Природоведение 6 ОВЗ класс
рабочая программа по природоведению (6 класс)
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение природоведения в 6 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
- формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
- формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса, относится к образовательной области «Естествознание».
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление ( умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы:
- Введение.
- Растительный мир Земли.
- Животный мир Земли.
- Человек.
- Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
- Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
- Содержание учебного предмета «Природоведение» в 6 классе
«Введение» (1ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 1. Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения, какую пользу получает человек от растений. Среда обитания растений, растения сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель, лист, цветок. Деревья кустарники, травы, чем отличаются травы от кустарников, однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие, культурные, листопад. Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор, тайга. Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник. Культурные кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина, крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка), культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений. Растительный мир разных районов Земли: климат холодный, умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области (края): охрана растений, заповедники.
Практические работы
- Зарисовка деревьев, кустарников, трав.
- Выделение составных частей растений.
- Изготовление гербариев.
-Сезонные наблюдения за растениями.
-Зарисовка растений в разные времена года.
- Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.
- Уход за комнатными растениями.
- Составление букетов из сухоцветов.
- Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.
Экскурсии.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная деятельность.
Раздел 2. Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных. Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые: части тела насекомого, роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание, какую пользу и вред приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы: общественные насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как человек использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от речных. Морские и речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут в море, хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы: среда обитания, охота лягушек на насекомых, чем жаба отличается от лягушки, почему лягушек и жаб называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы: среда обитания, строение тела, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных. Птицы: среда обитания, строение тела, чем питаются, каких птиц называют перелетными, какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Лебеди, журавли, чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы своего края: какие птицы живут в вашей местности, где живут, строят гнезда. Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание. Млекопитающие суши: среда обитания, образ жизни животных. Млекопитающие морей и океанов:среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в городе и в деревне: каких животных называют домашние, животноводство. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние птицы: куры, утки, индюки. В чем сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются, чем питаются, какую пользу приносят. Уход за животными в живом уголке или дома: как ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем декоративные рыбки отличаются от остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи: внешний вид, уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход. Домашние кошки: породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные вашей местности. Красная книга области (края).
Практические работы.
-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).
- Изготовление кормушек, скворечников.
- Сезонные наблюдения за животными.
- Составление правил ухода за домашними животными.
- Составление рассказов о домашних животных.
Экскурсии.
Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую ферму или звероферму.
Межпредметные связи.
Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная деятельность, география.
Раздел 3. Человек (13ч)
Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как работает наш организм, какие имеются органы и системы органов. Здоровый образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение правил осанки. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы, витамины, режим питания. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах. Профилактика простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение, признаки простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист, стоматолог, медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города: поликлиника, больница, диспансер. Телефон экстренной помощи: куда позвонить и вызвать врача, как объяснить, что беспокоит.
Обобщающий урок. Неживая природа.
Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как называются оболочки Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для чего нужны полезные ископаемые? Что такое глобус? В каких состояниях встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют искусственными, а какие – естественными? Какие меры принимает человек для охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и человек связаны с неживой природой.
Обобщающий урок. Живая природа(3 ч).
Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают животные? На какие группы делятся все животные? Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем рыбы отличаются от других животных? Чем отличаются птицы от других животных? Почему животных называют млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких – домашними? Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский кабинет школы.
Практические работы.
- Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.
- Составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.
- С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.
- Физические упражнения направленные на поддержание правильной осанки.
- Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.
- Составление распорядка дня.
- Упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.
- Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Экскурсии.
Экскурсия в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи.
Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.
Тематический план предмета «Природоведение» для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Растительный мир Земли | 17 |
3 | Животный мир Земли | 34 |
4 | Человек | 13 |
5 | Обобщающий урок | 3 |
Итого | 68 |
7. Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности
Список учебно-методической литературы:
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
- Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
- Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
- «Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
- «500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
- Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
- Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
- Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
- Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
- Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Интернет ресурсы и ЦОР
- ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
- Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
- Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
- В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
- В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
- Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
- Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
- И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
- Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
- Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.
- И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
- А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
- Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
- Мультимедиапроектор; экран.
- Презентации по темам.
