Дополнительная предпрофессиональная программа Фортепиано для детей инвалидов и детей с овз
рабочая программа по музыке
Программа учебного предмета построена на основе Федеральных государственных требований и соответствует содержанию, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Специальность и чтение с листа» и сроку обучения по этой программе, утверждённой приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 164.
Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации, списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
В программе указан объём учебного времени на внеаудиторные и аудиторные занятия, раскрыты подробно цели и задачи учебного предмета, обозначена его роль в творческом развитии потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья и ориентацией на поступление в профессиональные образовательные учреждения.
Содержание программы учебного предмета соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в предметной области «Музыкальное исполнительство» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_predprofessionalnaya_programma_fortepiano_dlya_detey_invalidov_i_detey_s_ovz.docx | 156.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств «Гармония»
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор МУ ДО
МУ ДО «ДШИ «Гармония» «ДШИ «Гармония»
Протокол № ___________ Алехина М.В.
от «___» ___________2022 г. ________________
Приказ № ________
от «___» _________2022 г.
г.о. Люберцы
2022 г.
Разработчик – Меркурьева Людмила Анатольевна,
преподаватель МУ ДО «Детской школы искусств «Гармония»
г.о. Люберцы
Рецензент – Драйчук Светлана Михайловна, директор МУ ДО
«Детская школа искусств №4» г.о. Люберцы Московской области,
заведующая фортепианной секцией Люберецкого окружного
методического объединения
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Положение самой незащищенной части нашего общества - детей с ограниченными возможностями, остаётся особо острой проблемой, так как именно в подростковые годы ребенок адаптирует себя в этом мире. Такие дети находятся в особом мире, они живут единственную и неповторимую жизнь в предельной скудности своих возможностей, но, прежде всего, они дети, которые также хотят общаться со сверстниками, быть признанными ими, быть как все.
В Законе РФ «О социальной защите инвалидов», Федеральной программе
«Дети-инвалиды», Семейном Кодексе РФ особое внимание указывается на необходимость создания условий для творческого подхода к разрешению проблем реабилитации детей с ОВЗ.
По этой причине в обществе все больше внимания уделяется данной
проблеме. Во многих городах нашей страны в настоящее время создается разветвлённая
сеть многопрофильных образовательных учреждений, осуществляющих медицинскую, образовательную, профессиональную и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отсутствие системного подхода в работе с этими детьми, а также информированности и вовлечённости семей в обучение, отсутствие необходимых условий в образовательных учреждениях, не позволяют в полной мере создать среду, способствующую успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями.
Частично решить проблему социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья способно дополнительное образование, т.к. оно даёт ребёнку большие возможности адаптации в окружающем мире, предлагая разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества. Очень важно то, что ребёнок самостоятельно выбирает, чем он будет заниматься.
Занимаясь творчеством и получая при этом психолого-педагогическую поддержку, он начинает обогащаться духовно и открывать для себя и своих близких мир с совершенно неожиданных сторон.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.
Занятия в классе фортепиано, в рамках данной программы, включают в себя углубленную работу над развитием игрового аппарата, развитие музыкальных способностей в игровой форме, что стабилизирует нервную деятельность.
Подбор мелодий по слуху обогащает ребёнка новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. Исходя из опыта работы, благодаря музыкальным занятиям, у ребенка повышается познавательная активность, уверенность в своих силах (особенно это видно на концертах), дети активнее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается интерес к совместной деятельности с взрослым, развивается потребность ребенка в общении, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Соприкосновение с музыкой стимулирует ребенка к творчеству, и способствует
самовыражению. Зачастую также - эти занятия способны изменить его настроение в позитивную сторону. И ещё раз скажу, что эти дети с большой радостью, как ни какой здоровый ребёнок, ждут нас, испытывая огромную благодарность. Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдать следующие условия:
• Замедленный, в отличие от здоровых детей, темп обучения;
• оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
• опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
• дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
В процессе занятий фортепиано повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.
Данная программа актуальна, так как она социально востребована. Социальный аспект программы выражается в потребности педагога взять на себя новую задачу: преодоление формализма в организации работы на уроках фортепиано с детьми с ОВЗ.
