Методическая разработка на тему: свойства воды
методическая разработка по природоведению (5 класс)

Макарова Юлия Михайловна

Методическая разработка к уроку природоведения в 5 классе на тему: свойства воды

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку природоведения в 5 классе на тему: свойства воды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы будем разговаривать о воде. Но наш урок будет необычным, мы организуем в классе научную лабораторию. А вам я предлагаю стать маленькими учеными и выяснить все свойства воды.

-Только для начала вам нужно открыть тетради, записать сегодняшнее число и тему урока: «Свойства воды».

(Записывает тему урока на доске)

Записывают число и тему урока в тетради.

Этап усвоения нового материла

-Итак, маленькие ученые, давайте постараемся найти ответ на наш вопрос.

-Для того, чтобы узнать какими свойствами обладает вода, мы проведем опыты. Посмотрите, что у вас на партах?

-Да, правильно, посуда. Но она не простая, а лабораторная и именно на ней мы и будем проводить эксперименты.

-Свои наблюдения мы будем отмечать в табличке, они лежат у вас на партах. В табличке вы будете отмечать знаками плюс (+) и минус (-) свойства воды. Если какого-либо свойства не будет у воды, то вы ставите знак минус (-), а если будет это свойство, то знак плюс (+). Потом эту табличку вы вклеите себе в тетрадь.

Опыт №1.

-В стакан с водой опустите чайную ложку.

(Учитель также демонстрирует)

-Скажите, видна ли она?

-А теперь смотрите, я опускаю чайную ложку в стакан с молоком. Сделайте также.

(Демонстрирует)

-Видна ли чайная ложка в стакане с молоком?

-Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит?

-Правильно! Отметьте результат в ваших табличках, напротив слова «прозрачность» поставьте знак плюс или минус. Я в своей поставлю знак +, ведь вода прозрачная и я с этим согласна.

(Отмечает в таблице на доске)

Опыт №2.

-Теперь давайте выясним еще одно свойство воды.

-Возьмите цветные палочки и поднесите их к стакану с водой.

(Демонстрирует)

-Имеет ли цвет вода?

-О чем это говорит?

-Какой знак мы поставим в таблице напротив слова «цвет»?

-Правильно, знак минус.

(Отмечает в таблице на доске)

Опыт №3.

-Вода у вас находится в стакане. Какую форму она имеет?

-Верно. А если положить чайную ложку в стакан, вода как-нибудь поменяет свою форму?

(Демонстрирует)

-А теперь возьмите колбу и перелейте в нее воду из стакана. Какую теперь она имеет форму?

(Демонстрирует)

-Правильно. Давайте перельем воду в блюдце. Какой теперь форму имеет вода?

(Демонстрирует)

-Что мы узнали про воду из этого опыта? Как вы думаете, какое свойство воды мы увидели?

-Верно. Какой тогда знак отметим в таблице напротив слова «форма»?

(Отмечает знак минус в таблице на доске)

Опыт №4.

-Возьмите стакан с водой и наклоните его немного. Что происходит с водой?

(Демонстрирует)

-Верно. Из наклонённого стакана вода начинает выливаться.

-А теперь возьмите блюдце с водой и тоже немного наклоните его. Что происходит с водой?

(Демонстрирует)

-Что мы узнали из этого опыта?

-Молодцы! Тогда какой знак отметим в таблице напротив слова «текучая»?

(Отмечает знак плюс в таблице на доске)

Опыт №5.

-У вас на партах лежит мандарин. Понюхайте его. А теперь понюхайте воду. Есть ли у нее запах? Чем она пахнет?

-О каком свойстве воды это говорит?

-Правильно! Какой знак мы поставим в таблице напротив слова «запах»?

(Отмечает в таблице на доске)

Опыт №6.

-У вас на столе лежат кусочки сахара. Возьмите их и бросьте в стакан с водой, затем возьмите чайную ложку и хорошенько размешайте.

(Демонстрирует)

-Смотрите внимательно на кубик сахара, что с ним происходит?

-Правильно. Значит, вода – растворитель.

-А вы знаете, какие еще вещества растворяются в воде?

-Правильно. А какие вещества не растворяются в воде?

-Верно. Сморите, я опускаю мел в воду, и он тоже не растворяется.

(Демонстрирует)

-Давайте отметим это свойство в наших табличках. Какой знак поставим напротив слова «растворитель»?

(Отмечает в таблице на доске)

Опыт №7.

-А теперь сделайте глоток из стакана, в котором вы только что растворили сахар.

(Демонстрирует)

-Какая вода на вкус?

-А теперь попейте воду из другого стакана.

(Демонстрирует)

-Какой у нее вкус? Соленый или сладкий?

-Тогда мы можем сделать вывод, что вода не имеет вкуса.

-Какой знак отметим в таблице напротив слова «вкус»?

(Отмечает в таблице на доске)

-Посуда.

Опускают чайную ложку в стакан с водой.

-Да, видна.

Опускают чайную ложку в стакан с молоком.

-Нет, не видна.

-Это говорит о том, что вода прозрачная.

Отмечают знак плюс в табличке напротив слова «прозрачность».

Подносят цветные палочки к стакану с водой.

-Нет, вода не имеет цвета.

-О том, что вода бесцветна.

-Знак -, так как вода не имеет цвета.

Отмечают знак минус в таблице напротив слова «цвет».

-Она имеет форму стакана.

Опускают чайную ложку в стакан с водой.

-Нет, она не поменяет свою форму.

Переливают воду из стакана в колбу.

-Теперь она имеет форму колбы.

Переливают воду из колбы в блюдце.

-Она имеет форму блюдца.

-Мы увидели, что вода принимает любую форму.

-Знак минус.

Отмечают в таблице знак минус напротив слова «форма».

Наклоняют стакан с водой.

-Вода будет литься.

Наклоняют блюдце с водой.

-Вода начинает растекаться.

-Мы узнали, что вода текучая.

-Знак плюс.

Отмечают в таблице знак плюс напротив слова «текучая».

-Вода ничем не пахнет.

-О том, что вода не имеет запаха.

-Знак минус.

Отмечают знак минус в таблице напротив слова «запах».

Бросают кусок сахара в воду и размешивают чайной ложкой.

-Он растворяется.

-Соль, краски, стиральный порошок и т. д.

-Счетные палочки, карандаш и т. д.

-Знак +.

Отмечают знак + в табличке напротив слова «растворитель».

Пьют воду из стакана, где растворили сахар.

-Сладкая.

-Нет, у нее нет никакого вкуса.

-Знак минус.

Отмечают знак – в табличке напротив слова «вкус».

Подведение итогов урока

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Понравился ли вам урок?

-Мы были учеными, изучали свойства воды.

(Ответы детей)

Домашнее задание

Организационное окончание урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Водород, его свойства и применение"

Данный ресурс включает в себя план - конспект урока и презентацию по теме "Водород, его свойства и применение". 9 класс, УМК Новошинскогго И.И....

Учебно-методическая разработка по теме "Свойства степени"

Учебно-методическая разработка по теме "Свойства степени". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства"

Учебно-методическая разработка по теме "Графики функций и их свойства". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....

Методическая разработка урока. Тема: "Сера. Аллотропия серы, физические и химические свойства", 9 класс

Урок химии по теме "Сера. Аллотропия, физические и химические свойства"  предполагает изучение материала в соответствии с современными требованиям, на нем преобладает самостоятельная работа обуча...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Методическая разработка по теме "Свойство трапеции"

Методическая разработка по теме: "Трапеция"...