- Магнитная классная доска.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Материально-техническое обеспечение | Предметные результаты (по уровням) | |
Минимальный | Достаточный | |||||
1 четверть (18 ч.) Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Живая природа: растения, животные, человек | 1 | Повторение основных сведений из курса природоведения о живой природе (растения, животные, человек). В ходе беседы с учителем выявление признаков живого и взаимосвязи живой природы с неживой. Работа в парах с раздаточным материалом. Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками живой и неживой природы. Набор картинок с разными представителями живой природы для каждой пары учеников | Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов живой природы. Выделение общих признаков объектов живой природы | Доказательство того, что объект принадлежит к живой природе. Установление взаимосвязей между живой и неживой природой. Объяснение понятия биосфера |
Растительный мир Земли (17ч.) | ||||||
2 | Разнообразие растительного мира на нашей планете | 1 | Анализ наблюдений за разными представителями растительного мира, выявление их существенных признаков. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Выявление взаимосвязи между названиями группы растений и их применением: дикорастущие и культурные (овощные культуры, декоративные). Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник | Узнавание и называние растений на иллюстрациях, фотографиях. Представление о назначении растений и их роли в окружающем мире. Отнесение растений к определённым группам | Представления о взаимосвязи между разными растениями и их месте в окружающем мире |
3 | Среда обитания растений | 1 | Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций растений разных сред обитания (лес, луг, поле, сад…). Работа с текстом учебника. Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему растения водоёмов не могу жить на лугу?» Работа в парах: выявление зависимости видового состава растений от среды обитания. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных сред обитания и растений, произрастающих в них. Учебник. Карточки с изображением разных растений для работы в парах | Называние разных сред обитания растений и растений, произрастающих в них. Умение находить в тексте, где говорится о растениях разных сред обитания | Рассказ о растениях определённых сред обитания, нахождение у них общего |
4 | Строение растений | 1 | В ходе беседы с учителем выявление частей растений (корень, стебель, лист, цветок, плод). Рисование схемы строения растений. Нахождение на рисунках, фотографиях этих частей у разных растений. Установление функций частей растений и их взаимосвязи. Игра «Собери растение из его частей». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных растений. Учебник. Карандаши. Картинки растений, разрезанные на части | Узнавание частей растения на картинках и фотографиях. Представления о назначении частей растений. Выполнение несложных заданий под контролем учителя | Узнавание частей растения на комнатных растениях и в природе. Представления о взаимосвязях частей растений, выделение существенных признаков частей растений |
5 | Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы | 1 | В ходе беседы с учителем, используя картинки растений разделение их на 3 группы (деревья, кустарники, травы). Работа с текстом учебника – выявление существенных признаков каждой группы растений. Работа со словарём. Работа в парах с раздаточным материалом -распределение картинок растений на 3 группы. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. Карточки с картинками и фотографиями растений разных групп | Отнесение растений к определённым группам. Называние конкретных деревьев, кустарников, трав. Адекватная оценка своей работы | Называние растений определённых групп и объяснение своего решения. Рассказ о группах растений. Осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников |
6 | Лиственные деревья | 1 | Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением деревьев. Выявление лиственных деревьев, их отличительных особенностей. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных лиственных деревьях. Работа со словарём, определение слова – «листопад». Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями лиственных и хвойных деревьев. Учебник со словарём. Слайды с 3 деревьями, 2 из которых – лиственные. Для работы в парах картинки и фотографии культурных и дикорастущих деревьев | Узнавание лиственных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лиственных дикорастущих и культурных деревьев (по 2 представителя) | Знать классификацию растений, знать признаки лиственных растений, отнесение растений к лиственным на основании основных признаков. Называть представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3-4 представителя). Отнесение лиственных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное) |
7 | Хвойные деревья | 1 | Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением хвойных деревьев, их отличие от лиственных. Формирование представления о вечнозелёных растениях, тайге. Работа с текстом учебника – значение хвойных деревьев. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями хвойных и лиственных деревьев, тайги, лиственного и хвойного леса зимой, отдельных сосны, ели, лиственницы | Узнавание хвойных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние хвойных деревьев (по 2 представителя | Знать признаки хвойных растений, отнесение растений к хвойным на основании основных признаков. Называть представителей хвойных растений (3 представителя). Отнесение хвойных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее) |
8 | Дикорастущие кустарники | 1 | Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных кустарниках с использованием текста учебника, их значение для природы и человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями, среди которых кустарники. Учебник. Слайды с фотографиями орешника, дикорастущей малины, боярышник, шиповник | Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание дикорастущих кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние дикорастущих кустарников (2 представителя) | Узнавать и называть дикорастущие кустарники (не менее 3), выделять существенные признаки дикорастущих кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации |
9 | Культурные кустарники | 1 | Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Выявление культурных кустарников по назначению: декоративные и садовые. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных кустарников. Учебник. Слайды с декоративными и садовыми кустарниками для игры, слайды с фотографиями кустарников, описанных в тексте учебника (стр.23-26) | Знать классификацию растений, признаки кустарников. Узнавание культурных кустарников на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние культурных кустарников (2-3 представителя), представление о значении культурных кустарников | Узнавать и называть культурные кустарники (не менее 3) , выделять существенные признаки культурных кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации |
10 | Травы | 1 | Анализ иллюстраций с изображением растений, нахождение травянистых растений, и их отличия от деревьев и кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных растений, в том числе травянистых. Учебник. Слайды с фотографиями травянистых растений, описанных в учебнике (стр. 27-28) | Узнавать и называть дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относить изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации | Знать классификацию растений, признаки трав. Узнавание дикорастущих и культурных трав на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение трав к изучаемой группе, называние дикорастущих и культурных трав (подорожник, ромашка, укроп, петрушка) |
11 | Декоративные растения | 1 | Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением растений. Нахождение декоративных растений, выявление причины отнесения их к определенной группе растений. Работа в парах. Работа с учебником. Нахождение описания декоративных растений. Анализ проблемных ситуаций. «Узнай меня» - Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных растений, в том числе декоративных. Учебник. Слайды с фотографиями декоративных растений, описанных в учебнике (стр. 29-31) | Узнавание декоративных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов (2-3), отнесение растений к изучаемой группе, называние декоративных растений, представление о значении лекарственных растений | Узнавать и называть декоративные растения (не менее 5), выделять существенные признаки декоративных растений. |
12 | Лекарственные растения | 1 | Слушание объяснения учителя. Работа с учебником (описание внешнего вида, места произрастания, использование лекарственных растений). Выяснение правил сбора лекарственных растений. Работа с тетрадью (задание 5 на стр. 34). Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями лекарственных растений. Учебник. Тетрадь | Узнавание лекарственных растений (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение растений к изучаемой группе, называние лекарственных растений, представление о значении лекарственных растений | Узнавать и называть лекарственные растения (не менее 4), относить изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации |
13 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 1 | Слушание объяснения учителя. Узнавание комнатных растений на фотографии или картинке. Описание внешнего вида живого комнатного растения (из тех, о которых говорится в тексте учебника). Работа с учебником – значение комнатных растений, правила ухода за ними. Работа с тетрадью - запись названий растений из учебника (стр. 36 -37). Самооценка. Рефлексия | Комнатные растения, Слайды с картинками и фотографиями комнатных растений. Учебник. Тетрадь | Узнавание комнатных растений на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении комнатных растений, отнесение отдельных растений к группе комнатных растений, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя | Узнавать и называть комнатные растения, относить изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществлять деятельность по уходу за комнатными растениями |
14 | Растительный мир разных районов Земли | 1 | В ходе беседы с учителем, используя картинки и фотографии разных природных зон выяснение, что растительный покров зависит от климатических условий. Знакомство с растениями разных зон в ходе работы с учебником. Выявление характерных особенностей растений разных климатов. Игра «Где мой дом?» (по внешнему виду определить в какой зоне произрастает растение). Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями растений разных природных зон. Учебник. Слайды с картинками или фотографиями растений разных климатических зон | Узнавание герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, выполнение действий по уходу за растениями под контролем учителя | растения, выделять существенные признаки комнатных растений, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение |
15 | Растения нашей страны | 1 | Слушание объяснений учителя (какие климатические зоны есть в России). В ходе беседы с учителем выявление растений, которые произрастают в той или иной зоне России. Работа с учебником (растения тундры, леса, степи, пустыни. Где мало растений и почему?). Анализ проблемных ситуаций. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями тундры, леса, степи, пустыни. Слайды с картинками или фотографиями растений, описанных в тексте учебника (стр. 39 – 44). Учебник | Узнавать и называть изученные растения (по 1-2 растения), выделять существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания | Узнавание растений разных районов Земли - (холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам по месту произрастания, называние растений, произрастающих в районах с умеренным климатом |
16 | Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. Экскурсия в природу (лес, парк) | 1 | Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности. Выявление климатической зоны в нашей местности, по растениям, произрастающим вокруг. Работа в тетради (зарисовка дерева или кустарника). Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка. Рефлексия. | Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных растений нашей местности. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы на экскурсии. Учебник. Тетрадь | Узнавание и называние различных нашей местности (леса, лесостепи, степи) на иллюстрациях и фотографиях и живой природе, называние изученных объектов называние растений, произрастающих в нашей местности | Узнавать и называть изученные растения (по 2-3 растения), выделять существенные признаки растений нашей местности, называть эти растения, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания |
17 | Красная книга России и Омской области | 1 | В ходе беседы с учителем выявление значения растительного мира для планеты Земля и необходимости охранять растения. Работа со словарём (заповедники). Формирование представления о Красной книге. Знакомство с растениями из Красной книги Омской области. Выполнение в тетради задания 5 на стр. 48. Самооценка. Рефлексия | Видеоролики «Растения на службе у человека», «Роль растений на планете Земля», «Пожар в лесу». Слайды с картинками и фотографиями растений из Красно книги Омской области. Учебник. Тетрадь | Узнавание растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам, называние растений своей местности | Называть растения, произрастающих в своей местности, отнесение растений своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные |
