Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Данная рабочая программа по природоведению для 5 класса разработана в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

5  КЛАСС

(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

 

Составила:

Лысикова Е. В.

Москва 2016


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

 - Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

- Авторской программы по природоведению для 5 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.

Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ - 4

- проверочных работ - 6

- практических работ - 5

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношение к культуре других народов;
  3. формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  5. развитие элементарных навыков самостоятельности;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  7. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  10.  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень освоения программы по природоведению:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

        Достаточный уровень освоения программы по природоведению:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

2. Содержание учебного предмета

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».

Введение

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

      Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

      Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

        Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Практические работы:

Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.

Наш дом — Земля

      Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

      Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

      Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.

      Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

      Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

      Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.

      Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

      Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Практические работы:

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши».

Нахождение на карте морей и океанов.

Зарисовка форм поверхности своей местности.

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы».

Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.

Растительный мир Земли

      Разнообразие растительного мира. Части растения.

      Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

      Деревья, кустарники, травы. Части растения.

      Дикорастущие и культурные растения.

      Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

      Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

      Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

      Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

      Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.

      Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.

      Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).

Практические работы:

Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.

Изготовление гербариев отдельных растений.

Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года.   Игры на классификацию растений по месту произрастания.

Уход за комнатными растениями.

Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.  

Приготовление отвара лекарственных трав.

Экскурсии в парк, сквер.

Животный мир Земли

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

      Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

      Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

      Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

      Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

      Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

      Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

      Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

      Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Практические работы:

Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

Упражнения в классификации животных (таблица, игры).

Изготовление кормушек, скворечников.

Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.

Сезонные наблюдения за животными.

Составление правил ухода за домашними животными.

Составление рассказов о своих домашних животных.

Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок и др.

Человек

      Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

      Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

      Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

      Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

      Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

      Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

      Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

      Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Практические работы:

Составление распорядка дня.

Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов).

Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов).

Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.

Есть на Земле страна — Россия

      Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

      Население России. Городское и сельское население. Народы России.

      Столица Москва.

      Санкт-Петербург.

      Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).

      Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

      Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.

      Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

      Заповедники. Заказники. Охрана природы.

      Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

Практические работы:

Зарисовка Государственного флага России.

Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.).

Изготовление альбома «Россия — наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Зарисовка животных и растений своей местности.

Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».

Составление рассказа о своем городе.

Изготовление альбома «Наш город Москва».


3. Тематическое планирование рабочей программы

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения по теме

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  1. Введение (1 час)

Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Знакомство с учебником.

1

Что такое природоведение. Живая и неживая природа.

Составление таблицы «Живая и неживая природа».

Работа с учебником.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя показывать объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, ориентироваться в учебнике.

Называть признаки живых организмов. Узнавать и называть предметы и явления неживой природы.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

  1. Вселенная (4 часа)

Знакомство с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области. Значение Солнца для жизни на Земле и его влияние на сезонные изменения в природе, знакомство с названиями планет.

1

Небесные тела: планеты, звезды.

Зарисовки звездного неба.

Выполнение заданий на карточках.

С помощью учителя показывать и называть изученные объекты на иллюстрациях и фотографиях, объединять в их группу.

Узнавать и называть небесные тела на иллюстрациях и фотографиях. Самостоятельно объединять изученные объекты в группу.

2

Солнечная система. Солнце.

Изготовление аппликации «Солнечная система» или зарисовка.

Тестовое задание.

С помощью учителя показывать и называть изученные объекты на иллюстрациях и фотографиях, узнавать планету Земля.

Узнавать и называть небесные тела на иллюстрациях и фотографиях. Показывать расположение планеты Земля в солнечной системе. Знать названия некоторых планет солнечной системы. Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле.

3

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

Работа с иллюстрациями и фотографиями космических кораблей.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь элементарные представления о значении исследования космоса для человека.

Знать о приоритете нашей страны в исследовании космоса.  Знать о значении исследования космоса для человека.

4

Первый полет в космос. Современные исследования.

Проверочная работа по теме «Вселенная».

Называть имя первого космонавта.

Знать о современных исследованиях космоса, знать первого космонавта и других исследователей.

  1. Наш дом – Земля (13 часов)

Элементарные представления об оболочках Земли —атмосфера, литосфера и гидросфера. Знакомство с основными свойствами воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

1

Планета Земля. Форма Земли.

Работа с картой и глобусом.

Письменное задание.

Называть с помощью учителя название нашей планеты и ее естественного спутника. Иметь представление и смене времен года. Называть все времена года, показывать их на картинках.

