Рабочая программа и КТП по предмету природоведение, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_prirodovedenie_5_klass.docx62.66 КБ

Предварительный просмотр:

  1.         Пояснительная записка

           Рабочая программа по природоведению в 5 классе разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Базисного учебного плана ОУ, Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида 5 – 9 классы: / Под ред.И.М. Бгажноковой. – Москва, «Просвещение» 2012 г.  Допущена Министерством образования и науки РФ.

        Для реализации программного содержания курса используется учебник:

Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение, 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Просвещение», 2012,

        Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
      Основными задачами курса «Природоведение» являются:
      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
      • воспитание социально значимых качеств личности.
      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
 

         Выбор программы мотивирован тем, что она

 - соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

 - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;

 - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

 - сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

 - обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

 - учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

Основные направления коррекционной работы:

Коррегировать артикуляционный аппарат.

Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

Развивать речь, владение техникой речи.

Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

Развивать познавательные процессы.

 Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

  2.  Общая характеристика учебного предмета

          Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

        Первые природоведческие знания  учащиеся с ОВЗ получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
        Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
 

        Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

   Ожидаемые результаты освоения программы:

        Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

   Практика взаимодействия с окружающим миром

       Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Межпредметные связи: «Окружающий мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность

       Цель:  усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

        Задачи:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

        Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Корректировать познавательную возможность и интересы.

Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

      На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.

 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение природоведения в 5 классе по учебному плану отводится 2 часа в неделю,  68 часов в год.

Природоведение, как учебный предмет, включает разделы:

Введение – 1 час

Вселенная – 4 часа

Наш дом – Земля – 13 часов

Растительный мир Земли – 14 часов

Животный мир Земли – 12 часов

Человек – 9 часов

Есть на земле страна – Россия – 15 часов

Практические  работы  по  выращиванию  комнатных  растений  и  уходу  за  ними;  участие  в  практических работах на пришкольном участке.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с водоёмами.  

   Национально-региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

   Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания и географии.

 Характеристика контрольно-измерительных материалов

Проверка  результатов обучения  проводится по  выполнению заданий в Рабочей тетради по природоведению для 5 класса, которые позволят лучше усвоить и закрепить полученные знания.

Каждый раздел включает вопросы по изучаемой теме и задания: вставить в текст пропущенные слова, заполнить таблицу, схему, дополнить текст, сделать зарисовки.

В курсе природоведения учащиеся знакомятся с материалом, связанным с географической картой, начинают работу на географической карте. Интерес к предмету вызывают такие  задания, как  кроссворды, загадки, ребусы, головоломки. Задания выполняются вместе с учителем на уроке или самостоятельно.

Каждое задание конкретизирует понимание учащимися основных вопросов содержания курса «Природоведение». Поэтому контроль за выполнением заданий ведется постоянно и его результаты обсуждаются в ходе фронтальной проверки заданий.

Для развития познавательной деятельности учащихся в тетради  есть специальные коррекционные упражнения, позволяющие развивать  внимание, восприятие, память, закреплять навыки правильного правописания слов, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями живой и неживой природы.

4. Содержание образовательной программы по  предмету  природоведение в 5 классе

№п/п

Раздел

Тема

Количество часов

1.

Введение.

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

 1

2.

Вселенная.

 Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия ( к местным природным объектам).

4

3.

Наш дом- Земля.

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

13

4.

Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

14 (13+1 экскурсия).

5.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

12 (11+ 1 экскурсия).

6.

Человек.

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

9

7.

Есть на Земле страна- Россия.

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна- Россия».

14

8.

Повторение.

Повторение пройденного. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей. Знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.

1(экскурсии)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-что изучает природоведение;

-основные свойства воды, воздуха и почвы;

-основные формы поверхности Земли;

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы)  и животных  (насекомые, рыбы, птицы, звери);

-основные санитарно-гигиенические требования;

-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

-названия важнейших географических объектов;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-демонстрировать простейшие опыты;

-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;

-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

-соблюдать правила элементарной гигиены;

-оказывать простейшую медицинскую помощь.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

           Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.

          Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.

Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания.