18 | Повторение и итоговый контроль по теме «Растительный мир Земли» | 1 | Работа с учебником. Анализ иллюстраций. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 183-184). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных растений, тестовые задания (с выбором правильного ответа) | Узнавание растений Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние растений из Красной книги своей местности, представление о значении Красной книги | Называние растений, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе, выполнять доступные возрасту природоохранительные действия |
2-я четверть (14 ч.) Животный мир (34 ч.) | ||||||
19 | Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | В ходе беседы с учителем выявление отличия животных от растений (движение). Работая с учебником (стр. 49) выяснение способов движения животных. Используя текст учебника (С. 54-56) с помощью учителя выявляют, записывают в тетрадь группы животных с примерами. Работа со словарём. Игра «Кто из какой группы?». Самооценка. Рефлексия | Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь | Узнавание животных на иллюстрациях и фотографиях, называние животных | Называние представителей животного мира, выделение признаков животных. Отнесение животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) |
20 | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов | 1 | В ходе беседы с учителем выявление разных сред обитания животных. Работа с учебником: знакомство с животными, обитающими в лесу, на лугу, в горах, в воде, в воздухе… Игра «Кто где живёт?». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных разных сред обитания. Учебник | Узнавание животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы) | Узнавание и называние представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называние животных, известных из других источников, объяснение своего решения |
21 | Насекомые | 1 | В ходе беседы с учителем выявление строения насекомых. С помощью учебника (с.57) рисование жука в тетради с указанием частей его тела. В ходе работы с текстом учебника нахождение ответов на вопросы 3.4,5 на с.58. Работа в парах по карточкам «Третий лишний». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица «Строение жука». Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах. | Узнавание насекомых на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении насекомых в природе | Узнавание и называние насекомых, выделение существенных признаков насекомых |
22 | Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | В ходе беседы с учителем выявление особенностей внешнего вида и образа жизни бабочек, стрекоз, жуков. В ходе работы с учебником знакомство с жизненным циклом бабочки, значение насекомых. Игра «кто есть кто?» Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями бабочек, стрекоз, жуков. Учебник | Узнавание жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, отнесение жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называние изученных объектов, представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе | Узнавание и называние представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы)в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире |
23 | Кузнечики, муравьи, пчелы | 1 | Используя текст учебника (с.63-64) составляют описание кузнечиков, муравьёв, пчёл по плану: Внешний вид, питание, выведение потомства, значение. Работа со словарём (муравейники), знакомство с понятием общественное насекомое.Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями кузнечиков, муравьёв, пчёл, муравейника, улья, рамки с сотами. Учебник | Узнавание кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение к изученной группе животных, представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе | Узнавание и называние насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе |
24 | Рыбы | 1 | В ходе беседы с учителем выявление строения рыбы и её характерных особенностей. С помощью учебника (с.66) рисование рыбы в тетради с указанием частей её тела. Используя учебник, знакомятся с образом жизни рыб, их значением. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных рыб, таблица «Строение рыбы». Учебник | Узнавание рыб на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении рыб в природе | Узнавание и называние рыб, выделение существенных признаков рыб, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире |
25 | Морские и речные рыбы | 1 | Самостоятельная работа с учебником изучение представителей морских и речных рыб. Работа со словарём. В ходе беседы с учителем выявление значения рыб для природы и человека, охрана рыб. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями морских и пресноводных рыб. Видеоролики «Лов рыбы», «Разведение рыбы». Учебник. Тетрадь | Узнавание морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение сельди, трески, камбалы, лосося, карася, окуня, сома, щуки к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных рыб к морским и пресноводным | Узнавание и называние рыб морских и речных (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков морских и речных рыб, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; отнесение рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации (пресноводные, морские, хищные) |
26 | Земноводные. Лягушки, жабы | 1 | В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями земноводных, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о лягушке или жабе по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями лягушек и жаб. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе земноводных на слайде | Узнавание земноводных - лягушек и жаб - на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лягушек и жаб к изученной группе животных, представление о значении жаб и лягушек в природе | Узнавание и называние земноводных, выделение существенных признаков земноводных - жаб и лягушек; наличие представлений о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мир |
27 | Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы | 1 | В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями пресмыкающихся, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о змее, ящерице или крокодиле по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями змей, ящериц, крокодилов. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе пресмыкающихся на слайде | Узнавание пресмыкающихся - змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, представление о значении пресмыкающихся в природе | Выделение существенных признаков пресмыкающихся, выделение существенных признаков змей, ящериц, крокодилов; наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире |
28 | Птицы | 1 | В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц, среда их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – записывание в тетрадь понятия и представителей осёдлых и перелётных птиц. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных птиц, их гнёзд. Таблица «Строение тела птицы». Видеоролики с насекомоядными, зерноядными птицами, перелёт птиц. Учебник | Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, представление о значении птиц в природе | Узнавание и называние птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, называние птиц из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные и зимующие) |
