Зимушка-зима. «Чтение» стихов и рассказов про зиму
план-конспект урока (10 класс)

Берлянчик Оксана Сергеевна

Цель урока: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_30.01.25.docx111.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга)

Технологическая карта урока «Речь и альтернативная коммуникация»

Класс: 10Б

Учитель: Берлянчик Оксана Сергеевна

Тема урока: Зимушка-зима. «Чтение» стихов и рассказов про зиму

Дата проведения: 30.01.2025

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Расширять словарный запас по теме;

Учить подбирать прилагательные к существительным;

Обогащать лексику родственными словами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательный интерес, любознательность;

Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук;

Развивать память, внимание, координацию движения;

Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

Развивать ориентацию в пространстве;

Активизировать словарь детей.

Коррекционно-воспитательные:

Умение вести себя на уроке;

Умение слушать учителя и своих одноклассников;

Формировать самоконтроль;

Воспитывать желание работать на занятии;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

БУД:

  • Познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Регулятивные: умение воспринимать объяснение учителя, не перебивать, умение понимать и выполнять инструкции учителя, осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Коммуникативные: умение вступать в контакт с учителем, быть готовым вступить в диалог, слушать и понимать учителя и товарищей, не перебивать, ждать своей очереди, помогать одноклассникам с ответами на вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому материалу, развитие умения воспринимать задание, внимательно слушать учителя.

Планируемые результаты:

Личностные:

Повышение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому материалу.

Зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.

Владение правилами поведения в учебной ситуации.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные:

«Читать» текст по картинкам.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять о чем говорится в тексте.

Соотносить иллюстрацию с определённым отрывком разобранного текста.

Материалы и оборудование: иллюстрации, ноутбук, снежок для игры, снежинка, видеозапись «Зима», мнемотаблицы, макет.

Организационная структура урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые БУД

Организационный момент

Установление контакта, проверка готовности к уроку

Внимательно слушают учителя

Фронтальная

Формирование внимания, эмоциональной рефлексии.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Организация работы по включению обучаемых в обсуждение вопросов для определения темы урока

Отвечают на вопросы, опираясь на тематические картинки, карточки

Фронтальная, индивидуальная

Определение и формулирование цели урока с помощью учителя; формирование коммуникативных навыков

Актуализация знаний

Создание  условий для активизации доступных мыслительных операций и познавательных процессов

Отвечают на вопросы, работают с тематическими картинками, карточками

 Ролевая игра, индивидуальная

 Закрепление представлений о зиме как о времени года

Усвоение знаний

Создание ситуаций для познания нового

Смотрят видео и иллюстрации о зиме, отвечают на вопросы

Эвристический метод,

Групповая и индивидуальная

Пополнение представлений о приметах зимы;

формирование связной речи;  

репродукция знаний по теме «Зима»

Слушают, повторяют за учителем стихотворение, особо тщательно проговаривая звуки

Показательный метод обучения Фронтальная и индивидуальная

Расширение активного и пассивного словаря по теме «Зима»;

развитие речи;

тренировка памяти

Первичное закрепление

Создание ситуаций для первоначального проговаривания текста стихотворения по технологии мнемотехники

В группе совместно проговаривают стихотворение

 Групповая  

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Самостоятельная работа и по эталону

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Первоначальный этап проверки знаний текста стихотворения о зиме.

Индивидуально проговаривают стихотворение

Алгоритмический и репродуктивный метод,

Индивидуально

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Включение в систему знаний и умений

Этап рефлексии и проверки знаний текста о зиме и выявление проблем по усвоению и пониманию текста

Работают с пиктограммами

Репродуктивный метод,

Индивидуальная и фронтальная

Формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей среде;

развитие фонематического слуха;

развитие речи;

тренировка памяти

Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

Организует эмоциональную рефлексию, формулирует вывод, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности

Отвечают на вопросы, выражают свое настроение

Репродуктивный метод,

Фронтальная, индивидуальная

Формирование умения совместно с учителем формулировать вывод;

выражать свои эмоции при помощи  смайликов

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Организационный момент

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Ребята, отгадайте мою загадку:

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

Да, верно, зима.

- Какое сейчас время года? (иллюстрация) А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима?  Как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (январь).

На этом уроке  мы с вами поговорим о зиме, о приметах зимы и «прочитаем» о зиме.

Актуализация знаний

Дидактическая игра «Назови ласково»

Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

Зима – зимушка                            Горка - горочка
Санки - саночки                            Снег - снежок                            
Лёд – ледок                                   Снеговик - снеговичок
Ветер – ветерок                            Льдина – льдинка

Шапка – шапочка                         Мороз - морозец
Далее - работа с тематическими картинками и карточками о зиме. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, пытаются составить небольшой рассказ о приметах зимы по картинкам и опорным вопросам.

Рассматривание мнемотаблицы «Зима».

- Сейчас зима. Она длится три месяца. Всюду белый, пушистый снег. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет.

Дети одеваются потеплее и выходят гулять. Они играют в снежки и лепят снеговика. Для птичек в это время года делают кормушки.

Вопросы:

Какое сейчас время года?

Сколько месяцев зимой?

Какая погода на улице?

Что делают дети на прогулке?

3

       https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/33/90/snowflake-icon-vector-16303390.jpg   

      https://otvet.imgsmail.ru/download/u_42e3d46bae610633638013b4eb2e5729_800.jpg

       https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/67/86/wc-sign-on-white-background-vector-20476786.jpg

   

                   https://www.thewallworks.com/images/products/snowman.JPG

                       https://berserkon.com/images/birdhouse-drawing-box-4.png

Динамическая пауза

Следим за движениями снежинки. Закрываем глаза, слушаем музыку «Вальс снежинок» Александр Кэтлин.

Закрываем глаза, слушаем музыку.

Усвоение знаний

А сейчас ребята мы посмотрим с вами видеофильм о зиме. Смотрите внимательно – я буду задавать вам вопросы!

Далее – просмотр видеофильма о зиме, о зимних явлениях природы, (снежинка, снегопад, сугробы, сосульки и т.д.). Просмотр фильма сопровождается комментариями учителя, вопросами к обучающимся.

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Повторите сейчас какой месяц? (январь).

Стихотворение С.Я Маршака «Январь»,

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

C:\Users\Каб161\Downloads\WhatsApp Image 2021-02-02 at 10.09.10 (1).jpeg

Физкультминутка

Музыкальная физминутка «Танец снеговиков»

Первичное закрепление

Давайте, прочитаем это стихотворение вместе со мною!

Далее - чтение стихотворения хором, затем происходит смысловой разбор стихотворения.

Самостоятельная работа и по эталону

Идет индивидуальная работа с каждым обучающим по отработке правильного произношения звуков, заучиванию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Включение в систему знаний и умений

Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается чтение стихотворения по картинкам! А кто может сказать мне, о чем это стихотворение?

Да, ребята, верно! В стихотворении говорится о таких явлениях природы зимой, как снег. А может ли кто-нибудь из вас рассказать стихотворение наизусть?

Давайте попробуем.

Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали! Давайте вспомним - о чём мы с вами говорили на этом уроке?

- Да, о зиме, о приметах зимы. Вы знаете, чем зима отличается от других времен года.

А стихотворение о зиме, которое мы с вами начали разучивать вам понравилось?

- Я рада, что вам понравилось стихотворение, мы его будем учить и «читать» о зиме на следующем уроке.

Какое настроение у вас сейчас? Покажите, пожалуйста, смайлик.

Учитель даёт качественную оценку деятельности каждого обучающегося, объявляет об окончании урока.

До свидания!

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному            обучению.

3.Повысилось положительное отношение к занятиям.

4.В ходе урока  проводится работа над осанкой учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Игровое занятие "В гости к Зимушке-Зиме"

Игровое занятие для учащихся со сложной структурой дефекта, направленное на социальное и эмоционально-волевое развитие...

Подборка стихов к литературной гостинной "Зимушка-зима"

Подборка стихов к литературной гостинной "Зимушка-зима"...

Новогодний сценарий "Зима, зимушка, зима!"

Новогоднее шоу к празднику. Песни, танцы, стихи. конкурсы, игры....

Тема: Чтение стихов и рассказов о весне"

Внеклассовое мероприятие....

Подгрупповое коррекционное занятие с обучающимися с умеренной умственной отсталостью 3Б/4Б класса. «Стимуляция познавательной активности на материале темы «Зима, зимушка, зима детям радость принесла!»»

Занятие проведено в рамках организации преемственности в работе учителя и учителя-дефектолога. Представлены разнообразные приемы стимуляции познавательной активности у обучающихся с умеренной умственн...

конспект урока по чтению "Зимушка, зима"

конспект предназначен для коррекционных школ для детей с напрушением интеллекта...