Мониторинг осуществляется через:

· Пересказ в соответствии с планом

· Ответы на вопросы

· Использование учебника как справочника

· Самостоятельные работы

· Контрольные работы

· Тестовый материал

· Экскурсии

· Наблюдении

Литература

1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2013 г.

2. Природоведение. 5 класс: учеб. Для специальных(коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2013.

3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.

4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.

5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001

6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.

7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.

8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.

Календарно – тематическое планирование уроков по природоведению в 5 классе

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата проведения

Прогнозируемый результат

Оборудование, медиаресурсы

Практическая часть

план

факт

I четверть

Введение (1 час)

1

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью

1

2.09

Знать, что изучает природоведение.

Учебник, рабочая тетрадь

Вселенная (4 часа)

2

Небесные тела: планеты, звезды

Практическая работа №1. Зарисовки звездного неба.

1

6.09

Называть небесные тела.

Иллюстрации, таблица «Планеты»

Запись определений в тетрадь, зарисовка звездного неба.

3

Солнце. Солнечная система.

1

9.09

Уметь вести наблюдения.

Иллюстрации, презентация

Зарисовка в тетрадях.

4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

Зарисовки Луны, космического корабля.

1

13.09

Значение космических спутников.

Иллюстрации, в/ф «Покорение космоса»

Просмотр и обсуждение в/ф.

5

Первый полет в космос. Современные исследования

1

16.09

Знать имена первых космонавтов.

Презентация «Космические исследования»

Просмотр и обсуждение в/ф.

Наш дом – Земля (13 часов)

6

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле

1

20.09

Знать отличие Земли от других планет.

Иллюстрации, презентация

Запись определений в тетрадь.

7

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

1

23.09

Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха.

Иллюстрации, воздушный шарик

Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас.

8

Значение воздуха для жизни на Земле. Практическая работа №2.

1

27.09

Знать основные свойства воздуха

Иллюстрации.

Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха.

9

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги

Практическая работа №3. Зарисовка форм поверхности суши.

1

30.09

Знать основные формы поверхности Земли.

Таблица «Формы рельефа»

Зарисовка форм поверхности суши.

10

Поверхность суши: горы

Практическая работа №4. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши, зарисовка гор.

1

4.10

Знать основные формы поверхности Земли.

Иллюстрации, презентация «Горы»

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

11

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

1

7.10

Знать свойства почвы.

Иллюстрации, образцы почв.

Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы

12

Полезные ископаемые.

Практическая работа №5.

1

11.10

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых

Коллекция полезных ископаемых.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

13

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

1

14.10

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

Коллекция полезных ископаемых.

Работа по определению свойств полезных ископаемых.

14

Вода. Свойства. Практическая работа №6.

1

18.10

Знать основные свойства воды.

Стакан, блюдце, ложка, мел, сахар

Работа по определению свойств воды

15

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

21.10

Различать виды состояния воды.

Иллюстрации, презентация.

Выполнение схемы «Три состояния воды»

16

Воды суши: ручьи, реки.  Практическая работа №7.

1

25.10

Знать названия вод суши.

Иллюстрации, схемы

Заполнение схемы «Воды суши».

17

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

28.10

Различать виды вод суши.

Иллюстрации.

Записи в тетради.

Итого – 17 часов, практических работ – 7

 II четверть

18

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Практическая работа №8. Обозначение морей и океанов на карте.

1

8.11

Знать свойства морской воды.

Иллюстрации, физическая карта мира.

Нахождение на карте морей и океанов.

Растительный мир Земли (14 часов)

19

Разнообразие растительного мира. Части растения. Практическая работа №9.

1

11.11

Различать дикорастущие и культурные растения

Иллюстрации, презентация.

Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях.

20

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1

15.11

Знать простейшую классификацию растений

Гербарий, презентация

Демонстрация гербария, игра на классификацию растений

21

Экскурсия в парк

1

18.11

Уметь проводить наблюдения за природой

План экскурсии

Сбор гербария, сезонные наблюдения

22

Части растений

Практическая работа № 10. Выделение составных частей (органов) растений

1

22.11

Знать части растений

Иллюстрации, презентация

Выделение составных частей (органов) растений, зарисовка в тетради

23

Деревья, кустарники, травы.

