Урок по теме: « Человек и явление резонанса»
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме
Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.
Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.
Задачи урока: 1) Обучающая. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах (механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе).2) Развивающая. Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.). 3)Воспитывающая. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера). Рассмотреть практическую значимость приобретённых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 63 КБ |
tezisy_raboty.doc | 25.5 КБ |
test_po_teme.doc | 26 КБ |
tekhnicheskoe_osnashchenie_uroka.doc | 70 КБ |
zadacha_na_mekhanicheskiy_rezonans.doc | 21 КБ |
kachestvennye_voprosy.doc | 20 КБ |
proekt.ppt | 421.5 КБ |
akusticheskiy_rezonans.ppt | 527 КБ |
mekhanicheskiy_rezonans.ppt | 743 КБ |
Предварительный просмотр:
- Этап. Организация начала урока.
Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к работе на уроке.
Содержание деятельности учителя:
Приветствие, определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовности наглядных пособий, доски, мела и т.д.
Учитель:
Раскрытие общей цели урока.
Учитель зачитывает слова, написанные на доске:
«Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия». (Р.Фейнман). Мотивация: В. С.
- Этап. Проверка выполнения домашнего задания.
Дидактическая задача этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранение обнаруженных пробелов; проведение дальнейшего усовершенствования З.У.Н. учащихся.
Содержание деятельности учителя:
- Учитель: Вам было дано опережающее домашнее задание, вопросы по теории, сейчас вы смотрите видеофильм на повторение по теме «Резонанс в электрической цепи» и работаем по вопросам №1, №2.(см. приложение №1).
- Работа по вопросам теории №1, №2. Учащиеся записали ответы на вопросы в тетрадях. Учитель ведёт фронтальный опрос учащихся.
- В это время один учащийся идёт к доске и оформляет на доске решение домашней задачи №983(Рымкевич.А.П.).
- Второй ученик выполняет задание учителя: «Написать формулы расчёта периода колебаний, линейной частоты колебаний, циклической частоты колебаний.
Мотивация: С. В.
3. Этап. Подготовка к активной У.П.Д. на основном этапе урока.
Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
Содержание деятельности учителя: Постановка задач перед учащимися.
Учитель:
- Рассмотреть универсальность основных закономерностей колебательных процессов через сравнение явления механического, акустического, и электрического резонанса. Обобщить.
- Познакомиться с новыми сведениями о явлении резонанса через использование новых информационных источников, персонального компьютера.
- Выяснить «полезный» резонанс или «вредный».
Мотивация: Э. В. П. С.
4 Этап. Усвоение новых знаний.
Дидактическая задача этапа: Сформулировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении, его сущности, выделить главное, провести обобщение вместе с учащимися.
I Часть. Применение и борьба с механическим резонансом.
- опыт с маятниками (объяснение, осмысление, обобщение). Доклад о применении механического резонанса, борьба с ним. Демонстрация презентации. ПРОЕКТ
Уч-ся с опережающим заданием:
- задача качественная на механический резонанс (с литературным содержанием)
Обобщение:
II Часть. Акустический резонанс.
- В/фрагмент с вопросом «За счёт чего происходит приток энергии к системе?» (за счёт совпадения )
- Опыт с двумя камертонами + доклад с демонстрацией презентации. ПРОЕКТ
а) о применении акустического резонанса
б) «вредный» акустический резонанс.
Уч-ся с опережающим заданием:
- Задача качественная на акустический резонанс (с литературным содержанием).
Обобщение:
III Часть. Электрический резонанс.
- В/фрагмент по «Электрическому резонансу».(Техническое оснащение урока)
- Опыт «Резонанс в электрической цепи при параллельном соединении». Учащийся объясняет принцип включения схемы и задаёт вопрос «Будет ли наблюдаться явление резонанса?»
Вывод: Да, будет, при .
Обобщение:
- электрический резонанс возникает при вынужденных колебаниях;
- ;
- резкое возрастание амплитуды.
IV Часть. Виды резонанса.
Новые сведения о развитии науки по использованию явления резонанса (вопрос №4)
*Минута обмена информацией
1) учащиеся: перечисляют виды резонансов;
2) учитель: новые сведения.(Биорезонанс)
V Часть. Обобщение.
Учитель:
Вопрос: «Итак, ребята, как вы считаете явление резонанса «полезное» или «вредное»?».
Мотивация: Э. В. П. С.
5 Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Дидактическая задача этапа: Установить осознанность усвоения учащимися нового материала.
Учащиеся: устно отвечают на вопросы, обобщая (высокая мыслительная активность).
6 Этап. Закрепление знаний.
Мотивация: Э. В. С. П.
