Календарно-тематическое планирование по природоведению в 5 классе
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Рабочая программа является программой I вида, т. к. не предусматривает внесение изменений в авторскую программу. Резервное время (3 часа), предусмотренное авторской программой, использовано на итоговое обобщение, повторение и контроль знаний, умений, навыков обучающихся.
В 5 классе изучается весь материал учебника «Природоведение» 5 класс. Авторы – А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. (Москва, «Дрофа» 2010 г.) Материал данного курса рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | Кол- во часов | Оборудование урока, демонстрации | Основные термины и понятия | Домашнее задание | Дата по плану/ по факту | |
Тема 1. Изучение природы. | 3 | ||||||
1. | Науки о природе. | Глобус. Географическая карта. | Естественные науки. Астрономия, физика, химия, география, геология, биология, экология. | С. 5-14 | |||
2. | Методы изучения природы. Практическая работа №1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений ». | Проведение наблюдений, опытов, измерений. Микроскоп, термометр. | Наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. | С. 15-20 | |||
3. | Практическая работа №2. Великие естествоиспытатели. | Портреты великих естествоиспытателей. | Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. | С. 21-22 | |||
Тема 2. Вселенная. | 14 | ||||||
4. | Представления о Вселенной у древних людей. | .Диск. | Плоская Земля. | С. 24 | |||
5. | Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Портреты Пифагора, Аристотеля, Птолемея | Вселенная, Аристотель, Пифагор, Птолемей, Аристарх Самосский | С. 25-28 | |||
6. | От Коперника до наших дней. | Портрет Н. Коперника. Теллурий. | Николай Коперник. | С. 29-31 | |||
7. | Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. | Портреты Дж. Бруно, Г. Галилея. | Джордано Бруно, Галилео Галилей. | С. 32-33 | |||
8. | Соседи Солнца. Планеты земной группы. | Диск | Меркурий, Венера, Земля, Марс. | С. 34-38 | |||
9. | Планеты-гиганты. Плутон. | Диск. | Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. | С. 39-41 | |||
10. | Спутники планет. | Диск. | Спутник. Луна. | С. 41-42 | |||
11. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Диск. | Астероид. Комета. Метеор. Метеорит. | С. 43-47 | |||
12. | Многообразие звёзд. | Диск. | Звезда. Сверхгигант. Карлик. | С. 48-52 | |||
13. | Практическая работа №3. Работа с подвижной картой звездного неба. | Карта звёздного неба | |||||
14. | Солнце как ближайшая к нам звезда. | Теллурий. | Солнце | С. 48-49 | |||
15. | Практическая работа №4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. | Подвижная карта звездного неба. | |||||
16. | Обобщение и повторение учебного материала по теме «Вселенная». | Повторить С. 24-52 | |||||
17. | Контрольное тестирование по теме «Вселенная». | ||||||
Тема 3. Земля. | 18 | ||||||
18. | Как возникла Земля. Гипотезы XVIII века. | Литература из серии ЖЗЛ. Диск. | Гипотеза. Жорж Бюффон, Иммануил Кант, Пьер Лаплас. | С. 54-56 | |||
19. | Как возникла Земля. Гипотезы XX века. Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | Литература из серии ЖЗЛ. Диск | Джеймс Джинс, Отто Юльевич Шмидт. | С. 56-59 | |||
20. | Внутреннее строение Земли. | Диск. | Ядро. Мантия. Земная кора. Рельеф. | С. 60-61 | |||
21. | Горные породы. Минералы. | Диск. Коллекции минералов и горных пород. | Горная порода. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Минерал. | С. 62-63 | |||
22. | Вещества в окружающем мире. | Коллекции. Смеси. Вещества. | Тело. Вещество. Смесь. | С. 64-67 | |||
23. | Практическая работа №5. Описание и сравнение признаков веществ. | ||||||
24. | Многообразие явлений природы. Физические явления. | Диск. | Механические, световые, электромагнитные явления. | С. 67-69 | |||
25. | Практическая работа №6. Исследование физических явлений. | ||||||
26. | Многообразие явлений природы. Химические явления. | Диск. | Превращения веществ. Реакция. | С. 70-71 | |||
27. | Практическая работа №7. Наблюдение признаков химических реакций. | ||||||
28. | Землетрясения и вулканы. | Фильм. | Землетрясение. Очаг, эпицентр. Вулкан. Кратер, жерло, магма, лава. | С. 72-77 | |||
29. | Суша планеты. Материки: Евразия, Африка, Северная Америка. | Глобус, физическая карта мира. | Материк. Евразия, Африка, Северная Америка, | С. 78-80 | |||
30. | Суша планеты. Материки: Южная Америка, Австралия, Антарктида. Острова. | Южная Америка, Антарктида, Австралия. Острова. | С. 80-84 | ||||
31. | Воздушная одежда Земли. | Термометр. Барометр. | Атмосфера. Погода, климат. Ураган, смерч. | С. 85-90 | |||
32. | Практическая работа №8. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | Термометр. Барометр. | |||||
33. | Вода на Земле. | Карта мира. Диск. | Гидросфера. Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере. | С. 91-96 | |||
34. | Планета Земля как среда обитания живых организмов. Обобщение и повторение по теме «Земля». | Планета Земля. | С. 97-99; повторить с. 54-96 | ||||
