Окружающий природный мир. Жиленко Артём инд.
рабочая программа по природоведению (6 класс)
Окружающий природный мир. Жиленко Артём
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.zhilenko_artyom.docx | 65.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Окружающий природный мир» 6 класс
Жиленко Артём.
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью для 6 класса разработана на основе:
-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.
-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 29 от 10.07.2015 г.
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2010 г.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся в развитии.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 6.0ВЗ классе обучаются 12 детей. У 2 ребят выявлены тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной и тяжёлой степени, системное недоразвитие речи тяжёлой степени (обследование в октябре 2016 г.). Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети характеризуются разной степенью выраженности снижения интеллектуального и психофизического развития Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи и со звукокомплексами. Ввиду этого при обучении детей используются разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. Наиболее типичными для обучающихся данной категории являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен знанием предметов окружающего быта.
Дети с глубокой умственной отсталостью постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
В связи с неразвитостью эмоционально- волевых процессов дети неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях.
При всех дефектах развития у детей сформирован познавательный интерес и стремление к самообслуживанию и относительной самостоятельности и даже случаются отдельные проявления желания помочь одноклассникам и взрослым.
При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей.
Длительность программы: программа составлена на 2021-2022 учебный год.
Форма работы: индивидуальная в классе.
Условия реализации: программа реализуется на занятиях в условиях специального класса для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий. Используется индивидуальная работа. В основе занятий лежит предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Во время дистанционного режима учёбы возможны занятия на образовательном портале Учи.ру и в программе ZOOM.
Показания к реализации программы: АООП составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК. Со всеми детьми рекомендована работа педагога по развитию социально-бытовых, трудовых умений и навыков, по формированию алгоритма продуктивной деятельности, развитию крупной и мелкой моторики.
Форма работы выбрана с учётом рекомендации органов здравоохранения (очная форма обучения по АООП в классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Технология коррекционно-развивающего обучения.
Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний,).
Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.
Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.
Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.
Информационно-коммуникативные технологии.
Методы обучения. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь учителя. Для реализации деятельностного подхода учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы способствуют формированию представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Методы и средства оценки эффективности программы:
Первичная и итоговая диагностика в учебном году, описание результативности освоения программы учащимся в конце учебного года.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Личностные результаты освоения АООП:
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Владение правилами поведения в учебной ситуации;
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;
Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты освоения АООП:
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы(вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы,).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире(растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Место предмета в учебном плане:
На учебный предмет «Окружающий природный мир» в 6 классе отводится 2 часа в неделю.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Содержание программы:
Экскурсия в природу.
Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей.
Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.
Живая и неживая природа.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.
Объекты неживой природы: Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне.
Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
Земля - живая планета. Луна- спутник Земли.
Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Значение воздуха для растений, животных и человека.
Закрепление и обобщение представлений о воде. Источники пресной воды. Источники солёной воды
Значение воды для растений, животных и человека.
Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина.
Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа №1. Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года).Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе
Наш дом – Земля. Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки.
Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям.
Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы.
Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы.
Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы.
Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства
Использование человеком полезных ископаемых.
Свойства воды
Вода в природе. Вода и пар, снег и лед.
Охрана водоемов.
Воды суши: родники, ручьи, реки.
Воды суши: озера, болота, пруды
Моря и океаны. Обобщающий урок по теме: Наш дом – Земля.
Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.
Среда обитания растений (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов).
Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу.
Части растения.
Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные).
Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные.
Сезонные изменения.
Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.
Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др.
Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др.
Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные(кувшинка, кубышка, рогоз).
Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние(пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Уход за комнатными растениями.
Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленные культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).
Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.
Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».
Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители.
Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей.
Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания.
Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.
Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники и заказники. Красная книга.
Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.
Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли.
Растительный и животный мир национального парка «Валдайский»
Экскурсия в национальный парк «Валдайский». Большая экологическая тропа.
