Урок по предмету "Окружающий мир", тема "Кто что ест"
методическая разработка по природоведению
Урок по теме "Кто что ест", был разработан ученицей 10 класса, для участия в муниципальном Чемпионате "Юные профессионалы".
Ученица стала призёром данного Чемпионата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_chto_est.docx | 33.83 КБ |
rabochiy_list.docx | 27.5 КБ |
kartochki_k_uroku.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Кто что ест»
Ход урока
- Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Желаю на этом уроке каждому из вас совершить открытие!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одно из царств природы.
здесь живут насекомые и черви, птицы и звери и много других живых организмов.
Ребята, как вы думаете А какое это царство? (животные)
А вы про животных уже много знаете?
Да, на уроках вы познакомились с разнообразием животных. Узнали, что ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп по определенным признакам.
- Перечислите эти группы (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и т.д.)
- По какому признаку отличаются эти группы? ( по внешнему виду)
- Назовите признаки птиц. (крылья, тело покрыто пером)
- А признаки млекопитающих? (выкармливают детенышей, потомство молоком)
- А сегодня мы попробуем сгруппировать животных по другому признаку. Попробуйте догадаться по какому, послушав текст.
- Введение в тему.
(НАДО СКАЗКУ СОКРАТИТЬ, СВОИМИ СЛОВАМИ ПЕРЕСКАЗАТЬ)
БЕЖАЛ ЕЖИК ПО ДОРОЖКЕ
Бежал ежик по дорожке, только пяточки мелькали. Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». Повстречался с улиткой и говорит: «Ну-ка, улитка, давай наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест».
Глупая улитка говорит: «Давай!»
Пустились улитка и еж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ежик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.
Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай.
Н. Сладков
Скажите ребята, как вы думаете
– Кем пообедал еж?
– Какую еще пищу ест еж?
– Почему еж испугался филина?
– Кем питается филин?
– Будет ли он есть траву, овощи, семена растений? Почему?
– Догадались ли вы, по какому признаку будем группировать животных сегодня? (по способу питанию).
III. Изучение нового материала.
1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у
п и т а н и я.
На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, еж.
- Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.
- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
- Другими животными?
- Насекомыми?
- Всякой (разнообразной) пищей? (если не знают, то ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА НАШИХ ЛИСТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ ГРУПП ЖИВОТНЫХ)
Ребята, на ваших столах лежат Рабочие листы урока. Напишите свою фамилию и имя. Запишите тему урока. Кто что ест
Заполните схему (у вас 2 мин на выполнение задания)
Н а д о с к е появляется с х е м а:
- Попробуем соотнести животных с группами. Лошадь – растительноядное, заяц – растительноядное, тигр – хищное, скворец – всеядное, лягушка – насекомоядное, свинья – всеядное, еж – всеядное.
(Ты сама подставляешь примеры, картинки и комментируешь)
Они у нас будут расположены внизу под схемой
НАПИШИТЕ ПО 1 ПРИМЕРУ ПОД КАЖДОЙ СТРЕЛОЧКОЙ
-Какой вывод можете сделать по схеме? (животные питаются растениями или другими животными)
2. Введение понятия «Цепи питания».
Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. (на доске появляется карточка).
- Как вы понимаете это словосочетание? (кто кем питается; неразрывная связь; нечто единое)
- Чему, по-вашему, будем учиться сейчас на уроке? (составлять цепи питания)
- а в конце занятия задам вам ребята этот вопрос
Зачем человеку нужны знания о цепях питания? (вопрос урока)- вывешивается на доску
- Попробуем найти ответ на этот вопрос.
- Посмотрите, на ваших партах в рабочих листах урока вы видите примеры цепей питания. Посовещайтесь в паре и попробуйте проанализировать их по плану.
- В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
- С чего начинается цепь? Почему?
(Примерный ответ: Растения способны использовать энергию солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу. )
- Что заметили, выполняя задание? Обратите внимание, что звенья нельзя переставлять местами
- Какой вывод сделаем по заданию? (строгая последовательность) (появляется карточка на доске)
- Для чего выполняли задание, где пригодятся полученные знания? (при составлении цепей питания)
- Хорошо ли мы разобрались в последовательности звеньев, узнаем, выполнив задание. Как вы думаете, что будем делать? (составлять цепь питания)
- На партах вы видите конвертики, в них карточки со словами. Составьте из данных слов цепи питания. И впишите полученную цепь в рабочий лист (схема 2)
- Клевер – заяц – волк
- Водоросли – карась – щука
- Солянка -тушканчик – шакал
- Ковыль – пищуха – орёл
- Сложно ли было справиться с заданием? Что помогло?
- Связаны ли цепи питания между собой? (нет)
- Почему? (разные природные сообщества)
-Давайте назовем их (1 – лес, 2-водоем, 3-пустыня , 4-степь)
- Какой вывод можно сделать по заданию? (в каждом природном сообществе образуются свои цепи питания) (появляется карточка на доске) СОБРАТЬ САМОЙ ПРАВИЛЬНУЮ И НЕПРАВИЛЬНУЮ СХЕМУ(дети должны определитьправильный ответ)
3. Выводы. - Посмотрите сколько знаний мы сегодня получили о цепи питания, сколько открытий сделали. Попробуйте рассказать по схеме, что сегодня узнали о цепи питания.
-Давайте обратимся к вопросу сегодняшнего урока. Как бы вы сейчас на него ответили? (человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все
взаимосвязано)
- Человек – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Если останется время, то еще стихотворение(желательно наизусть)
- Наш урок я бы хотела закончить стихотворением
Бориса Заходера «Про всех на свете»
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем- то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
4. Рефлексия.
-А сейчас, ребята,
- Поделитесь впечатлениями о теме урока.
Мне показалось трудным...
Было интересно…
Хотелось бы побольше узнать о…
РЕБЯТА, СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК.
МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ.
Предварительный просмотр:
лес
водоём
пустыня
степь
клевер | заяц | волк |
водоросли | карась | щука |
солянка | тушканчик | шакал |
ковыль | пищуха | орёл |
клевер | заяц | волк |
водоросли | карась | щука |
солянка | тушканчик | шакал |
ковыль | пищуха | орёл |
сосна | жук-короед | дятел |
водоросли | карась | щука |
яблоня | яблоневая тля | божья коровка |
рожь | мышь | змея |
(2 сторона рабочего листа)
Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными.
Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными.
На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники.
Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками.
Существуют всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).
(1 сторона, под схемой)
Примеры цепей питания
- В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
- С чего начинается цепь? Почему?
(первая сторона)
Рабочий лист урока ФИ___________________
Тема урока: ___________________________________________________
Предварительный просмотр:
животные
всеядные
хищники
насекомо
ядные
растительноядные
цепи питания
Зачем человеку нужны знания о цепях питания?
строгая
последовательность
В каждом природном сообществе своя цепь питания
Мне показалось трудным…
Было интересно…
Хотелось бы побольше узнать о…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...