29 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1 | Работа в группах: знакомство с ласточками, скворцами, снегирями, орлами (составление рассказа: внешний вид, место обитания, где строит гнездо питание, принадлежность к группе птиц). Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия | Слайды, фотографии, видеоролики с орлами, ласточками, скворцами, снегирями. Слайд с планом рассказа. Учебник | Узнавание птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим | Узнавание и называние птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные - зимующие, хищные)о |
30 | Лебеди, журавли, чайки | 1 | В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц (лебеди, журавли, чайки). Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа в тетради о журавле, чайке или лебеде на выбор (задание 4 на стр. 85).Самооценка. Рефлексия | Слайды, фотографии, видеоролики с журавлями, чайками или лебедями | Узнавание птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лебедей, журавлей, чаек к изученной группе животных, представление. Отнесение изученных птиц к перелетным или зимующим | Узнавание и называние птиц (лебеди, журавли, чайки), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификаций (перелетные - зимующие, водоплавающие), называние морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников |
31 | Птицы Омской области. Охрана птиц | 1 | Беседа с учителем по вопросам 1 – 6 стр. 86 – 67. Составление рассказа об одной из птиц Омской области (зад. 7 стр.87) Знакомство с птицами Красной книги Омской области. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями птиц, занесённых в Красную книгу Омской области. Учебник | Узнавание птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние птиц, обитающих в своей местности | Называние птиц, обитающих в своей местности, выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные -зимующие, водоплавающие), знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных возрасту природоохранительных действий |
32 | Млекопитающие | 1 | Повторение понятия млекопитающие их отличительные особенности. Работа в парах- разделение млекопитающих на группы по средам обитания и типам питания, используя учебник. В ходе беседы с учителем выясняют значение млекопитающих в природе и жизни человека. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями млекопитающих в природе и жизни человека. Учебник, тетрадь | Узнавание млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих, отнесение млекопитающих к разным группам, представление о значении млекопитающих в природ | Узнавание и называние млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделениесущественных признаков млекопитающих, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации (обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные) |
3-я четверть (20 ч.) | ||||||
33 | Млекопитающие суши | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими суши разных географических зон Земли. Работа с учебником – знакомство с животными разных зон. Игра «Кто где живёт?» - назвать животное и где оно обитает. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных млекопитающих разных климатических зон из числа тех, которые в учебнике. Учебник | Узнавание млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов | Узнавание и называние (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников. |
34 | Млекопитающие морей и океанов | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими морей и океанов, особенностями строения их тела, образом жизни. Работа в тетради – выписывание названий морских животных из учебника (с.93 – 94.) Работа в парах игра «Третий лишний» по карточкам. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями морских животных. Учебник. Карточки с 3-мя названиями животных для игры в парах | Узнавание млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние млекопитающих морей и океанов | Узнавание и называние млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объяснение своего выбора |
35 | Домашние животные в городе и деревне | 1 | В ходе беседы с учителем разделение млекопитающих на домашних и диких. Работа со словарём. Знакомство с представителями сельскохозяйственных животных, их значение для человека. Работа в парах по вопросам и заданиям стр. 98. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями домашних и диких животных. Учебник | Узнавание домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние домашних животных, отнесение домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие) , представление о значении домашних животных | Узнавание и называние домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков домашних животных, называние домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объяснение своего выбора |
36 | Сельскохозяйственные животные: лошади | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство внешним видом, особенностями жизни и значением лошади. Работа со словарём. Составление плана рассказа о лошади с использованием учебника. Выполнение задания 9 на стр. 100. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями лошадей разной породы. Видеоролики «Значение лошади для человека». Учебник | Узнавание лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение лошадей к домашним животным, представление о значении лошадей | Узнавание и называние лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков лошадей, отнесение лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция). Формирование готовности к самостоятельной жизни |
37 | Сельскохозяйственные животные: коровы | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с животным корова, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа о корове по вопросам 1-7 на стр. 103. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями коров и телят разной породы. Видеоролики «Значение коровы для человека». Учебник | Узнавание коров на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение коров к домашним животным, представление о значении коров | Узнавание и называние коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков коров, отнесение коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные) |
38 | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с животными свинья, коза, овца, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Выписывание из учебника в тетрадь что дают эти человеку животные. Работа в парах – подготовка ответов на вопросы 1 – 5 на стр. 105. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями свиней, овец и коз разной породы. Учебник | Узнавание и называние коз, овец, баранов на иллюстрациях и фотографиях, отнесение коз, овец, баранов к домашним животным, представление о значении коз, овец, баранов | Узнавание и называние коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных |
39 | Домашние птицы: куры, утки, индюки | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с понятием домашняя птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Домашние птицы: куры, утки, индюки». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-7 стр.108. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями домашних птиц: кур, уток, индюков разно породы. Учебник | Узнавание кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение кур, уток, индюков к домашним птицам, представление о значении кур, уток, индюков | Узнавание и называние домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных, отнесение домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие) |
40 | Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с понятием живой уголок. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – требования к помещению для живого уголка, уход за животными. Беседа по вопросам стр. 111. Самооценка. Рефлексия | Видеоролик «Живой уголок». Учебник. Тетрадь | Узнавание животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за «живым уголком» под руководством учителя, представление о значении «живого уголка» | Узнавание и называние животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, отнесение животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знание о правилах по уходу за «живым уголком», выполнение доступных возрасту действий по уходу |
41 | Аквариумные рыбки | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с понятием аквариум, видами аквариумных рыбок, их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником - выписать в тетрадь название рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок. Самооценка. Рефлексия | Видеоролик «Жизнь аквариума». Учебник. Тетрадь. Слайды с картинками и фотографиями аквариумных рыбок | Узнавание аквариумных рыбки на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя | Узнавание и называние аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков аквариумных рыбок.Знание правил ухода и содержания аквариумных рыбок. |
42 | Попугаи, канарейки | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с понятием певчая птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Попугаи, канарейки». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-5 стр.115. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия | Видеоролик с домашними певчими птицами. Слайды с картинками и фотографиями попугаев и канареек. Учебник. Тетрадь | Узнавание певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние известных учащимся певчих и декоративных птиц, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и декоративными птицами под руководством учителя | Узнавание и называние певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков певчих и декоративных птиц называние певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны школьникам из других источников, знание, правил ухода и их содержания за певчими и декоративными птицами |
43 | Морские свинки, хомяки, черепахи | 1 | Смысловое чтение параграфа учебника «Морские свинки, хомяки, черепахи». Работа в парах по вопросам и заданиям 1-6 стр.117-118. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями морской свинки, хомяка и черепахи. Видеоролик «Уход и кормление домашних грызунов». Учебник | Узнавание морских свинок, хомячков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомячками, черепахами под руководством учителя | Узнавание и называние животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков морских свинок, хомячков, черепах, знание правил ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками иих содержания |
44 | Домашние кошки | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с породами длинношерстных и короткошёрстных кошек. Работа с учебником: как ухаживать за кошкой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя кошка и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных пород длинношерстных и короткошёрстных кошек. Учебник | Выделение существенных признаков кошек, отнесение кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) знание правил ухода за кошками и их содержания | Узнавание кошек на иллюстрациях и фотографиях, отнесение кошек к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, представление о значении кошек |
45 | Собаки | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с породами служебных и декоративных собак, их значение для человека. Работа с учебником: как ухаживать за собакой. Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя собака и я». Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями разных пород служебных, охотничьих и декоративных собак. Учебник. Видеоролик «Собака на службе у человека» | Узнавание и называние собак на иллюстрациях и фотографиях, отнесение собак к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, представление о значении собак | Выделение существенных признаков собак, отнесение собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знание правил ухода за собаками и их содержания |
46 | Животные холодных районов Земли | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с животными холодных районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником (зад. 5 стр. 124). Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных холодных районов Земли. Учебник | Узнавание животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы | Узнавание и называние животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных холодных районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов |
47 | Животные умеренного пояса | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с животными умеренного пояса, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником: записать в тетрадь травоядных и хищных животных умеренного пояса. Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных умеренного пояса. Видеоролики с этими животными. Учебник | Узнавание животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы | Узнавание и называние животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных умеренного пояса Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы. Травоядные. Хищники. |
48 | Животные жарких районов Земли | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с животными жарких районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Работа в парах: составить план рассказа о животных на выбор (лев, слон, жираф). Взаимооценка рассказов по плану. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных жарких районов Земли. Учебник | Узнавание животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы | Узнавание и называние животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных жарких районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - травоядные, хищники |
