Окружающий природный мир. Жиленко Артём инд.
рабочая программа по природоведению (6 класс)

Вохменцев Андрей Владимирович

Окружающий природный мир. Жиленко Артём

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.zhilenko_artyom.docx65.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Окружающий природный мир» 6 класс

Жиленко  Артём.

АООП образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью для 6 класса разработана на основе:

-Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013  99-ФЗ, от 23.07.2013  203-ФЗ).

-Федеральный государственный  образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.     1599.

-Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.03.2015 г.

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ   29 от 10.07.2015 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/  М.: Просвещение, 2010 г.

 

 Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.  АООП  образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью составлена с учетом особых образовательных потребностей  обучающихся в развитии.

Психолого-педагогическая  характеристика  обучающихся  с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 В 6.0ВЗ классе обучаются 12 детей. У 2 ребят выявлены тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной и  тяжёлой степени, системное недоразвитие речи тяжёлой степени (обследование  в октябре 2016 г.).  Дети  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью  отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению  предметных  учебных  знаний.  Дети  характеризуются  разной  степенью  выраженности снижения интеллектуального  и психофизического развития Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления,  отмечается  своеобразное  нарушение  всех  структурных компонентов  речи:  фонетико-фонематического,  лексического  и грамматического.  У  детей  затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним  речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи и со звукокомплексами.  Ввиду этого при обучении детей  используются  разнообразные  средства  невербальной  коммуникации. Внимание  обучающихся  с  умеренной  и  тяжелой  умственной  отсталостью крайне  неустойчивое,  отличается  низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  отвлекаемости. Процесс  запоминания является механическим, зрительно-моторная координация  нарушена.  Детям  трудно  понять  ситуацию,  вычленить  в  ней  главное  и  установить причинно-следственные  связи,  перенести  знакомое  сформированное действие  в  новые  условия. Психофизическое  недоразвитие  характеризуется  также  нарушениями координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  несложных трудовых  действий.  Наиболее  типичными  для обучающихся данной  категории  являются трудности  в  овладении  навыками,  требующими  тонких  точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки,  кисти,  шнурование  ботинок,  застегивание  пуговиц,  завязывание  ленточек,  шнурков.   Запас знаний и представлений о внешнем мире мал  и  ограничен  знанием предметов окружающего быта.

  Дети с глубокой умственной отсталостью постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

 В связи с неразвитостью эмоционально- волевых процессов дети неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих  реакциях.  

При всех дефектах развития у детей сформирован познавательный интерес  и стремление к самообслуживанию и относительной самостоятельности и даже   случаются отдельные  проявления желания помочь одноклассникам и взрослым.

 При  продолжительном  и  направленном использовании  методов  и  приемов  коррекционной  работы  становится заметной  положительная  динамика  общего  психического  развития  детей.

Длительность программы: программа составлена на 2021-2022 учебный год.

Форма работы:   индивидуальная  в классе.

Условия реализации: программа реализуется на занятиях в условиях специального класса  для детей с интеллектуальными нарушениями в умеренной и тяжёлой степени в соответствии с расписанием.  Продолжительность занятий 35-40 минут в зависимости от психофизического состояния здоровья. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий. Используется   индивидуальная работа В основе занятий лежит   предметно-практическая деятельность. При реализации программы используются дидактические пособия, таблицы, картинки, раздаточный материал, имеющийся в образовательном учреждении, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы. Во время дистанционного режима учёбы возможны  занятия на образовательном портале Учи.ру и  в  программе  ZOOM.

Показания к реализации программы: АООП  составлена в соответствии с рекомендациями специалистов ПМПК.  Со всеми детьми рекомендована работа педагога по развитию социально-бытовых, трудовых  умений и навыков,  по формированию алгоритма  продуктивной деятельности, развитию крупной и мелкой моторики.

 Форма работы выбрана с учётом рекомендации органов здравоохранения (очная форма обучения  по АООП  в классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью)

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Технология коррекционно-развивающего обучения.

Традиционные технологии: обязательные этапы на уроке (проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний,).

Технологии активных форм и методов: игровые технологии, работа в парах и группах.