Дидактическая задача этапа: Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний.
Учащийся:
Работа по тестам (взаимоконтроль, взаимопроверка) (ответы у учителя за доской)
Открыть доску.
Листочки вложить в тетради и сдать.
Мотивация: С. Э.
7 Этап. Подведение итогов урока.
Дидактическая задача этапа: Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.
Учитель:
- Дать общую характеристику работы класса;
- Показать успешность овладения содержанием урока;
- Вскрыть недостатки (учесть реальные учебные возможности)
Выводы по уроку:
- Объявить оценки
- Вернуться к высказыванию учёного.
Мотивация: В. П. Э.
7 Этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Дидактическая задача этапа: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать Д/з, которое было бы направлено на подготовку к последующему обучению.
Учитель:
- Методические советы по выполнению Д/з
- Дифференцированный подход.
Д/з: 1) повторить §21;
2) задачи (на понимание);
3) творческие задания (по желанию).
- Собрать тетради на проверку с ответами на вопросы (по опережающему заданию).
Опережающее задание на дом.
Вопросы:
- При каком условии возникает резонанс? (механический, акустический, звуковой, электрический);
- Сформулируйте определение резонанса в электрической цепи (механического резонанса);
- Начертите график, иллюстрирующий явление резонанса в двух контурах с различным активным сопротивлением. В каком случае наблюдается более острый резонанс?
- Какие виды резонанса существуют?
- Учёт возможности резонанса в технике (понятие вредного и полезного резонанса).
1) Задача на механический резонанс.
В романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» описан звон большого соборного колокола: «Исполинская медная капсула начинала медленно раскачиваться… Первый удар медного языка о внутренние стенки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоколом.
…Колокол раскачивался всё быстрее… Наконец начался великий звон; вся башня дрожала: балки, водосточные желоба, каменные плиты – всё, от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одновременно.
Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, распространявшееся на четыре лье кругом»
Вопрос: Почему строение собора начинает вибрировать только тогда, когда колокол начинает звонить, а не тогда, когда его начинают раскачивать?
2) Задача на акустический резонанс.
«Поезд прыгал на стрелках… Внезапно грохот усилился. Поезд вкатился в коридор между порожними составами и, щёлкая как турникет, стал пересчитывать вагоны» (И.Ильф и Е.Петров, «Двенадцать стульев»)
Вопрос: Почему звук усиливается, когда поезд проезжает мимо другого состава? Почему от пустого состава отзвук громче, чем от загруженного?
На дом:
Качественные вопросы:
1) Выступая на эстраде под сводом, певец обнаружил, что определённый тон заметно усиливался. Как можно объяснить это?
2) Как иллюстрирует качание ребёнка в люльке принципы резонанса? Что произойдёт, если толчки не будут происходить через правильные промежутки?
Предварительный просмотр:
Тезисы работы: Урок по теме: « Человек и явление резонанса»
Тип урока: Комбинированный урок с использованием современных информационных технологий, метода проектов.
Цель урока: Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.
Задачи урока: 1) Обучающая. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах (механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе).2) Развивающая. Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.). 3)Воспитывающая. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера). Рассмотреть практическую значимость приобретённых знаний.
План урока:
- Этап. Организация начала урока.
- Этап. Проверка выполнения домашнего задания.
- Этап. Подготовка к активной У.П.Д. на основном этапе урока.
- Этап. Усвоение новых знаний.
5. Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. 6. Этап. Закрепление знаний.
7 Этап. Подведение итогов урока.
Рекомендации: При просмотре плана урока на CD-диске необходимо обратить внимание на выделенные синим цветом ключевые слова ( при нажатии на них мы имеем связь с гиперссылкой на презентацию или приложение к данной части урока).
Выводы по уроку:
- Проведено углубление и расширение учебного материала, учащиеся ознакомлены с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам информации. Проведено обобщение вместе с учащимися по эффективности использования метода проектов на уроке.
- Показана роль физики в изучении природы. Выполнены упражнения на применение знаний о явлении резонанса при решении задач.
- Был показан вклад учёных в исследовании явления резонанса и развитии физики.
- Были использованы нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
- Цель урока достигнута за счёт использования современных информационных технологий.
Предварительный просмотр:
Тест по теме: Резонанс в электрической цепи.
- При каких колебаниях наблюдается явление резонанса?
А. Свободных Б. Вынужденных В. Затухающих
- Каково значение резонансной частоты в электрической цепи из конденсатора и катушки?
А. L*c Б. В. 2**
- При каком условии резонансные свойства контура выражены отчетливо?
А. Б. В.
- Резкое возрастание, какой физической величины наблюдается при явлении резонанса?