Литература:
- Т. М. Лифанова, Е. Н.Соломина. Учебник «Природоведение» 5 класс Просвещение, 2015.
- Рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса Т. М. Лифанова
Дополнительная литература:
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) под редакцией Б.П. Пузанова – М: Академия, 2000 г. с152-153.
- Л.Ф. Мельчаков «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». М. «Просвещение» 1981 г.
- В.Н. Федорова, С.З. Якунов «Методика обучения природоведению» М. «Просвещение» 1983 г.
- Е.Ю. Сухаревская «Окружающий мир» - справочник для ученика начальной школы», Ростов-на-Дону 2010 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
4.Ноутбук.
5.Интерактивная доска
6. Клавиатура для детей с ОВЗ
Календарно – тематическое планирование
«Окружающий природный мир» 6 класс
учебник Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
п/п | Тема урока | Дата план. | Дата факт. |
1 | Экскурсия в природу. | ||
2 | Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей. | ||
3 | Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды. | ||
4 | Живая и неживая природа. | ||
5 | Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей. | ||
6 | Объекты неживой природы:Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне. | ||
7 | Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы. | ||
8 | Земля - живая планета. Луна- спутник Земли. | ||
9 | Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. | ||
10 | Значение воздуха для растений, животных и человека. | ||
11 | Закрепление и обобщение представлений о воде.Источники пресной воды. Источники солёной воды Значение воды для растений, животных и человека. | ||
12 | Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина. | ||
13 | Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа №1. Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года). | ||
14 | Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. | ||
15 | Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года | ||
16. | Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. | ||
17 | Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос. | ||
18 | Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе | ||
19 | Наш дом – Земля. Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | ||
20 | Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки. | ||
21 | Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела. | ||
22 | Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям. | ||
23 | Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы. | ||
24 | Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы. | ||
25 | Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы. | ||
26 | Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства | ||
27 | Использование человеком полезных ископаемых. | ||
28 | Свойства воды | ||
29 | Вода в природе. Вода и пар, снег и лед. | ||
30 | Охрана водоемов. | ||
31 | Воды суши: родники, ручьи, реки. | ||
32 | Воды суши: озера, болота, пруды | ||
33 | Моря и океаны. | ||
34 | Обобщающий урок по теме: Наш дом – Земля. | ||
35 | Растительный мир Земли.Разнообразие растительного мира. | ||
36 | Среда обитания растений (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов). | ||
37 | Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу. | ||
38 | Части растения. | ||
39 | Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные). | ||
40 | Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные. | ||
41 | Сезонные изменения. | ||
42 | Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др. | ||
43 | Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. | ||
44 | Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. | ||
45 | Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др. | ||
46 | Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др. | ||
47 | Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные (кувшинка, кубышка, рогоз). | ||
48 | Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). | ||
49 | Уход за комнатными растениями. | ||
50 | Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие | ||
51 | Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). | ||
52 | Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др. | ||
53 | Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли». | ||
54 | Животный мир Земли.Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | ||
55 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | ||
56 | Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители. | ||
57 | Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др. | ||
58 | Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей. | ||
59 | Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др. | ||
60 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. | ||
61 | Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания. | ||
62 | Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. | ||
63 | Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания. | ||
64 | Охрана животных. Заповедники и заказники. Красная книга. | ||
65 | Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. | ||
66 | Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли. | ||
67 | Растительный и животный мир ХМАО - Югры | ||
68 68668 | Экскурсия в лес, побережье реки Вах. Большая экологическая тропа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс
Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...
Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса
Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....
презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс
Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...
ОБЖ_8 класс_6_Загрязнение окружающей природной среды
Учебный материал для 8 классов средней общеобразовательной школы....
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"
Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....
Методическая разработка по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, тема: "Природное явление. Дождь"
ПРЕДМЕТОкружающий природный мир (ФГОС) КЛАСС5 класс, индивидуальное обучение (на дому) ТЕМА«Природное явление. Дождь.».ТИП УРОКАзакрепление знанийЦЕЛЬПродолжать форми...