коррекционное занятие "Здравствуй Зимушка-Зима!"
план-конспект по природоведению на тему
Занятия «Зимушка-Зима» из авторской программы «Мир вокруг меня».
Программа предназначена для детей специальных (коррекционных) классов VII вида или учащихся, не справляющихся со школьной программой. Цель занятия: совершенствование представлений детей об изменениях в природе зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.zip | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Здравствуй Зимушка-Зима».
Педагог-психолог высш. кв.кат.
МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы»
Баланина Светлана Клавдиевна
Данное занятие из авторской программы «Мир вокруг меня». Время проведения: середина декабря.
Возраст участников: младший школьный старший дошкольный (для старших дошкольников занятие целесообразно разделить на две части).
Количество участников: 6-8 детей.
Используемый материал: изображение зимы на листах формата А4 по количеству участников <Рисунок 1>, вместо фишек – снежинки <Рисунок 2>, наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича «Времена года», 4 картинки с фрагментами зимних праздников «Новый год», «Рождество», «23 февраля» «Проводы русской зимы»; для дошкольников и учащихся 1 классов - лабиринты по количеству участников<Рисунок 4>; для учащихся 2-4 классов – таблицы 4*4; игровизоры и фломастеры по количеству участников; мячик с шипами, магнитофон, записи песен «Три белых коня» и «Умка», видеофрагмент фильма «Морозко», веточки Ёлки в вазе или искусственная небольшая ель.
Ход занятия
Орг. момент.
«Отгадай загадку». Введение в тему.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула руковом
Всё покрылось серебром.
(Зима и зимние месяцы) [2]
Ведущий. Слышите, кто а это к нам торопиться?
Звучит песня «Три белых коня» (время воспроизведения 39 секунд, название месяцев не воспроизводится).
Ведущий: про каких белых коней поётся в песне?
Дети: о месяцах, в каждом времени года по три месяца.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год!
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что скажи за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль) [2]
Если дети не могут отгадать загадки, то им предлагается обратить внимания на детали и загадки зачитываются вновь.
Ведущий. Сегодня к вам в гости пришла сама Зимушка-Зима. Посмотрите на её платье! Оно не чем не украшено. Давайте поможем украсить ей платье и посмотрим, у кого получится самая нарядная Зима. За каждый правильный ответ вам будет выдаваться снежинка, которой вы сможете украсить платье Зимы в конце занятия. Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображение зимы <Рисунок 1>
Просмотр видеофрагмента из сказки «Морозко» (время начала просмотра 0:48.28; конец просмотра – 0:49.53)
Ведущий: скажите, а чем Мороз Иванович занимался в лесу? (закутывал ёлочки чтобы они не замёрзли)
Игра «Времена года» (целесообразно использовать частично наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича «Времена года») . Работа в парах.
На каждую парту выдаётся конверт, где находятся 4 солнышка, 4 тучки, 4 дерева,
4 изображения детей и 4 изображения – зайцев.
Задание. Выберите изображения, которые соответствуют времени года – зима и составьте рассказ. Особое внимание обратите на то, как вы начнёте рассказ и как закончите.
Во время рассказа ведущий задаёт дополнительные вопросы:
- Назовите других животных, которые меняют цвет шубки? (белка)
- Как ещё животные приспосабливаются к зиме? (осенью заготавливают корм, а медведь, ёж и барсук впадают в спячку).
- Покажите, какая у животных шерсть зимой густая или редкая? (редкая шерсть показывается раздвижением пальцев одной руки, а густая раздвижение пальцев на двух руках, ладошки соединены и повёрнуты друг к другу.)
- А как спасаются от морозов маленькие птички с красной и жёлтой грудками? (снегири и синички прилетают на зиму в город, чтобы мы их покормили)
- А куда они деваются летом? (улетают в лес, потому что там много корма). Если дети не могут ответить на вопрос, то задаётся наводящий вопрос: «Где много корма для птиц летом?»
«Лабиринт» (для старших дошкольников и учащихся 1-го класса). Индивидуальная работа. Ведущий: зайчикам в лесу холодно возьми морковку и отнеси её зайцу <Рисунок 7>
или
Задача (для учащихся 2-4 классов). Для решения задачи целесообразно использовать таблицу
(4 слобца и 4 строчки), которая выдаётся детям.
