"Зимушка - зима ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
план-конспект по теме
Работа с зимними месяцами посредством загадок, пословиц, репродукций картин художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КС (К) ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Зимушка - Зима
(методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях)
Ижетникова Екатерина Владиславовна
воспитатель
КС (К) ОУ «Саланчикской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната» Минобразования Чувашии
Саланчик 2013
Пояснительная записка
Область применения: методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.
Возраст обучающихся: 9-11 лет, ученики 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.
Время: 30 минут.
Цели: продолжение работы по формированию представлений о временах годах, о зимних признаках.
Задачи: формирование навыков развернутой устной речи в ходе обсуждения иллюстраций картин зимней природы, картин художников; развитие воображения, смекалки в процессе разгадывания загадок; работа над формированием умений коллективной работы в процессе создания совместной работы; работа по формированию навыков публичной декламации стихотворения; воздействие положительного результата работы детей на высокое эмоциональное состояние участников этого занятия.
Формы и методы реализации: реабилитационное (коррекционное) занятие групповой формы численностью до 12 человек. В процессе работы применяется игротерапия. Работа с группой разделена на семь этапов:
1-й этап «Введение в тему». Педагог с помощью загадки и вступительного рассказа о зиме проводит введение в тему участников занятия.
2-й этап «Зимние месяцы». Работа по каждому зимнему месяцу с применением тематической иллюстрации зимнего месяца. Закрепление знаний основных признаков месяцев разгадыванием загадок.
3-й этап «Художники о зиме». Педагог представляет воспитанникам с помощью презентации иллюстрации картин художников на зимнюю тематику (Н.Сверчков «В метель», Ю.Сергеев «Зимушка, зима», В.Сычков «Катание с горы», Б.Кустодиев «Масленица в городе»). После просмотра каждой иллюстрации группе задаются вопросы для обсуждения.
4-й этап «Игра «Что ты делал зимой?». Воспитанники в игровой форме, получая удовольствие, выполняют определенные движения, способствующие снятию физического и эмоционального напряжения.
5-й этап «Загадки Зимушки - Зимы». На школьной доске прикреплены большие изображения елки и избушки. По мере разгадывания загадок, дети размещают на доске изображения отгадок. Основной формой работы на данном этапе занятия является игра. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает как удовольствие, так и радость. Разгадывая загадки и, прикрепляя к школьной доске отгадки, воспитанник развивает воображение, смекалку, представление об определенном местонахождении различных предметов, образов в зимней природе.
6-й этап «Стихи зиме». Дети, рассказывают стихотворения о зиме, выученные заранее. На этом этапе отрабатываются навыки и умения публичной декламации стихотворения.
7-й этап «Подведение итогов». Происходит вербализация основных моментов занятия.
Ожидаемые результаты: работа по теме занятия позволит обобщить знания детей о зимних признаках. Воспитанники, работая над обсуждением иллюстраций художников о зиме, развивают свою речь, воображение. Занятие дает возможность его участникам отработать навыки и умения публичной декламации стихотворения, позволяя насладиться успехом в преодолении своих комплексов. В процессе разгадывания загадок развивается смекалка, находчивость, скорость мышления, в то же время, поднимая эмоциональное состояние участников занятия.
Ресурсы: компьютер или ноутбук; программы: Power Point, Windows Live Movie Maker; презентация с нарисованными иллюстрациями каждого зимнего месяца; презентация зимних иллюстраций картин разных художников; набор красочных изображений дома, ели, мороза, сосульки, снежинки, метели, снега, снеговика, снежинки, санок.
Перечень использованных ресурсов:
- Классные часы: 2 класс/авт.-сост. Т.Н.Максимова. М.: ВАКО, 2011. – 272 С.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ сост. Л.А. Владимирская. – изд.2. Волгоград: Учитель, 2011. – 159с.
- Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение. 2012, – 95 с.
- Чиста небесная лазурь. Стихи русских поэтов. М.: Белый город, 2008. - 335с.
- Интернет ресурсы
Ход занятия
Вступительное слово педагога:
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Зиму в народе любовно называют: зима, зимка, зимушка, седая чародейка. Я же тему нашего занятия назвала Зимушка - Зима. Зимой солнце светит мало. Дни становятся короткими, а ночи длинными. Часто идет снег. Зимой холодно. А иногда бывает очень холодно. Деревья стоят голые. Белые красивые снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. И от этого вся земля урывается теплой периной.
- Зимние месяцы
- Зима состоит из трех месяцев: декабря, января и последнего ее месяца февраля. Зимние месяцы очень похожи. Народный календарь определяет зиму с заморозков, а ее окончание – по капелям, беря за основу явления живой природы.
«Год кончает – зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом – зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. В декабре замерзают реки и озера. На их поверхности образуется лед. В старину декабрь называли «студень» за студеную, морозную пору.
- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами рисунок, который называется «Декабрь». Расскажите мне о том, что вы видите на рисунке.
Назовите – ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Январь – второй месяц зимы. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше. Снег глубже, лед толще… детвора же встречает свой любимый праздник Новый год.
- Теперь, ребята, посмотрите на рисунок и расскажите мне, каким вы видите январь?
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь)
Февраль – самый короткий месяц в году, конец зимы. Последние холода. Ледяной ветер с метелями и буранами гуляет в открытом поле, носится меж голых осин и берез, забивает еловые лапы снегом. А в безветрии все засыпано инеем. День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди – предвесенье. Но еще зима, зима….
- Посмотрите на экран и расскажите мне, что вы видите на рисунке? Какой он февраль?