Знать название нашей планеты и ее естественного спутника, причину смены времен года. Перечислять по порядку времена года, называть их характерные признаки.

2

Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Работа по карточкам.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь элементарное представление об оболочках Земли.

Иметь представление об оболочках Земли, называть их. Знать, чем они образованы.

3

Соотношение воды и суши на Земле.

Работа с глобусом и географической картой.

Заполнение схемы «Воды суши».

Фронтальный опрос с использованием презентации.

С минимальной помощью учителя показывать на карте и глобусе воду и сушу. Понимать их соотношение.

Иметь представление о соотношении воды и суши на нашей планете. Показывать на карте и глобусе воду и сушу. Правильно понимать их соотношение.

4

Воздух. Состав и свойства воздуха.

Демонстрационная практическая работа «Свойства воздуха».

Тестовое задание.

С помощью учителя называть состав и свойства воздуха.

Иметь представление об основном составе воздуха. Называть его свойства.

5

Значения воздуха для жизни на Земле. Воздух и его охрана.

Работа по карточкам.

Проверка работы на карточках.

Понимать значение воздуха для жизни живых организмов.

Знать значение воздуха для жизни на Земле.

6

Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.

Работа с географической картой.

Зарисовка форм поверхности своей местности.

Устный опрос с использованием презентации.

С помощью учителя соотносить название поверхности суши с соответствующей картинкой, показывать их на географической карте. Иметь представление о рельефе нашей местности.

Иметь представление о земной поверхности. Соотносить название поверхности суши с соответствующей картинкой. Показывать их на географической карте. Знать рельеф нашей местности.

7

Почва. Свойства почвы. Охрана почвы.

Работа с образцами почв.

Письменное задание.

Иметь представление о почве и ее плодородии, значении для жизни людей.

Давать определение: почва, плодородие. Описывать свойства различных типов почв. Знать о значении почв для жизни людей.

8

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.

Работа с образцами полезных ископаемых.

Тестовое задание.

С помощью учителя давать определение полезные ископаемые и определять их на образцах и картинках.

Знать определение полезные ископаемые, их виды. Описывать внешний вид некоторых полезных ископаемых и их на образцах и картинках. Знать о полезных ископаемых нашей местности.

9

Свойства полезных ископаемых, значение. Способы добычи.

Составление таблицы.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Понимать свойства полезных ископаемых, рассказать о некоторых опираясь на наглядный материал.

Описывать свойства полезных ископаемых. Знать об их значение и способах добычи.

10

Вода. Свойства, значение. Вода в природе: осадки, воды суши.

Практическая работа «Свойства воды».

Фронтальный опрос.

Понимать свойства воды, рассказать о некоторых опираясь на наглядный материал.

Описывать свойства воды. Знать о состояниях воды в природе и ее значении. Иметь представление о круговороте воды в природе.

11

Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Работа с географической картой.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь представление об естественных и искусственных водоемах. С помощью учителя показывать реки и озера на карте. Называть некоторые наиболее значимые водоемы Москвы и Московской области.

Знать естественные и искусственные водоемы. Уметь определять реки и озера на карте. Знать наиболее значимые водоемы (реки, озера, пруды) Москвы и Московской области.

12

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Работа с географической картой. Нахождение на карте морей и океанов.

Письменный контроль с использованием дифференцированных заданий.

С помощью учителя показывать на карте моря и океаны. Знать названия некоторых из них. Иметь элементарное представление о значении морей и океанов.

Показывать на карте моря и океаны. Уметь рассказать о значении морей и океанов на Земле и для человека. Знать названия океанов и некоторых морей.

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Наш дом - Земля».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Наш дом - Земля».

  1. Растительный мир Земли (13 часов)

Знакомство с простейшей классификацией растений, характерными признаками каждой изучаемой группы растений. Взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного мира. Представители флоры разных климатических поясов. Растения нашей страны и нашего края.  Знакомство с комнатными и декоративными растениями.

1

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Составление таблицы.

Проверка таблицы.

Знают и называют некоторых представителей различных групп растений (дикорастущих и культурных, по среде обитания).

Знать понятия: дикорастущие и культурные растения. Уметь распределять предложенные растения по группам. Знать и называть представителей различных групп. Понимать классификацию растений по среде обитания.

2

Части растений.

Выделение органов растений. Работа с гербариями и натуральными объектами.

Устный опрос с использованием презентации.

Могут показать части растений на гербариях и натуральных объектах.

Знать части растений. Показывают их на схеме, гербариях и натуральных объектах.