Психологический аспект программы связан с удовлетворением стремления подростков с ОВЗ к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект программы:
Главная идея программы заключается в личностно – ориентированном подходе, позволяющем
более полно приблизить обучение игре на фортепиано к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка.
Программа призвана способствовать реализации прав подростка с ограниченными возможностями здоровья на получение дополнительного образования, обеспечить ему
доступность и комфортность взаимоотношений с окружающими людьми с целью дальнейшей адаптации к жизни в обществе.
Программа также призвана помочь родителям детей с ограниченными
возможностями здоровья в выработке общей стратегии обучения, воспитания и развития ребенка.
2.Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные заведения в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
Таблица 1
Срок обучения – 8-9 лет
Содержание | 1 класс | 2-8 классы | 9 класс | ||||
Максимальная учебная нагрузка в часах | 1777 | 297 | |||||
Количество часов на аудиторные занятия | 592 | 99 | |||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 691 | ||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 1185 | 198 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
- Цель и задачи программы
Цель: создание на уроках условий для успешной реализации навыков, умений, знаний, полученных в начальных классах музыкальной школы, адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Способствовать преодолению отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого подростка о его способностях и внутреннем мире.
2. Расширить знания, умения, навыки обучающегося (художественное восприятие музыки;
развитие игрового аппарата, координация движений, музыкальность исполнения)
4. Содействовать раскрытию возможностей и творческого потенциала подростка с ОВЗ.
5. Оказать содействие в адаптации подростка с ОВЗ в обществе.
6. Разработать индивидуальные образовательные маршруты с учётом потребностей подростков с ОВЗ и их родителей (или лиц их замещающих).
7. Способствовать повышению психологической культуры родителей (или лиц их замещающих).
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения | |||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 3 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 592 | 99 | |||||||
691 | |||||||||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам | 96 | 99 | 132 | 132 | 165 | 165 | 198 | 198 | 198 |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 1185 | 198 | |||||||
1383 |
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | 5 | 5 | 6 | 6 | 7,5 | 7,5 | 8,5 | 8,5 | 9 |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные) | 160 | 165 | 198 | 198 | 247,5 | 247,5 | 280,5 | 280,5 | 297 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1777 | 297 | |||||||
2074 | |||||||||
Объем времени на консультации (по годам) | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Общий объем времени на консультации | 62 | 8 | |||||||
70 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
- Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
За время обучения в 1 классе ученик должен проработать:
20-30 музыкальных произведений – народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.
Задачи: Подбор по слуху, пение от разных звуков песенных попевок и песен. Постановка исполнительского аппарата. Освоение нотной грамоты. Игра простейших упражнений. Чтение нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию.
Примерные репертуарные списки
Этюды.
Пьесы с элементами полифонии
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
И. Беркович «Этюд» До мажор
Сперонтес «Менуэт» Соль мажор
А. Гречанинов «В разлуке»
Вариант 2
Н. Любарский «Песня»
А.Александров «Новогодняя полька»
Л. Шитте «Этюд» До мажор
2 класс
За время обучения в 2 классе ученик должен проработать:
12-16 музыкальных произведений, включая 2 произведения с элементами полифонии, 1 пьесу 3-х частной формы, 5-6 пьес разнохарактерных пьес (включая 2-3 ансамбля), 5-7 этюдов.
Задачи: Чтение нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию. Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях, а также над развитием навыков свободных кистевых движений путём игры интервалов.
Этюды
Полифонические пьесы
Произведения крупной формы
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
К. Гурлит «Этюд» До мажор
Л. Моцарт «Бурре» ре минор
М.Клементи «Сонатина» №1, ор.36
Б. Дварионас «Прелюдия»
Вариант 2
А. Лешгорн «Этюд» ре минор
И.С. Бах «Менуэт» ре минор
В.А.Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
П. Чайковский «Старинная французская песенка»
3 класс
За время обучения в 3 классе ученик должен проработать:
14 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 5-6 разнохарактерных пьес (включая 2-3 ансамбля), 5-6 этюдов, 1-2 пьесы для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже).
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшие аккордовые сопровождение. Транспонирование этюдов с фигурационном изложении в пределах позиции руки (типа первых этюдов К. Черни) в 2-3-и тональности с сохранением аппликатуры оригинала. Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях в виде различных позиционных фигур.