35. | Контрольное тестирование по теме «Земля». | ||||||
Тема 4. Жизнь на Земле. | 14 | ||||||
36. | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода. | Фильм. | Жизнь в древнем океане. Леса каменноугольного периода, | С. 102-103 | |||
37. | Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | Расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого. Юрский период, саблезубый тигр, мамонт. | С. 103-106 | ||||
38. | Клеточное строение организмов. Деление клеток. | Микропрепараты, микроскоп. | Оболочка, цитоплазма, ядро – главные части клетки. | С. 107-112 | |||
39. | Разнообразие живого. Царства живой природы. | Фильм. | Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | С. 113-117 | |||
40. | Практическая работа №9. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. | ||||||
41. | Три среды обитания. | Фотографии. | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания. | С. 118-122 | |||
42. | Практическая работа №10. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | ||||||
43. | Растения и животные разных материков. Евразия, Африка, Северная Америка. | Фильм. | Рис, большая панда, баобаб, жираф, | С. 123-128\ | |||
44. | Растения и животные разных материков. Южная Америка, Антарктида, Австралия. | Какао, колибри, эвкалипт, кенгуру, пингвин. | С. 125-128 | ||||
45. | Практическая работа №11. Определение наиболее распространенных растений и животных Краснодарского края. | Фотографии. Таблицы, гербарий. |
| ||||
46. | Природные зоны Земли. | Фотографии, таблицы. | Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, саванна, влажный тропический лес. | С. 129-134 | |||
47. | Жизнь в морях и океанах. | Фильм. | Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Планктон, медуза, кальмар, кит, акула. | С. 135-138 | |||
48. | Обобщение и повторение материала по теме «Жизнь на Земле». | Повторить с. 102-138 | |||||
49. | Контрольное тестирование по теме «Жизнь на Земле». | ||||||
Тема 5. Человек на земле. | 16 | ||||||
50. | Происхождение человека: дриопитек, австралопитек, Человек умелый. | Фильм. | Дриопитек, австралопитек. | С. 142-144 | |||
51. | Происхождение человека: Человек прямоходящий, Человек разумный. | Неандерталец, кроманьонец. | С. 144-148 | ||||
52. | Страницы истории географических открытий. Открытие Америки. | Фильм. | Гекатей, Х. Колумб, А. Веспуччи. | С. 149-150 | |||
53. | Страницы истории географических открытий. Открытие Австралии, Антарктиды. | В. Янсзон, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев. | С. 150-151 | ||||
54. | Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. | Портреты первооткрывателей. | Васко да Гама, Марко Поло, Фернан Магеллан. | С. 152-154 | |||
55. | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | Таблицы, фотографии. | Загрязнение. | С. 155-157 | |||
56. | Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект | С. 157-159 | ||||
57. | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | Красная книга Краснодарского края. | Биологическое разнообразие, заповедник, ботанический сад, национальный парк. | С. 160-162 | |||
58. | Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. | Фотографии. | Опустынивание, распашка, пустыня. | С. 163-165 | |||
59. | Важнейшие экологические проблемы. | Фильм. | Глобальное потепление, утилизация и переработка отходов. | Записи в тетради. | |||
60. | Практическая работа №12. Знакомство с экологическими проблемами Краснодарского края и путями их решения. | ||||||
61. | Здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Весы, линейка. Тест о соответствии образа жизни, ее продолжительность. | Рост, вес, здоровый образ жизни. | С. 166 | |||
62. | Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. | Фильм. | Курение, алкоголь, наркотик. | С. 167 | |||
63. | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. | Диск. | Правила безопасности. | С. 168-169 | |||
64. | Практическая работа №14. Измерение своего роста и веса. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | ||||||
65. | Обобщение и повторение учебного материала по теме «Человек на Земле». | С. 142-169 | |||||
66. | Обобщение и повторение учебного материала по темам «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле». | ||||||
67. | Итоговый контроль знаний. | ||||||
68. | Итоговый урок. | ||||||
ИТОГО | 68 | ||||||
Контрольные работы | 5 | ||||||
Практические работы | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс
Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....
Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс
Пояснительная запискаРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: § Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс коррекционная школа 8 вида. Программа составлена на основе программы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Просвещение, 2001.
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс коррекционная школа 8 вида....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...