Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа по природоведению составлена с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников.
В основе программы лежит системный подход, предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе. Содержание программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-ого класса предусматривает обучение природоведения в объёме 2 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu_soloveva.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3 на заседании педагогического совета
_____________ М.М. Радочинский МКОУ СОШ №3 с. Дивное
Пр. №_______от_______________2014 г. Протокол №_____от ________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
(5 класс, 70 часов)
Составлена учителем высшей квалификационной категории
Соловьевой В.Г. на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов под руководством А.А. Плешакова.
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по природоведению для 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа по природоведению составлена с учетом требований к уровню биологической подготовки выпускников начальной школы. Раскрываемое в программе содержание представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки школьников.
В основе программы лежит системный подход, предусматривающий изучение живой и неживой природы, процессов происходящих в природе. Содержание программы включает начальный курс следующих учебных предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, географии, астрономии, химии.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-ого класса предусматривает обучение природоведения в объёме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в домашних условиях
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2012.-176с;
а также методических пособий для учителя:
1.В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2012.-176с;
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2012
дополнительной литературы для учителя:
1.В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.
дополнительной литературы для учащихся:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.
MULTIMEDIА – поддержка курса Природоведение 5 класс
- Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс (электронное учебное издание)
- Интернет – ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Задача курса
Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения по данному курсу:
- приобретение знаний о живой и неживой природе, присущих им закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой и неживой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
- определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким признакам;
- исследование несложных практических ситуаций , выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательств выдвигаемых предположений;
- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и т.д.
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель преподавания
Цель курса: продолжить изучение природы, начатое в начальной школе на уроках «Окружающего мира», дать общее представление об удивительном многообразии природы и о тесных связях между миром живой и неживой природы, овладеть рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Требования к знаниям и умениям
Содержание основного общего образования по биологии отражает комплексный подход к изучению живой и неживой природы. Предполагает:
- усвоение знаний об основных биологических понятиях, особенностях природы, животного и растительного мира, мира неживой природы;
- овладение умениями пользоваться простейшими измерительными приборами, использовать карту, применять свои знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений;
- формирование способности и готовности использовать полученные знания и умения в повседневной жизни;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание любви к окружающей природе, бережного отношения к ней.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки;
- царства живой природы;
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять и кратко характеризовать);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с помощью атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособленности растений и животных к среде обитания, к размножению; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения работы и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объёму текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, массы тела, температуры;
- определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при несложных травмах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
• приемы элементарной исследовательской деятельности;
• способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);
• коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);
• способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).
Контроль знаний учащихся
Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом уроке. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задания, тестовые упражнения, терминологические диктанты и т.д. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль знаний
Формы и методы работы педагога
- методы групповой и коллективно-распределённой деятельности учащихся, которая может осуществляться, в форме развернутого диалога;
- проблемно-диалогическое обучение;
- коллективно-исследовательская деятельность учащихся;
- проектная деятельность учащихся
В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.
Учебно-методический комплект для учителя:
№ п/п | авторы, составители | название учебного издания | год издания | издательство |
1. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Природоведение 5 класс | 2012 | М.: «Дрофа» |
2. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс» | 2012 | М.: «Дрофа» |
Учебно-методический комплект для обучающегося:
№ п/п | авторы, составители | название учебного издания | год издания | издательство |
1. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Природоведение 5 класс | 2012 | М.: «Дрофа» |
2. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И Сонина «Природоведение 5 класс»» | 2012 | М.: «Дрофа» |
3. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Тетрадь для оценки качества знаний | 2012 | М.: «Дрофа» |
4. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | Твои открытия. 5 класс. Альбом-задачник | 2012 | М.: «Дрофа» |
Содержание курса «Природоведение»
Введение (1 ч.)
Науки о природе. Что изучают науки о природе? Семья биологических наук
Изучение природы (2 часа)
Методы изучения природы, начальные исследовательские умения, наблюдения; опыты и измерения; результаты экспериментов, формулировка выводов. Суть методов изучения природы
Практическая работа: «Методы изучения природы»
Вселенная (15 часов)
Развитие представлений о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Характеристика планет Солнечной системы и процессов происходящих на них.