А. Период колебаний. Б. амплитуда колебаний. В. Частота колебаний.
Предварительный просмотр:
Техническое оснащение урока:
- Компьютер + мультимедиапроектор (со звуком.).
- Звуковой генератор.
- Батарея конденсаторов.
- Лампа электрическая(2 шт.).
- Соединительные провода.
- Дроссельная катушка.
- Штатив демонстрационный(2 шт.).
- Толстые нитки.
- Шарики(5 шт.).
- Камертон(2 шт.).
- Гитара 6-ти струнная.
- Набор магнитов(для доски.).
Предварительный просмотр:
Задача на механический резонанс.
В романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» описан звон большого соборного колокола:
Исполинская медная капсула начинала медленно раскачиваться …Первый удар медного языка о внутренние стенки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоколом.
….Колокол раскачивался всё быстрее …
Наконец начинался великий звон; вся башня дрожала: балки, водосточные желоба, каменные плиты – всё, от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одновременно.
Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, распространявшееся на четыре лье кругом.
Вопрос:
Почему строение собора начинает вибрировать только тогда, когда колокол начинает звонить, а не тогда, когда его начинают раскачивать?
Предварительный просмотр:
Качественные вопросы:
- Выступая на эстраде под сводом, певец обнаружил, что определённый тон заметно усиливался. Как можно объяснить это?
- Как иллюстрирует катание ребёнка в люльке принципы резонанса?
Что произойдёт, если толчки не будут происходить через правильные промежутки?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект по теме:
Человек и явление резонанса .Физика 11-классАвтор: Емелюкова. С. И. Учитель физики МОУ СОШ № 73
Цель проекта :
Рассмотреть применение резонанса втехнике ,в народном хозяйстве и методыборьбы с вредным резонансом.
Наше кредо:
Физика какая ёмкость слова ,Физика для нас не просто звук,Физика основа и опора Всех без исключения наук.
Наш девиз:
Находчивость и смелость, отвага и удача в беде не растеряться – вот главная задача.
Задачи проекта :
Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса;Рассмотреть виды резонанса: механический, акустический, электрический.Показать универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы.Показать роль физики в изучении природы.
Основополагающий вопрос:
Нужно ли бороться с явлением резонанса ?ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:Почему нельзя солдатам идти строем в ногу по мосту ?Какое физическое явление положено в основу работы всех музыкальных инструментов?Как явление резонанса связано с именем А.С.Попова?
Этапы и сроки проведения проекта.
Формулирование тем исследований учеников .Формирование групп для проведения исследований, выбор индивидуальных заданий учениками в группах.Выбор творческого названия проекта.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Работа в группах.
Группа: Явление механического резонанса.Группа: Явление акустического резонанса. Группа: Явление электрического резонанса.Группа: Биорезонанс.
Проектные разработки учащихся:
Группа: создание презентации.Группа: создание презентации.Группа: выступление с докладом, демонстрация опытов.Группа: создание буклета.
Материалы проекта:
Критерии оценивания:1) буклета2) презентации3) web – сайтаМетодические материалы1) план проведения2) визитка3) рейтинг успеваемостиДидактические материалы1) тест № 12) задача на механический резонанс3) задача на акустический резонанс4) качественные вопросы
Выводы:
Явление резонанса играет огромную роль в жизни человека.Необходимо учитывать « вредный » резонанс в технике.Изучение резонанса позволяет человеку управлять данным явлением и поставить его на службу людям.
Информационные ресурсы.
Литературные ресурсы:1) Ю. Н. Марков. Физика. Пособие для поступающих в ВУЗы. Изд. Уральского университета, 2003.2) Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. Физический эксперимент в средней школе. М. « Просвещение», 1991. 3) А. П. Усольцев. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. 7-11 класс. Изд. Уральского университета, 2004. * Ресурсы Интернета: 1) www.npl–rez.ru/litra/biorez.htm 2) prometheus.al.ru/medic/med1.htm
Контактный адрес:
Свердловская область, г.Лесной. МОУ СОШ № 73, ул. Ленина 10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока на тему "Человек и его деятельность"
Презентация урока по обществознанию в 6-м классе на тему: "Человек и его деятельность" (учебник Обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой). Данная презентация поможет учителям...
Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс
Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС
Общая информацияУчебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»Место урока ...
Методическая разработка урока по теме "Смачивание. Капиллярные явления"
Урок-исследование по теме "Смачивание и капиллярные явления" соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования....
Презентация к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс.
Презентация к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс....
Открытый урок на тему: "Сила тяжести.Явление тяготения"
урок раскрывает роль всемирного тяготения в жизни...