Этюды
Полифонические пьесы
Пьесы
Произведения крупной формы
Примеры переводных программ
Вариант 1
Голубовская «Этюд» До мажор
И.С.Бах «Менуэт» соль мажор
Р. Глиэр «Рондо» Соль мажор
Франк «Жалоба куклы»
Вариант 2
А. Лемуан «Этюд» №11 ор.37
А. Арман «Фугетта» До мажор
Л. Бетховен «Сонатина» Фа мажор
П.И. Чайковский «Мазурка»
4 класс
За время обучения в 4 классе ученик должен проработать:
14 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 5 разнохарактерных пьес, 5 этюдов, 1 пьеса для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже).
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование несложных пьес и этюдов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Этюды
Полифония
Пьесы
Произведения крупной формы
Примеры переводных программ
Вариант 1
К. Черни «Этюд» ор. 599 G-dur
И.С. Бах «Маленькая прелюдия» №12 ля минор
Ф. Кулау «Вариации»
Р. Шуман «Смелый наездник»
Вариант 2
Лешгорн «Этюд» ор.65 №8
Д. Циполи «Фугетта» ми минор
Л. Бетховен «Рондо» из сонатины Фа мажор
Г. Свиридов «Упрямец»
5 класс
За время обучения в 5 классе ученик должен проработать:
14 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 2 полифонических произведения, 1-2 произведение крупной формы, 5 разнохарактерных пьес, 5 этюдов, 1 пьеса для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже).
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование несложных пьес и этюдов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Этюды
Полифония
Произведения крупной формы
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
К. Черни-Гермер «Этюд» №18
И.С. Бах «Маленькая прелюдия» №5 ре минор
Д. Чимароза « Сонатина» ля минор
Э. Григ «Вальс» ми минор
Вариант 2
А. Лешгорн «Этюд» №4 ор.4
Г. Гендель «Сарабанда с вариациями»
К. Вебер «Сонатина» До мажор
К. Дебюсси «Маленький негритёнок»
6 класс
За время обучения в 6 классе ученик должен проработать:
10-12 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 2 полифонических произведения, 1-2 произведение крупной формы, 3-5 пьес, 4 этюда, 1 пьеса для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже).
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование несложных пьес и этюдов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Этюды
Полифония
Произведения крупной формы
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
А. Бертини «Этюд» №13, ор.29
И. С. Бах «Двухголосная инвенция» №1 до мажор
Г. Грациоли «Соната» Соль мажор
С. Прокофьев «Утро»
Вариант 2
Геллер «Этюд» №15, ор.45
Н. Мясковский «Фуга в старинном стиле»
И. Гайдн «Соната - партита» До мажор
А. Грибоедов «Вальс» Ми мажор
7 класс
За время обучения в 7 классе ученик должен проработать:
6-8 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведение крупной формы, 3 пьесы, 2-4 этюда, 1 пьеса для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже)
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование несложных пьес и этюдов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Этюды
Полифония
Произведения крупной формы
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
А. Лешгорн Этюд соч.66 №28 С-dur
И.С. Бах «Трёхголосная инвенция» h – moll
Й. Гайдн «Тема с вариациями» C - Dur
Н. Раков «Легенда» d-moll из «Акварелей»
Вариант 2
М.Мошковский «Этюд» №2 ор.18
М. Глинка «Фуга» a – moll
Л. Бетховен «Соната» № 1 фа минор соч.2, №1
С. Рахманинов «Мелодия» Е-dur, соч. 3
8 класс
Главная задача 8 класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде.
За время обучения в 8 классе ученик должен проработать:
6-8 музыкальных произведений (в том числе несколько в порядке ознакомления), включая 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведение крупной формы, 4 пьесы, 1-2 этюдов, 1 пьеса для самостоятельной работы (на 1-2 класса ниже), 1 произведение для аккомпанемента.
Задачи: Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Транспонирование несложных пьес и этюдов. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных возможностей ученика.
