Рабочая программа курса «Живой мир» для 5 класса VIII вида
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Рабочая программа курса «Живой мир» 5 (коррекционного) класса разработана на основе авторской программы « Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zhivoy_mir.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...4
  4. Формы и средства контроля …………………………………………..…..4
  5. Учебно- тематический план ………………………………………………4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  6. Содержание учебного курса ………………………………………………4
  7. Общие требования к знаниям и умениям обучающихся………………..6
  8. Перечень учебно-методических средств обучения………………..……..7

 

Пояснительная   записка

     Рабочая программа курса «Живой мир» 5 (коррекционного) класса разработана на основе авторской программы « Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2012.

         Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

       Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.   Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. Формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
  2. Установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений.
  3. Экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  4. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  5. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

   На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

    Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.

  «Живой мир»   является  предметом  Федерального  компонента  учебного  плана специального  (коррекционного)  обучения  VIII вида  ОУ,  на  реализацию  которого  отводится  2 часа, по   программе:                                                                                 -количество часов в 1-й четверти – 18 часов                                                                                               -количество часов во 2-й четверти – 14 часов                                                                                -количество часов в 3-й четверти – 20 часов                                                                количество часов в 4-й четверти – 16 часов

Формы и средства контроля

Оценка деятельности  осуществляется на  каждом уроке, в форме теста,  контрольной работы, практических занятий, устного опроса.

Учебно – тематический план

№п/п

Наименование раздела,  темы

Часы учебного времени

1.

Введение.

 1

2.

Вселенная.

4 ( 3+1 экскурсия)

3.

Наш дом- Земля.

13

4.

Растительный мир Земли.

14 (13+1 экскурсия)

5.

Животный мир Земли.

12 (11+ 1 экскурсия)

6.

Человек. Охрана здоровья

8

7.

Есть на Земле страна- Россия.

14

8.

Повторение.

2(экскурсии)

Всего

68

Содержание курса

1. Введение.

     Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

2. Вселенная.

   Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия ( в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.

3. Наш дом- Земля.

   Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

4. Растительный мир Земли.

      Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

5. Животный мир Земли.

   Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

  1. Человек. Охрана здоровья.

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

  1. Есть на Земле страна- Россия.

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

  1. Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

               

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Практика взаимодействия с окружающим миром

  1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
  2. Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания.
  3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Обучающиеся  должны уметь:

  1. Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
  2. Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
  3. Выполнять рекомендуемые практические работы.
  4.  Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
  5. Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

1.Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы.

2.Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые).

3.Основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учебно- методический комплекс

  1. Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая планета» 5,6 клас

Целью изучения предмета "Экология" является формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной осн...

Рабочая программа курс "Живые организмы" 7 класс

Рабочая программа составлена в рамках УМК по биологии 7 класс (авторы ВМ Константинов, ВГ Бабенко, ВС Кучменко. М.: Вентана - Граф)....