нравственных начал, а также популяризации науки и культуры.
В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Цель данной программы
Создание условий для развития учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – родитель». Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном и творческом развитии;
- Развитие интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.), вовлечение их в активную поисковую деятельность.
- Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.
- Создание школьного интеллектуального клуба «Интеллектуалы» для выявления и работы с одаренными детьми через проведение занятий и общешкольных мероприятий в сфере интеллектуальных игр.
- Нацеливание учеников школы на участие в олимпиадах, конкурсах, выставках с целью лучше проявить свою индивидуальность и показать хороший результат.
Формы и методы работы.
Формы занятий: групповые; со всей группой одновременно и с отдельными участниками конкретного мероприятия. Это мастер-класс, тренировочная интеллектуальная игра, интеллектуальный турнир.
Режим занятий: программа рассчитана на 17 часов, одно занятие в неделю. Занятия проводятся, как правило, небольшими группами. Комплектование учебной группы идёт по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, они достигаются.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня: приобретение подростками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- умение играть в команде: аргументировать свое мнение и слушать товарищей.
Основные формы работы: индивидуальная (с авторами вопросов и ведущими игр), групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная форма проработки вопросов и ответов, психологические, ассоциативные игры.
Основные методы работы:
- анализ справочной и познавательной литературы;
- беседа;
- личностные тренинги (отработка навыков работы в команде);
- интеллектуальные марафоны, турниры, ринги;
- проведение мастер-классов старшими обучающимися для младших команд.
Формы организации
1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации.
- Просмотр видеороликов телевизионных интеллектуальных игр.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- практические работы:
- интеллектуальные турниры.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Личностные, метапредметные результаты изучения курса «Интеллектуалы»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимания, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,
Ожидаемые результаты реализации программы.
Прогнозируемая результативность программы:
- повышение интеллектуального уровня и эрудиции учащихся, членов кружка;
- улучшение процесса мышления учащихся через развитие таких возможностей интеллекта, как выбор стратегии и тактики, генерации идей;
- развитие лидерских качеств, активной жизненной позиции;
- овладение приёмами быстрого переключения сознания от одной информационной области к другой;
- повышение уровня познавательной активности учащихся.
Ожидаемые практические результаты:
- создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в МБОУ «Горковская СОШ»;
- создание районного интеллектуального клуба для выявления и работы с одаренными детьми через проведение тренингов и различных мероприятий в сфере интеллектуальных игр (наладить сотрудничество со школами Шурышкарского района для развития интеллектуальных игр);
- отражать в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram новости из жизни школьных клубов «Что? Где? Когда?», результаты районных и региональных игр, всероссийских турниров и задания для тренировки;
- привлечение школьных команд из школ района в участию в муниципальных турнирах;
- размещение новостей о деятельности клуба на школьном сайте повышение качества образования в школе;
- увеличение количества совместных проектов, исследовательских работ учащихся, педагогов, родителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».
Реализация содержания модуля «Курсы внеурочной деятельности» рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала кружков, секций внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на занятиях внеурочной деятельности интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Демонстрация видеоролика об интеллектуальных играх. | 2 | Беседа, практическая работа, опрос | 1 | 1 |
2. | Вопрос — основа игры. Требования к вопросам. Алгоритм поиска ответов. Основные приемы. | 2 | Беседа, практическая работа | 1 | 1 |
3. | Эрудиция – путь к успеху. Принципы интеллектуальной разминки. Игра в слова «Алиас». | 2 | Беседа, практическая работа | 0 | 2 |
4. | Как работать с книгой. Игра «Брейн ринг». | 2 | Беседа, практическая работа | 0,5 | 1,5 |
5. | Разнообразие интеллектуальных игр. Принципы игры в команде. | 2 | Беседа, практическая работа | 0,5 | 1,5 |
6. | Распределение командных ролей. Отработка игры в тройках. | 2 | Практическая работа, самостоятельная работа, опрос | 0,5 | 1,5 |
7. | Организация «Мульти игр». Отработка игры в пятерках. | 2 | Беседа, практическая работа | 0,5 | 1,5 |
8. | Организация игры «Что? Где? Когда?». Отработка игры в пятерках | 1,5 | Практическая работа | 0.5 | 1,5 |
9. | Интеллектуальный турнир (Мульти игры, «ЧГК») | 1,5 | Итоговая аттестация | 1,5 | |
Итого: | 17 часов |
Содержание программы
- Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Принципы игры в «Брейн ринг». Правила игры.
- Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить
логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы
зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
- Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «Медиаазбуку», игра в слова «Алиал». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
- Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
- Игра «Брейн гинг». Игра «Брейн ринг» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Брейн ринга». Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
- Разнообразие интеллектуальных игр «Граматеи», «Счастливый случай», «Ворошиловский стрелок».
Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей,
критика. Другие возможные роли.
Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
Примечание: тройки — промежуточный этап для притирания игроков друг
к другу. Если конкретная ситуация позволяет создание команды сразу, то
без этого промежуточного этапа можно обойтись.
7.Организация «Мульти игр». Отработка игры в пятерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
8.Как организовать «ЧГК»? Три основные формы игры в «ЧГК». Отработка игры в пятерках.
9.Интеллектуальный турнир (Мульти игры, «ЧГК») - Итоговая аттестация.
Примерный план игрового занятия:
- Интеллектуальная разминка (игра в «Медиаазбуку») — 15-20 минут (или «Алиас»);
- Игра в «ЧГК» — 40 минут;
- Игра в «Брейн-ринг» — 20 минут.
- Подведение итогов игр.
Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022
Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...
Рабочие программы на 2021 – 2022 учебный год по предмету "Технология" 5-8 классы. ФГОС.
Программы расчитаны на 2 часа в неделю, 70 часов в год....
Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...
РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022, РП 11 2023-2024
Учебник алгебра 8 класс.Авторы:Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.Рослова.Учебник алгебра 9 класс. Авторы:Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С...