Урок на тему: "Человек и биосфера"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Влияние человека на состояние окружающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_biosfera.doc | 69 КБ |
chelovek_i_biosfera_1.ppt | 2.16 МБ |
chelovek_i_biosfera_2.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Невинномысска Ставропольского края
Разработка урока на тему:
«Человек и биосфера»
Урок природоведения в 5 классе
Учитель Александрова Т.Г.
Тема: «Человек и биосфера»
Цель: воспитание любви к родной природе, её красоте; формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; осуществлять патриотическое воспитание; способствовать воспитанию любви к природе
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний учащихся
Учащиеся разгадывают кроссворд и выполняют взаимопроверку.
1 | п | о | т | р | е | б | и | т | е | л | и | |||||
2 | л | и | т | о | с | ф | е | р | а | |||||||
3 | н | о | о | с | ф | е | р | а | ||||||||
4 | с | о | л | н | ц | е | ||||||||||
5 | ф | о | т | о | с | и | н | т | е | з | ||||||
6 | а | т | м | о | с | ф | е | р | а | |||||||
7 | В | е | р | н | а | д | с | к | и | й | ||||||
8 | б | а | к | т | е | р | и | и |
- Организмы, которые употребляют готовые органические вещества
- Твёрдая оболочка Земли
- Информационная оболочка Земли
- Источник энергии в биосфере
- Процесс протекающий в зелёных органах растений
- Воздушная оболочка Земли
- Учёный, автор учения о биосфере
- Организмы, которые разлагают органические вещества, возвращая земле химические элементы
- Мотивация учения. Определение темы урока. Постановка задач (совместно с учащимися).
- Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать строки, которые написал известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:
“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.
Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой
Слово учителя. Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.
Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.
- Объяснение нового материала
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова поэта С.Смирнова
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. С.Смирнов
Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна …
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды …
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Я хочу прочитать вам небольшой рассказ Сухомлинского «стыдно перед соловушкой»
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Скажите кто из девочек поступил правильно? Почему?
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Рассмотрим некоторые современные экологические проблемы:
-загрязнение вод;
-уничтожение лесов;
-загрязнение воздуха;
-деградация земель;
- нехватка питьевой воды;
- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.
Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить мини-проект, ознакомившись с текстом параграфа 24.
1-я группа: исследовать влияние человека на атмосферу.
2-я группа: исследовать влияние человека на гидросферу.
3-я группа: исследовать влияние человека на литосферу.
4-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты атмосферы.
5-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты гидросферы.
6-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты литосферы.
Спикер от каждой группы представляет свой мини-проект.
Человек часто действует по принципу – не стоит ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача. Человек научился использовать природные богатства в своих целях (полезные ископаемые, топливные ресурсы, леса и т.д.) В настоящее время человек использует дары природы и не задумывается о том, что после нас останется грядущим поколениям.
Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Михаила Дудина:
Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.
- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре.
- 22 марта – Всемирный день воды.
- 1 апреля - Международный день птиц.
- 22 апреля- День Земли.
- 5 июня - Всемирный день окружающей среды.
- Рефлексия
Составляем сенкан – стихотворение, которое состоит из 5-ти строк.
- Первая строка — тема сенкана, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в сенкане предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора сенкана к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
- Подведение итогов.
Закончить наш урок я бы хотела словами словацкого поэта Павола Гвездослава:
“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”
- Домашнее задание
Написать сообщение о влиянии человека на обитателей биосферы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
и и р е т к а б 8 й и к с д а н р е в 7 а р е ф с о м т а 6 з е т н и с о т о ф 5 е ц н л о с 4 а р е ф с о о н 3 а р е ф с о т и л 2 и л е т и б е р т о п 1
Цели : - ознакомиться с экологическими проблемами ; - определить место и роль человека в биосфере ; - выработать правила поведения в природе .
Есть просто храм , Есть храм науки . А есть ещё природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам . Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда , Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь!
Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Всё меньше окружающей природы. Всё больше окружающей среды.
Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных
Указ Петра І от 1718 года
Согласно указа 1719 года об охране водоёмов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экологические проблемы . - Загрязнение вод ; - Уничтожение лесов ; - Загрязнение воздуха ; - Деградация земель ;
Как яблоко на блюде , Земля у нас одна . Не торопитесь , люди , Все выскрести до дна .
Не мудрено добраться До скрытых тайников , Разграбить все богатства У будущих веков .
Мы общей жизни зёрна . Одной судьбы родня , Нам пировать позорно В счёт будущего дня .
Поймите это люди , Не то Земли не будет . И каждого из нас .
Знаете ли вы ? Бумага брошенная вами , будет лежать более двух лет , консервные банки – более тридцати лет , полиэтиленовый пакет – более двухсот лет , а стекло – 1000 лет !
22 марта - Всемирный день воды . 1 апреля - Международный день птиц . 22 апреля - День Земли . 5 июня - Всемирный день окружающей среды .
Составляем сенкан Первая строка – существительное, одно слово – тема сенкана Вторая строка – два прилагательных, которые описывают выбранный объект Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта Четвёртая строка – фраза из 4-х слов, которая выражает личное отношение автора к объекту Пятая строка – одно слово-резюме, характеризует суть объекта
« Я сорвал цветок – и он увял . Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони . И тогда я понял , что прикоснуться к красоте можно только сердцем .»
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока на тему "Человек и его деятельность"
Презентация урока по обществознанию в 6-м классе на тему: "Человек и его деятельность" (учебник Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой). Данная презентация поможет учителям...
Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс
Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...
Открытый урок по теме «Человек, которым ты восхищаешься». Аудирование. Краткие комментарии
Обобщающий урок по теме "Человек, которым я горжусь"....
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...
Урок по теме: « Человек и явление резонанса»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Человек и природа".Учитель истории и обществознания ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г.Москвы - Шабуневич Н.А.
Урок построен в логике технологии развития критического мышления учащися основной школы. Используется ,прежде всего, технология, названная условно "шесть шляп". Учащиеся с удовольствием работают...
Конспект урока по теме "Человек - часть биосферы"
БИОСФЕРА, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км) , верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-...