Этюды
Полифония
Произведения крупной формы
Пьесы
Примеры переводных программ
Вариант 1
Л. Шитте Этюды по выбору ор.68
И.С. Бах Английская сюита №3 соль минор: Аллеманда
Й. Гайдн «Концерт» D-Dur
А. Бородин «В монастыре»
Вариант 2
К. Черни «Этюд» №34 ор.299
И.С. Бах ХТК Том I: Прелюдия и фуга d – moll
И. Беркович «Вариации на тему Паганини»
Э. Григ «Свадебный день в Трольдхаугене» op.65
9 класс
Предполагается, что в 9 классе обучаются учащиеся, поступающие в музыкальное училище. Требования к программе такие же, что и в 8 классе с учетом уровня сложности программы, соответствующей требованиям для поступления в профессиональное учебное заведение.
Годовые технические требования
Технический зачет состоит из исполнения:
Гамм, арпеджио, аккордов;
Этюда на любой вид техники;
Чтения с листа;
Музыкальных терминов.
2 класс
Гаммы С, G, D-dur в прямом движении двумя руками в две октавы; гаммы а, е-moll (3-х видов) каждой рукой отдельно в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
3 класс
Гаммы С, G, D, A, Е, F, B-dur в прямом и противоположном движении двумя руками в две-четыре октавы; гаммы а, е, d, g -moll (3-х видов) в прямом движении двумя руками в две октавы.
Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками в пройденных тональностях.
Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
Игра простых кадансов (T-S-T; T-D-T).
4 класс
Мажорные диезные гаммы до 4-х знаков включительно прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы. В, F-dur в прямом движении двумя руками в четыре октавы; гаммы а, е, h, d, g-moll (3-х видов) в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль диез» двумя руками.
Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука двумя руками в пройденных тональностях.
Арпеджио короткие двумя руками; длинные арпеджио без обращений каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
Игра простых кадансов (T-S-T; T-D-T) ко всем пройденным тональностям.
5 класс
Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы; минорные гаммы до 4-х знаков включительно (3-х видов) в прямом движении двумя руками в четыре октавы.
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль диез» двумя руками.
Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука двумя руками в пройденных тональностях;
Арпеджио короткие двумя руками; длинные арпеджио без обращений двумя руками в 2-3-х тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные от белых клавиш.
Кадансы (T-S-D-T) ко всем пройденным тональностям.
6 класс
Все мажорные и минорные гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы (из них две-три в терцию и дециму).
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль диез» двумя руками.
Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука двумя руками в пройденных тональностях.
Арпеджио короткие двумя руками; длинные арпеджио без обращений двумя руками в 2-3-х тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные от белых клавиш; уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками.
Кадансы (T-S-D-T) ко всем пройденным тональностям.
7 класс
Все мажорные и минорные гаммы в прямом и противоположном движении двумя руками в четыре октавы (из них две-три в терцию и дециму).
Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль диез» двумя руками.
Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука двумя руками в пройденных тональностях.
Арпеджио короткие двумя руками; длинные арпеджио без обращений двумя руками в 2-3-х тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные от белых клавиш; уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками.
Кадансы (T-S-D-T) ко всем пройденным тональностям.
8 класс
Мажорные, минорные и хроматические гаммы играть в прямом и противоположном движении, а также гаммы в терцию, сексту и дециму в противоположном движении.
Арпеджио короткие, ломаные, длинные, в прямом и противоположном движении.
Аккорды по 4 звука. Доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды с обращениями.
Учащиеся, которые готовятся к поступлению в музыкальные учебные заведения, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул, более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.
9 класс
Требования 8 класса с наращиванием темпа и качества звука.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Функциональный рост всех сторон возрастной и психической деятельности ученика будет рассматриваться по следующим критериям:
- динамика развития познавательных процессов;
- эмоциональная стабильность, соответствующая возрасту;
- владение навыками адекватного общения с окружающими;
- реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и самостоятельности.
- удовлетворенность образовательным процессом.
Итогом работы педагогов, учеников и родителей следует считать социальную реабилитацию ребенка с особенностями развития на уроках фортепиано, включение его в общественно полезную деятельность (конкурсы, концерты, общегородские мероприятия и т.д.), адекватные взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми.