Практическая работа №11. Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

1

25.11

Различать дикорастущие и культурные растения

Иллюстрации, таблица

Зарисовка в тетради  дерева, кустарника, травы.

24

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения) Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

1

29.11

Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, таблица

Запись и зарисовка в тетради.

25

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

1

2.12

Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, презентация

Запись и зарисовка в тетради.

26

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения) Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

1

6.12

Уметь называть представителей растительного мира

Иллюстрации, презентация, карточки

Запись и зарисовка в тетради

27

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

1

9.12

Знать простейшую классификацию растений.

Иллюстрации, презентация

Заполнение таблицы, зарисовка растений.

   28

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания.

1

13.12

Знать названия растений

Иллюстрации, фотографии школьного цветника

Зарисовка растений.

   29

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора, использование. Практическая работа №12.

1

16.12

Знать названия растений, уметь определить растения

Коллекция лекарственных растений

Запись в тетради правила сбора и использования.

  30

Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка. Уход, значение. Практическая работа №13. Уход за комнатными растениями.

1

20.12

Знать названия растений, уметь ухаживать за ними

Растения класса.

Запись и зарисовка в тетради.

    31

Охрана растений. Почему нужно беречь растения. Красная книга.

1

23.12

Знать правила поведения в природе

Плакаты по охране природы.

Запись и зарисовка в тетради.

32

Контрольная работа по теме: «Растительный мир Земли»

1

27.12

Уметь работать самостоятельно

Тестовые задания

Выполнение тестовых заданий.

Итого – 15 часов, практических работ -6

III четверть

Животный мир Земли (12ч)

33

Разнообразие животного мира.

Практическая работа №14.

 Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

1

10.01

Знать простейшую классификацию животных

Презентация, в/ф «Животный мир Земли»

Запись и зарисовка в тетради.

34

Среда обитания животных.

Животные суши и водоемов.

1

13.01

Различать животных суши и водоемов

Иллюстрации, таблица

Игра на классификацию животных.

35

Понятие животные:  насекомые, рыбы,

земноводные, пресмыкающиеся,  птицы,

звери. Практическая работа №15.  Упражнения в классификации животных.

1

17.01

Знать простейшую классификацию животных

Презентация, таблицы, карточки

Заполнение таблицы классификация животных.

36

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение, охрана.

1

20.01

Различать насекомых

Таблица «Насекомые»

Определение видов насекомых.

37

 Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Практическая работа №16.

1

24.01

Знать признаки рыб

Иллюстрация, презентация

Работа в тетради.

38

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Практическая работа №17.

1

27.01

Знать признаки птиц

Таблица «Зимующие и перелетные птицы»

Наблюдения за сезонными изменениями птиц.

39

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

31.01

Знать простейшую классификацию животных.

Иллюстрация, презентация.

Запись и зарисовка в тетради.

40

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

1

3.02

Знать виды домашних животных

Иллюстрация, презентация.

Работа в тетради

41

Уход  за животными в живом  уголке  или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

1

7.02

Знать правила ухода и содержания домашних питомцев

Иллюстрация, презентация.

Наблюдения за животными живого уголка

42

Собаки. Правила ухода и содержания.

1

10.02

Знать правила ухода и содержания

Иллюстрация, презентация.

Запись правил ухода за животным.

43

Кошки. Правила ухода и содержания.

1

14.02

Знать правила ухода и содержания

Иллюстрация, презентация,

Запись правил ухода за животным.

44

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

1

17.02

Уметь называть представителей животного мира

Иллюстрация, презентация, карточки

Работа в тетради

Человек (9 ч) 

45

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.  Практическая работа №18.

1

21.02

Знать части тела и органы.

Таблица «Строение тела человека»

Работа по таблице, зарисовка, запись в тетради.

46

Как работает (функционирует)  наш организм. Взаимодействие органов. Практическая работа №19.

1

28.02

Знать , как работают органы.

Иллюстрации

Показ на таблице органов.

47

Здоровье человека ( режим, закаливание, водные процедуры).  Практическая работа №20.

1

3.03

Знать правила сохранения здоровья человека, правила закаливания.