Просмотр медиафильма о небесных телах.
Планета Земля ( 18 часов)
Гипотезы возникновения Земли, работы учёных, внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горные породы, полезные ископаемые, минералы. Понятие о литосфере. Разнообразие происхождения и свойств горных пород Земли. Тела и вещества. Агрегатное состояние веществ
Практическая работа: «Разделение смесей на составные компоненты»
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Суша планеты Земля. Характеристика материков, островов их особенности.
Практическая работа: «Обозначить на контурной карте материки и крупные острова»
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав воздуха, закономерности охлаждения и нагревания воздуха. Погода, климат, их влияние на распространение живых организмов на Земле.
Гидросфера – водная оболочка Земли. Моря и океаны их характеристика. Сущность круговорота воды в природе. Источники пресной воды. Рациональное использование пресной воды
Практическая работа: «Обозначить на контурной карте океаны и моря»
Причины уникальности Земли.
Жизнь на Земле (18 часов)
Возникновение и развитие жизни на Земле (обратить внимание на то, что жизнь зародилась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись). Древние водные растения и животные. Выход растений на сушу. Древние папоротникообразные. Эра динозавров. Возникновение и господство на земле цветковых растений, млекопитающих и птиц. Строение клетки, органоиды клетки.
Практическая работа: « Изучение клетки растения под микроскопом»
Изучение строения и функций органоидов клетки( оболочка, митохондрии, цитоплазма, лизосомы, хлоропласты). Разнообразие живого. Строение одноклеточных организмов. Многоклеточные: грибы, растения, животные. Разнообразие водорослей, мхов, папоротников, голосемянных и покрытосемянных растений. Жизненные формы растений. Многообразие и роль животных в природе. Среды обитания животных. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды. Растительный и животный мир разных материков Земли. Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира
Интерактивное задание ЦОР
Жизнь в морях и океанах. Взаимосвязи обитателей морей и океанов и их приспособленность к жизни в разнообразных условиях.
Выполнение тестовой работы по вариантам, интерактивное задание ЦОР
Человек на Земле (16 часов)
Представления о предках человека, первые люди, их образ жизни. Эволюция человека от питекантропа к Человеку Разумному. Сравнение объёма головного мозга у разных видов рода Человек.
Географические открытия Древнего мира. Великие географические открытия Средних веков. Географические открытия в 20 веке. Десять великих путешественников
Творческая работа: «Один день в Антарктиде, Австралии и т.д.», презентации о путешественниках и географических открытиях.
Выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем. Влияние человека на живые организмы. Меры по сохранению всего живого на Земле
Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашем районе?» Подготовка к защите проекта. Экспертная оценка результатов. Защита. Оппонирование. Переосмысление результатов. Формулировка выводов. Определение новых задач.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Овладение простейшими способами оказания первой помощи. Правила первой помощи при отравлении. Обобщающий урок. Что мы узнали о жизни человека на Земле
Литература
- А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2012 г.
- А.А. Плешаков, Н.И. Сонин Природоведение 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение – М.: Дрофа, 2012. – 48с.
- В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов Природоведение 5 класс: Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Природоведение 5 класс М.: Дрофа, 2012.-176с;
- В.Н. Семёнова Технологические карты уроков Природоведение 5 класс – Санкт-Петербург «Паритет» 2006.-176с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.-138 с.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2012
Тематическое планирование
Тема | Практические и лабораторные работы | Количество часов |
1.Введение. Изучение природы. | Практическая работа: «Знакомство с оборудованием для исследований» Практическая работа: «Методы изучения природы» | 3 |
2.Вселенная. | Практическая работа: «Определение по звёздной карте созвездий Северного полушария» | 15 |
3.Земля. | Практическая работа: «Разделение смесей на составные компоненты» Практическая работа: «Обозначить на контурной карте материки и крупные острова» Практическая работа: «Обозначить на контурной карте океаны и моря» | 18 |
4.Жизнь на Земле. | Практическая работа: «Изучение ископаемых остатков организмов» Практическая работа: «Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах» Практическая работа: «Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов» Практическая работа: «Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов» Практическая работа: «Рассматривание морских организмов в коллекции и на влажных препаратах» | 18 |
5.Человек на Земле. | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...