Зимушка-зима. «Чтение» стихов и рассказов про зиму
план-конспект урока (10 класс)
Цель урока: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга)
Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация»
Класс: 10Б
Учитель: Берлянчик Оксана Сергеевна
Тема урока: Зимушка-зима. «Чтение» стихов и рассказов про зиму
Дата проведения: 30.01.2025
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширять словарный запас по теме;
Учить подбирать прилагательные к существительным;
Обогащать лексику родственными словами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать познавательный интерес, любознательность;
Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук;
Развивать память, внимание, координацию движения;
Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
Развивать ориентацию в пространстве;
Активизировать словарь детей.
Коррекционно-воспитательные:
Умение вести себя на уроке;
Умение слушать учителя и своих одноклассников;
Формировать самоконтроль;
Воспитывать желание работать на занятии;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
БУД:
- Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Регулятивные: умение воспринимать объяснение учителя, не перебивать, умение понимать и выполнять инструкции учителя, осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Коммуникативные: умение вступать в контакт с учителем, быть готовым вступить в диалог, слушать и понимать учителя и товарищей, не перебивать, ждать своей очереди, помогать одноклассникам с ответами на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому материалу, развитие умения воспринимать задание, внимательно слушать учителя.
Планируемые результаты:
Личностные:
Повышение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому материалу.
Зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
Владение правилами поведения в учебной ситуации.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
«Читать» текст по картинкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Определять о чем говорится в тексте.
Соотносить иллюстрацию с определённым отрывком разобранного текста.
Материалы и оборудование: иллюстрации, ноутбук, снежок для игры, снежинка, видеозапись «Зима», мнемотаблицы, макет.
Организационная структура урока
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые БУД |
Организационный момент | Установление контакта, проверка готовности к уроку | Внимательно слушают учителя | Фронтальная | Формирование внимания, эмоциональной рефлексии. |
Мотивация учебной деятельности обучающихся | Организация работы по включению обучаемых в обсуждение вопросов для определения темы урока | Отвечают на вопросы, опираясь на тематические картинки, карточки | Фронтальная, индивидуальная | Определение и формулирование цели урока с помощью учителя; формирование коммуникативных навыков |
Актуализация знаний | Создание условий для активизации доступных мыслительных операций и познавательных процессов | Отвечают на вопросы, работают с тематическими картинками, карточками | Ролевая игра, индивидуальная | Закрепление представлений о зиме как о времени года |
Усвоение знаний | Создание ситуаций для познания нового | Смотрят видео и иллюстрации о зиме, отвечают на вопросы | Эвристический метод, Групповая и индивидуальная | Пополнение представлений о приметах зимы; формирование связной речи; репродукция знаний по теме «Зима» |
Слушают, повторяют за учителем стихотворение, особо тщательно проговаривая звуки | Показательный метод обучения Фронтальная и индивидуальная | Расширение активного и пассивного словаря по теме «Зима»; развитие речи; тренировка памяти | ||
Первичное закрепление | Создание ситуаций для первоначального проговаривания текста стихотворения по технологии мнемотехники | В группе совместно проговаривают стихотворение | Групповая | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Самостоятельная работа и по эталону | Создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Первоначальный этап проверки знаний текста стихотворения о зиме. | Индивидуально проговаривают стихотворение | Алгоритмический и репродуктивный метод, Индивидуально | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Включение в систему знаний и умений | Этап рефлексии и проверки знаний текста о зиме и выявление проблем по усвоению и пониманию текста | Работают с пиктограммами | Репродуктивный метод, Индивидуальная и фронтальная | Формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей среде; развитие фонематического слуха; развитие речи; тренировка памяти |
Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций | Организует эмоциональную рефлексию, формулирует вывод, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности | Отвечают на вопросы, выражают свое настроение | Репродуктивный метод, Фронтальная, индивидуальная | Формирование умения совместно с учителем формулировать вывод; выражать свои эмоции при помощи смайликов |
Ход урока | |||||||
Этапы урока | Содержание | ||||||
Организационный момент | Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно. Слушаем внимательно. | ||||||
Мотивация учебной деятельности обучающихся | Ребята, отгадайте мою загадку: Во дворе замёрзли лужи, Целый день позёмка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла. (Зима) Да, верно, зима. - Какое сейчас время года? (иллюстрация) А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (январь). На этом уроке мы с вами поговорим о зиме, о приметах зимы и «прочитаем» о зиме. | ||||||
Актуализация знаний | Дидактическая игра «Назови ласково» Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково. Зима – зимушка Горка - горочка Шапка – шапочка Мороз - морозец Рассматривание мнемотаблицы «Зима». - Сейчас зима. Она длится три месяца. Всюду белый, пушистый снег. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дети одеваются потеплее и выходят гулять. Они играют в снежки и лепят снеговика. Для птичек в это время года делают кормушки. Вопросы: Какое сейчас время года? Сколько месяцев зимой? Какая погода на улице? Что делают дети на прогулке?
| ||||||
Динамическая пауза | Следим за движениями снежинки. Закрываем глаза, слушаем музыку «Вальс снежинок» Александр Кэтлин. Закрываем глаза, слушаем музыку. | ||||||
Усвоение знаний | А сейчас ребята мы посмотрим с вами видеофильм о зиме. Смотрите внимательно – я буду задавать вам вопросы! Далее – просмотр видеофильма о зиме, о зимних явлениях природы, (снежинка, снегопад, сугробы, сосульки и т.д.). Просмотр фильма сопровождается комментариями учителя, вопросами к обучающимся. Дидактическая игра «Доскажите словечко». На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок). Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад). Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки). Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик). На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег). Повторите сейчас какой месяц? (январь). Стихотворение С.Я Маршака «Январь», Открываем календарь Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег — на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом. | ||||||
Физкультминутка | Музыкальная физминутка «Танец снеговиков» | ||||||
Первичное закрепление | Давайте, прочитаем это стихотворение вместе со мною! Далее - чтение стихотворения хором, затем происходит смысловой разбор стихотворения. | ||||||
Самостоятельная работа и по эталону | Идет индивидуальная работа с каждым обучающим по отработке правильного произношения звуков, заучиванию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. | ||||||
Включение в систему знаний и умений | Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается чтение стихотворения по картинкам! А кто может сказать мне, о чем это стихотворение? Да, ребята, верно! В стихотворении говорится о таких явлениях природы зимой, как снег. А может ли кто-нибудь из вас рассказать стихотворение наизусть? Давайте попробуем. | ||||||
Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций | Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали! Давайте вспомним - о чём мы с вами говорили на этом уроке? - Да, о зиме, о приметах зимы. Вы знаете, чем зима отличается от других времен года. А стихотворение о зиме, которое мы с вами начали разучивать вам понравилось? - Я рада, что вам понравилось стихотворение, мы его будем учить и «читать» о зиме на следующем уроке. Какое настроение у вас сейчас? Покажите, пожалуйста, смайлик. Учитель даёт качественную оценку деятельности каждого обучающегося, объявляет об окончании урока. До свидания! | ||||||
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | |||||||
1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены. 2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному обучению. 3.Повысилось положительное отношение к занятиям. 4.В ходе урока проводится работа над осанкой учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Игровое занятие "В гости к Зимушке-Зиме"
Игровое занятие для учащихся со сложной структурой дефекта, направленное на социальное и эмоционально-волевое развитие...
Подборка стихов к литературной гостинной "Зимушка-зима"
Подборка стихов к литературной гостинной "Зимушка-зима"...

Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"
Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....

Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»
Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...

конспект урока по чтению "Зимушка, зима"
конспект предназначен для коррекционных школ для детей с напрушением интеллекта...