49 | Животный мир нашей страны | 1 | Самостоятельная работа с текстом учебника по вопросам на стр. 135. Составление рассказа об одном из животных (зад. 5 на стр. 135).Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных разных районов России. Учебник | Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) | Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные) |
50 | Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России | 1 | В ходе беседы с учителем выяснение того, для чего нужно охранять животных. Работа со словарём. Знакомство с Красной книгой России. Самостоятельная работа по вопросам стр. 138. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями редких и исчезающих животных из Красной книги России. Учебник | Узнавание животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, представление о значении Красной книги | Узнавать и называть животных, включенных в Красную книгу России, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе |
51 | Животные Омской области. Красная книга Омской области. Экскурсия в природу | 1 | В ходе экскурсии и беседы с учителем выявление значения животных для природы и человека, необходимости охранять животных. Знакомство с животными из Красной книги Омской области. Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Работа в парах: выполнение задания на экскурсии. Самооценка. Рефлексия | Видеоролики о значении животных. Слайды с картинками и фотографиями «краснокнижных» животных Омской области. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы в парах на экскурсии. Учебник | Узнавание животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях и в живой природе, называние изученных объектов, отнесение животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие, насекомые) | Называть животных, обитающих в своей местности, отнесение животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) |
52 | Повторение и итоговый контроль по теме «Животный мир Земли» | 1 | Работа с учебником, анализ иллюстраций с животными разных групп и мест их обитания. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 184-186). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия | Слайды с картинками и фотографиями животных разных групп, тестовые задания (с выбором правильного ответа), учебник | Узнавание животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, называние животных, обитающих в нашей стране, отнесение животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) | Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные |
4-я четверть (16 ч.) Человек ( 13 ч.) | ||||||
53 | Как устроен наш организм | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как устроен организм человека. Работа с учебником – знакомство с частями тела и внутренними органами человека (рисунок 224). Самооценка. Рефлексия | Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник | Узнавание частей тела на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, узнавание и называние органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях и схемах тела человека | Называние частей тела и органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств |
54 | Как работает наш организм | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как работает организм человека и взаимодействуют между собой все органы. Работа с учебником (рисунок 225) – знакомство с тем, как работают наши органы. Самооценка. Рефлексия | Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Видеоролик о работе одной из систем органов человека. Учебник | Представление об организме, системах органов и их значении в организме | Наличие представлений о взаимосвязях между органами организма человека, знание названий систем органов |
55 | Здоровый образ жизни человека | 1 | В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения здорового образа жизни. Работа с учебником (страница 149) – знакомство с тем, что вести здоровый образ жизни это выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Самооценка. Рефлексия | Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье. Учебник | Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) | Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
56 | Осанка | 1 | В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильной осанки. Самостоятельная работа с учебником (стр. 153) – знакомство с правилами королевской осанки.Самооценка. Рефлексия | Муляж скелета человека, таблица " Осанка человека", слайды "Правила королевской осанки". Тетрадь, учебник | Узнавание правильной осанки на иллюстрациях и фотографиях. Знание и соблюдение правил здорового жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) | Представление о влиянии осанки на здоровье человека, Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
57 | Органы чувств | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с органами чувств человека и их функциями. Самостоятельная работа с учебником: выписать в тетрадь названия органов чувств. Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и таблицы органов чувств. Муляжи уха и глаза человека. Учебник | Узнавание органов чувств (глаз, ушей, носа, языка) на иллюстрациях и схемах, называние изученных органов, представление о значении органов чувств | Узнавать и называть изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение зрения, слуха, осязания, вкуса к органам чувств, представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении |
58 | Правила гигиены и охрана органов чувств | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с правилами гигиены и охраны органов чувств человека. Работа с учебником. Изготовление книжки- малышки о правилах гигиены органов чувств. Взаимооценивание. Рефлексия | Видеоролик о правилах гигиены и охраны органов чувств. Ножницы. клей- карандаш, распечатка правил гигиены. Учебник | Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, выполнение несложных заданий (под контролем взрослого) | Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
59 | Здоровое питание | 1 | В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильного питания для сохранения здоровья. Работа с учебником( рис.233, рис.234). Работа в паре: разгадывание кроссворда "Здоровое питание". Взаимопроверка, взаимооценка. Рефлексия | Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник | Соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека | Узнавать и называть продукты животного и растительного происхождения, выделять их признаки, относить продукты к соответствую щим группам. Знание и соблюдение правил здорового образа питания, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
60 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с органами дыхания человека. Самостоятельная работа с учебником в парах по рисунку 235 стр.163; стр.165(правила гигиены дыхания). Взаимооценивание. Рефлексия | Муляж торса человека, слайды с картинками о правилах гигиены дыхания. Видеоролик о дыхательной системы. Учебник | Узнавание и называние органов дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, представление о значении органов чувств. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил личной гигиены. | Узнавать и называть изученные органы (нос, легкие), показывать их на рисунках, схемах, макетах. Отнесение носа, легких к органам дыхания, представление о взаимосвязи органов в организме и их значении. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