Удовлетворённость всех субъектов реализации проекта (анкетирование семей, участников программы, выявление их мнения о программе, замечаний и предложений;
Эффективная социализация ребёнка с ограниченными возможностями через самореализацию и активное участие в жизни класса;
Накопление опыта работы с детьми с ОВЗ и профессиональный рост педагогов.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Промежуточная аттестация
проводится каждую четверть:
I; III четверти - технические зачеты,
II; IV четверти - академические зачеты.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Достичь желаемого результата в развитии ученика можно только при условии создания атмосферы доверия и психологической безопасности; обеспечения максимального психологического комфорта, где ребёнка принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый его шаг, где он имеет возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Процесс реабилитации ребёнка-инвалида не может быть действенным, если он не включает членов его семьи. Многих родителей угнетает бесперспективность состояния ребёнка. Чтобы поменять взгляд на проблему, нужно научить родителя замечать позитивные изменения в ребёнке. Сотрудничество с родителями призвано решить следующие задачи:
1. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку.
2. Просвещение родителей и других членов семей касательно методов работы с детьми на уроках.
3. Разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции отношений между детьми и родителями.
Формы работы с семьей;
- привлечение родителей к участию в конкурсах, концертах;
- консультация по решению социально-психологических проблем;
- беседы;
- совместная работа по подготовке и проведению коллективных творческих дел.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Примерный список репертуарных сборников для учащихся
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие/ - М.: Российское музыкальное издательство, 1996.- 65 с.
Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. - Л.: Советский композитор, 1980.
Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. - М.: Советский композитор, 1975.
Бах И.С. Двухголосные инвенции. - М.: Музыка, 1970.
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах. - М.: Музыка, 1982.
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги: Учебник/ред. И.А. Браудо. - СПб.: Композитор, 1997. - 48 с.
Бах И.С. - Кабалевский Д. «Маленькие органные прелюдии и фуги» - М.: Музыка, 1986.
Бах И.С. Партиты. - М.: Музыка, 1973.
Бах И.С. Французские сюиты. - М.: Музыка, 1980.
Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, т. 1, 2 - М.: Музыка, 1980.
Беркович И. 24 прелюдии соч. 46. - М. Советский композитор, 1973.
Бетховен Л. Легкие сонаты. - М.: Музыка, 1988.
Бетховен Л. 32 сонаты т.1. - М.: Музыка, 1989.
Веселые нотки, сборник пьес для фортепиано, 3-4 кл ДМШ, вып. 1: учебно- метод. пособие/сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 38 с. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1988.
Гайдн Й. Избранные сонаты. - М.: Музыка, 1961.
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью О.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 178 с.
Глинка М. Пьесы. - М.: Советский композитор, 1974.
Гнесина Е. Фортепианная азбука. - М.: Советский композитор, 1976.
Григ Э. Лирические пьесы. - М.: Музыка, 1985.
Дебюсси К. Детский уголок - М.: Музыка, 1994.
Для самых маленьких. Новые пьесы советских композиторов/ред. Э. Бабасян - М.: Музыка; 1973. - 57 с.
Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.
пособие/сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д : Феникс, 2003 - 64с.
Игнатьев Б. и Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу», ч. 1,2 - М.: Советский композитор, 1986.
Избранные этюды зарубежных композиторов, вып. 4 V-VI кл ДМШ: Учебное пособие/ред.-сост. А.Г. Рубах и В.А. Натансон - М.: Государственное муз. издательство, 1962. - 80 с.
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1., I-II кл. ДМШ: Уч. пос./сост. А.Рубах и В. Натансон. - М.: Государственное муз. издательство, 1960. - 50 с.
Кобылянский А. Октавные этюды - Л.: Музыка, 1977.
Клементи М.-Таузиг К. Избранные этюды - М.: Музыка, 1979.
Коновалов А. ДоНОТЫши. - Курган, 1999.
Кончаловская Н. Нотная азбука - М.: Малыш, 1976.
Лешгорн А. Этюды соч. 66 - М.: Музыка, 1970.
Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. - М.: Советский композитор, 1976.
Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1 класс). М.: Музыка, 1980.
Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л,: Музыка, 1979.
Лемуан А. Соч.37 50 характерных и прогрессивных этюдов, тетрадь I (№№ 125). - М.: Государственно муз. издательство, 1961. - 36 с.