Здоровьесберегающие технологии: технология обеспечения двигательной активности (В. Ф. Базарного), психолого-педагогические приёмы здоровьесбережения.

Авторские педагогические технологии: технологии индивидуального и дифференцированного подхода В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, технологии личностно-ориентированного подхода И. Я. Якиманской.

Информационно-коммуникативные технологии.

 Методы обучения. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь   учителя. Для реализации деятельностного подхода учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый  лишний», картинное лото, домино и др. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках  на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности. Правильная организация занятий, специфические приемы и методы способствуют формированию  представлений  о  живой  и  неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

 Методы и средства оценки эффективности программы:

Первичная и итоговая диагностика в учебном году, описание  результативности освоения программы учащимся в конце учебного года.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.  Требования устанавливаются к результатам:

 личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

  предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.  

Личностные результаты освоения АООП:

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

 Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

 Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

 Владение навыками сотрудничества  со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

 Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

 Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предметные результаты освоения АООП:

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления  об  объектах  неживой  природы(вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы,).

Представления о временах года, характерных признаках времен года,  погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Умение  учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире(растения, животные,  их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Место предмета в учебном плане:

На учебный предмет «Окружающий природный мир» в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Цель обучения   формирование  представлений  о  живой  и  неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Программа  представлена  следующими  разделами:  «Растительный  мир»,  «Животный  мир»,  «Временные  представления», «Объекты неживой природы». 

Содержание программы:

Экскурсия  в природу.

Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей.

Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.

Живая и неживая природа.

Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.

Объекты неживой природы: Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне.

Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы

Земля - живая планета. Луна- спутник Земли.

Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Значение воздуха для растений, животных и человека.

Закрепление и обобщение представлений о воде. Источники пресной воды. Источники солёной воды

Значение воды для растений, животных и человека.

Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина.

Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа 1.  Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года).Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе

Наш дом  Земля.  Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки.

Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям.

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы.

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы.

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы.

Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства

Использование человеком полезных ископаемых.

Свойства воды

Вода в природе. Вода и пар, снег и лед.

Охрана водоемов.

Воды суши: родники, ручьи, реки.

Воды суши: озера, болота, пруды

Моря и океаны. Обобщающий урок по теме:  Наш дом  Земля. 

Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.

Среда обитания растений  (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов).

Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу.

Части растения.

Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные).

Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные.    

Сезонные изменения.

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др.

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.

Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др.

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др.

Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные(кувшинка, кубышка, рогоз).

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние(пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).  

Уход за комнатными растениями.

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленные культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.

Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».

Животный мир Земли. Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители.

Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей.

Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания.

Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания.

Охрана животных. Заповедники и заказники.  Красная книга.

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли.  

Растительный и животный мир национального парка «Валдайский»

Экскурсия в национальный парк «Валдайский». Большая экологическая тропа.

Литература:

  • Т. М. Лифанова,  Е. Н.Соломина. Учебник «Природоведение» 5 класс Просвещение, 2015.
  • Рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса Т. М. Лифанова

Дополнительная литература:

  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) под редакцией Б.П. Пузанова  М: Академия, 2000 г. с152-153.
  • Л.Ф. Мельчаков «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». М. «Просвещение» 1981 г.
  • В.Н. Федорова, С.З. Якунов «Методика обучения природоведению» М. «Просвещение» 1983 г.
  • Е.Ю. Сухаревская «Окружающий мир» - справочник для ученика начальной школы», Ростов-на-Дону 2010 г.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

 2.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

 3.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 4.Ноутбук.

 5.Интерактивная доска

 6. Клавиатура для детей с ОВЗ 

Календарно  тематическое планирование

«Окружающий природный мир» 6 класс

учебник Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение», 5 класс: учебник для  специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида.

п/п

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

1

Экскурсия  в природу.

2

Лето. Обобщение летних наблюдений за жизнью и трудом взрослых, занятиями детей.

3

Начало осени. Сбор урожая. Овощи, фрукты, ягоды.

4

Живая и неживая природа.

5

Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей.