3

Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика.

Зарисовка деревьев, кустарников, трав.

Письменное задание.

Определять деревья, кустарники и травы на картинках. Знать по 1 – 2 представителя из каждой группы.

Давать общую характеристику изученных групп растений. Называть некоторых представителей каждой группы.

4

Дикорастущие и культурные растения.

Работа с гербариями и муляжами.

Письменное задание.

Определять дикорастущие и культурные растения на картинках. Знать некоторых представителей каждой группы.

Давать характеристику изученной группы растений. Знать некоторых представителей каждой группы. Рассказывать о правилах ухода за культурными растениями.

5

Деревья. Лиственные деревья (дикорастущие, культурные) Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Сезонные изменения.

Зарисовка листьев деревьев.

Зарисовка растений в разные времена года.

Фронтальный опрос.

Определять на картинках лиственные растения среди других представителей. Знать названия нескольких лиственных растений. Понимать сезонные изменений лиственных растений.

Знать, какие деревья называются лиственными. Узнавать и называть представителей данной группы растений на картинках и в природе. Рассказывать о сезонных изменениях лиственных растений.

6

Хвойные деревья. Ель, сосна, лиственница.

Заполнение таблицы, решение кроссворда.

Устный опрос с использованием презентации.

Определять на картинках хвойные растения среди других представителей. Знать названия нескольких хвойных растений.

Знать, какие деревья называются хвойными. Узнавать и называть представителей данной группы растений.

7

Кустарники (дикорастущие, культурные). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Сезонные изменения.

Заполнение таблицы, решение кроссворда и ребусов.

Тестовое задание.

Определять на картинках кустарниковые растения среди других представителей. Знать названия нескольких кустарниковых растений и их значение для человека.

Давать характеристику изученной группы растений. Узнавать и называть представителей дикорастущих и культурных кустарниковых растений на картинках и в природе. Рассказывать о значении кустарниковых растений для человека и сезонные изменения.

8

Травы (дикорастущие, культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Работа с гербариями.

Устный опрос с использованием презентации.

Определять на картинках травянистые растения среди других представителей. Знать и называть некоторых представителей дикорастущих и культурных травянистых растений и их значение для человека.

Давать характеристику изученной группы растений. Узнавать и называть некоторых представителей дикорастущих и культурных травянистых растений на картинках и в природе. Рассказывать о значении травянистых растений для человека и сезонные изменения.

9

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс и др. Внешний вид. Места произрастания.

Заполнение таблицы. Зарисовка декоративных цветковых растений.

Устный опрос с использованием презентации.

Определять на картинках декоративные растения среди других представителей. Знать и называть некоторых представителей декоративных растений и их значение для человека.

Давать характеристику изученной группы (декоративные цветы, кустарники, деревья) растений. Узнавать и называть некоторых представителей декоративных растений на картинках и в природе. Рассказывать о значении декоративных растений для человека.

10

Лекарственные растения. Правила сбора. Использование.

Демонстрационная практическая работа «Приготовление отвара лекарственных трав».

Тестовое задание.

Показывать на картинках лекарственные растения. Знать и называть некоторых представителей лекарственных растений. С помощью учителя рассказывать о значении, правилах сбора и использовании лекарственных растений.

Узнавать и называть некоторых представителей лекарственных растений. Рассказывать о значении лекарственных растений для человека, правилах сбора и использования.

11

Комнатные растения. Разнообразие.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями».

Письменное задание.

Показывать на картинках и в учебном кабинете комнатные растения. Знать и называть некоторых представителей комнатных растений. С помощью учителя рассказывать о значении, правилах ухода за ними. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Узнавать и называть некоторых представителей комнатных растений на картинках и натуральные объекты. Рассказывать о значении комнатных растений для человека, правилах ухода за ними. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

12

Значение растений для жизни человека. Красная книга. Охрана растений.

Подготовка сообщений на тему «Охрана растений».

Устный опрос с использованием презентации.

Понимать значение растений для жизни человека. С помощью учителя рассказывать о правилах поведения в природе. Знать названия некоторых редких и исчезающих видов растений, занесённых в Красную книгу своей местности.

Знать значение растений для жизни. Составлять рассказ о правилах поведения в природе.

Знать названия некоторых редких и исчезающих видов растений, занесённых в Красную книгу своей местности.

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Растительный мир Земли».

V. Животный мир Земли (12 ч)

Знакомство с простейшей классификацией животных, характерными признаками каждой изучаемой группы животных. Взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны животного мира. Представители фауны разных климатических поясов. Животные нашей страны и нашего края. Знакомство с разнообразием домашних животных.