Лист Ф. «Юношеские этюды» соч. 1 - М.: Музыка, 1967.
Майкапар С. Бирюльки. - М.: Музыка, 1978.
Моцарт В. А. Сонаты. Т.1 - Л.: Музыка, 1982.
Мошковский М. «15виртуозных этюдов» соч. 72 - М.: Музыка, 1986.
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. - Н: Окарина, 2008. - 84 с.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4, сост. К.С.Сорокина- М.: Современный композитор, 1986 - 175 с.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.1, издание 4, сост. К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986 - 201 с.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.3, издание 4, сост. К.С.Сорокина- М.: Современный композитор, 1989 - 215 с.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.4, издание 4, сост. К.С.Сорокина- М.: Современный композитор, 1990 - 195 с.
Музыкальный альбом для фортепиано, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова- М.: Советский композитор, 1973. - 95 с.
Музыкальная коллекция, 2-3 кл ДМШ, сборник пьес для фортепино: Учеб - метод. пособие/ Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.- 66 с.
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие/ сост. Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 178 с.
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для фортепиано: Сб./ сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976. - 166 с.
Прокофьев С. Альбом фортепианных пьес. - М.: Советский композитор, 1964. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахмацкая: - М.: Советский композитор, 1990. - 97 с.
Парфенов И. Детский альбом. - Курган, 1988.
Парцхаладзе М. Детский альбом: Учебное пособие под ред. А. Батаговой и Н.Лукьяновой. - М.: Советский композитор, 1963. - 40 с.
Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2 - М.:
Музыка, 1979.
Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Учебник - М.: Советский композитор, 1973. - 39 с.
Смирнова Т.И. Аллегро. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-17. - М.: 1986-1997.
Старинная клавирная музыка: Сборник/ред. Н. Голубовской, сост. Ф.Розенблюм.- М.: Музыка, 1978. - 70 стр.
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/Сост. и редактор А. Юровский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. - 22 с.
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1 часть. - М.: Советский композитор, 1987.
Фортепиано 5 кл ДМШ чД: Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. - К.: Музична Украина. 1973. - 120 с.
Фортепиано 5 кл ДМШ ч.П: Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. - К.:
Музична Украина. 1973. - 122 с.
Фортепиано 6 кл ДМШ ч.П: Учеб. пособие/сост.-редактор Милич Б.Е. - К.:
Музична Украина. 1972. - 120 с.
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/сост. В. Натансон, Л.Фощина.- М.: Музыка, 1988. - 182 с.
Фортепианные концерты для детей. Вып. 1-4. - М.: Советский композитор, 1989.
Хереско Л. Музыкальные картинки. - Л.: Музыка, 1980.
Хрестоматия для фортепиано ДМШ 5 класс, Пьесы, вып 1: Учебник./ Сост. М. Копчевский. - М.: Музыка, 1978.
Хрестоматия для фортепиано, 3 кл ДМШ: Учебник/Сост.Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983. - 80 с. Хрестоматия для фортепиано, 1 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. - М.: Музыка, 1989. - 80 с.
Хрестоматия для фортепиано, 2 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. - М.: Музыка, 1989. - 80 с.
Чайковский П. Детский альбом: Уч./редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина.- М.: Музыка, 1973. - 33 с.
Чайковский П. Времена года - М.: Музыка, 1958.
Черни К. Избранные фортепианные этюды: сборник под ред. Г. Гермера. - М. Музыка, 1971.
Черни К. Искусство беглости пальцев, соч.740 - М.: Музыка, 1980.
Шитте А. 25маленьких этюдов, соч.108 - М.: Музыка, 1959.
Шитте А. 25этюдов, соч. 68 - М.: Музыка, 1988.
Школа игры на фортепиано для второго года обучения: Уч/Сост. Н.Кувшинников, М.Соколов.- М.: Музыка, 1964. - 120 с.
Школа игры на фортепиано: Учебник/сост. А.Николаев, В. Натансон. - М.: Музыка, 1964. - 220 с.
Шостакович Д. Избранные пьесы. - М.: Советский композитор, 1987. Щуровский Ю. 100 песен народов мира. - Киев: Музична Украина, 1990.