6

Объекты неживой природы:Закрепление элементарных представлений о Солнце, Земле, Луне.

7

Солнце-звезда, вокруг которой обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы

8

Земля - живая планета. Луна- спутник Земли.

9

Закрепление и обобщение представлений о воздухе, Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.

10

Значение воздуха для растений, животных и человека.

11

Закрепление и обобщение представлений о воде.Источники пресной воды. Источники солёной воды

Значение воды для растений, животных и человека.

12

Закрепление и обобщение представлений о почве. Песок. Камни. Глина.

13

Что такое природоведение? Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Практическая работа 1.  Ежедневные наблюдения за погодой (ежедневно в течение года).

14

Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело(звезда), источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы.

15

Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года

16.

Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.

17

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

18

Экскурсия для проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе

19

Наш дом  Земля. Планета Земля. Форма земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

20

Воздушная оболочка Земли и ее охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Охрана воздушной оболочки.

21

Ветер-движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

22

Экскурсия на местность для ознакомления с местными формами поверхности земли, с водоемами, почвенным обнажениям.

23

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Равнины, овраги, холмы.

24

Разнообразие поверхности суши (рельеф). Горы.

25

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, плодородная, неплодородная. Охрана почвы.

26

Полезные ископаемые: песок, глина, мел, гранит, мрамор, каменная соль. Внешний вид, свойства

27

Использование человеком полезных ископаемых.

28

Свойства воды

29

Вода в природе. Вода и пар, снег и лед.

30

Охрана водоемов.

31

Воды суши: родники, ручьи, реки.

32

Воды суши: озера, болота, пруды

33

Моря и океаны.

34

Обобщающий урок по теме:  Наш дом  Земля. 

35

Растительный мир Земли.Разнообразие растительного мира.

36

Среда обитания растений  (растения поля, леса, сада, огорода, луга, водоемов).

37

Охрана лесов, лугов, растений, занесенных в Красную книгу.

38

Части растения.

39

Деревья, кустарники, травы, грибы (съедобные и несъедобные).

40

Лиственные деревья. Дикорастущие и культурные.    

41

Сезонные изменения.

42

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива и др.

43

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

44

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.

45

Кустарнички: брусника, черника, клюква, морошка и др.

46

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина и др.

47

Травы: лесные (ландыш, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.), луговые (клевер, колокольчик, мятлик и др.), водные (кувшинка, кубышка, рогоз).

48

Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).  

49

Уход за комнатными растениями.

50

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных трав. Алоэ, зверобой и другие

51

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

52

Зерновые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.

53

Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».

54

Животный мир Земли.Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

55

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

56

Насекомые: жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и их личинки-вредители.

57

Рыбы: морские и пресноводные, раки, улитки, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

58

Птицы: кукушка, дятел, синица, соловей.

59

Звери: медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан, крот, полевка, суслик, хомяк и др.

60

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

61

Уход за животными в живом уголке или дома. Правила ухода и содержания.

62

Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

63

Собаки, домашние кошки. Разнообразие видов. Правила ухода и содержания.

64

Охрана животных. Заповедники и заказники.  Красная книга.

65

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

66

Обобщающий урок по теме: Животный мир Земли.

67

Растительный и животный мир ХМАО - Югры

68        68668

Экскурсия в лес, побережье реки Вах. Большая экологическая тропа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОБЖ "Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс

Конспект урока по ОБЖ @Загрязнение окружающей природной среды" 8 класс + презентация к уроку...

Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса

Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....

презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс

Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Конспект открытого урока предметная область "Окружающий мир" предмет" Окружающий природный мир" тема: "Зимующие птицы. Снегирь, синица"

Конспект урока разработан для обучающихся 10 класса с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Методическая разработка по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, тема: "Природное явление. Дождь"

ПРЕДМЕТОкружающий природный мир (ФГОС)  КЛАСС5 класс, индивидуальное обучение (на дому)  ТЕМА«Природное явление. Дождь.».ТИП УРОКАзакрепление знанийЦЕЛЬПродолжать форми...

РП учебного предмета «Окружающий природный мир» предметной области «Окружающий мир» АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант-5 кл)

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предме...