Иллюстрация, презентация, карточки

Правила здорового образа жизни в тетради.

48

Осанка (гигиена, костно-мышечная система)

1

7.03

Знать правила сохранения осанки.

Иллюстрация, презентация, карточки

Запись правил в тетради.

49

Гигиена  органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Практическая работа №21.

1

10.03

Знать основные органы чувств

Иллюстрации, карточки

Работа в тетради.

50

Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

Практическая работа №22.

1

14.03

Уметь соблюдать правила питания

Иллюстрация, таблица

Работа по таблице

51

Дыхание. Органы дыхания.

Вред курения. Правила гигиены. Практическая работа №23.

1

17.03

Уметь соблюдать правила элементарной гигиены

Иллюстрация, таблица, карточки.

Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

52

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.

Практическая работа №24. Упражнение в оказании первой медицинской помощи

1

21.03

Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь

Аптечка, таблица «Виды кровотечений»

Упражнение в оказании первой медицинской помощи.

53

Профилактика простудных заболеваний.

1

24.03

Знать правила профилактики.

Памятки

Составление таблицы-памятки

Итого – 21 час,

практических работ – 11

IV четверть

Есть на Земле страна - Россия(14 ч)

54

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Практическая работа №25. Зарисовка Государственного флага России.

1

4.04

Знать название своей страны

Символы страны

Физическая и политическая карты

Зарисовка государственного флага.

55

Население  России. Городское и сельское население. Народы России.

1

7.04

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию

Презентация

Подбор иллюстраций, работа по карточкам

56

Москва- столица России.

1

11.04

Знать названия страны и столицы

Презентация.

Работа в тетради.

57

Санкт- Петербург.

1

14.04

Знать местоположение города на карте России

Карта  России.

Работа в тетради.

58

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

18.04

Знать главные достопримечательности города

Иллюстрации, карта

Подбор иллюстраций городов, карточки

59

Города России. Новосибирск,

Владивосток.

1

21.04

Знать главные достопримечательности города

Презентация.

Работа в тетради.

60

Золотое кольцо России.

Сергиев Посад, Переславль-

Залесский, Ростов.

1

25.04

Знать достопримечательности и местоположение города на карте России.

Карточки, иллюстрации.

Работа в тетради.

61

Золотое кольцо России.

Ярославль, Кострома, Суздаль,

Владимир. Практическая работа №26.

1

28.04

Знать местоположение города на карте России.

Презентация.

Работа в тетради.

62

Растительный мир России. Практическая работа №27.

1

2.05

Знать основные правила охраны природы, типичных представителей.

Презентация, карточки

Зарисовка представителей растительного мира России.

63

Животный мир России. Практическая работа №28.

1

5.05

Знать типичных представителей

Презентация, карточки.

Зарисовка представителей  животного мира России.

64

Охрана природы. Заповедники

и заказники.

1

9.05

Знать основные правила охраны природы

Иллюстрации

Презентация

65

Растения и животные своей местности. Практическая работа №29.Составление таблицы «Животные и растения нашей местности»

1

12.05

Знать типичных представителей

Иллюстрации

Составление таблицы.

66

Занятия населения. Ведущие предприятия. Практическая работа №30.

1

16.05

Знать основные занятия населения

Иллюстрации

Нарисовать рисунок по теме урока

67

Наш город (село, деревня) Достопримечательности. Экскурсия по станице.

1

19.05

Знать правила поведения в природе

Карточки

Составить рассказ о станице по плану в учебнике.

68

Контрольная работа по теме «Есть на Земле страна- Россия»

1

23.05

Уметь работать самостоятельно

Карточки- тесты

Работа по карточкам

Итого – 15 часов, практических работ – 6, экскурсий -1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 5 - 8 класс

Рабочая программа учебного курса  по предмету «Музыка». 5 - 8 классПрограмма по музыке для 5 – 8 классов авторов: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак выбрана мной из множест...

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению.

Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению, 5 класс, к учебнику Плешакова....

Рабочая программа и КТП по предмету "Искусство", 8-9 класс.

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ ДЛЯ 3- 4 КЛАССА

Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к ре...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8,9)....

Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по природоведению

 Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной дея...