Шуман Р. Альбом для юношества: Уч./редакция В. Мержанова - М.: Музыка, 1982. - 70с.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ., вып.II.: Учеб. пособие/сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1967. - 152 с.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ., вып.II. : Учеб. пособие/сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1973. - 176 с.
Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для Уч-ся ДМШ: Учеб.-метод. пособие/Сост.Г. Цыганова, И. Королькова, Изд. 3-е, - Ростов на Д: Феникс, 2008.
- 149 с.
Примерный список репертуарных сборников для чтения нот с листа для учащихся
Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. - М.: «Музыка», 1992.
Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2001.
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. - СПб.: «Композитор», 1999.
Брянская Ф. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Ч. II. - Л.: «Музыка», 1969.
Веселова А. (Проект и составление) Учитель, ученик, рояль. Пособие для начинающих играть и петь. - СПб.: «Союз художников», 2002.
Гитлиц В. Пособие по чтению нот с листа. - М.: «Музыка», 1967.
Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. - Л.: «Советский композитор», 1986.
Катанский А. В. Учусь играть джаз на фортепиано. - М.: Изд-во В. Катанского, 2006.
Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 2. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. - СПб.: «Союз художников», 2002.
Мануков Р., Манукова М. Лестница познания фортепиано. Репертуарный сборник для ДМШ. Выпуск первый: для 1-2 классов ДМШ. Тетрадь четвертая. Ансамбли и аккомпанемент. - М.: «Крипто-логос», 1994.
Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз: Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов - СПб.: «Композитор»,1994-2002.
Симонова Т. Скороговорки для фортепиано. - СПб.: «Композитор», 2002. Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста. - СПб.: «Композитор», 2002.
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 1. - М.: «Советский композитор», 1990.
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. 2. М.: «Советский композитор», 1988.
Яковлева Т. Легкие пьесы для чтения с листа (для фортепиано в четыре руки). - М.: «Советский композитор», 1975.
Методическая литература .
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 - М.: Музыка, 1978.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989. Богино Г. К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе, изд.3. - Л.: Музыка, 1979.
Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 19831985.
Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. вып. 1 -4. - М.: Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976.
Вопросы фортепианной педагогики под ред. В Натансона, вып. 1-4. - М.,
Музыка, 1963, 1967, 1971, 1976.
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. - М.-Л.: Музыка, 1966.
Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). - Л.: Музыка, 1985.
Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961.
Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - М.: Музыка, 1974.
Коган Г. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1979.
Коган Г. У врат мастерства. - М.: музыка, 1977.
Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-сост. В.Натансон. - М.: Музыка, 1979.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Музыка, 1966.
Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1982. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. - Л.: Советский композитор, 1963.
Ляховицкая С.
М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.
Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. - М.: Музыка, 1990.
Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). - М.: Музыка, 1966.
Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». - М.: 2002.
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. - М.: Музыка, 1979.
Милич Б.Е. Воспитание пианиста. - Киев: Музична Украша, 1964.
Милич Б.
Воспитание ученика-пианиста, 1 - 2 класс. - Киев: МузичнаУкраина, 1999.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 3 - 4 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 5 - 7 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения». - М: Классика XXI, 2001.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, изд.5. - М.: Музыка, 1988. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка, 1980.
Носина В. Символика музыки И.С. Баха. - Тамбов, 1993.
Савшинский С. Пианист и его работа. - Л.: Советский композитор, 1961. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. - Л.: Советский композитор, 1961.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на
фортепиано. - М.: Музыка, 1965.
Смирнова Т.И. Фортепиано - интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992.
Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. - М.: Владос, 2001.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1989.
Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.: Советский композитор, 1987.
Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1989.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968.
Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1960.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта плавание
Программа разработтана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. (А.А. Кашкин, О.И. Попов...
Применение ИКТ на занятиях дополнительного образования Для детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Презентация Применение ИКТ на занятиях дополнительного образования Для детей инвалидов и детей с ОВЗ....
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" (8 лет)
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано" (8 лет)...
"Технический зачет", учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся по предпрофессиональной программе "Фортепиано"
Пособие разработано в соавторстве с выпускником моего класса, ныне молодым специалистом нашей школы. Цель разработки: методическая помощь для подготовки к техническому зачёту, а также для упорядочиван...
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» В.00 Вариативная часть Программа по учебному предмету В.02. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом...