Урок на тему: "Человек и биосфера"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Александрова Татьяна Георгиевна

Влияние человека на состояние окружающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_biosfera.doc69 КБ
Office presentation icon chelovek_i_biosfera_1.ppt2.16 МБ
Office presentation icon chelovek_i_biosfera_2.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Невинномысска Ставропольского края

Разработка урока на тему:

«Человек и биосфера»

              Урок природоведения в 5 классе        

              Учитель Александрова Т.Г.

Тема: «Человек и биосфера»

Цель: воспитание любви к родной природе, её красоте; формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством; 
формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; осуществлять патриотическое воспитание; способствовать воспитанию любви к природе

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Учащиеся разгадывают кроссворд и выполняют взаимопроверку.

1

п

о

т

р

е

б

и

т

е

л

и

2

л

и

т

о

с

ф

е

р

а

3

н

о

о

с

ф

е

р

а

4

с

о

л

н

ц

е

5

ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з

6

а

т

м

о

с

ф

е

р

а

7

В

е

р

н

а

д

с

к

и

й

8

б

а

к

т

е

р

и

и

  1. Организмы, которые употребляют готовые органические вещества
  2. Твёрдая оболочка Земли
  3. Информационная оболочка Земли
  4. Источник энергии в биосфере
  5. Процесс протекающий в зелёных органах растений
  6. Воздушная оболочка Земли
  7. Учёный, автор учения о биосфере
  8. Организмы, которые разлагают органические вещества, возвращая земле химические элементы
  1. Мотивация учения. Определение темы урока. Постановка задач (совместно с учащимися).

- Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать строки, которые написал известный  советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой

Слово учителя. Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.

Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

  1. Объяснение нового материала

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова поэта С.Смирнова

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
                          С.Смирнов


Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … 

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. 

Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?

Я хочу прочитать вам небольшой рассказ Сухомлинского «стыдно перед соловушкой»  

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Скажите кто из девочек поступил правильно? Почему?

Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. 

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…

К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…

Рассмотрим некоторые современные экологические проблемы: 

-загрязнение вод; 
-уничтожение лесов; 
-загрязнение воздуха; 
-деградация земель;

- нехватка питьевой воды;

- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.

Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить мини-проект, ознакомившись с текстом параграфа 24.

1-я группа: исследовать влияние человека на атмосферу.

2-я группа: исследовать влияние человека на гидросферу.

3-я группа: исследовать влияние человека на литосферу.

4-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты атмосферы.

5-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты гидросферы.

6-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты литосферы.

Спикер от каждой группы представляет свой мини-проект.

Человек часто действует по принципу – не стоит ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача. Человек научился использовать природные богатства в своих целях (полезные ископаемые, топливные ресурсы, леса и т.д.) В настоящее время человек использует дары природы и не задумывается о том, что после нас останется грядущим поколениям.

Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Михаила Дудина:

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться 
До скрытых тайников, 
Разграбить все богатства 
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. 

  • 22 марта – Всемирный день воды. 
  • 1 апреля - Международный день птиц. 
  • 22 апреля- День Земли. 
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.

  1. Рефлексия

Составляем сенкан – стихотворение, которое состоит из 5-ти строк.

  • Первая строка — тема сенкана, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в сенкане предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора сенкана к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

  1. Подведение итогов.

Закончить наш урок я бы хотела словами словацкого поэта Павола Гвездослава:

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем” 

  1. Домашнее задание

Написать сообщение о влиянии человека на обитателей биосферы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и биосфера

Слайд 2

и и р е т к а б 8 й и к с д а н р е в 7 а р е ф с о м т а 6 з е т н и с о т о ф 5 е ц н л о с 4 а р е ф с о о н 3 а р е ф с о т и л 2 и л е т и б е р т о п 1

Слайд 3

Цели : - ознакомиться с экологическими проблемами ; - определить место и роль человека в биосфере ; - выработать правила поведения в природе .

Слайд 4

Есть просто храм , Есть храм науки . А есть ещё природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам . Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда , Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь!

Слайд 7

Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Всё меньше окружающей природы. Всё больше окружающей среды.

Слайд 8

Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных

Слайд 9

Указ Петра І от 1718 года

Слайд 10

Согласно указа 1719 года об охране водоёмов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая ситуация в России . Сбрасывается 184тонны загрязненной воды . Газопылевые выбросы составляют 0,48 тонны . На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы , из них 13 тонн идёт в отвалы . Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн. га лесов , 80 % лесных пожаров происходят по вине человека .

Слайд 2

Экологические проблемы . - Загрязнение вод ; - Уничтожение лесов ; - Загрязнение воздуха ; - Деградация земель ;

Слайд 3

Как яблоко на блюде , Земля у нас одна . Не торопитесь , люди , Все выскрести до дна .

Слайд 4

Не мудрено добраться До скрытых тайников , Разграбить все богатства У будущих веков .

Слайд 5

Мы общей жизни зёрна . Одной судьбы родня , Нам пировать позорно В счёт будущего дня .

Слайд 6

Поймите это люди , Не то Земли не будет . И каждого из нас .

Слайд 7

Знаете ли вы ? Бумага брошенная вами , будет лежать более двух лет , консервные банки – более тридцати лет , полиэтиленовый пакет – более двухсот лет , а стекло – 1000 лет !

Слайд 8

22 марта - Всемирный день воды . 1 апреля - Международный день птиц . 22 апреля - День Земли . 5 июня - Всемирный день окружающей среды .

Слайд 9

Составляем сенкан Первая строка – существительное, одно слово – тема сенкана Вторая строка – два прилагательных, которые описывают выбранный объект Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта Четвёртая строка – фраза из 4-х слов, которая выражает личное отношение автора к объекту Пятая строка – одно слово-резюме, характеризует суть объекта

Слайд 10

« Я сорвал цветок – и он увял . Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони . И тогда я понял , что прикоснуться к красоте можно только сердцем .»

Слайд 11

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему "Человек и его деятельность"

Презентация урока по обществознанию в 6-м классе на тему: "Человек и его деятельность" (учебник Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой).   Данная презентация поможет учителям...

Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс

Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

Урок по теме: « Человек и явление резонанса»

Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. ...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.

Урок построен в логике технологии развития критического мышления  учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...

Конспект урока по теме "Человек - часть биосферы"

БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км) , верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-...