1

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Работа по карточкам.

Проверка карточек.

С помощью учителя рассказывать о разнообразии животного мира, с опорой на наглядный ряд. Узнавать изученных животных.

Уметь рассказать о разнообразии животного мира, пользуясь наглядным материалом. Называть изученных животных.

2, 3

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Работа по карточкам.

Проверка карточек.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь представление о классификации животных. Уметь называть представителей.

Знать простейшею классификацию животных. Знать и называть представителей каждой группы животных.

4

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Зарисовка насекомых. Решение кроссворда.

Фронтальный опрос.

С помощью учителя давать общую характеристику насекомых. Показывать части тела насекомого. Определять насекомых на картинках среди других животных, знать их названия. Иметь представление о среде обитания насекомых, их значении в природе и для человека.

Давать общую характеристику насекомых. Знать части тела насекомого. Узнавать и называть представителей данной группы на картинках. Рассказывать о среде обитания насекомых, их значении в природе и для человека.

5

Рыбы, внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Зарисовка рыб. Упражнения в классификации животных.

Тестовое задание.

С помощью учителя давать общую характеристику рыб. Показывать части тела рыбы. Определять рыб на картинках среди других животных, знать названия некоторых из них. Иметь представление о среде обитания рыб, их значении в природе и для человека.

Давать общую характеристику рыб. Знать части тела рыбы. Узнавать и называть представителей данной группы на картинках. Рассказывать о среде обитания рыб, их значении в природе и для человека.

6

Птицы, внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Зарисовка птиц. Упражнения в классификации животных.

Тестовое задание.

С помощью учителя давать общую характеристику птиц. Показывать части тела птицы. Определять птиц на картинках среди других животных, знать названия некоторых из них. Иметь представление о среде обитания птиц, их значении в природе и для человека.

Давать общую характеристику птиц. Знать части тела птицы. Узнавать и называть представителей данной группы на картинках. Рассказывать о среде обитания птиц, их значении в природе и для человека.

7, 8

Звери (млекопитающие), внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

Зарисовка зверей. Упражнения в классификации животных.

Тестовое задание.

С помощью учителя давать общую характеристику млекопитающих. Показывать части тела млекопитающего. Определять млекопитающих на картинках среди других животных, знать названия некоторых из них. Иметь представление о среде обитания млекопитающих, их значении в природе и для человека.

Давать общую характеристику млекопитающих. Знать части тела млекопитающего. Знать классификацию зверей по способу питания. Узнавать и называть представителей каждой группы на картинках. Рассказывать о среде обитания млекопитающих, их значении в природе и для человека.

9

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

Составление рассказов о своих домашних животных.

Тестовое задание.

Различать диких и домашних животных. Показывать на картинках домашних животных. Называть их. С помощью учителя рассказывать о значении, правилах ухода за ними.

Различать диких и домашних животных. Узнавать и называть домашних животных на картинках. Рассказывать о значении домашних животных для человека, правилах ухода за ними. Уметь рассказать о своем домашнем питомце.

10

Живой уголок. Уход за домашними животными. Правила ухода и содержания.

Составление правил ухода за домашними животными.

Устный опрос с использованием презентации.

Иметь понятие о живом уголке. Знать и называть некоторых изученных животных. Знать правила ухода за домашними животными и животными живого уголка.

Иметь понятие о живом уголке. Знать и называть изученных животных. Рассказывать о правилах ухода за домашними животными и животными живого уголка.

11

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

Работа с учебником.

Тестовое задание.

Иметь представление о значение животных на планете, роли заповедников в охране животного мира. Знать некоторые заповедники своей местности. Узнавать и называть некоторых редких и исчезающих видов животных, занесённых в Красную книгу.

Понимать значение животных на планете. Знать о роли заповедников в охране животного мира и некоторые заповедники своей местности. Узнавать и называть некоторых редких и исчезающих видов животных, занесённых в Красную книгу.

12

Контрольно-обобщающий урок «Животный мир Земли».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Животный мир Земли».

VI.Человек (9 часов)

Знакомство с простейшими сведениями об организме человека, его строении и функционировании. Представление о здоровом образе жизни, профилактике появления вредных привычек и формировании необходимых санитарно-гигиенических навыков.

1

Строение нашего организма. Части тела, внутренние органы.

Работа с учебником, муляжами частей тела и внутренних органов.

Фронтальный и индивидуальный опрос у доски.

Иметь понятие о человеке, как части живой природы. С помощью учителя показывать части тела человека на схеме и на себе. Иметь представление о расположении внутренних органов человека и их значении.

Иметь понятие о человеке, как части живой природы. Знать части тела человека. Уметь показывать на схеме и на себе. Знать о расположении внутренних органов человека и их значении.

2

Работа нашего организма. Взаимодействие органов.

Работа с учебником.

Заполнение таблицы.

Фронтальный и индивидуальный опрос у доски.

Иметь элементарное представление о системе органов человека, их функционировании, значении для жизнедеятельности человека.

Иметь понятие о системе органов человека, их функционировании, значении для жизнедеятельности человека.

3

Здоровье человека (режим, закаливание и др.) Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

Составление распорядка дня.

Показ правильной посадки за партой и осанки.

Фронтальный и индивидуальный опрос у доски.

Понимать необходимость сохранения своего здоровья. Демонстрировать образец правильной осанки. Знать некоторые правила закаливания своего организма.

Понимать необходимость сохранения своего здоровья. Демонстрировать образец правильной осанки. Знать правила закаливания своего организма.

4

Гигиена органов чувств, правила. Охрана зрения, слуха.

Работа по карточке. Разгадывание кроссворда.

Проверка карточек.

Устный опрос с использованием презентации.

С помощью учителя и наглядного материала называть органы чувств человека и их функции. Знать некоторые правилах охраны органов чувств.

Называть органы чувств человека. Знать их функции. Рассказывать о правилах охраны органов чувств.

5

Здоровое питание. Режим питания. Меню. Витамины.

Составление меню.

Тестовое задание.

Иметь представление о правильном питании и его значении для здоровья человека.

Понимать необходимость правильного питания для здоровья человека. Уметь правильно составить меню.

6

Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Работа по карточке, заполнение таблицы.

Проверка карточек.

С помощью учителя и наглядного материала называть органы дыхания человека и их функции. Понимать вред курения для организма человека. Знать некоторые правилах гигиены органов дыхания.

Знать органы дыхания и их функции. Рассказывать о вреде курения для организма человека. Знать правила гигиены органов дыхания.

7

Оказание первой медицинской помощи.

Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов)».

Выполнение практических заданий и устный опрос.

Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи. С помощью учителя обрабатывать ссадину, наложить пластырь.

Знать простейшие правила оказания первой медицинской помощи. Уметь обработать ссадину, порез, наложить пластырь, не сложную бинтовую повязку.

8

Профилактика простудных заболеваний.

Экскурсия в школьный медицинский кабинет.

Устный опрос.

Понимать необходимость профилактики простудных заболеваний. Знать и выполнять профилактические мероприятия.

Знать и понимать необходимость профилактики простудных заболеваний. Знать и выполнять профилактические мероприятия.

9

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Человек».

VII. Есть на Земле страна Россия (16 часов)

Формирование элементарных страноведческих понятий.

Знакомство с Россией как единым государством, ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами.

Обобщение и расширение знаний учащихся о родном крае, растительном и животном мире.

1

Россия – Родина моя.

Зарисовка государственного флага России.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Узнавать символы России. Называть столицу нашей Родины.

Знать символы России. Знать столицу нашей Родины. Называть названия крупных городов, географических объектов.

2

Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Работа с географической картой.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

С помощью учителя показывать расположение России на географической карте. Находить важнейшие географические объекты (города, реки, озера и др.)

Показывать расположение России на географической карте. Находить важнейшие географические объекты (города, реки, озера и др.)

3

Население и народы России.

Подбор иллюстраций (население России, изделия народных промыслов).

Письменное задание.

Иметь представление о многонациональности нашего государства, о народах проживающих на территории России. Знать свою национальность. С помощью учителя составлять небольшой рассказ о своей малой Родине.

Знать понятие многонациональное государство. Понимать многонациональность нашего государства. Знают некоторые народы, проживающие на территории России. Знать свою национальность. Составлять небольшой рассказ о своей малой Родине.

4

Города и села. Городское и сельское население.

Работа по карточке.

Тестовое задание.

Показывать на картинках город и село.

Знать отличие города от села. Рассказывать о занятиях городского и сельского населения.

5

Столица России – Москва. Достопримечательности Москвы.

Изготовление стенгазеты о Москве. Подбор иллюстрация и фотоматериала.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Знать столицу нашей Родины. Узнавать на картинках наиболее значимые достопримечательности города.

Знать столицу нашей Родины. Знать и показывать на картинках наиболее значимые достопримечательности города. Рассказывать об уже увиденных, посещенных местах.

6

Занятия москвичей. Ведущие предприятия.

Решение кроссворда.

Письменное задание.

Составлять несколько предложений о занятиях москвичей.

Рассказывать о занятиях москвичей, наиболее значимых предприятиях.

7, 8

Растения и животные Москвы и Московской области.

Зарисовка растений и животных своей местности.

Фронтальный опрос с использованием презентации.

Называть некоторые растения и животных Москвы и Московской области. Показывать их на картинках.

Знать изученные растения и животных Москвы и Московской области. Показывать их на картинках.

9

Санкт-Петербург.

Работа с учебником.

Письменное задание по учебнику.

Узнавать на картинках наиболее значимые достопримечательности Санкт-Петербурга. Называть его основателя.

Знать и показывать на картинках наиболее значимые достопримечательности Санкт-Петербурга, его основателя.

10

Города России. Многообразие городов.

Работа с картой.

Знать крупные города России. Показывать их на карте. Составить небольшой рассказ о изученных городах.

11

Золотое кольцо. Древние русские города.

Работа с картой.

Знать города, составляющие Золотое кольцо. Показывать их на карте. Знать наиболее значимые достопримечательности.

12

Разнообразие растительного и животного мира России и своего края.

Зарисовка растений и животных своего края.

Знать о разнообразии растительного и животного мира России, климатических зонах. Составлять небольшие рассказы о природе России и своего края.

13

Охрана природы. Красная книга.

Подготовка сообщений по теме.

Понимать значение растений и животных на планете. Узнавать и называть некоторых редких и исчезающих видов растений и животных, занесённых в Красную книгу.

14

Заповедники. Заказники.

Подготовка сообщений по теме.

Знать о роли заповедников в охране растительного и животного мира, наиболее крупные заповедники, в том числе и своей местности.

15

Контрольно-обобщающий урок по теме «Есть на Земле страна Россия».

Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа по теме «Есть на Земле страна Россия»

16

Повторение.

Выполнение контрольной работы.

Годовая контрольная работа.

4. Планируемые результаты освоения курса «Природоведения»

Планируемые результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать/понимать:

- название нашей планеты и ее форму;

- иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле и смене времен года;

- знать времена года, показывать их на картинках;

- иметь элементарное представление о формах поверхности Земли и видах водоемов;

- понимать на простейшем уровне свойства воды, воздуха, полезных ископаемых.

- иметь элементарное понимание простейший классификации растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);

- название своей страны и ее столицы;

- название некоторых географических объектов;

- название некоторых представителей растительного и животного мира России и своего края;

- название некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;

- правила поведения в природе;

- название частей тела человека;

Обучающиеся должны уметь:

- показывать на карте и глобусе воду и сушу, понимать их соотношение.

- с помощью учителя соотносить название поверхности суши с соответствующей картинкой, показывать их на географической карте.

- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека (под контролем взрослого);

- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

Обучающиеся должны знать/понимать:

- что такое природоведение;

- название нашей планеты и ее форму;

- значение Солнца для жизни на Земле;

- свойства воды, воздуха, почвы и полезных ископаемых;

- основные формы поверхности Земли и виды водоемов;

- простейшие классификации растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери);

- среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли;

- название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих;

- название важнейших географических объектов;

- название типичных представителей растительного и животного мира России и своего края;

- название некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности;

- правила поведения в природе;

- основные меры принимаемые человеком по охране природы;

- название частей тела человека и основных органов, их значение;

- факторы здорового образа жизни;

- основные санитарно-гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.

Обучающиеся должны уметь:

- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и животным миром своей местности;

- заполнять дневники наблюдения;

- называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

- демонстрировать простейшие опыты;

- показывать на схемах и муляжах некоторые органы человека (сердце, легкие, желудок, органы чувств);

- демонстрировать образец правильной осанки;

- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;

- соблюдать правила элементарной гигиены;

- выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности;

- составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.

- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

- развитие элементарных навыков самостоятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.);

- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности по предмету.

5.1 Учебно-методическое обеспечение программы

5.2 Интернет-ресурсы:

1. http://interneturok.ru/prirodovedenie/5-klass  

5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

1. Персональный компьютер с выходом в интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....

Рабочая программа по природоведению, 5 класс

Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все  требуемые разделы....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа  написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...