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны. То метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Ребята, назовите мне месяцы зимы? (Декабрь, январь, февраль)
- В каком месяце замерзают реки? (в декабре)
- В каком месяце празднуют Новый год, и щиплет нос и щеки от мороза? (в январе)
- В каком месяце дни становятся длиннее, но метут метели и снег мешками валит с неба? (в феврале)
- Художники о зиме
- Что вы видите на картине Юрия Сергеева «Зимушка, зима»? (Лошадей, запряженных в сани. Кошка, которая перебегает дорогу. Женщины идут по воду на речку. Дома. Около забора под снегом видны колотые дрова. На деревьях снег, иней. Солнце чуть светит в небе.)
- Ребята, а что вы видите на картине Федота Сычкова «Катание с горы»? (Мальчики и девочки катаются с горы.)
- На каких санках они катаются? (На деревянных, сделанных руками папы, а может дедушки).
- А вы катаетесь зимой с горы? На чем вы катаетесь с горы? Во что вы одеты, ребята?
- Теперь на экране вы видите картину Николая Сверчкова «В метель». Что вы видите на этой картине, скажите мне, ребята? (Трех лошадей, запряженных в сани. Мужика, который прячется от метели, повернувшись к ней спиной. На санях лежит сено.)
- А для кого нужно зимой сено? (Для лошадей и других домашних животных)
- Почему же животные не могут найти зимой сено для своего пропитания? (Всюду снег, холодно и ничего не растет)
- Зиму, как правило венчает Масленица. Масленица – это проводы зимы и долгожданная встреча весны. Хоть Масленицу и празднует народ, но зима отступать не спешит: на деревьях иней, сугробы повсюду, люди тепло по-зимнему одеты в шубы, кафтаны, платки, шапки, варежки и рукавички. Посмотрите, ребята, как раньше праздновали Масленицу. (Мужик держит в руках воздушные шары. Дети вышли на улицу поиграть, покататься на санках. Играли в гармонь. Катались на санях. Ходили в гости, в театр.)
- Физкультминутка
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет»!
В снежки вы играли с друзьями? (ответы хором)
Грибы по лесу собирали сами?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своем грядки копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали еще отвечать?
Покажите, как играли в снежки. Катались на лыжах. На коньках.
- Загадки Зимушки - Зимы
- Все времена года приносят нам подарки, свои дары. Весна приходит к нам с сосульками, бурными ручьями, цветами. Лето с жарким солнцем, длинными теплыми днями, первыми ягодами и овощами. Осень же богата своим урожаем. Так чем же богата Зимушка - Зима? Ответы вы узнаете, разгадав ее загадки.
На школьной доске прикреплены большие изображения елки и избушки. По мере разгадывания загадок, дети размещают на доске изображения отгадок.
Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)
- Так куда же вы разместите нашего Мороза? (сверху, на небе)
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, гвоздь упадет. (Сосулька)
- А сосульку? (на крышу дома)
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
- А снежинка, где летает? (в небе по воздуху)
Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель)
Что растет вниз головой? (Сосулька)
Меня растили, из снега лепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба, снеговик)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры, помчались с горы. (Санки)
- Стихи о Зимушке - Зиме
- Великое множество прекрасных поэтических строк посвящено зиме. Наши ребята сейчас покажут нам свое умение рассказывать наизусть такие красивые стихотворения о Зимушке - Зиме.
1-й воспитанник:
Декабрь
В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке за ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки. Елку из лесу принес…
С. Маршак
2-й воспитанник:
Я и снег
Белый, вкусный снег идет,
Попадает прямо в рот,
Если очень сильно захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы!
На санях – не покататься!
И сугробов - не видать!
И в снежки – не поиграть!
И на лыжах – не побегать!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!
М. Дружинина
3-й воспитанник:
Январь
Открываем календарь, начинается январь.
В январе, январе много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки –
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
4-й воспитанник:
Песня
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась
Не осталось следу
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
И. Никитин
5 -й воспитанник:
О чем поют воробышки?
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы выжили!
- Мы живы!
- Живы мы!
6-й воспитанник:
Вьюга
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где была ты ночью, ну-ка?
- Я по всем дворам крутила,
Я деревьям шубы шила,
Разодела их в меха.
И мороз им чепуха!
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Что творила утром, ну-ка?
- Вдоль по улицам бродила,
Все заборы побелила.
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Где ты днем кружила, ну-ка?
- Шапки я с людей срывала
Снег за воротник бросала…
Чтоб вокруг красиво стало,
Небо я с землей смешала!
Ой, ты, вьюга, вьюга, вьюга,
Вечерком, где будешь, ну-ка?
- Что за вечер накружу,
Завтра утром расскажу!
- Подведение итогов.
Педагог: - Скажите мне, ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? (О зиме)
- Назовите мне месяцы зимы. (декабрь, январь, февраль)
- Расскажите, ребята, какая же она Зимушка - Зима?
Как я уже говорила ранее у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимние месяцы очень похожи, но все, же между ними есть различия. С конца декабря день понемногу увеличивается, солнце начинает светить с каждым днем сильнее. Завершает зиму февраль своими метелями, вьюгами и пригревающим теплым солнцем – предвестником весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях
Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....
"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...
"Мама - первое слово " . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Мама - самое ценное, что есть у ребенка. Мама останется на всю жизнь самым родным, дорогим и близким человеком. Задача этого занятия напомнить об этом детям. Пусть ребята задумаются...
"Кем быть?" . Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.
На этом занятии воспитаннники продолжают знакомиться с разными видами профессий. Значением этих весьма разных профессий в жизни каждого ребенка и, конечно же, в...
"Экстремальная ситуация". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
«Везде, где есть жизнь, есть и опасность». Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим ...
"Экологический съезд "Здоровье планеты ". Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Когда надо задумываться о благополучии окружающей среды? Чем раньше, тем лучше! Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценнос...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья об особенностях оргнаизации и внедрении проектной деятельности экологической направленности...