Мальчики Слава, Дима и Петя ходили в зимний лес и видели там разных животных. Кто-то из них видел зайца, кто-то лису, а кто-то - белку. Каких животных видел каждый мальчик, если Слава не видел лису и белку, а Дима не видел – белку.
Физкультминутка. Я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а тот, кому я кину мяч, должен повернуть его в руках (ведущий показывает как), добавить подходящее слово и кинуть мячик обратно мне. Причём все слова связаны со словом «снег».
Снегопад.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью … (снеговою)
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил пастелью … (снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Снежный ком – на снежный ком
Всё украсили … (снежком),
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка – … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил … (снег). [2]
Паровоз . Индивидуальная работа.
Ведущий. Что вылепили дети из снега? (Снегурку и снеговика). А давайте посмотрим, что же ещё они слепили. Для этого надо выполнить следующее задание.
Задание. Обведи линии, которые заканчиваются точками <Рисунок 8>. Для выполнения задания можно использовать игровизор или положить лист картона в файл, на картон положить задание. Когда задание будет выполнено как в первом, так и во втором случае, следует отодвинуть задание, чтобы было видно изображение. Работать следует фломастером.
Беседа о праздниках. Ведущий. Назовите 4 зимних праздника. На доске висят тыльной стороной 4 картинки с фрагментами праздника. Когда ребёнок называет название праздника, картинку переворачивают.
Наряжаем ёлку. Индивидуальная работа. Каждому ребёнку выдаётся кружок из голубой бумаги диаметром примерно 75 мм, к кружку привязывается петелька из нитки. На одной половине кружка нарисовано полигрушки (для учащихся 2-4 классов – полснежинки).
Ведущий. Посмотрите, у нас в классе тоже есть ёлка, но она совсем грустная, давайте ей поднимем настроение. Для этого нужно её украсить.
- Для того чтобы её украсить нужно, дорисовать половину игрушки (снежинки).
- Теперь переверните кружок возьмите в руки два разных цветных карандаша и нарисуйте игрушку, какую бы вы хотели повесить на нашу замечательную ёлку.
- Теперь возьмите свои украшения и повесьте на ёлку. Во время украшения ёлки звучит песенка умки.
Ведущий. Полюбуйтесь, какая замечательная и весёлая у нас получилась ёлочка!
Физкультминутка. «Доскажи слово» (из С. Погореловского)
Воронята – у ворон,
У слонов - … (слонята).
А у наших макарон
Есть … (макаронята).
И побольше, и … (поменьше),
И потолше, и … (потоньше) –
И мальчишки-макаронцы,
И девчонки- … (макаронки). [2]
Рефлексия. Четвёртый лишний.
- Шуба, дублёнка, плащ, пуховик;
- Лиса, волк, медведь, лось;
- Ёжик, кабан, лиса, волк;
- Лось, белка, кабан, олень;
- Заяц, лиса, лось, олень;
- Сорока, журавль, галка, ворона;
- Ворона, синица, воробей, голубь;
- Галка, голубь, снегирь, воробей.
Украшение зимы.
Ведущий. Теперь давайте украсим платье нашей зимушки-зимы. Дети приклеивают снежинки на платье.
Ведущий. Давайте покажем, друг другу, какая нарядная зима у нас получилась. Дети показывают друг другу картинки. Ведущий в это время всех хвалит.
Подведение итогов.
О чём мы с вами разговаривали сегодня?
Что вам больше всего понравилось?
А что было самым трудным?
Литература:
1. Наглядно-дидактическое пособие З.Е. Агроновича «Времена года»
2. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР....
Игровое занятие "В гости к Зимушке-Зиме"
Игровое занятие для учащихся со сложной структурой дефекта, направленное на социальное и эмоционально-волевое развитие...
Конспект урока по развитию речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима"
конспект урока развития речи в коррекционной школе 8 вида "Зимушка-зима" в 4 классе...
Коррекционно - образовательная деятельность «Ах ты, зимушка-зима»
МБДОУ "Детский сад "Мастерок"Учитель-логопед: Рогалева Наталья АлександровнаНОД «Ах ты, зимушка-зима» Цель: обобщение знаний детей о зиме.Коррекционно-образовательные задачи:Активизировать словар...
"Зимушка - зима ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Работа с зимними месяцами посредством загадок, пословиц, репродукций картин художников....
Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"
Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....
Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»
Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...