61 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при порезах, царапинах, ушибах, ожогах и обморожениях. Самостоятельная работа в парах с учебником по вопросам 1-6 стр.168. Игра «Доктор». Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками и видеоролик оказания первой медицинской помощи. Аптечка первой помощи. Тетрадь и учебник | Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, понимание его значения в жизни человека, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполнение несложных заданий по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) | Знание и соблюдение правил безопасного поведения. Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи |
62 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения профилактики простудных заболеваний. А также повышения иммунитета. Самостоятельная работа с учебником (страница 171) – знакомство с тем, как повысить иммунитет. Самооценка. Рефлексия | Видеоролик о профилактике простудных заболеваний. Слайды с картинками, демонстрирующими как можно повысить иммунитет. Учебник | Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание их значения в жизни человека, выполнение несложных заданий по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого) | Знание и соблюдение правил поведения при простудных заболеваниях, знание и соблюдение правил профилактики простудных заболеваний, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи |
63 | Специализация врачей | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с врачами разных специальностей которые ведут приемы в поликлиниках. Самостоятельная работа с учебником -выписать в тетрадь специальности врачей, которые работают в поликлиниках (стр.172-173). Взаимопроверка и самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками, на которых изображены врачи различных специальностей. Тетрадь, учебник | Узнавание врачей на иллюстрациях, фотографиях, называние специализации врачей | Называть специализацию врачей (педиатр, терапевт, Лор, окулист), соотносить заболевания внутренних органов и специализацию врача |
64-65 | Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи. Экскурсия в медицинский кабинет | 1 | В ходе беседы с учителем знакомство с медицинскими учреждениям г.Омска(своей местности). Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Выполнение задания на экскурсии. Самостоятельная работа в паре по учебнику (стр.177, вопросы 1-9).Самооценка. Рефлексия | Слайды с картинками, на которых изображены медицинские учреждения Омска. Видеоролик с экскурсией по медицинским учреждениям города Омска. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для экскурсии. Тетрадь, учебник | Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях | Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях |
66 | Повторение и итоговый контроль по теме «Человек» | 1 | Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 186 – 187)Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.
| Слайды с картинками и фотографиями по теме «Человек». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) | Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Называние объектов, относящихся к организму человека, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни | Узнавание и называние изученных объектов относящихся к организму человека), Знание и соблюдение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм |
67 | Обобщающий урок. Неживая природа | 1 | Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр.179 – 182) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.
| Слайды с картинками и фотографиями по курсу «Неживая природа». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) | Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов неживой природы, (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называние предметов, относящихся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды и воздуха представление о значении неживой природы в жизни человека | Узнавание и называние изученных объектов неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов неживой природы к разным группам выделение существенных признаков объектов неживой природы Представление о взаимосвязях между неживой и живой природой. Отнесение предметов неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделение существенных признаков каждой группы; Знание и соблюдение правилбезопасного поведения в природе |
68 | Обобщающий урок. Живая природа | 1 | Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 183 – 186) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.
| Слайды с картинками и фотографиями по курсу «Живая природа». Тестовые задания (с выбором правильного ответа) | Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях, отнесение изученных объектов к определенным группам растения, животные, организм человека), называние объектов, относящихся к растениям, животным, организму человека, знание элементарных правил безопасного поведения в природе, знание правил соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни; представление о значении живой природы | Узнавание и называние изученных объектов живой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов живой природы к разным группам (растения (деревья, кустарники, травы; хвойные, лиственные; декоративные); животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие); организм человека), выделение существенных признаков разных групп растений и животных. Представление о взаимосвязях между неживой и живой природой. Знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и действий по соблюдению санитарно гигиенических норм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведение 5 класс и география 6 класс
Предлагаю материал по двум урокам- Природоведение 5 класс - урок обощения и повторения проводится в форме космического путешествия, параллено идет подготовка к контрольной работе по теме: " Вселенная"...
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Тематическое планирование.Биология 6-11 классы. Природоведение 5 класс
Тематическое планирование по курсу биологии и курсу природоведения по программамА.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Программа основного общего образования по природоведению»,Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Заха...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Конспект урока в малокомплектной школе (природоведение 5 класс и география 6 класс) потемам: "Рельеф суши. Горы. Равнины" и 6 класс - "Рельеф дна Мирового океана".
Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная....